ОСНОВЫ СУФИЗМА В КОРАНЕ
12 УРОК. ИСКРЕННОСТЬ (ИХЛЯС)
(окончание цикла)
وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّـهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ وَذَٰلِكَ دِينُ الْقَيِّمَةِ
«А ведь им было приказано только поклоняться Аллаху и быть искренними в вере, как ханифы (монотеисты доисламской эпохи), полноценно совершать намаз и выплачивать закят. Такова истинная религия» (Коран 98:5).
В этом аяте под «искренностью» следует понимать либо таухид и отказ от язычества (ширка), либо отказ от совершения благодеяний напоказ (рия), ибо ихляс обязателен как в таухиде, так и в поступках.
Противоположность ихляса в таухиде – это явный ширк, а противоположность ихляса в поступках – скрытый ширк, то есть рия.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Совершение благих дел напоказ (рия) – это малый ширк»[1].
Также он передал слова Господа:
«Я больше кого бы то ни было не нуждаюсь в сотоварищах. Если кто-то совершит какое-то дело, придав Мне в нем сотоварища, я откажусь от этого человека и его сотоварища»[2].
Виды поступков и искренность в них
Знай, что все поступки делятся на три вида:
Те, которые приказано совершать[3].
Те, которые запрещено совершать[4].
Те, которые можно совершать или не совершать[5].
Искренность в действиях, которые Аллах приказал совершать – это чистота намерения, то есть совершение действия только ради довольства Всевышнего
Но если действие совершено с намерением не ради довольства Аллаха, а, например, ради мирской выгоды, похвалы окружающих и тому подобное, то действие будет совершенным напоказ (рия), и Аллах отвергнет его.
А если намерение будет смешанным[6], то в этом вопросе есть детализация, расхождения (среди ученых) и разные точки зрения.
Что касается запрещенных действий, то отказа от них без намерения[7] будет достаточно для выполнения обязательства[8], однако человек не получит награду за свой отказ. Если же верующий откажется от совершения чего-то запретного с намерением обрести черезэто довольство Всевышнего Аллаха, тогда он выполнит обязательство и получит награду.
На этом, по милости Всевышнего Аллаха – заканчиваем перевод комментария имама Ибн Джузайя аль-Кальби, да помилует его Господь, к двенадцати аятам Священного Корана, в которых заложены основы и принципы тасаввуфа – шариатской науки о похвальных и порицаемых нравственных качествах и способах приобретения первых и избавления от последних.
[1] Хаким (7937).
[2] Муслим (2985).
[3] Сюда относятся обязательные действия (фард и ваджиб), желательные (сунна и мустахабб).
[4] К ним относятся действия, хукм которых харам и махрух тахриман.
[5] То есть мубах.
[6] То есть к намерению совершить некое дело ради Аллаха будет примешано намерение получить от этого дела финансовую
[7] Без намерения отказаться от запретного ради Аллаха.
[8] Отказ от харама по Шариату обязателен.
[9] Мубах – то, за совершение чего нет ни награды, ни наказания, как и за отказ от этого.
[10] От прелюбодения, мастурбации, взглядов на запретное и т.п.
[11] «Ат-Тасхиль», 2/597.
Источник: Azan.kz
This post has been viewed 706 times.
Свежие комментарии