29.03.2024

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Прекратится ли брак, если муж живет отдельно и не обеспечивает жену?

 

Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. У меня такой вопрос. Помогите разобраться: когда я ушла от первого мужа, он сказал, что развод не даст. И так прошло шесть лет. Он женился на другой, а я жила у родителей. Но потом я вышла замуж. Мы спрашивали у муллы, нужно ли пойти взять развод, на что мулла ответил: не надо, если три месяца не обеспечивает, значит развод есть. Я вышла замуж. И теперь я снова разведена. Правда ли что, как мне сказали, мой второй брак не был действительным, потому что я не взяла у первого мужа развод (талак)? Помогите разобраться. (Кыргызстан)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Никах (брак) между мужем и женой прекращает свое действие лишь в следующих случаях:

а) смерть мужа или жены;
б) развод или же хул’ (развод за сумму, предложенную женой и обычно равную размеру махра);
в) расторжение брака исламским судом или советом алимов (фасх-ун-никах).

Если супруги живут раздельно, то независимо от того, обеспечивает жену муж или нет, и независимо от того, как долго это длится, брак не прекращает своего действия.

Если ваш (первый) муж не дал вам развода, это означает, что ваш брак с ним все это время оставался в силе, независимо от того, сколь долго вы жили отдельно. В результате ваш второй брак не был действителен, ведь вы все еще были замужем за своим (первым) мужем.

Вам следует попросить у Аллаха прощения за вступление в недозволенные отношения. Если мулла неправильно информировал вас, и вы искренне спрашивали его, будучи уверенной, что он даст вам верный ответ о нормах шариата, то на нем – грех за введение вас в заблуждение.

В интересах продолжения своего жизненного пути вам следует либо воссоединиться со своим (первым) мужем, либо получить от него развод, если вы не видите будущего у вашего брака.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

 

Можно ли воссоединиться с женой после трех разводов?

Вопрос: Салам алейкум! Десять лет назад у меня был никах. Мы прожили с моей бывшей женой 2,5 месяца. Но из-за психологических проблем у нее произошел конфликт со мной. А конкретно: она просила ее отпустить по причине того, что она, как она сказала, не может приспособиться. И, несмотря на все мои возражения, она против моей воли ушла из дома. Я вынужденно произнес слово «таляг» три раза, поскольку не знал, увижу ли я ее еще когда-то. Идду она выжидать не хотела. Вопрос: считается ли действительным мой развод, или, может, мой брак еще в силе, поскольку срок идда не был соблюден? При этом мы уже знали, что она забеременела. И второй вопрос: может ли такой брак быть восстановлен, если супруги через много лет помирились и хотят вновь пожениться? (Баку, Азербайджан)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Судя по предоставленной вами информации, все три развода были действительны и вступили в силу. В результате они привели к безотзывному прекращению вашего брака с бывшей супругой, и вы стали харамом друг для друга.

То, что она не соблюдала идду, никак не влияет на действительность развода. Разводы вступили в силу независимо от того, соблюдала она идду или нет. Ее идда началась с того момента, когда вы дали ей развод, и закончилась с рождением ребенка. Если она не соблюдала нормы идды, на ней лежит ответственность за этот грех, в котором ей следует раскаяться и попросить прощения у Аллаха.

Вам нельзя воссоединяться в браке, если она не выходила после вас замуж за другого человека, разведясь впоследствии и с ним. Аллах говорит в Коране:

فَإِنْ طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُ مِنْ بَعْدُ حَتَّى تَنْكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ فَإِنْ طَلَّقَهَا فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا أَنْ يَتَرَاجَعَا إِنْ ظَنَّا أَنْ يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ وَتِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ يُبَيِّنُهَا لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ

Далее, если он разведется с ней (в третий раз), она более не будет ему дозволена, если только не выйдет замуж за другого. Если и тот разведется с ней, то не будет греха на них вернуться друг к другу, если полагают, что будут соблюдать рамки, установленные Аллахом. Таковы рамки, установленные Аллахом. Он разъясняет их тем, кто знает (что лишь Аллах может устанавливать эти рамки). (Коран, 2:230)

Сколько бы лет ни прошло с момента развода, вы можете заново вступить с ней в брак лишь в том случае, если она вышла замуж за другого после того, как родила ребенка (то есть по истечении срока идды), далее оказалась вновь разведенной или же вдовой и завершила период идды от этого брака.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Идда  

(араб. عده) — время после развода или смерти мужа, в течение которого женщине нельзя выходить замуж. Существуют также еще и иные ограничения для женщины в период Идда.

 

Как раскаяться в прежних грехах?

Вопрос: Ассаламу алейкум. Жизнь сложилась так, что, альхамдулиллях, сейчас совершаю пятикратный намаз, но 4-5 лет назад, когда я был в подростковом возрасте, я был далек от ислама, но родился и вырос в семье несоблюдающих мусульман. В те времена я совершал ширк, куфр, поносил (т. е. материл) Аллаха, но, после того как начал совершать намаз, осознал, что я совершал великие грехи, и покаялся, но из-за незнания продолжал делать большой и малый ширк. А сейчас после того, как узнал, что разные виды приколов, унижающие достоинство ангелов и пророков (мир им всем) есть ширк или куфр, хочу покаяться, но не помню, какого рода ширка или куфра делал, и именно кого я ругал или не признавал как ангела или пророка. Есть ли из Корана и Сунны что-нибудь из дуа или истигфара, сделав которое я могу удостоиться прощения Аллаха? Я боюсь, что я вышел из религии и не знаю об этом. Поэтому прошу вас ответить более развернуто, как обновить веру, и как мне покаяться за ширк или куфр, который я не помню. (Уфа, Башкортостан)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Да укрепит вас Аллах в религии, и да защитит Он вашу веру! Аминь.

Если вы искренне раскаялись в прошлых поступках и твердо настроились не возвращаться к ним вновь, то вам следует положиться на милость Аллаха и знать, что Он простил вас.

О тех, кто совершил всевозможные грехи, включая ширк, а затем искренне раскаялся, Аллах говорит в Коране следующее:

إِلَّا مَنْ تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ عَمَلًا صَالِحًا فَأُولَئِكَ يُبَدِّلُ اللَّهُ سَيِّئَاتِهِمْ حَسَنَاتٍ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَحِيمًا

…кроме тех, кто раскаялся, поверил и совершал благие поступки. Аллах заменит их плохие дела хорошими. Аллах прощающ и милосерден. (Коран, 25:70)

Комментируя данный аят, Хасан Басри (милость ему Аллаха) говорил:

أبدلهم الله بالعمل السيئ العمل الصالح، وأبدلهم بالشرك إخلاصا، وأبدلهم بالفجور إحصانا وبالكفر إسلاما Аллах заменит их плохие дела на хорошие, их многобожие на искренность ради Него, их непристойность на непорочность, их неверие на ислам. (Ибн Кясир. Тафсир. – Том 6, стр. 127)

То, что вы сейчас практикующий мусульманин и опасаетесь повторного ширка, – это признак принятия вашего раскаяния, а также признак вашей веры.

В хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ثلاث من كن فيه وجد حلاوة الإيمان: أن يكون الله ورسوله أحب إليه مما سواهما، وأن يحب المرء لا يحبه إلا لله، وأن يكره أن يعود في الكفر كما يكره أن يقذف في النار

Если у человека будут три качества, он испытает сладость веры:
а) Аллах и Его посланник любимы ему больше всех остальных; в) он боится впасть в неверие так же, как упасть в огонь. (Бухари. Сахих. – № 16, передал Анас ибн Малик)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обучил нас мольбе раскаяния, которая является воплощением таухида (признания единственности Аллаха) и раскаяния. Эта мольба известна как саид-уль-истигфар (главенствующая формулировка прошения Аллаха о прощении) и гарантирует прощение человека в случае искреннего прочтения со значением, исходящим из сердца. Мольба имеет следующий вид:

اللَّهُمَّ أَنْتَ رَبِّي لاَ إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ، خَلَقْتَنِي وَأَنَا عَبْدُكَ، وَأَنَا عَلَى عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَا اسْتَطَعْتُ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ، أَبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَيَّ، وَأَبُوءُ لَكَ بِذَنْبِي فَاغْفِرْ لِي، فَإِنَّهُ لاَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلَّا أَنْتَ

Примерная транслитерация: Алла́хумма анта рабби́ ля́ иля́ха илля́ ант. Холяктани́ ва ана ‘абдукя ва ана ‘аля́ ‘ахдикя ва ва’дикя мастато’т. А’у́зу бикя мин щарри ма́ сона’ту абу́-у лякя би ни’матикя ‘аляйя ва абу́-у лякя би занби́ фагфирьли́. Фа-иннаху́ ля́ ягфируз-зуну́ба илля́ ант.

Перевод: О, Аллaх! Ты – мой попечитель! Нет богa кроме Тебя. Ты меня создал, и я – Твой рaб, и, насколько возможно, я придерживаюсь моего торжественного обещания и завета (данного мною Тебе). Прошy у Тебя зaщиты от последствий моих неправедных действий. Я полностью признаю то добро, которым Ты меня одарил, и признаю свои ошибки. Прости же мне мои грехи, ведь никто не может простить грехи, кроме Тебя!

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Кто прочтет эту мольбу утром в течение дня с твердой верой в нее и умрет в тот же день до вечера, тот будет из числа обитателей рая. И кто прочтет мольбу ночью с твердой верой в нее и умрет до утра, тот будет из числа обитателей рая. (Бухари. Сахих. — № 5497, передал Шаддад ибн Аус)

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

 

Как быть, если мысленно представляю образ Аллаха?

Вопрос: Ассаламу алейкум, имам. Я в данный момент нахожусь в очень плохом состоянии. Почти год как сильно мучаюсь. Понимаете, я не могу читать намаз, делать зикр, даже не могу делать дуа. Потому что каждый день, да и не то, что каждый день, а каждую минуту, представляю Всевышнего Аллаха. Только встаю на намаз – сразу представляю. Не по своей воле. Я знаю и убежден, что Всевышний Аллах ни на кого и ни на что не похож. Пропускаю намазы, так как сложно. Как будто я делаю саджда воображению. Понимаете, я очень сильно измучился, жить трудно стало. Представьте: один год прошел. По-моему, вы напишете: не надо на это обращать внимания, это наущение шайтана. По воле Аллаха дайте мне конкретный ответ. От злости сильно бью по своей голове. Что мне делать? (Шымкент, Казахстан)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Да облегчит Аллах все вам и выведет вас из этого состояния! Аминь.

Несомненно, что частично эта ситуация вызвана наущениями шайтана, а частично стала психологической проблемой, для которой вам может понадобиться психологическая консультация и терапия. Так обычно происходит при погружении в наущения шайтана, их принятии. Если человек принимает их и становится их жертвой снова и снова, это постепенно превращается в проблему психологического рода. Как бы то ни было, это поддается лечению, и вам нужно надеяться на Аллаха. Попросите Его о помощи, и Он непременно вам поможет. Помните хадис:

إن تصدق الله يصدقك

Если вы искренни к Аллаху, Аллах искренен к вам. (Насаи. Сунан. – № 1953, передал Шаддад)

Если вы покажете Аллаху, что стараетесь исправить ситуацию, следуя верным инструкциям и оставаясь пунктуальным в своем богослужении, Аллах удалит от вас эту трудность.

Поэтому, независимо от ситуации, вам не следует забрасывать исламские обязанности, особенно намаз. Шайтан всеми способами пытается отклонить верующего от поклонения Аллаху. В данном случае он обманом привел вас к пренебрежению вашими обязанностями, приведя вас к мысли, что вы совершите своего рода многобожие, если будете молиться. В то время как на самом деле вы молитесь лишь Аллаху.

Хотя намеренное изображение Аллаха в какой бы то ни было определенной форме является недозволенным, поскольку никто не способен вообразить Аллаха, однако ваше намерение при совершении намаза, зикра, дуа и т. д. – это поклонение одному лишь Аллаху. Поэтому никакого многобожия в вашем поклонении нет. И изображения, которые приходят вам в мысли, никак не сказываются на его верности.

Вы не несете ответственности за невольные изображения, приходящие вам в мысли. Вам не нужно беспокоиться о них. У вас есть гарантия от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что за такие наущения вы не понесете ответа.

Как сообщал господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إن الله تجاوز لي عن أمتي ما وسوست به صدورها، ما لم تعمل أو تكلم

Воистину, Аллах ради меня не стал обращать внимание на те наущения, что приходят в сердца моей уммы, если они не действуют согласно наущениям и не оглашают их умышленно. (Бухари. Сахих. – № 2528)

С этого момента будьте пунктуальными хотя бы в отношении пятикратного намаза и медленно увеличивайте другие формы ибадата. Никоим образом вам не следует жертвовать своим пятикратным намазом. Используйте время после фард-намазов для дуа, ведь это время принятия мольб.

Кроме того, прочтите мольбы, предложенные в статье о васавис (наущениях), и постарайтесь также найти мусульманского психотерапевта или психиатра для консультации с ним. Это, даст Аллах, облегчит процесс преодоления данной проблемы.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)

Источник: askimam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *