28.03.2024

гос 0ИСКРЕННОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К АЛЛАhУ 

Рассказывает Имам Кушейри:

После того как умер султан и великий воин Хорасана Амр бин Лейс, его во сне увидел один праведный человек, и между ними произошла беседа:

— Как поступил с тобой Аллах?

— Аллах простил меня.

— Почему Аллах простил тебя? Какой поступок ты совершил при жизни, что удостоился прощения?

На это Амр бин Лейс ответил:

— Однажды я вышел на высокий холм. Оттуда я посмотрел на свое войско. Видя его многочисленность и великолепие, я подумал: «Ах, если бы я мог во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) участвовать вместе с ним в походах и сражениях со своим войском и отдать свою жизнь ради него». Именно из-за этого моего искреннего намерения Всевышний Аллах был милостив ко мне и простил мне все мои грехи, наградив бесконечными благами».

Это пример для му’мина, который показывает, насколько важны ихлас (искренность) и самимият (чистосердечие). Как видно, раб может удостоиться огромных даров по причине искренности деяний, которых даже не совершал. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

نِيَةُ الْمُؤْمِنِ خَيْرٌ مِن عَمَلِهِ

«Намерение (цель и искренность) му’мина лучше, чем его поступки»[1].

Потому что это деяния сердца. С точки зрения Ислама значение поступка определяет намерение, по причине которого он был совершен. Т.е. поступок человека оценивается в соответствие с целью, с которой он совершен. Ведь в хадисе говорится:

 

اِنَّمَا الْاَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ

«Поистине, деяния – по намерениям…»[2]

Поэтому все праведные деяния являются поклонением и должны совершаться ради довольства Аллаха. А это возможно только с искренностью. Ихлас (искренность) – это совершение поступков только ради довольства Аллаха, не допуская попадания на них даже тени желаний нафса. Как важен рух для тела, так же важен ихлас для поступка. Поступок без ихласа – бесполезная, не имеющая смысла тягота.

Дервиш, идущий по пути совершенства, ночью совершал намаз в мечети. Начался дождь, и его душа потянулась домой. В этот момент он услышал голос из дальнего угла мечети:

«Эй, дервиш! В этом намазе, который ты совершаешь, ты ничего не делаешь для Нас! Ведь то, что в тебе прекрасно (душу) ты отправил домой, а то, что в тебе некрасиво (нафс) ты оставил здесь!..»

Этот рассказ показывает, что любой поступок можно возвысить до небесных высот только с искренностью и высоким намерением. Человек, которого Аллах, наряду со всеми созданными, создал способным совершать поступки ради удовлетворения потребностей тела, сможет достичь совершенства в исполнении цели своего сотворения, если ради достижения довольства Аллаха освободится от мирских, телесных и эгоистических желаний. Это означает: полностью и без исключения целью своей жизни сделать достижение довольства Аллаха. И тогда эта цель придаст всем поступкам качество служения и возвысит их до уровня поклонения. Когда сон, еда, питье, дети, приобретение средств существования и богатство и другие бесчисленные мирские деяния будут совершаться в рамках получения довольства Аллаха, они смогут войти в категорию истинного поклонения и благодеяния.

В связи с этим, выкинуть из души все намерения, не ведущие к довольству Аллаха, с помощью естественных способностей человека, является величайшим поступком, возложенным на мусульманина. Поэтому основным условием принятия Аллахом деяний является ихлас.

Ихлас – это умение защищать свое сердце от мирских целей ради приближения к Всевышнему Аллаху.

Плодом ихласа является ихсан. Ихсан означает: совершать поклонения и поступки так, словно ты видишь Аллаха и постоянно ощущать себя под взором Аллаха.

Ихлас рабов Аллаха удостаивается высшей награды – довольства Аллаха.

Аллах требует от своих созданий ихласа в поступках, направленных на достижение Его довольства. В Коране говорится:

Значение: «Воистину, Мы ниспослали тебе Писание (т. е. Коран) в истине. Посему поклоняйся Аллаху, будучи искренним в вере»[3].

Значение: «Скажи [, Мухаммад]: «Воистину, мне велено поклоняться Аллаху в искренней вере»[4].

Изгнанный иблис:

Значение: «Он сказал: «Господи! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех».

Значение: «Кроме Твоих избранных (или искренних) рабов»[5].

Как говорится в аяте, шайтан может совращать только тех, чья искренность слаба. На искренних рабов он не может воздействовать. Всевышний Аллах так ответил на слова шайтана:

Значение: «Он сказал: «Это – путь, ведущий прямо ко Мне».

Значение: «Воистину, ты не властен над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой»[6].

Значение: «Воистину, ты не властен над Моими рабами. Довольно того, что твой Господь является их Попечителем и Хранителем»[7].

В хадисе-кудси говорится:

اَلْإِخْلاَصُ سِرٌ مِنْ سِرِّى اِسْتَوْدَعْتُهُ قَلْبَ مَن اَحْبَبْتُ مِنْ

 

عِبَادِى لاَ يَطَّلِعُ عَلَيْهِ مَلَكٌ فَيَكْتُبَهُ وَ لاَ شَيْطَانٌ فَيُفْسِدَهُ

 

«Ихлас (искренность) – это такая тайна из Моих тайн, что я доверяю ее только сердцам тех рабов, которых люблю. Их деяния записывают ангелы, и никакой шайтан не сможет опорочить ее (искренность)»[8].

Этот хадис-кудси показывает, что путем обретения ихласа обретается любовь Аллаха. Слова «сердца тех рабов, которых люблю» указывают именно на это. Поэтому любовь раба к Аллаху должна занимать место в сердце самым совершенным образом. В этом отношении, как нет пользы от неискренней любви, так же неизбежен убыток в вечной жизни. По этому поводу Нахшабирассказывает следующую историю:

«Юноша пришел к дверям дочери падишаха и признался, что безумно влюблен в нее. Когда весть дошла до дочери падишаха, она пришла к дверям и сказала юноше:

— Возьми тысячу дирхемов и больше не говори таких слов, которые принесут вред и тебе, и мне.

Когда юноша стал настаивать, она сказала:

— Тогда возьми две тысячи дирхемов!

Наконец торг дошел до десяти тысяч, и юноша принял предложение. На что дочь падишаха сказала:

— Так ты меня любишь, что деньги затмили тебе глаза, и ты даже не видишь меня? Знаешь ли ты наказание тому, кто предпочтет что-нибудь, кроме меня? – и приказала отрубить ему голову.

Один из праведников, услышав об этом, упал, потеряв сознание. Когда он пришел в себя, то сказал:

«Эй, люди! Смотрите, какие несчастья приходят к людям за их поддельную любовь! И что же грозит тем в вечном мире, которые воображают, что любят Аллаха, но на самом деле обращены к другому…»»

Мавляна Руми такими словами обобщает смысл этой истории:

«Человека оценивают по тому, что он ищет».

Ихлас – это величайшее благо, которое обязательно для всех поступков. О том, что спасение невозможно без обладания им, рассказывает хадис:

«Люди погибнут, спасутся алимы. Алимы погибнут, спасутся алимы с благими деяниями. И алимы с деяниями погибнут, спасутся лишь обладатели ихласа. Но и обладатели ихласа (в дунье) всегда подвержены большой опасности».

Эта истина в Коране раскрывается:

 

إِلَّا عِبَادَ اللَّهِ الْمُخْلَصِينَ

 

Значение: «(Наказание) не относится лишь к избранным (или искренним) рабам Аллаха»[9].

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ عَلَيْكُمْ أَنفُسَكُمْ لاَ يَضُرُّكُم مَّن ضَلَّ إِذَا

 

اهْتَدَيْتُمْ إِلَى اللّهِ مَرْجِعُكُمْ جَمِيعاً فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

 

Значение: «О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Будьте обладателями ихласа и, пребывая в джамаате, сохраняйте это ваше состояние! Если будете поступать так, вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали»[10].

Ихлас – это искренние и чистые намерения, от них зависит точность и благо поклонений.

Мавляна Руми так обращается к тем, кто совершает поклонения неискренне:

«Эй, беспечный! Ах, если бы ты мог искренне направить лицо к Всевышнему во время сажда и сполна понять смысл слов «Всевышний Господь чист от всех недостатков», ты бы смог делать сажда не только телом, но и душой!..»

Неискренние поклонения полны соучастников и скверны. В таком случае, тайна чистоты и возвышения поклонений скрыта в искренности. Противоположное этому разъяснено в Коране:

 

فَوَيْلٌ لِلْمُصَلِّينَ الَّذِينَ هُمْ عَن صَلاَتِهِمْ سَاهُونَ

 

الَّذِينَ هُمْ يُرَاؤُونَ

 

 Значение: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам, которые лицемерят»[11].

Ихлас – это оберегание сердца от всего, что не ведет в деяниях к довольству Аллаха. Только поклонения, совершенные с намерением заслужить довольство Аллаха, являются амаль-салих «праведныя деяния». Всевышний Аллах сказал:

Значение: «Мы поим вас тем, что образуется в их животах между испражнениями и кровью, – чистым молоком, приятным для пьющих»[12].

Толкователи Корана так объясняют этот аят применительно к ихласу:

«Искренность очищает деяния от мути, так же как молоко отделяется от крови и испражнений. Чистота молока в том, что оно очищено от крови и помета, а чистота деяний в том, что оно очищено от всего, кроме довольства Аллаха».

Джунайд Багдади говорил следующее:

«Ихлас – это очищение деяний от мути»

Один из аулия говорил:

«Утверждать об искренности является своего рода отсутствием искренности».

Муса (алейхиссалям) по приказу Аллаха выбрал из своего племени семьдесят праведных людей. Когда было приказано выбрать и из них, выбрали три человека, которые сами вышли вперед. Всевышний Аллах сказал:

«О Муса! Эти трое самые далекие от меня из всех моих созданий. Потому что они вышли вперед сами, когда было сказано, чтобы вышли праведные, тем самым утверждая себя праведными…»

 

Иса (алейхиссалям) дал такой ответ своим апостолам, спросившим его о чистых деяниях:

«Чистые деяния – те, которые были совершены ради Аллаха и не имеющие больше никаких желаний, кроме получения довольства Аллаха».

Исходя из этого, искренность заключается в том, чтобы деяния были чисты в первую очередь от лицемерия и другой духовной грязи. Так как лицемерие – самое опасное из того, что пачкает и уничтожает искренность. Тот, в чьих деяниях есть лицемерие, впадает в скрытый ширк и обречен на наказание.

В хадисе говорится:

«В Судный день в первую очередь будет вынесен приговор таким людям:

Первым будет ставший шахидом. Его представят перед Аллахом. Аллах расскажет о данных ему благах, и он признает их. Тогда Всевышний Аллах спросит:

— Тогда что ты сделал взамен?

Человек ответит:

— О Аллах! Я стал шахидом на твоем пути.

Всевышний Аллах скажет:

— Ты лжешь! Ты сражался только для того, чтобы все говорили, какой ты смелый и храбрый. Так о тебе и говорили.

Его приговор будет вынесен, и его потащат лицом вниз, чтобы бросить в ад.

Вторым будет представлен перед Аллахом человек, который учился, учил других и кроме этого, читал Коран. Аллах расскажет о данных ему благах, и он признает их. Всевышний Аллах спросит:

— Что ты сделал взамен?

Человек ответит:

— Я учился знаниям, учил других и читал Коран ради Тебя.

— Ты лжешь! Ты учил науки, но только для того, чтобы все говорили, что ты ученый, ты читал Коран, но только для того, чтобы все говорили, что ты хороший чтец Корана. Так о тебе и говорили.

Его приговор будет вынесен, и его потащат лицом вниз, чтобы бросить в ад.

Третьим будет человек, которому Всевышний Аллах дал огромное богатство. Его представят перед Аллахом. Аллах расскажет о данных ему благах, и он признает их. Тогда Всевышний Аллах спросит:

— Тогда что ты сделал взамен?

Человек ответит:

— Я жертвовал своим имуществом везде, где ты приказывал мне. Я тратил свое богатство только лишь на твоем пути.

Всевышний Аллах скажет:

— Ты лжешь! Ты делал это только для того, чтобы все говорили какой ты щедрый. Так о тебе и говорили.

Его приговор будет вынесен, и его потащат лицом вниз, чтобы бросить в ад»[13].

Этот хадис прекрасно показывает, что условием для принятия деяний Аллахом является искренность. В нем ясно видно, если намерением не будет довольство Аллаха, то, как бы ни выглядели с виду деяния и какими бы они ни были, даже такие деяния как умереть, учить науки и жертвовать имуществом на пути Аллаха, не принесут никакой пользы их владельцу.

 

Баязид Бистами, послушав аят Корана, заплакал:

Значение: «Среди вас есть такие, которые желают этого мира, и такие, которые желают ахират…»[14] и сказал:

«Это упрек Аллаха своим рабам. Он означает, что “Среди вас есть такие, которые желают этого мира, и такие, которые желают ахират…”, а где же те, кому нужен Я?»

В таком случае, вера не состоит из одних только слов и пустых поступков без вдохновения. Необходимо верить и привязываться к Всевышнему с глубиной души, с радостью принимать все Его приказы и запреты и, совершая благие деяния, не стремиться ни к чему, кроме довольства Аллаха. В противном случае, раб совершает лицемерие, он мунафик. Он не сможет избавиться от этого состояния и будет обречен на божественное наказание. Всевышний Аллах говорит:

 

أَفَرَأَيْتَ مَنِ اتَّخَذَ إِلَهَهُ هَوَاهُ

 

Значение: «О мой Посланник, видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть?»[15]

Это говорит о том, что вера и деяния, которые требует от нас Аллах, должны выполняться от всей души и только ради Аллаха.

Следующий рассказ прекрасно описывает искреннее покаяние очистившего сердца, достигшего ихласа:

«Один из сподвижников, впав в заблуждение, совершил кражу и, сожалея об этом, искренне покаялся. Наконец он пришел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и, признав свою вину, попросил осуществления наказания согласно шариату. Ему отрубили руку. Увидев ее в тот момент, так выразил свое духовное умиротворение и наслаждение:

— Эй, рука! Хвала Тому, кто отделил тебя от меня! Не то ты бы ввела в огонь и сожгла все мое тело!..

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Искренне совершай свои деяния! (В таком случае) даже маленькие поступки будут достаточны для тебя»[16].

«Аллах не смотрит на вашу внешность и ваше богатство! Но посмотрит на ваши сердца и деяния (на их ихлас и таква)»[17].

В следующем аяте Всевышний Аллах сообщает, что главное не то, чтобы совершать больше или меньше поклонений, а то, чтобы совершать их искренне, т.е. для Него самое главное – искренность:

 

الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلاً

 

Значение: «Он тот, кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше…»[18]

Всевышний Аллах, для того чтобы проверить своих рабов на красоту их деяний, а точнее – на искренность, подвергает их многочисленным испытаниям. Правоверные за свою веру подвергаются различным мукам. В Коране, в качестве предупреждения о стойкости в вере и сохранении искренности, сказано:

Значение: «Алиф. Лям. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: “Мы уверовали”?»

Значение: «Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов»[19].

Но необходимо правильно понять суть искренности. Неправильно избегать благих деяний из-за боязни впасть в лицемерие во время их совершения. Нужно не оставлять благие деяния, а по возможности доводить до совершенства, стараясь совершать их от чистого сердца. Потому что путь ихласа полон трудностей. Он требует борьбы с наущениями нафса. Этого невозможно достигнуть быстро и легко. Действительная искренность – вершина восхождения человека. А на вершину взбираются шаг за шагом. Этот путь можно преодолевать, используя собственную силу воли и прося помощи и милости у Всевышнего Аллаха.

Самый лучший путь, ведущий к очищению сердца от преходящего и сохранению в нем ихласа, и тем самым, к достижению сердцем состояния «кальби-салим», проходит через приобретение этих трех качеств:

  1. 1.С помощью зикра достигнуть чувства ихсан, т.е. всегда чувствовать себя под божественным наблюдением и контролем.
  2. 2.Посредством рабиты[20]постоянно оживлять в сердце любовь к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и другим праведникам, брать с них пример и таким образом получать духовную энергию, или фейз.
  3. 3.Посредством сохбетов претворять в жизнь исламское братство и приобретать такие духовные качества, как милосердие, жертвенность и способность отдавать то, в чем сам нуждаешься.
  4. 4.Через служение объять атмосферой милосердия и любви своей души всех созданных.
  5. 5.Питать тело, аманат от Всевышнего, пищей-халяль. Если питать тело пищей-халяль, сердце подчинится Аллаху, а тело станет источником добра и блага.

Главное — суметь жить, приближаясь к Аллаху, через украшение души, которая является самым великим творением Господа, с помощью зикра, рабиты, сохбетов, служения созданным и питания пищей-халяль.

О Аллах! Удостой нас истинной искренностью, которая является одной из Твоих тайн! Даруй нам ощущения из духовного мира праведников, которые искренне поклоняются Тебе в благодарность за эту милость!

Аминь!..


[1]              Суюти, Джамиу‘с-Са’ыр II. 194.

[2]              Бухари, Иман, 41; Муслим, Имаре, 155.

[3]              Сура аз-Зумар, 2.

[4]              Сура аз-Зумар, 11.

[5]              Сура аль-Хиджр, 39-40.

[6]              Сура аль-Хиджр, 41-42.

[7]              Сура аль-Исра, 65.

[8]              ат-Тадж, I, 43.

[9]              Сура ас-Саффат, 40.

[10]             Сура аль-Маида, 105.

[11]             Сура аль-Маун, 4-6.

[12]             Сура ан-Нахль, 66.

[13]             Муслим, Имаре,152.

[14]             Сура Али Имран, 152.

[15]             Сура аль-Джасия, 23.

[16]             Ихья-Улюмиддин, IV, 676.

[17]             Муслим, Бирр, 34.

[18]             Сура аль-Мульк, 2.

[19]             Сура аль-Анкабут, 1-3.

[20]             Рабита: размышлять и представлять образ Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) или праведных мусульман.
Источник: fondihlas.ru

5 thoughts on “ИХЛЯС

  1. Амин,Амин,Амин Аллаh.бракаллаh всей администрации сайта,дай Аллаh вам и всем мусульманам благополучия в этом мире и в мире вечном и сделает нас из числа искренних поклоняющихся ради Аллаха .вопрос а сохбеты как понять?

    1. Аллаhумма, аминь! И вам баракаллаh за дуа для мусульман!
      Сохбет — это духовная беседа, когда собираются люди и говорят о Религии, об Аллаhе, о Пророке (салляллаху аляйхи ва саллям), о праведниках, Устазах…укрепляя Иман, получая нравственные уроки..Это может быть и беседа между Духовным Наставником и его учениками..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *