29.03.2024

4 thoughts on “Акыда ат-Тахавийя.

    1. Ва аляйкум ассалям ва рахматуллаh!
      БИОГРАФИЯ
      Имам Абу Джафар бин Мухаммад бин Саляма аль-Азди аль-Хаджри ат-Тахави родился в деревне Таха в Египте. Его предки родом из Йемена, переселились в Египет после того, как он стал частью халифата. Есть разные мнения насчёт даты рождения имама – 229/843, 230/ 844, 238/852 и 239/853 года упоминаются у разных биографов. Ас-Самани (да помилует его Аллах) утверждает, что он родился в 229 и это – верное мнение. Он умер в Египте в 321/933[1].

      Его кормилицей была супруга великого мухаддиса Абу Мусы аль-Мисри[2] (да помилует его Аллах) – одного из учителей Абу Давуда и Насаи. Но первым его учителем была мать. Она была знающей, училась у имама Шафии (да будет доволен им Аллах). Её брат, имам аль-Музани[3] (да помилует его Аллах) известен как самый влиятельный сторонник шафиитского мазхаба в Египте и лучший ученик имама Шафии, поэтому в книгах она фигурирует либо как ухт-Музани, либо как умм-Тахави. Так же, как и её брат, она посещала уроки имама Шафии и даже стала всесторонне образованным учёным шафиитского мазхаба.

      Имам ас-Суюти (да помилует его Аллах) пишет о ней: «Она посещала кружок имама аш-Шафии и на неё ссылается имам Рафии в разделе «закят». Также о ней упоминают ас-Субки и Аснави в «Сборнике биографий учёных-шафиитов».

      Не удивительно, что окружённый такими людьми имам ат-Тахави (да будет доволен им Аллах) был склонен к изучению религиозных наук ещё в детстве. Он ребёнком заучил весь Коран наизусть и посещал уроки своего отца, а затем и других учёных.

      Имам ат-Тахави глубоко изучал хадис и фикх, его считали одним из величайших мухаддисов и факихов своего времени. Абу Исхак аш-Ширази (да помилует его Аллах) пишет, что он был последним лидером ханафитского фикха в Египте[4].

      Он начал изучение шафиитского фикха под руководством дяди (брата матери) имама аль-Музани, затем принялся за изучение ханафитского мазхаба под руководством шейха Абу Джафара Ахмада бин аби Имрана[5], который впоследствии стал главным кади (судья) Египта в 270/883.

      В 268 (882) году ат-Тахави направляется в Сирию для дальнейшего изучения ханафитского фикха и становится учеником кади Абу Хазима Абдуль-Хамида бин Джафара, который на тот момент был главным судьёй Сирии [6].

      Он брал хадис у многих шейхов, и особенно у тех, кто посещал Египет в то время. У него также было много видных учеников [7].

      Он автор многих значимых трудов, некоторые из которых мы упомянем:

      1. «Шарх Маани аль-Асар»;

      2. «Мушкиль аль-Асар»;

      3. «Ахкям уль Коран»;

      4. «Ихтиляф уль уляма»;

      5. «Ан-Навадир аль Фикхийя»;

      6. «Китаб аш-Шурут аль-Кабир»;

      7. «Аш-Шурут аль-Авсат»;

      8. «Шарх аль-Джами ас-Сагир»;

      9. «Шарх аль-Джами аль-Кабир»;

      10. «Аль-Мухтасар»;

      11. «Манакиб Аби Ханифа»;

      12. «Тарих аль-Кабир»;

      13. «Ар-Радд аля Китаб аль-Мудаллисин»;

      14. «Ар-Радд аля Аби Убайд»;

      15. «Ар-Радд аля Иса бин Аббан»;

      16. «Хукм Аради Мака»

      и другие.

      Имам ат-Тахави (да будет доволен им Аллах) посвятил жизнь преподаванию и написанию книг. Только недавно была найдена часть его огромного труда по тафсиру. Одна только его работа по ихтиляфу, по сообщению биографов, составляет 130 томов. К сожалению, они не дошли до наших дней. Однако часть этого труда в сокращённом варианте, которую сделал великий алим-ханафит и муфассир Абу Бакр аль-Джассас (ум. 370/981), сохранилась в рукописном виде в Стамбуле.

      Он написал труд по классификации хадисов, а также сборник хадисов, которые заучил от своего дяди – имама аль-Музани — «Сунан аш-Шафии». Он также автор известного «Шарх маани аль-Асар» — комментария ко всем хадисам, относящихся к вопросам фикха.

      Самая важная из его работ по фикху — это, пожалуй, «Мухтасар», на которую учёные-ханафиты написали несколько подробных шархов.

      Самым же известным из его трудов стала работа по акыде «Баян ас-Сунна валь-Джамаа» – известная как «Акыда ат-Тахавийя» [8]. Небольшой по объёму, но огромный по важности текст на все времена, перечисляющий всё, что должен знать и во что должен верить каждый мусульманин.

      Акыда ат-Тахавийя содержит положения, по которым нет разногласий ни среди сподвижников, ни среди табиинов, ни среди великих учёных Исламского мира — имамов четырёх мазхабов и их значимых последователей. Принципы, которые перечисляет имам Тахави, целиком и полностью взяты из первоисточников: Священного Корана и достоверных хадисов.

      Во введении имам говорит, что собрал положения веры Ахлю-с-Сунна валь Джамаа на основе взглядов Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада Шайбани (да будет доволен ими Аллах) – всем известных факихов ханафитского мазхаба. Тахави не делал попыток объяснить эти положения или разрешить старые теологические проблемы.

      Простота этого текста сделала очевидной нужду в более сложном толковании положений веры, чтобы дать отпор философам и сектам – антропоморфистам [9], детерминистам [10] и рационалистам [11].

      С этими задачами успешно справились имамы Абу Мансур аль-Матуриди и Абуль Хасан аль-Ашарии (да будет доволен Аллах ими обоими), которые, будучи современниками и живя в разных местах, независимо друг от друга пришли к одинаковым заключениям – и с тех пор их работы с лаконичными и ясными объяснениями и опровержениями заблудших стали основными текстами для изучения в исламских учебных заведениях.

      Имам ат-Тахави, так же, как и имам Абу Мансур аль-Матуриди, построил свои системы на убеждениях имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах), они разошлись только в формулировках. Система Матуриди отличается более сильным синтезом между накль (традиция) и акль (разум). Он признавал необходимость рационального мышления для правильного понимания текстов

      Откровения для отпора нескончаемых интеллектуальных вызовов, которые сеяли сомнения в сердцах мусульман (в частности для опровержения мутазилитов).

      Калам [12] [в своё время] стал необходим для опровержения заблудших, и в наши дни любой мусульманин обязан изучать акыду — это защитит его от заблуждений. Акыда ат-Тахавия — самый простой и подходящий для этого текст. Однако его необходимо изучать с учителем, который, в свою очередь, приобрёл понимание этого текста от такого же учителя с непрерываемым иснадом до самого автора.

      Имам ас-Субки [13], великий учёный-шафиит отметил, что ханафиты, шафииты, маликиты и ханабалиты едины в акыде: «Все они следуют за мнением людей пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и большинства учёных. Они поклоняются Аллаху в соответствии с акыдой Абуль Хасана аль-Ашари. Никто не отклоняется от него, кроме отщепенцев из ханафитов и шафиитов, которые последовали за мутазилитами, и отщепенцев из ханабалитов, которые склонились к антропоморфизму. Однако Аллах защитил маликитов от этого, и мы не встретим маликита, который бы не был ашаритом в акыде. Таким образом, акыда аль-Ашари заключена в акыде Абу Джафара ат-Тахави, под которой подписались все факихи разных мазхабов и которой они довольны в качестве вероубеждения…Так и скажи фанатикам из этих сект: «Берегитесь, оставьте свой фанатизм и ересь и защищайте религию Ислам!».[14]

      [1] Ас-Самани, аль-Аснаб, Лейден, 1912, страница 368; ибн Кутлюбуга, Тадж ат-Тараджим, ред. Г. Флюгель, 1862, стр. 6; ибн ан-Надим, аль-Фихрист, Каир, 1348/1929, стр. 292; Абдуль Кадир аль-Караши, аль-Джавахир аль Мудийя, Хайдарабад, 1332/1913, том. I, стр. 102 05; Джалалуддин ас-Суюти, Хусн аль-Мухаддра, том. I, стр. 147; ибн Халликан, Вафаят аль-Аян, том I, стр. 19; аз-Захаби, Тазкира аль-Хуфаз, Хайдарабад, 1334/1915, том III, стр. 28; Абдуль Хай Лахнави, аль-Фаваид аль-Бахийя, Каир, 1324/1906, стр. 31 34.

      [2] Умер 264/878.

      [3] Умер 264/878.

      [4] Цитирует Аз-Захаби, op. cit., том III, стр. 28; цитирует ас-Суюти, op. cit., том I, стр. 147

      [5] Умер 285/898.

      [6] См. Работы, о которых говорилось выше

      [7] Мухаммад Захид аль-Кавсари, аль-Хави, Каир, 1368/ 1948, стр. 6 11; цитирует Аль-Караши, op. cit.; Лисан аль-Мизан.

      [8] Акыда вышла в Халебе (Сирия) в 1344/1925. На неё были написаны шархи (см. Кашф аз-Зунун, Стамбул, II, 1143), один из которых под названием «Китаб Шар хат-Тахавийя фи аль-Акыдат ас-Салафийя» был издан в Мекке в 1349/1930, его приписывают Садруддину Али бин Мухаммаду аль-Азрайи.

      [9] Антропоморфизм — приписывание Всевышнему качеств творений, например, изменением, перемещением в пространстве, нахождение в каком-либо месте, обладание органами и т.д.

      [10] Детермини зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — учение, утверждающее, что все явления связаны причинной связью с более ранними явлениями.

      [11] Рационализм (от лат. rationalis — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Исторически рационализм восходит к древнегреческой философии.

      12] Калам (ильму-ль-калям) — важнейшая исламская наука, отстаивающая принципы Единобожия на основе использования рациональных доводов, возникла в связи с необходимостью очищения Ислама от ереси, вносимой философами, христианами, иудеями, антропоморфистами и т.д.

      [13] умер 771/1370

      [14] Таджуддин ас-Субки, «Муид аль ниам ва муид ан-никам» (Бейрут, муассасат аль-кутуб ас-сакафийя, 1986), стр. 62.

      Из книги «Акыда ат-Тахавийя».

    1. Извините ))
      Его зовут Абу Али аль-Аш’ари. Вот его биография:
      Родился в Мурманской области, детство провел в Дагестане, в настоящее время живет в Москве.

      Арабский язык начал изучать, будучи студентом академии им. Плеханова. Около двух лет изучал язык у выпускника Дамасского университета, затем приступил к чтению книг по исламским наукам с несколькими выпускниками дагестанских медресе и исламских институтов. Прошел с ними «Тасриф» по сарфу, «Изхар» по нахву и такие книги по шафиитскому фикху, как «Матн Абу Шуджа’», «Фатхуль-Му’ин», «Кифаятуль-Ахьяр» (разделы Тахарат и Солят) и разделы поклонения из «Минхадж ат-Талибин» имама ан-Навави. Также изучал убеждения псевдосалафитов «из первых рук», в частности, у шейха Аделя из Ливана. Прочитал с ним шарх на «Акыду аль-Васатыя» Ибн Таймиййи и «Аль-Люма’» Ибн Кудамы аль-Макдиси.

      Затем приступил к углубленному изучению акыды Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а, слушая уроки и читая книги одного из крупнейших современных ученых по акыде и усуль аль-фикх шейха Саида Фуды из Иордании. Изучил таким образом «Акыду ат-Тахавийя», «Умм аль-Барахин» имама ас-Сануси, «Джавхарат ат-Таухид» имама аль-Лякани, «Аль-харида аль-Багия» имама Ахмада ад-Дардира и «Матн аль-Варакат» имама аль-Джувейни с шархом имама аль-Махалли по усулю. Все – с комментариями шейха Фуды, хафизахуЛлаху Та’аля. Одновременно с этим начал изучать (и продолжает изучать по сей день) книги по акыде и усулю самостоятельно. Особую пользу получил от работ имама Мухаммада Захида аль-Кавсари.

      Прочитал «Джавхара ат-Таухид», «Умм аль-Барахин» и «Тахавийю» перед Махди Шамсуддином, студентом шариатского знания из Ливана, который является учеником крупного алима по акдые и усулю шейха Му’тасима аль-Багдади. Позже брал у устаза Махди уроки по шафиитскому фикху: по шарху Ибн Касима на Абу Шуджа’ (параллельно читая «Хашият» аль-Байджури и слушая уроки шейха Рушди аль-Каляма из Сирии), «Мукаддима аль-Хадрамийя», «Ас-Сирадж аль-Вахадж», толкованию имама аль-Гумрави на «Минхадж» имама ан-Навави. Также прочитал примерно половину шарха на «Катр ан-Нада» и часть «Шарх аль-Фаваких аль-Джанийя ‘аля Мутаммимат аль-Аджуррумийя» имама аль-Факихи (обе книги по нахву), слушая ценнейшие уроки шейха Рушди.

      Более года учился у Мурада-хаджи, ученика муфтия Дагестана, изучая чтение Корана, и прочитал с ним «Талхис аль-Ма’ариф» шейха Хасана-афанди аль-Кахи по науке тасаввуф, «Книгу знания» из «Ихья ‘улюм ад-дин» имама аль-Газали и «Тухфатуль-мюрид», шарх имама аль-Лакани на «Джавхара ат-таухид».

      Брал у нескольких алимов из Дагестана уроки по следующим книгам: «Маракиль-Фалях, шарх Нур аль-Идах» имама аш-Шурунбуляли по ханафитскому фикху, «Нузхат ан-Назр, шарх Нухбат аль-Фикар» хафиза Ибн Хаджара аль-‘Аскаляни по терминологии хадисов, «Аль-Ваджиз фи усуль» шейха Хасана Хиту по усуль аль-фикх, «Фатхуль-Му’ин» имама аль-Малибари и «Минхадж ат-Талибин» имама ан-Навави по шафиитскому фикху, «Шарх Унумузадж» по нахву и «Тафсир Джалялейн».

      С начала 2009-го года является учеником шейха Алихаджи аль-Кикуни, одного из крупнейших современных ученых Дагестана, который брал знания у многих крупных ученых Сирии, таких, как шейх Мухаммад Рамазан аль-Бути, шейх Мухаммад Зухайли, шейх Нуруддин ‘Итр. Абу Али изучает с шейхом Алихаджи «Ихья ‘улюм ад-дин» имама аль-Газали, закончил «Бурудж аль-мушайяда» шейха Хасана-афанди аль-Кахи, куддиса сирруху, и приступил к чтению книги Хасана-афанди «Танбих ас-Саликин». Также он переводит уроки шейха Алихаджи по этим книгам с арабского и аварского на русский. ИншаАллах, в будущем эти переводы будут изданы в виде книг. Также прочитал у шейха индивидуально книгу «Маракиль-Убудийя», толкование на «Бидая аль-Хидая» имама аль-Газали, которую шейх Алихаджи проходил с шейхом Саидом-афанди аль-Чиркави, куддиса сирруху. В настоящее время берет индивидуальные уроки по «Фатх аль-Мубин, шарх аль-Арабаин» имама Ибн Хаджара аль-Хайтами и «Тафихм аль-мутафахим, шарх Та’лим аль-мута’аллим».

      Также берет уроки у шейха Биляля Захида из Триполи (Ливан). Шейх Биляль – ученик муфтия Триполи шейха Усамы ар-Рифаи, который в течение 10 лет учился в Медине у великого деобандийского алима шейха Мухаммада Ашика Иляхи аль-Барни. У шейха Биляля Абу Али брал уроки по книге «Тасхиль ад-Дарури» шейха Ашика Иляхи по ханафитскому фикху и шарху аль-Гунейми на «Акыду ат-Тахавийя».

      Читал «Умм аль-Барахин» имама ас-Сануси с шейхом Билялем Наджаром, учеником шейха Саида Фуды.

      С Ибн Хусейном аш-Шафии, изучавшим шафиитский фикх в Медине у шейхов из Йемена, читает «Умдат ас-Салик».

      В 2011 году прочитал шарх имама Махалли на «Матн аль-Варакат» с шейхом Абдуррахимом ибн Нахилем аль-Магриби, учеником крупнейших ученых Магриба и Дамаска. Получил от шейха иджазу по матну, также несколько иджаз по сборникам хадисов («Арбаин» Навави, «Шамаиль Мухаммадийя» Тирмизи, «Умдат аль-Ахкам», «Рияд ас-Салихин»).

      С доктором Зиядом Хамданом из Ливана, учеником шейха Абдуллаха аль-Харари, изучает книги шейха (прошел «Ас-Сырат аль-Мустакым», разделы акыда и ридда из «Умдат ар-Рагиб», в настоящее время читает «Шарх аль-Кавим» и «Аль-Кауль аль-джали, шарх Мухтасар») и шарх Ибн Дакык аль-Ида на «40 хадисов» имама Навави.

      С шейхом Идрисом, учеником муфтиев Мухаммада Рафи и Мухаммада Таки Усмани, прочитал матн «Исагуджи» по науке мантык и «Нузхат ан-Назр, шарх Нухбат аль-Фикар» имама Ибн Хаджара аль-‘Аскаляни, в настоящее время читает с ним книгу «Любаб фи шарх аль-Китаб», толкование на мухтасар Кудури по ханафитскому фикху и «Усуль аш-Шаши».

      С шейхом Мухаммадом Насыром ат-Тараблиси (Ливан) читает «Кифаятуль-Ахьяр» по шафиитскому фикху и шарх на «Катр ан-Нада» по нахву.

      Также много времени уделяет самостоятельному чтению, изучению тахкыков к книгам и прослушиванию аудиоуроков шейхов Ахлю-Сунна.

      С 2008-го года дает уроки в Исторической мечети г. Москвы. С 2009-го года преподает в мечети официально с одобрения муфтия Дагестана. Также в 2009-ом году стал одним из основателей сайта «Дарульфикр.ру», целью которого является распространение исламских знаний и защита истинного суннитского вероучения от искажений заблудших сект.
      http://darulfikr.ru/story/bio/abu_ali_al-ashari

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *