Наставления праведных рабов Аллаха представляют собой отражения света Корана и духовных бесед Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
Аулия – это счастливые рабы, которые познали суть видимого и скрытого на пути тасаввуфа и, пройдя через духовные уровни сердца, достигли нравственного совершенства и удостоились звания «варасату‘ль-анбия». Они во все времена достигают вершин нравственного совершенства и являются проводниками на пути истины по методу пророков. Т.е. они являются непосредственными путеводителями для тех, кто не удостоился чести видеть Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и его сподвижников.
В хадисе Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) говорится:
«Ученые (познавшие суть видимого и скрытого и сделавшие свои знания мудростью познания) – наследники Пророков!» (Абу Дауд, Илим, 1).
Милосердие и сострадательность стали основой характера совершенных му’минов, которые удостоились проявлений имен Всевышнего Аллаха «ар-Рахман» и «ар-Рахим». Эти праведные му’мины избавились от своих желаний и живут, наставляя на путь истины, просвещая и объяв заботой все общество. Они продолжают наставлять людей на путь истины и после своей смерти. Благодаря очищению от власти нафса, их светлые души становятся мостами к Аллаху и, ведя людей по этому мосту, эти праведники стараются приблизить их к Нему. Они – учителя для людей, которые ждут помощи и руководства для вечного спасения. Это герои, исполненные чувства ответственности за спасение общества перед Аллахом и Его рабами.
Наставления праведных рабов Аллаха представляют собой отражение духовных бесед Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), ибо основой духовного воспитания является его духовная сущность. Вдохновенные беседы, полные назидания и предостережений – это отблески, дошедшие от этого духовного центра, передающиеся посредством цепочки праведников. Собрания праведников представляют собой великое благо, так как праведные рабы Аллаха являют собой пример для подражания в словах, поступках и чувствах, погружая присутствующих в атмосферу периода двадцатитрехлетнего пророчества Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
Аулия, как бабочки, кружащиеся над источником света, растворили свою волю в божественной любви, и теперь Господь стал их «видящим глазом и слышащим ухом». Их собственные желания и устремления исчезли от проявлений любви и близости к Аллаху, как сгорает бумага от солнечного луча, наведенного линзой. И таким образом, они становятся притягательным центром, несущим свет истины, к которому вольно или невольно устремляются люди. Их наставления и предостережения являются лекарством для изболевшихся душ.
Наставления праведных рабов Аллаха, обладающих широким видением и духовной проницательностью, более способствует пробуждению людей, чем наставления тех, чьи знания не подтверждены делами. Поэтому нужно с любовью и искренне принимать их вдохновенные наставлениям, так как они являются великим благом, несущим умиротворение душе. Далее приведены некоторые из наставлений праведных рабов Аллаха, освещающих путь к вечному счастью, которые мы и представляем вниманию читателей:
Хасан Басри -куддисе сиррух- (642–728 гг).
О сын Адама! Истинный му’мин, даже если он достиг вершины совершенства, должен до самого рассвета пребывать в состоянии страха. Такое состояние должно быть и до захода солнца. Да, он всегда находится между двумя страхами:
1. Прошлые грехи. Никто не знает, как поступит с ним Всевышний за прошлые грехи.
2. Будущая жизнь. Какой будет следующая жизнь, как он встретит свой последний вздох? И всегда размышляет над этими вопросами.
О люди! Поняв эти истины, совершайте благие деяния. Аллах и Его Посланник видят ваши деяния. Все вы однажды будете возвращены к Аллаху, который видит и тайное, и явное. И тогда Он сообщит вам о каждом вашем деянии.
Будьте внимательны к своим сердцам. Очищайте их поминанием Аллаха, так как сердца быстро покрываются ржавчиной. Держите в узде свой нафс, ибо он слишком распущен. Если вы не будете препятствовать буйству нафса, то однажды он столкнет вас в глубокую пропасть.
Вы не станете истинно верующим, пока не перестанете перечислять чужие недостатки, хотя у вас самих их множество. В таком случае, сначала обратите внимание на свои изъяны и постарайтесь исправить их.
О люди! Священный Коран для му’минов является шифа (излечением), а для богобоязненных – путеводителем. Кто последует учению Корана, тот найдет истину и последует за ней. А кто отвернется от Корана, тот обречен на вечные муки.
О сын Адама! Ты умрешь в одиночестве, будешь воскрешен в одиночестве, и в одиночестве будешь отвечать за свои деяния!
Малик бин Динар -куддисе сиррух- (ум. 748 г).
На свете не осталось радостей, кроме двух:
1. Встречаться и беседовать с друзьями.
2. Вставать глубокой ночью на намаз «тахаджуд» и в это благословенное время с упоением заниматься зикруллах и чтением Корана.
Джафар ас-Садык -куддисе сиррух- (699–766 гг).
Совершив праведное деяние, не разглашай его и не считай его важным. Потому что таким образом ты оградишь себя от самолюбования. Если скроешь его, то недостатки его восполнятся, и увеличится его благо. Если поспешишь, то быстрее совершишь это праведное деяние. Ведь нафс наведет на тебя слабость и затянет это деяние или же заставит забыть о нем.
Если ты услышишь что-либо неприятное про своего брата-мусульманина, постарайся думать, что у него есть оправдание. Если не найдешь такового, то скажи себе, что, возможно, есть уважительная причина, которую ты не можешь понять, и забудь об ошибке брата!
Суфьян Саури -куддисе сиррух- (713–777 гг).
Знания необходимо получать только для того, чтобы обрести страх перед Всемогущим Аллахом и подчиняться Его повелениям. Достоинство знаний заключается в том, что они делают человека обладателем высоких духовных чувств. Если бы это было не так, то знания не ценились бы так высоко.
Призыв к вере в Хорасане полезнее для тебя, чем просто проживание в самой Мекке.
Для знаний есть два главных условия: находить пути к ним, и, обретя их, претворять в жизнь. Далее идут молчание и размышление… Затем умение извлекать урок из всего, что есть во вселенной…
Джунайд Багдади -куддисе сиррух- (ум. 909 г).
Сохбет с Аллахом, т.е. пребывание всеми помыслами с Ним, достигается через состояние прекрасной нравственности и муракаба (наблюдения).
Сохбет с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) достигается посредством следования Его Сунне.
Сохбет с аулийауллах происходит посредством уважения и служения.
Сохбет с семьей осуществляется через прекрасную нравственность.
Сохбет с друзьями осуществляется через улыбку и любовь.
Сохбет с простыми людьми осуществляется посредством ду’а и милосердия.
Источник: fondihlas.ru