ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Беседка для мюридов > ОСНОВЫ СУФИЗМА В КОРАНЕ

ОСНОВЫ СУФИЗМА В КОРАНЕ

8 урок. Упование на Аллаха (таваккуль)8 УРОК. УПОВАНИЕ НА АЛЛАХА (ТАВАККУЛЬ)

Всевышний и Всемогущий Аллах говорит: فَبِمَا رَحْمَةٍ مِنَ اللَّهِ لِنْتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لَانْفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ فَاعْفُ عَنْهُمْ وَاسْتَغْفِرْ لَهُمْ وَشَاوِرْهُمْ فِي الْأَمْرِ فَإِذَا عَزَمْتَ فَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُتَوَكِّلِينَ

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним (сподвижникам). А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их (за то, что было в битве при Ухуде), попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит тех, кто уповает на Него» (Коран 3:159).

Таваккуль – это полное упование на Аллаха в получении любых благ и сохранении их, когда они даны, а также в избегании вреда и в избавлении от него, если что-то плохое уже произошло. И это одна из самых высоких степеней (макамов) по двум причинам: Всевышний Аллах говорит: «Поистине, Аллах любит тех, кто уповает на Него» (Коран 3:159).

Вторая причина – это то, что Аллах гарантирует: «Тому, кто полагается на Аллаха, будет Его достаточно» (Коран 65:3).

Обязателен ли таваккуль?

Вероятнее всего, таваккуль является обязательным, поскольку Аллах говорит:

«Если вы верующие, то полагайтесь на Аллаха» (Коран 5:23). В этом аяте таваккуль назван условием веры.

Также внешний смысл слов Аллаха: «Пусть верующие полагаются на Аллаха» (Коран 3:122) также подтверждает, что повеление здесь подразумевает обязательность[1]. Уровни таваккуля

Знай, что люди делятся на три группы по степени таваккуля:

Раб Аллаха полагается на своего Господа так, как он полагается на своего представителя (вакиля), которому полностью доверяет, и нисколько не сомневается, что вакиль честно заботится об интересах уполномочившего его.

Отношение раба к своему Господу подобны отношению младенца к матери: он знает лишь ее и всегда прибегает лишь к ее защите.

Раб по отношению к своему Господу подобен покойнику по отношению к омывающему его – он весь целиком и без остатка находится в распоряжении последнего.

В таваккуле людей первой группы есть доля их собственных интересов, в отличие от людей, достигших второго уровня.

В таваккуле людей второй группы есть доля их собственных желаний и воли, в отличие от людей, достигших третьего уровня.

Таваккуль этого уровня основывается на таухиде особых людей, о котором мы говорили в комментарии к словам Аллаха: «Ваш Бог – Бог Единственный…» (Коран 2:163) [2]. Таваккуль этого уровня увеличивается по мере укрепления этого вида таухида и слабеет по мере его ослабления.

Упование на Аллаха и использование причин

Могут спросить: является ли условием таваккуля отказ от обычных причин?

Ответ: причины бывают трех видов: Те, в отношении которых мы уверены, что с этими причинами Аллах связал некий результат. От этого вида причин нельзя отказываться. Это, например, еда для устранения голода и одежда для согревания тела[3].

Вероятные причины, такие как торговля и другие способы заработать на жизнь. Эти причины не мешают проявлению таваккуля, ибо таваккуль – в сердце, он не является действием тела. Поэтому для того, кто достаточно силен, допустимо отказаться от этого вида причин[4].

Причины выдуманные, далекие от реальности. Они мешают таваккулю[5].

Таваккуль и тафвид

Степень выше таваккуля – это полное смирение (тафвид), то есть полное подчинение Всевышнему Аллаху во всем. В таваккуле есть доля воли и личного интереса – человек, полагаясь на Аллаха, стремиться получить от Него желаемое. А в полном смирении (тафвид) нет участия воли и нет личных интересов, ибо это полное подчинение Воле и выбору Аллаха. Поэтому тафвид – это более высокая степень этики (адаба) по отношению к Господу[6].

[1] Это известный вопрос, разбираемый в науке усуль аль-фикх: указывает ли повеление на обязательность? Мнение большинства ученых таково, что в основе указывает, если нет доказательства, что в конкретном случае повеление подразумевает желательность (как, например, в словах Аллаха: «Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его» (Коран 2:282)) или допустимость (пример – слова Аллаха: «Ешьте из благой пищи, которой Мы наделили вас» (Коран 2:172)).

[2] См. часть 7 https://azan.kz/durus/view/7-urok-lyubov-k-Allahu-2950 [3] То есть опыт и здравый смысл говорят нам, что Аллах установил между причинами этого вида и их результатом связь, которая практически никогда не нарушается, несмотря на то что сами причины никак не влияют на результат. Например, любой разумный человек понимает, что, если он перестанет есть, то с огромной вероятностью умрет от голода, если будет зимой ходить без одежды – то замерзнет. Нарушения связи такого рода причин с их результатом крайне редки и называются чудесами (караматы аулия, муʼджизаты пророков и т.п.) Поэтому отказываться от этого вида причин запрещено.

[4] Опыт говорит нам, что связь такого рода причин с их результатом нарушается достаточно часто. Так, например, начиная бизнес, мы не можем с высочайшей долей уверенности прогнозировать прибыль, даже при самом перспективном бизнес-плане остается все равно какая-то вероятность убытка. Слова имама «для того, кто достаточно силен…» означают, что простым людям, как мы, не достигшим высоких степеней духовного и нравственного совершенства, будет лучше не игнорировать такого рода причины, не отказываясь от зарабатывания на жизнь, объясняя это тем, что мы полагаемся на Аллаха и ждет пропитания от Него. Чаще всего в наше время за этими красивыми лозунгами скрывается элементарные лень, безволие, безответственность и т.п.

[5] Следовательно, использовать их запрещено. Например, прибегать к запретным видам торговли из-за страха убытка и бедности. Человек, который полагается на запрещенные Шариатом причины, на деле лишен таваккуля. [6] «Ат-Тасхиль», 1/164.

Источник: Azan.kz


This post has been viewed 117 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2017 — Madrasah2.ru