26.04.2024

ШЕСТЬ ПРИЧИН ПАДЕНИЯ НРАВОВ

Увлечение своими страстями и отказ от повиновения Всевышнему – вот два качества нафса, которые препятствуют достижению разного рода благ.

Именно поэтому восстающий нафс так подвержен гневу. А самым лучшим противостоянием такому нафсу является применение благого нрава, способного укротить власть гнева, гася его огонь своей кротостью и мягкостью.

То есть нафс, позволяющий совершать грехи, нужно сломить, с ним надо бороться. А для этого необходимо унизить его путём наказания, указывая нафсу на его презренность, низость и мерзость его поступков.

Праведник Зун-Нун аль-Мисри сказал:

«Духовная погибель, падение нравов людей возникли по шести причинам:

первая – слабость намерения при совершении деяний для ахирата (вечной жизни);

вторая – тела людей стали заложниками их страстей;

третья – их одолели длительные мечты и чаяния, несмотря на приближение смерти;

четвёртая – люди предпочли довольство людей довольству Создателя;

пятая – они последовали за своими страстями, забыв Сунну (путь) своего Пророка (мир ему и благословение),

и шестая – люди, оправдывая свои грехи, вспоминали незначительные ошибки и просчёты прежних праведников, забывая об их многочисленных достоинствах» (Как, например, стали оправдываться разногласием, имевшим место между Али и Муавией, да будет доволен ими Аллах, искажая факты и пренебрегая при этом их прекрасными достоинствами и похвальными качествами).

Существует много методов и средств борьбы с нафсом, о которых сказано в достоверных книгах великих шейхов. Чтобы стремящиеся к довольству Аллаха всегда помнили о них, приведём некоторые из этих высказываний.

1. Один из познавших Аллаха сказал:

«Мы постигли суфизм не из каких-то слов и выражений, а благодаря голоду, отказу от мирских услад, оставлению дурных привычек, исполнению велений Аллаха и отдалению от Его запретов».

2. Другого великого мудреца спросили:

«В какие оковы необходимо заключить свой нафс?» Он ответил: «Сковывай его голодом и жаждой, унижай его, гася страсти, стремление к славе и величию, сломи его путём отказа от атрибутов богатых людей».

3. Передают от Абу Язида (да будет свята его душа):

«Я увидел во сне Господа, Славного и Великого, и попросил Его: «О Господь мой, укажи путь к познанию Тебя?» Аллах Всевышний сказал:

«Оставь свой нафс и иди ко Мне»».

4. Один из шейхов сказал:

«Наш путь (тарикат) основан на трёх правилах: есть, только когда испытываешь голод; спать, только когда одолевает сон, и разговаривать при крайней необходимости».

5. Другой духовный наставник сказал своему ученику:

«Беда приходит по трём причинам: недобрый нрав, неотступное следование обычаям и плохая дружба».

Ученик спросил: «Что значит недобрый нрав?» Наставник ответил: «Это потребление харама (запретного)». Тогда ученик спросил: «Что значит неотступное следование обычаям?» Наставник ответил: «Это взоры на харам, наслаждение запретным и пристрастие к гибату (сплетням)».

Ученик спросил вновь: «А что значит плохая дружба?» На что наставник ответил: «Это следование страсти каждый раз, как только она вспыхивает в душе».

6. Один из известных богословов сказал:

«Наша обязанность не мстить тому, кто плохо обошёлся с нами, а, напротив, попросить прощения и извиниться перед ним, проявляя при этом скромность и простоту. Ведь чтобы очистить сердце от презрения к кому-либо, необходимо оказать благодеяние этому человеку».

Итак, кто дорожит своим нафсом, тому религия презренна. И, напротив, кто дорожит своей религией, тому омерзителен нафс.

Простые люди стараются усовершенствовать свои поступки, а избранные – стараются очищать свои духовные качества (ахваль). Претерпевать голод и ночное бодрствование в поклонении Аллаху – дело лёгкое. А вот исцелять нравы, очищая их от вредных привычек – дело весьма и весьма тяжкое.

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​
Источник: islam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *