19.04.2024

Вопрос0ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

НЕ ПОЛУЧИВ РАЗВОДА, ВТОРИЧНО ВЫШЛА ЗАМУЖ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

ВОПРОС: Салам алейкум. Я вышла второй раз замуж без развода от мужа. Мы с ним расстались и решили больше не видеться, но талак он мне не давал. Я через полгода вышла замуж, и потом я задумалась, может мой брак недействителен, так как муж не дал развод. Я нашла первого мужа по интернету и сказала, что вышла замуж, и он дал мне талак. Но я сейчас не пойму: мой второй брак деиствителен ли и нужно ли читать еще один никах с моим вторым мужем? Спасибо. Очень жду ответ. (Узбекистан)  
ОТВЕТ: Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Если Ваш первый муж не давал Вам талака, то Ваш брак оставался в силе независимо от того, как долго Вы жили врозь. Это означает, что когда Вы вышли за «второго мужа», Вы в действительности все еще были замужем за первым. Поскольку на тот момент Вы были замужем за своим первым мужем, никах со «вторым мужем» не был действителен, и Вы живете в прелюбодеянии и блуде с так называемым «вторым мужем», который на самом деле мужем Вам не приходится. Вам следует совершить искреннее тауба и попросить у Аллаха прощения из самых глубин Вашего сердца.
 
Теперь, после того, как муж выдал Вам талак, Вам следует соблюдать период Идда, который составит три полных менструальных цикла, если Вы не беременны. Если Вы беременны, Идда длится до рождения ребенка. По окончании Идда Вам нужно будет совершить никах с тем человеком, которого Вы называете «вторым мужем», если Вы хотите быть с ним. Без соблюдения Идда и совершения нового никаха, Вам не будет разрешаться быть с ним.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
 
 

МУЖ ЗАПРЕЩАЕТ ПОДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ. КАК БЫТЬ?

ВОПРОС: Ассаляму алейкум. Мой муж не соблюдающий мусульманин. К сожалению, он не разрешает давать садака. Как быть? (Россия, Татарстан, Казань)
ОТВЕТ: Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Если деньги, которые Вы хотите дать в качестве садака (милостыни) принадлежат Вашему мужу, то Вы не можете использовать их в благотворительных целях без его согласия. Это потому, что он является владельцем денег и отдать их в качестве добровольного пожертвования без его согласия не допустимо, особенно, если он возражает против этого. Сделки, где используется  имущество третьего лица без его согласия, неразрешены.
Пророк Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

لا يحل مال امرئ مسلم إلا بطيب نفسه

«Запрещено брать имущество другого мусульманина, если только он не согласится на это с чистым сердцем» (Даракутни, хадис №2885, передал Анас бин Малик).

Если деньги принадлежат Вам, то Вы можете подать их в качестве садака, если захотите. Ваш муж не может помешать Вам сделать это доброе дело. Тем не менее, Вы также должны быть внимательны к тому, чтобы не дать настолько много, что это станет предметом ссор в вашей семье. Даже если это небольшая сумма, садака будет иметь множество благословений и что здесь самое главное, так это искренность намерения, а не количество денег.

В то же время, Вы должны объяснить своему мужу, что благотворительность является великим актом поклонения и имеет много преимуществ, таких как увеличение богатства, защита от бедствий, а также защита от плохой смерти, и самое главное, достижение довольства Аллаха.

Аллах говорит в Коране:

مَثَلُ الَّذِينَ يُنْفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ كَمَثَلِ حَبَّةٍ أَنْبَتَتْ سَبْعَ سَنَابِلَ فِي كُلِّ سُنْبُلَةٍ مِائَةُ حَبَّةٍ وَاللَّهُ يُضَاعِفُ لِمَنْ يَشَاءُ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ  الَّذِينَ يُنْفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ثُمَّ لَا يُتْبِعُونَ مَا أَنْفَقُوا مَنًّا وَلَا أَذًى لَهُمْ أَجْرُهُمْ عِنْدَ رَبِّهِمْ وَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ

«Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий.
Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Коран, 2:261-262).

Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) сказал в хадисе:

ما من يوم يصبح العباد فيه، إلا ملكان ينزلان، فيقول أحدهما: اللهم أعط منفقا خلفا، ويقول الآخر: اللهم أعط ممسكا تلفا

«Каждое утро, когда рабы Аллаха просыпаются ото сна, сверху обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, даруй расходующему возмещение!», другой же обращается к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, приведи скупого к ущербу!»
(Сахих аль-Бухари, хадис №1442, передал Абу Хурайра).

В другом повествовании Пророк Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

إن الصدقة لتطفئ غضب الرب وتدفع عن ميته السوء

«Поистине, милостыня гасит гнев Господа и избавляет от дурной смерти» (Тирмизи, хадис №664, передал Анас бин Малик).

Я надеюсь, что вышеуказанные тексты из Корана и хадисов послужат мотивом для Вас и Вашего мужа подавать милостыню (садака).
А Аллах знает лучше.
Уассалам.

 


РАЗРЕШЕН ЛИ КОСМЕТИЧЕСКИЙ ТАТУАЖ?

ВОПРОС: Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху! Можно ли делать татуаж – это обводка глаз и губ на год (моя жена носит никаб)? (ОАЭ, Дубай)
ОТВЕТ: Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Перманентный макияж не допускается, так как он подразумевает татуирование. Именно поэтому он также известен как косметический татуаж. Пророк Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) запретил татуирование и проклял того, кто делает татуировку и того, кому ее делают. Запрет связан с тем, что татуирование влечет за собой изменение цвета кожи человека.

Татуировка является одной из форм модификации тела человека, сделанной путем внесения несмываемых чернил в слой кожи (дерму) с целью изменить ее пигментацию (Википедия).

Передал Саидуна Абдулл бин Мас’уд (радиаллаху анху):

لعن الله الواشمات ، والمستوشمات ، والمتنمصات والمتفلجات للحسن ، المغيرات خلق الله ، ما لى لا ألعن من لعنه رسول الله  صلى الله عليه وسلم  وهو فى كتاب الله

«Да проклянёт Аллах женщин, делающих татуировки, и тех, кто просит делать их себе, [а также] выщипывающих себе брови и тех, кто просит [других] выщипать им брови, [а также] подпиливающих (мутафаллиджат) себе [зубы] для красоты и изменяющих творение Аллаха!» (Сахих аль-Бухари, хадис №5943).

Таким образом, независимо от того, носит Ваша жена никаб или нет, перманентный макияж или косметический татуаж не допустим. Ваша жена может украшать себя для Вас с помощью смываемой косметики, если она того пожелает, вне поля зрения немахрам мужчин.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.

 


МОЖНО ЛИ НОСИТЬ БРЕКЕТЫ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ПРИКУСА?

ВОПРОС: Ассаляму алейкум. Можно ли носить брекеты для исправления прикуса, не меняет ли это внешность (Россия, Татарстан, Казань).
ОТВЕТ: Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Допустимо носить брекеты для исправления прикуса, так как это исправляет дефект промежутков между зубами. Это является одной из форм аладж (лечение), что является допустимым.

Это не подпадает под действие изменения своей внешности, что запрещено в хадисе.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.

 


РОДИТЕЛИ ПОМОГАЮТ ДЕНЬГАМИ ИЗ БАНКА. МОЖНО ЛИ ПРИНЯТЬ ИХ?

ВОПРОС: Ассаляму алейкум. Можно ли, если родители помогают в строительстве, но деньги харам (ссуда из банка)? (Россия, Татарстан, Казань)
ОТВЕТ: Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Не допустимо Вашим родителям брать деньги в долг под проценты, чтобы помочь Вам в строительстве дома. Брать деньги в кредит, где начисляются проценты, является запрещенным, так как ростовщичество строго запрещено в Исламе.

لعن رسول الله صلى الله عليه وسلم آكل الربا، ومؤكله، وكاتبه، وشاهديه، وقال هم سواء

Передают, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял ростовщика, того, кто берёт у него в долг, писца, [делающего запись], и обоих свидетелей их сделки и сказал: «Они [ничем не отличаются друг от друга]» (Сахих Муслима, хадис №1598).

Таким образом, насколько это возможно, Вы должны посоветовать своим родителям не брать деньги в долг под проценты с целью оказать Вам помощь, или же Вы сами должны отказаться от их помощи.

Тем не менее, если они уже оказали Вам помощь в строительстве дома деньгами взятыми в процентный кредит, то это не сделает проживание в доме запретным. Вам все равно будет допустимо оставаться в доме и использовать его для жилья. За грех процентного займа ответственны Ваши родители, и они должны раскаяться в этом и постараться избавиться от долга как можно скорее.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.

 


МОЖНО ЛИ СОВЕРШАТЬ НАМАЗ С МАКИЯЖЕМ?

ВОПРОС: Ассаламу алейкум ва рахматулахи ва баракатуху! Ответьте, пожалуйста, можно ли совершать намаз накрашенной, при этом находясь в омовении? (Россия, Москва)
ОТВЕТ: Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Некоторые виды макияжа, как правило, препятствуют попаданию воды на кожу при исполнении омовения. Если такой макияж нанесен до исполнения вуду, то омовение женщины с таким макияжем действительным не будет. Однако если сначала совершить вуду, а уже затем, будучи в состоянии вуду, нанести макияж, омовение от этого не перестанет быть действительным, и можно будет молиться с нанесенным макияжем.

Примечание. Следует убедиться, что макияж не содержит харам-ингредиентов.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.

 


КАКОВ ПЕРИОД ИДДА ДЛЯ РАЗВЕДЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ И ДЛЯ ВДОВЫ?

ВОПРОС: Пожалуйста, скажите, сколько времени длится период Идда для разведенной женщины: 3 месяца 10 дней или же 3 менструальных цикла? Не могли бы вы сообщить также о периоде Идда для вдовы.
Буду очень вам благодарен.
Джазакаллах.
ОТВЕТ: Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Идда (араб. عده) — время после развода или смерти мужа, в течение которого женщине нельзя выходить замуж. Существуют также еще и иные ограничения для женщины в период Идда.
Период Идда для разведенной женщина составляет три полных менструальных цикла. Если она достигла климактерического возраста, период составит 3 месяца. Если она беременна, то он длится до рождения ребенка.

Идда для вдовы составляет 4 месяца и 10 дней. Если она была беременна во время кончины своего мужа, ее Идда будет длиться до рождения ребенка.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.

 


КАК БЫВШИЙ МУЖ ДОЛЖЕН ОБЕСПЕЧИВАТЬ ЖЕНУ И ДЕТЕЙ ПОСЛЕ РАЗВОДА?

ВОПРОС: Саламу алейкум! Хотелось узнать детально об обеспечении разведенной женщины с момента развода в период беременности, обеспечении матери и ребенка отцом после рождения, в период кормления грудью, и после. Входит ли в это обеспечение матери ребенка пропитанием, одеждой, жильём и после 2 полных лунных лет кормления грудью? Когда ребенка может забрать отец? Есть ли у ребенка при приобретении самостоятельности право выбора, с кем из родителей ему оставаться до совершеннолетия? (Россия, Башкортостан)
ОТВЕТ: Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Период Идда у беременной женщины длится до рождения ребенка.

وعدة الحامل أن تضع حملها كذا في الكافي

До тех пор, пока у нее длится Идда, мужу необходимо обеспечить ей содержание, а также предоставить место проживания до окончания срока Идда. Ее обеспечение будет включать питание и одежду на том уровне, к которому она привыкла, а также другие базовые нужды. Как только период Идда закончится, муж более не обязан содержать ее.

Что касается содержания ребенка, имеются следующие правила:

Отец обязан обеспечивать содержание сына от рождения до того возраста, когда он сможет зарабатывать для себя стабильный доход.
 
Отец обязан содержать дочь от рождения до ее замужества.

По грудному вскармливанию: максимальный срок для грудного вскармливания ребенка составляет два года по лунному календарю. К тому времени, когда возраст ребенка достигнет двух лунных лет, его следует отучить от грудного молока.

По попечительству детей — пожалуйста, ознакомьтесь с вложенным материалом о попечительстве [см. статью ниже «Попечительство. Содержание жены и ребенка после развода»].
А Аллах знает лучше.
Уассалам.

 


Попечительство. Содержание жены и ребенка после развода

Муж обязан содержать свою жену во время обязательного выжидательного срока идда. Материальное обеспечение будет таким же, как обеспечение жены во время никаха, и вступит в силу только в том случае, если нет нушуз ( непослушание) с ее стороны. Данное обеспечение будет отменено, если она покинет семейный дом без согласия ее супруга или без какой-либо иной уважительной по шариату причины. (Шаами, том 3, стр 609)

Если у жены есть попечительство над ребенком, муж обязан платить жене по уходу за ребенком. Эта плата будет отменена, если отец не в состоянии ее выплачивать и эта услуга предоставляется бесплатно родственниками матери. Мать может потерять попечительские права, если будет в этом случае настаивать на плату по уходу за ребенком.

Предоставление жилья обязательно только в том случае, если у матери нет своего жилища. В ином случае — дети будут жить в доме матери. (Шаами, том 3, стр. 557 и 562)

Матери причитается отдельная плата за грудное вскармливание на максимальный срок в два лунных года, начиная с даты рождения младенца. Если кто-либо взимает меньшую плату, тогда она будет выбирать право на грудное вскармливание. (Шаами, том 3, стр. 620)

В данное обеспечение не входит обеспечение жены машиной, бензином, страховкой и т.д., а также покрытие медицинских расходов. Если женщине нужна прислуга для помощи в присмотре за детьми, тогда отец должен предоставить такого помощника.

Отец обязан содержать сына вплоть до возраста половой зрелости или до тех пор, пока он не сможет работать, и дочь до ее брака. После этого можно отправить сына из дома, а дочь должна будет содержать себя сама, если сможет зарабатывать дозволенным шариатом способом (например, вышивка на дому и т.д.). Отец не может предоставлять ее для работы на кого-либо, но он может послать ее к женщине, которая бы обучила ее вязанию, вышивке и т.д.

Отец обязан содержать ребенка-инвалида, который не в состоянии работать.

Это содержание вступит в силу, только если у детей нет собственного имущества. В ином случае, отец может использовать их имущество для их нужд.

Указанное выше обеспечение будет включать жилье, питание, одежду и лекарства. Если отец беден, то данное обеспечение будет включать только их нужды. Если же он богат, то это будет оставлено на усмотрение мусульманского судьи. (Шаами, том 3, стр. 612, Мактубатут-Тиджарах)

Обязанность отца по содержанию ребенка, рожденного в таком браке, включает обеспечение едой, одеждой, жильем (необязательно отдельным), медицинским обслуживанием и базовым образованием. Это перестанет быть его обязанностью, если у ребенка есть свое собственное имущество. Имущество ребенка будет использовано на эти потребности.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Источник: askimam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *