19.04.2024

1 урок. ВведениеУРОК 1.  ВВЕДЕНИЕ

 

Основы суфизма в Коране (Из тафсира имама Ибн Джузайя аль-Кальби)
 
Предисловие переводчика
 
بسم الله الرحمن الرحيم
 
Хвала Всевышнему Аллаху, Господу миров, Всемилостивому, Властелину Судного дня.
 
Возвеличь, о Аллах, степень Пророка милости, нашего господина Мухаммада и приветствуй его!
 
Среди комментариев к Благородному Корану небольшого объема одним из самых ценных, глубоких и производящих сильнейший духовный эффект, без сомнения, является тафсир «ат-Тасхиль ли ʼулюм ат-танзиль» имама Абуль-Касима Мухаммада ибн Ахмада аль-Малики, известного как Ибн Джузай аль-Кальби (693 – 741 гг. по хиджре), да помилует его Всевышний Аллах.

Исследователь наследия имама аль-Кальби шейх Али Мухаммад аз-Зубайри пишет: «Когда я прочитал тафсир Ибн Джузайя, то понял, что это очень ценный труд, содержащий вещи, которые упустили великие толкователи Корана. Этот тафсир не менее ценный, чем тафсир ан-Насафи, аль-Байдави, не говоря уже о «Джалялейн» или «аль-Ваджиз» аль-Вахиди, более того, он в чем-то превосходит их…»[1]
 
Имам предварил свой тафсир введением, в котором кратко рассматриваются различные науки, связанные с Кораном (ʼулюм аль-Куран). Одна из этих наук – тасаввуф (суфизм). Суть этой дисциплины – знание о похвальных нравственных качествах и способах их приобретения, а также о духовных пороках и способах избавления от них.

Ибн Джузай пишет, что суфизм берет свое начало в Коране, ибо в Коране много говорится о «воспитании души (нафса), озарении сердца и его очищении путем приобретения высокой нравственности и избавления от порицаемых душевных качеств». Имам перечислил двенадцать положений науки тасаввуф, которые он рассматривает в своем тафсире. К каждому положению он привел аят Корана, на котором оно основано.
 
Известный суфий из Марокко шейх Мунир аль-Кадири Будшиш издал в 1998 году в Касабланке книгу «Тасфийя аль-кулюб фи аль-вусуль иля хадрати ʼАллям аль-гуюб», автором которой назван имам Ибн Джузай аль-Кальби, да помилует его Аллах, единственную рукопись которой шейх Мунир обнаружил в библиотеке деревни Тамгрут на юге Марокко.
 
Текст этой небольшой книги по большей части соответствует тексту соответствующих мест из тафсира «ат-Тасхиль». И лишь Аллах доподлинно знает, является ли этот трактат той самой книгой, о которой пишет имам в предисловии к «ат-Тасхиль»[2], или – наоборот – кто-то составил из цитат тафсира отдельную книгу (мне лично этот вариант кажется наиболее правдоподобным). В любом случае нет никаких сомнений, что автором текста «Тасфийя» является имам аль-Кальби, однако неясно – отдельная ли это его книга (другие исследователи не упоминают в ее в списке трудов имама) или просто собранные кем-то выдержки из тафсира «ат-Тасхиль».
 
Шейх Муса Фербер из Абу Даби выпустил на английском языке свой вариант «Тасфийя»,[3] однако он не упоминает о «Тасфийя» в своей книге. Возможно, шейх просто сам добавил к аятам из предисловия к тафсиру выдержки из комментария имама Ибн Джузая.
 
Мы перевели фрагменты из «Тасхиль» с арабского языка[4], ориентируясь на порядок изложения «Тасфийя» и книги шейха Фербера.
 
В результате получилcя небольшой трактат, в сжатом виде раскрывающий принципы тасаввуфа, взятые непосредственно из Священного Корана.
 
Надеемся, что этот цикл поспособствует выработке у мусульман иммунитета против доводов сектантов, убеждающих их, что суфизм – это якобы нововведение, не имеющее отношения к Исламу. Мы увидим, что основы практик суфизма взяты имамами этой законной шариатской науки из Корана – главного источника норм и правил Ислама. А то, что берется из Корана, никак не может быть нововведением!
 
Мы просим наших читателей упомянуть в своих дуа всех, кто имеет отношение к этой работе – особенно имама Ибн Джузайя. Просим у Аллаха укрепить нас на истинном пути!
 
Абу Яхья аль-Ханафи, Рамадан 1437
 
Краткая биография Ибн Джузайя аль-Кальби
 
Имам Абуль-Касим Мухаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Джузай аль-Кальби родился в Гранаде (Андалусия) в 693-м году по хиджре.
 

Был талантливым поэтом и ученым, имамом во многих науках: арабском языке, усуль аль-фикх, хадисе, маликитском фикхе, коранических науках. Автор многих сочинений, среди которых самыми известными являются следующие:
 

 «ат-Танзиль ли ʼулюм ат-танзиль» (тафсир Корана);
 «Нур аль-мубин фи каваʼид ʼакаид ад-дин» (акыда, переведена на русский язык и выпущена издательством «Дарульфикр»);
 «Такриб аль-вусуль иля ʼильм аль-усуль» (усуль аль-фикх);
 «аль-Каванин аль-фикхийя фи талхыс мазхаб аль-маликийя» (маликитский фикх);
 «аль-Анвар ас-санийя фи аль-альфаз ас-суннийя» (хадис).

 
Имам стал шахидом в 741-м г. по хиджре. Да помилует его Всевышний Аллах и сделает его знания полезными для нас!
 
Введение автора
 
Имам Абуль-Касим ибн Джузай аль-Кальби, да помилует его Аллах, пишет:
 
Суфизм связан с Кораном, ибо в Коране говорится о познании Аллаха, воспитании души (нафса), озарении сердца и его очищении путем приобретения высокой нравственности и избавления от порицаемых душевных качеств.
 
Суфии также писали комментарии к Корану. Одни оставили хорошие тафсиры, проникнув светом сокровенных знаний к тонкостям смыслов аятов, раскрыв их глубинное значение. Другие же, претендуя на тайные знания, приписали Корану смыслы, которых не существует в арабском языке.
 
Абу Абдуррахман ас-Сулями собрал толкования Корана суфиями в книге «аль-Хакаик» («Истины»)[5], которую некоторые ученые назвали ее «аль-Баватыль» («Выдумки)». Однако если быть справедливыми, то стоит признать, что в ней есть как одно, так и другое.
 
Мы в нашей книге[6] привели некоторые из приемлемых «раскрытий»[7] (ишарат) суфиев, но только такие, которые не критиковали и не оспаривали ученые.
 
Также мы говорим о двенадцати положениях суфизма, которые встречаются в Коране:
 

 Мы говорим о благодарности (шукр) в «Умм аль-Куран»[8], ведь между понятиями «благодарность» и «хвала» (хамд) есть сходство значений.

 

 Мы говорим о богобоязненности (таква) в словах Аллаха «…руководство для богобоязненных» (Коран 2:2)[9].

 

 О зикре в словах Аллаха в суре «аль-Бакара» «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас…» (Коран 2:152).

 

 О терпении (сабр) в словах Аллаха в этой же суре «Обрадуй терпеливых» (Коран  2:155).

 

 О единобожии (таухид) в словах Аллаха в той же суре «Ваш Бог – Бог Единственный…» (Коран 2:163).

 

 Мы говорим о любви к Аллаху в Его словах в той же суре «Верующие любят Аллаха сильнее…» (Коран 2:165).

 

 Об уповании на Аллаха (таваккуль) в Его словах в суре «Алю Имран» «А когда решитесь, то уповайте на Аллаха» (Коран 3:159).

 

 Самоконтроль (муракаба)[10] в словах Аллаха в суре «ан-Ниса» «Поистине, Аллах всегда наблюдает за вами» (Коран 4:1)

 

 10. Страх и надежда в словах Аллаха в суре «аль-Аʼраф» «Взывайте к Нему со страхом и надеждой» (Коран 7:56).

 
 Покаяние (тауба) в словах Аллаха в суре «ан-Нур» «Обращайтесь к Аллаху с покаянием, все вы» (Коран 24:31).

 

 Искренность (ихляс) в словах Аллаха в суре в суре «аль-Баййина» «А ведь им было приказано только поклоняться Аллаху и быть искренними в вере» (Коран 98:5).

 
[1] «Ибн Джузай ва манхаджуху фи ат-тафсир», т. 1, с. 14, Дамаск, Дар аль-калям, 1987.
 
[2] См. ниже.
 
[3] «Ibn Juzay’s Sufic Exegesis», Ibn Juzay al-Kalbi, Musa Furber, Islamosaic, 2015.
 
[4] По изданию: «ат-Тасхиль ли ʼулюм ат-танзиль» в 2-х томах, 1-е изд., Бейрут, Дар аль-кутуб аль-ʼильмийя, 1995.
 
[5] Мухаммад ибн аль-Хусайн Ас-Сулями, ученый и суфий из Нишапура (325 – 412 гг. по хиджре), автор «Хакаик ат-тафсир», один из известнейших суфийских комментариев к Корану.
 
[6] Некоторые исследователи считают, что речь идет о самом тафсире «ат-Тасхиль». Доктор Сулейман Абу ар-Риш в книге «Ибн Джузай аль-Кальби ва асаруху фи аль-фикх аль-ислями» высказал предположение, что речь идет об отдельной книге имама под названием «Ма юстахсану мин аль-ишарат ас-суфийя». Шейх Али Мухаммад аз-Зубайри в книге «Ибн Джузай ва манхаджуху фи ат-тафсир» (с. 607 – 608) предполагает, что упоминание о книге здесь – это искажение или ошибка переписчика. Шейх же Мунир аль-Кадири Будшиш из Марокко убежден, что имам Ибн Джузай имеет в свою отдельную книгу об истоках суфизма в Коране – «Тасфийя аль-кулюб фи аль-вусуль иля хадрати ʼАллям аль-гуюб», о которой мы говорим в предисловии к нашему циклу.
 
[7] Намеки, указания на скрытые знания. Имеется в виду метод толкования Корана путем приведения неочевидных на первый взгляд смыслов, которые раскрылись обладателям степеней в тасаввуфе, при условии, что эти смыслы не противоречат явным смыслам аятов.
 
[8] В суре «аль-Фатиха».
 
[9] Ссылки на аяты Корана даны в таком виде: первая цифра – номер суры, вторая – номер аята. Например, «2:2» означает 2-ой аят суры «аль-Бакара».
 
[10] Постоянное осознание того, что Аллах видит человека и знает обо всех его мыслях, чувствах, словах и поступках

Источник: Azan.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *