25.04.2024

Скак707ОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

По одному преданию, пророк Иса (алейхиссалям) встретил человека, на тело которого было изъязвлено, а щеки провалились. Этот человек, несмотря на свою болезнь, говорил:

— О Аллах! Бесконечная хвала Тебе и благодарность за то, что Ты избавил меня от болезней, которые посылаешь многим людям!..

Иса (алейхиссалям), чтобы проверить его душевное здоровье, спросил:

— О человек! От какой болезни Аллах освободил тебя?!

Больной человек ответил:
— О Рухуллах! Самая тяжелая болезнь и несчастье – это, когда сердце не ведает Творца и лишено веры. Слава Аллаху за то, что Он избавил меня от этого. Я наслаждаюсь ма’рифатуллахом, которым Аллах наделил мое сердце. Я не вижу и не чувствую никаких земных благ, кроме этих.

*

Человек, созданный Всевышним Творцом «ахсани-таквим», является сердцевиной вселенной. Потому что он – единственное создание, в котором в той или иной мере отражаются все сыфаты Аллаха. В этом заключается смысл того, что человек считается самым почетным из всех созданий.

Человек может возвыситься до самых высот духовности,а может опуститься ниже всех созданных. Жизнь человека есть непрекращающаяся борьба за пребывание в одной из точек между двумя этими полюсами. Это борьба внутри человека, являющегося «малой вселенной», есть отражение борьбы, происходящей во всей вселенной. Человека делает человеком способность сохранить в ходе этой борьбы свою истинную суть, заложенную в его природе.

Совершенным называют человека, который обладает именно этими качествами.

Такие люди являются примером изящества и чуда искусства Всевышнего Аллаха. Они являются местом проявления сути книги мироздания, ее фатихой и тайной творения.

Даже тело совершенного человека, в котором все органы подчиняются душе, является свидетельством совершенства его сердца. Это сердце наполнено любовью к Всевышнему Аллаху, кладовая ма’рифатуллаха. Поэтому сердце совершенного человека является бейтуллахом.

Понять должным образом и рассказать о совершенном человеке непросто.

Шейх Саади говорит:

«Сердце – место взора Всевышнего Аллаха».

Слова совершенного человека, мудрость и тайна, поступки праведны. Он черпает вдохновение из духовного мира Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Его сердце – совершенство творения. Удостоиться близости к Всевышнему Аллаху и стать Его наместником на земле (халифатуллах) возможно, лишь обладая кальби-салим.

Совершенный человек наделен благом проявления тайны:

«Шариат – слова мои, тарикат – поступки мои, хакикат[1] – мое состояние и уровень».

В хадисе сказано:

«Среди обитателей земли есть вместилища Аллаха. Этими вместилищами вашего Господа являются сердца праведников. Самые любимые Аллахом из них – самые любимые, самые тонкие  и мягкие»[2].

Некоторые так образно прокомментировали этот хадис:

«То, что не умещается на земле и небесах, находится в сердце му’мина».

 

*

Совершенный человек от любви к Всевышнему полностью теряет волю и подобен мотыльку, летящему на свет. Всевышний становится его видящим глазом и слышащим ухом. Для совершенного человека нет ничего прекраснее того, что предопределено судьбой. Так как он во всем наблюдает божественные проявления, искушения этого мира не привлекают его. Все бренное не имеет для него значения.

Совершенный человек во всем наблюдает божественную красоту. Весь мир и все, что в нем происходит, является для него потоком назиданий. Перед непрерывным потоком божественных проявлений он чувствует полную зависимость от Господа и сохраняет покорность и скромность.

Поэтому большинство обращений совершенного человека к Всевышнему принимаются. Его мольбы не бывают отвергнуты, но, по причине своей благовоспитанности, и желая только довольства Всевышнего, он ничего не просит для себя. Так как его сущность замешана на милосердии, его душа вбирает в себя все творения. Он осознает, что божественный порядок во вселенной – самый совершенный, и все находится на своих местах и наполнено божественной мудростью.

Однажды Сунбуль Синан эфенди спросил своих мюридов:

— Предположим, что Всевышний Аллах дал вам власть над этой вселенной, что бы вы сделали?

Растерявшись от неожиданного вопроса, мюриды, чтобы не проявить неуважение к шейху, отвечали по-разному. Кто-то сказал:

«Я бы не оставил на земле ни одного неверного!»

Кто-то:

«Я бы уничтожил все зло!»

А кто-то:

«Я бы уничтожил всех пьяниц!»

Все давали подобные ответы, но один из них молчал и этим обратил на себя внимание шейха. Посмотрев на него, он спросил:

«Сын мой! А что бы сделал ты?»

Покраснев от стеснения, скромно опустив голову, тихим голосом он ответил шейху:

«О мой учитель! Разве Аллах сделал что-то не так в этом мире, чтобы я что-то менял в нем? Если умрет один правоверный, на его место придет другой, если умрет один неверный, на его место приходит другой. Когда вселенная гармонично управляется непостижимым уму могуществом, разве могу я своим ограниченным разумом и волей представить, что я бы я сделал так или не так».

Шейх был очень доволен этим совершенным ответом. С улыбкой он остановил просветленный взгляд на своем мюриде и сказал присутствующим:

«Этот ответ попал в цель!..»

После этого случая мюрида стали звать Меркез эфенди. Его настоящее имя Муса Муслихиддин забылось, а слово «Меркез» (центр, цель) стало его именем и особенностью.

Так как совершенный человек находится под воздействием божественной любви и близости, все мирские желания его сгорают, подобно бумаге под солнечным лучом, сфокусированным линзой. Таким образом, к ним, ставшим центром притяжения божественного света, люди, помимо своей воли, испытывают тягу и любовь. А он, так как избавил себя от земных привязанностей и связей, не попадает под влияние порицаемых качеств, таких как зависть, гордость и высокомерие… Находясь среди людей, он – с Господом. Они всегда претворяют в жизнь такие два принципа, как «та’зим ли-амриллях» (выполнение повелений Аллаха с почтением) и «шефкат ли-халькиллях» (сострадание к созданиям Аллаха). Но он не обязан любить и уважать тиранов и тех, кто неблагодарен Всевышнему. Только из жалости к ним он будет молить Аллаха, чтобы Он направил их на путь истины.

Богатство и все прочие мирские блага нужны ему лишь для того, чтобы жертвовать ими на пути Аллаха.

Совершенный человек посвящает себя постижению ма’рифатуллаха и достижению близости к Всевышнему. Теперь он не обращает внимания на тяготы и беды этого мира. Совершенный человек смотрит на этот мир в соответствии с аятом:

                    كُلُّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ

«Все в этом мире бренно»[3] (ар-Рахман, 26).

Единственная цель совершенного человека – довольство Аллаха. На этом пути ему все равно – вкусная пища или невкусная. Не осталось разницы между большим и малым, холодным и горячим, богатством и бедностью. Потому что все относительно.

На вид совершенный человек похож на странного бедняка, но в духовном мире он занимает величественный трон великолепного дворца, и весь мир для него подобен детской игре в песочнице. Поэтому от людей и этого мира он ничего не желает для себя.

Во всех делах он придерживается умеренности, а в поклонениях – самого лучшего пути.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), указывая на умеренность в делах, сказал:

«Я самый богобоязненный из вас. Иногда я пощусь, иногда – нет, иногда делаю дополнительные намазы, иногда – нет. По ночам я сплю. Я женюсь»[4].

Из этого ясно, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не одобрял и не советовал постоянно находиться в посте, проводить ночи без сна, не жениться и вести монашеский образ жизни. Конечно, он запрещал не держать пост, жить в невежестве, много спать и быть привязанным к земным удовольствиям. Т.е. в наших действиях и поступках не должно быть распущенности и чрезмерности…

У человека есть целый ряд обязательств: перед Господом – поклонение и благодарность Ему, перед семьей и перед своим телом. У совершенного человека все эти обязанности приведены в четкое равновесие.

Совершенный человек, обладающий тонкой душой, всегда держит свое слово и никогда не отказывается от своих обещаний. Он никого не обидит по личным причинам. Он соблюдает справедливость по отношению к людям и в поклонении Всевышнему.

Он не обижается даже на тех, кто против него. Если тот, кто был против него, беден, он так же будет продолжать помогать ему. Совершенный человек всегда стремится к довольству Аллаха, поэтому все его поступки соответствуют предписаниям Корана и сунны. Ведь Всевышний Аллах дает пропитание всем своим созданиям, даже тем невеждам, которые не подчиняются Ему.

Абу Бакр (радыйаллаху анху) постоянно помогал человеку по имени Мыстах. Но когда тот оказался среди людей, клевещущих на Айшу (радыйаллаху анха), Абу Бакр поклялся, что больше не будет помогать ему. После того как Абу Бакр (радыйаллаху анху) перестал помогать, Мыстах со своей семьей попали в очень затруднительное материальное положение. Но Всевышний Аллах, милость которого распространяется даже на непокорных рабов, ниспослал аят:

«Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный»[5].

«Пусть клятва именем Аллаха не мешает вам творить добро, быть богобоязненным и примирять людей. Аллах – Слышащий, Знающий»[6].

После того как был ниспослан этот аят, Абу Бакр (радыйаллаху анху) сказал:

«Конечно, я хочу, чтобы Аллах простил меня!»[7]

И после этого, отдав искупление за клятву, продолжал помогать этому человеку. Т.е. продолжил помогать человеку, клеветавшего на его дочь и жену Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Айшу (радыйаллаху анха). И это пример несравненного совершенства Абу Бакра (радыйаллаху анху).

Совершенный человек тогда, когда нужно, и там, где нужно, так много жертвует на пути Аллаха, что люди считают его расточительным. Но если время и место не подходят для жертвования на пути Аллаха, он дает так мало, что люди считают его скупым и жадным. Он всего лишь делает то, что угодно Аллаху. Всевышний Аллах в Коране говорит:

«Раздавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители – братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу»[8].

«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то останешься порицаемым и опечаленным»[9].

Умар бин Абдульазиз, следуя этому аяту, чтобы заслужить довольство Аллаха, раздал семейное богатство. Таким образом, он показал прекрасный пример народу и все состоятельные люди последовали его примеру. Благодаря этому, во время его правления не осталось ни одного бедняка, которому можно было бы дать закят. И то, что Умар бин Абдульазиз предпочитал простой шатер дворцу, являлось прекрасным примером против расточительства.

Совершенный человек постоянно находится в состоянии муракаба. Поэтому он не копается в ошибках и недостатках других людей. Ему не интересны сплетни и, если он сам и знает о чьем-либо недостатке, не станет об этом говорить. Потому что Всевышний Аллах наделил ему от своего Имени «Саттару’ль-‘Уюб» (скрывающий недостатки).

Совершенный человек не идет на поводу мирских искушений и ведет умеренный образ жизни. Хотя за это его иногда упрекают, он находится на высоком уровне, которого хотел бы удостоиться каждый. Даже мир получил приказ подчиняться ему.

В хадисе говорится:

«…Если кто-то будет стремиться к загробной жизни, Аллах вложит богатство ему в сердце. Он (Аллах) освободит его дела от беспорядочности, и весь мир подчинится ему. Если кто-то будет стремиться к этой жизни, Аллах установит бедность перед его взором, сделает его безалаберным, и от этого мира ему достанется лишь то, что предписано ему судьбой»[10].

Совершенный человек достиг такого высокого уровня нравственности, что он ни на кого не злится и не обижается, кроме как ради Аллаха. Он претворяет в жизнь тайну слов:

الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السَّرَّاءِ وَالضَّرَّاءِ وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ

 

عَنِ النَّاسِ وَاللّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ

«Те, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро»[11].

Джафар Садык, осознав смысл этого аята, простил и одарил подарками своего слугу, который облил его едой. Хасан Басри прощал говорящих про него сплетни и, отправляя им подарки, способствовал исправлению их ошибок.

Юнус Эмре так описывал состояние этих великих людей Ислама:

Не думай, что стал захидом,

Совершив намаз, пост и хадж.

Нужно обладать ирфаном,

Чтобы стать совершенным!

 

Я смотрел повсюду,

Желая увидеть лицо Друга

Я искал повсюду,

А оказалось – дух в моей душе!

 

Совершенный человек всегда и везде в состоянии добра и поклонения. Его дыхание –тасбих, а слова – жемчужины мудрости. Его глаза – источник фейза и любви. Глядя на него, окружающие вспоминают Аллаха. Те, кто посещают его сохбеты, испытывают душевный подъем, вкусив божественного вдохновения и наслаждения. Потому что сохбеты совершенного человека полны восхищения Мухаммадом и дают духовный удел слушающим в зависимости от их способностей. Они являются проводниками от Господа и истины к тем, кто посвятил себя божественной любви.

Всевышний Аллах любит совершенных людей, которые облачаются в божественную нравственность, и вложил любовь к ним в других людей. Они с любовью, милосердием и добром наставляют тех, кто находится на пути к Аллаху. Они усердствуют и жертвуют всем, для того чтобы вывести их из глубокой и страшной тьмы нафса и довести до высших небес, заполненных нуром. Самопожертвование, которое очень трудно дается другим, для них является наслаждением. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), который на этом пути испытал самые большие трудности и страдания, говорил:

«…Грусть – это ключ к сердцу!..»[12]

Совершенный человек – это сокровищница божественных тайн. Только влюбленные в божественные тайны могут достичь их совершенства. Ведь телом он не отличается от других людей, но по строению души близок к тем, кого облагодетельствовал Аллах. Он постиг тайну «ахсани-таквим», стал источником нура. Он – одна из жемчужин сильсили праведников, которая наделена «ледунни».

Тело совершенного человека не гниет под землей. Поэтому его духовные произведения, являющиеся плодами его души, бессмертны. Сколько совершенных людей, подобных Шаху Накшибанду, Газзали, Мавляне, Адабали, находясь в мире «берзах», живут среди нас и будут жить после нашей смерти. Достижение близости к Господу, в большинстве случаев, бывает без принадлежности к какой-либо стране, богатства и славы.

Всевышний Аллах избавил совершенного человека от страхов и сомнений и даровал ему счастье в обоих мирах. В Коране говорится:

 

أَلاَ إِنَّ أَوْلِيَاءَ اللّهِ لاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ

 

«Воистину, над праведными рабами Аллаха нет страха, и не будут они опечалены»[13].

На протяжении всей истории человечества в центре благодетели всегда были совершенные люди. Тех правителей, которые восходили на трон, намереваясь установить царство добра, наставляли они. Первые три века Османского Государства известны тем, что они пропитаны фейзом наставничества и добродетели шейха Адабали и ему подобных совершенных людей. Они управляли обществом, находясь в особом духовном мире. Если вдуматься, в стремлении отдать жизнь за веру Мурада Хана и его воинов, а также тех, кто воевал во всех частях света, ясно видны любовь и духовная сила помогавших им совершенных людей. Явуз Султан Селим, несмотря на то, что был несравненным великим повелителем, предпочитая милость совершенных людей имевшимся у него мирским благам, сказал:

Быть падишахом мира – лишь  пустая суета

Быть мюридом наставника – превыше всего на свете.

 

Пусть Аллах дарует нам часть той горячей любви, которая была в сердце султана Явуза! Пусть не лишает нас благодатной духовной атмосферы праведников!

Аминь!..


[1] Шариат — законы Ислама; Тарикат – духовный путь, Хакикат – Истина.

[2] Табарани, Муснаду‘ш-Шамиййин, II, 19.

[3] Сура ар-Рахман, 26.

[4] Бухари, Никах, 1; Муслим, Никах, 5.

[5] Сура ан-Нур, 22.

[6] Аль-Бакара, 224.

[7]  И. Джанан, Кутуб-ы Ситте, II, 551.

[8]  Сура аль-Исра, 26-27.

[9]  Сура аль-Исра, 29.

[10]  Ахмад бин Ханбаль, Китабу‘з-Зухд, 181.

[11]   Сура Ал-и Имран, 134.

[12]   Джам‘у‘ль-Фаваид, V, 331.

[13]  Сура Юнус, 62.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *