19.04.2024

СТОИТ ЛИ ПО ПРИХОДУ В МЕЧЕТЬ СОВЕРШАТЬ НАМАЗ, ЕСЛИ ПРОИЗНОСИТСЯ ХУТБА?

ВОПРОС: Следует ли по приходу в мечеть читать намаз тахият-уль-масджид, если, например, идет азан, зенит, проповедь имама?
ОТВЕТ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Если произносится азан, вы должны внимательно слушать и отвечать на него. После азана вы можете совершать тахият-уль-масджид.

Вы не можете совершать молитву приветствия мечети или любой другой намаз в то время, когда солнце находится в зените.

Вы не можете совершать тахият-уль-масджид во время произнесения имамом пятничной хутбы. Если вы уже успели начать совершать два ракаата тахият-уль-масджид до того, как стали произносить азан перед хутбой, вы должны завершить намаз. Но вы не должны совершать никакого нафль или сунны намаза, когда азан перед хутбой уже произнесли.

И Аллах знает лучше.

 

ДОЗВОЛЕН ЛИ КЕФИР?

ВОПРОС: Уважаемый муфтий, у меня проблемы со здоровьем, и обычные лекарства дают все больше побочных эффектов. Поэтому мне сказали попробовать кефир, основанный на молоке, воде или даже кокосовом млечном соке. Но тут возникает вопрос: во время ферментации образуется спирт. В данном случае это мизерные количества. Можно ли мне самому делать кефир, покупая необходимые ингредиенты? И можно ли мне употреблять этот продукт? Прошу вас также о мольбе к Аллаху за меня. (ЮАР)
ОТВЕТ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Есть два вида спирта:

1) Спирт, приготовленный из фиников или винограда. Такой спирт запрещен во всех ситуациях. Даже капля его не будет дозволенной.

2) Спирт не из фиников и не из винограда. Такой спирт дозволен при условии, что нет возможности опьянения даже при употреблении чрезмерного его количества. Если же при употреблении его в чрезмерном количестве опьянение возможно, то даже капля не будет дозволенной. Это правило основано на следующем хадисе:

ما أسكر كثيره فقليله حرام

Что опьяняет в больших количествах, запрещено даже в малых. (Передали имамы Насаи и Тахави с надежной цепочкой рассказчиков)

В случае кефира (без фиников и винограда) содержание спирта весьма незначительно. Даже при употреблении его в большом количестве опьянение невозможно. Если попытаться «напиться» кефиром, человек, наверное, раньше потеряет сознание или испытает рвотные позывы, чем опьяняет.

Поэтому кефир дозволен к употреблению, особенно если речь идет о медицинских показаниях, как в вашем случае. Вы можете использовать кефир в попытке излечиться. Да дарует вам Аллах полное исцеление! Аминь.

(Мухаммад Таки Усмани. Бухус фи кадая фикхия муасара. – Том 1, стр. 340)

فإن كانت الكحول المستعملة في الأدوية متخذة من غير العنب والتمر، فإن تناولها جائز في مذهب أبي حنيفة وأبي يوسف ما لم تبلغ حد الإسكار. ويمكن أن يؤخذ بقولهما لحاجة التداوي. وأما إذا كانت الكحول متخذة من العنب أو التمر، فلا يجوز استعمالها إلا إذا أخبر طبيب عدل أنه ليس له دواء آخر. لأن التداوي بالمحرم يجوز عند الحنفية في هذه الحالة

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

 

МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ИМАМОМ ТОТ, У КОГО НЕВЕСТКИ — НЕМУСУЛЬМАНКИ?

ВОПРОС: Может ли быть имамом человек, у которого все дети женаты на женщинах другой веры, не принимающих ислам? (Омская обл., Россия)
ОТВЕТ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Если сам человек является порядочным, практикующим мусульманином, знающим нормы шариата и обладающим способностью правильно произносить Коран в соответствии с правилами таджвида, такой человек может быть назначен имамом.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

КАК ЖИТЬ СО СВЕКРОВЬЮ, ПОКУПАЮЩЕЙ СВИНИНУ  И СПИРТНОЕ?

ВОПРОС: Ассаламу алейкум, уважаемый алим! Я живу с мужем и свекровью (она христианка). Иногда она покупает свиную колбасу, а на Новый год покупает спиртное. Муж знает и редко делает ей замечание. Я уже не знаю, в какой посуде у нас не была свинья, и не хочу хранить продукты в холодильнике, потому что там лежала эта колбаса. И еще она остатки пищи и хлеб выбрасывает в унитаз. Жить отдельно мы не можем, потому что нет средств. Пожалуйста, дайте мне совет.
ОТВЕТ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Печально узнать, что вы живете в такой ситуации. Мы понимаем, что такое положение трудно для вас. Спиртное и свинина противны каждому мусульманину, осознающему запрет и низость данных предметов. То, что вам противны такие вещи, – это признак веры (имана).

Поскольку, как вы сообщили в письме, переселение вас и вашего супруга в отдельное жилище не является для вас вариантом, вам придется на время привести себя к терпению в отношении поведения свекрови, особенно учитывая ее возраст.

Это те жизненные ситуации, которые требуют терпения, и Аллах непременно наградит вас за него.

Вам следует понять, что ваша свекровь – немусульманка, а потому вероятно не осознает в полной мере тяжесть греха и то, сколь противны свинина и спиртное для мусульманина. Вашему супругу нужно по-доброму и вежливо советовать своей матери отказаться от покупки таких продуктов ради ее же блага. Но при всем при этом он не может ее заставить или принудить к этому.

Вам, как ее невестке, нужно относиться к ней с бо́льшим терпением и пониманием и попытаться наставить ее вежливо, мягко и искренне. Это, даст Аллах, приведет к положительному результату. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил:

إن الرفق لا يكون في شيء إلا زانه، ولا ينزع من شيء إلا شانه

Мягкость (доброжелательность) лишь украшает все. И если в чем-то нет мягкости, красота этого утрачивается. (Муслим. Сахих. – № 2594, передала Аиша)

Вам следует держать отдельную посуду для приготовления исключительно халяль-блюд. И вы можете хранить пищу в холодильнике в закрытых емкостях во избежание загрязнения. Если емкости закрыты, и нет смешивания с открытыми харам-продуктами, ваша пища будет считаться халялем, даже если свекровь хранит харам-продукты в том же холодильнике.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ШИИТЫ-ИСМАИЛИТЫ МУСУЛЬМАНАМИ?

ВОПРОС: В одной из мечетей Таджикистана имам в последнее время все о шиитах-исмаилитах говорит, что они тоже правильное течение, как и ханафиты. И то, что кто будет совершать намаз не по ханафитскому мазхабу, а, например, шафиитскому, маликитскому или ханбалитскому, то таких посадят. Можно ли совершать намаз за таким имамом, который поддерживает шиизм? Заранее Вам спасибо!
ОТВЕТ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Так же, как многобожники, христиане и иудеи, шииты-исмаилиты не являются мусульманами. У них искаженные убеждения, выводящие их за рамки ислама. Сюда, например, относится вера в имамат (что у их имамов тот же и даже более высокий статус, чем у пророков) и в то, что имам имеет право изменять и вносить поправки в религиозные законы. Эти и некоторые другие их убеждения являются абсолютным неверием.

Заявление, что исмаилиты – это мусульмане, является очевидным заблуждением и неверием. Это такая же ошибка, как причисление к мусульманам христиан и иудеев.

В число бесспорных принципов исламского вероучения входит то, что довольство неверием – это само по себе неверие:

الرضا بالكفر كفر ثبت

Причисление шиитов-исмаилитов к мусульманам является не только довольством неверием, но и активной составляющей пропаганды неверия. Любой человек, поступающий так, выходит из ислама.

Если указанный вами так называемый «имам» действительно говорит, что шииты-исмаилиты являются мусульманами, то, к сожалению, мусульманином он более не является, и люди не могут следовать за ним в качестве имама, намаз за ним не будет действителен. Мусульман следует предупредить об этом человеке, а ему самому нельзя позволять продолжать марать пост истинного мусульманского имама (религиозного лидера).

Что касается четырех мазхабов фикха (ханафитского, маликитского, шафиитского и ханбалитского), все они основаны на Коране и Сунне и являются по праву верными. Неправильно арестовывать людей лишь из-за того, что они следует не ханафитскому, а иному из четырех мазхабов.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ КУПАНИЕ, СОВЕРШЕННОЕ ДО ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА?

ВОПРОС: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. У меня два вопроса. 1) Будет ли действителен гусль человека до шахады? Например, человек перед тем как принял решение принять ислам, был в состоянии полового осквернения. А потом собрался принять ислам и следовать ханафитскому мазхабу. Пошёл в ванную, прополоскал рот, прополоскал нос, омыл все тело водой (намерение на гусль не брал). После того как он закончил делать гусль, он принимает ислам, произнося шахаду. Будет ли действителен такой гусль, и нужно ли ему повторять его после произнесения шахады еще раз?
2) Например, человек хочет принять ислам, но он в состоянии полового осквернения. И он пошел и взял гусль (прополоскал рот, нос, омыл все тело водой, при этом не брав намерение на гусль). Но он принял ислам, произнося шахаду, только через неделю после того, как сделал этот гусль, и за эту неделю у него не было того, что нарушает гусль. Будет ли такой гусль действителен (поскольку он совершил гусль в один день, а принял ислам только через неделю)? И нужно ли после принятия ислама его взять еще раз? Прошу дать ответы, основываясь на ханафитском мазхабе. (Уфа, Башкортостан)
ОТВЕТ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Согласно ханафитскому мазхабу, намерение (ният) не является предварительным условием действительности гусля. Поэтому купание немусульманина, если при этом исполняются требования гусля (полоскание рта, носа и прохождение водой всего тела), считается действительным гуслем, несмотря на то, что человек еще не принял ислам. Впоследствии, если гусль не будет аннулирован с момента его совершения до принятия ислама, человеку не будет обязательным повторное совершение гусля сразу после принятия ислама. (Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр. 116)

Но если его гусль был аннулирован до принятия ислама, или же он пребывает в состоянии джанабата (большой нечистоты), то он будет обязан совершить гусль после принятия ислама для совершения молитвы, вхождения в мечеть, чтения Корана и т. д.

وإذا توضأ الكافر أو اغتسل ثم أسلم فله أن يصلي بذلك الوضوء والاغتسال … وعندنا يجزئ من غير نية ويزول به الحدث فيصح من الكافر كغسل النجاسة وروي أن عمر — رضي الله تعالى عنه — لما طلب من أخته أن تناوله الصفحة قبل أن يؤمن حتى يغتسل ناولته فذلك دليل على صحة الاغتسال من الكافر

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

МОЖНО ЛИ ЧИТАТЬ КОРАН, ПЕРЕДАВАЯ НАГРАДУ ЗА ЭТО УМЕРШЕМУ?

ВОПРОС: Можно ли читать Коран с намерением передать вознаграждение, которое я получил за чтение Корана, умершему? Если можно, приведите хадисы на эту тему и мнение ученых. Некоторые говорят, что есть иджма, что можно читать, другие же говорят, что это мерзкое нововведение. Да воздаст Вам Аллах благом в обоих мирах! (Нальчик, Кабардино-Балкария)
ОТВЕТ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Для доказательства того, что награда за Коран и добрые дела, совершенные от имени умерших, достигает их и приносит им пользу, используется целый ряд хадисов.

Господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова пророка (салляллаху алейхи уа саллям):

إذا مات الإنسان انقطع عنه عمله إلا من ثلاثة إلا من صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو له

Со смертью человека завершаются его поступки, за исключением трех:
а) садака-джария (долгосрочная благотворительность);
б) знания, которые передал человек, и которые теперь приносят пользу;
в) праведный ребенок, который будет возносить мольбы за человека. (Муслим. Сахих. – № 1631)

В главе «Чтение у умерших» имам Абу Дауд (милость ему Аллаха) приводил хадис, переданный господином Маакалем ибн Ясаром (да будет доволен им Аллах), согласно которому пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

اقرؤوا يس على موتاكُم

Читайте суру «Я-син» над вашими умершими (родственниками). (Абу Дауд. – № 3121)

Шейх Айни (милость ему Аллаха) в своем комментарии к «Канз дакаик» писал:

يصل إلى الميت جميع أنواع البر من صلاة أو صوم أو حج أو صدقة أو ذكر أو غير ذلك

Умершим приносит пользу награда за все благие дела, в том числе намаз, пост, хадж, благотворительность, зикр и т. д. (Рамз хакаик)

В сборнике «Сахих» Бухари записано повествование госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится, как человек пришел к пророку (салляллаху алейхи уа саллям) и спросил его:

إن «أمي افتلتت نفسها، ولم توص، وإني أظنها لو تكلمت لتصدقت، فلها أجر إن تصدقت عنها ولي أجر؟

Моя мама внезапно умерла, не успев оставить завещания. Думаю, будь у нее возможность, она бы раздала милостыню. Если я отдам милостыню от ее имени, получит ли она награду, и получу ли награду я?

Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) ответил:

نعم

Да. (Бухари. Сахих. – № 2717)

Это лишь несколько из многих повествований, говорящих, что чтение Корана и совершение благих дел за умерших приносят им пользу.

Хотя таково главное мнение теологов всех четырех мазхабов, не будет верным заявлять о существовании иджмы на эту тему. Некоторые видные шафиитские теологи считали, что награда за чтение Корана не может быть передана умершим.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Источник: askimam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *