18.04.2024

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С НЕВЕРНЫМИ

            Когда усилились притеснения со стороны мушриков (язычников) Мекки, верующие пожаловались на это Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям). Это было время, когда еще не был ниспослан аят о войне и Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) не было разрешено воевать с неверными. Тогда были ниспосланы следующие аяты:

            Смысл: «Ты скажи, о Пророк, Моим уверовавшим рабам: «Говорите с этими многобожниками Мекки хорошими словами (т. е. в спорах с этими многобожниками не будьте похожими на них, не отвечайте им резко и грубо, а обращайтесь к ним с красивой речью: “Да наставит вас Аллах на правильный путь”)». – Сказано также, что этот аят был ниспослан по поводу Умар-асхаба, да будет доволен им Всевышний Аллах: чтобы он простил одного из многобожников, который проклинал его. – Действительно, иблис старается настроить многобожников и верующих друг против друга, посеяв раздор и вражду между ними (если верующие будут уподобляться им; поэтому Всевышний Аллах призвал верующих к терпению). Поистине, шайтан является явным врагом человека». Шайтан никогда не сделает человеку хорошего, он делает плохое как только может, подобно тому как он старался, чтобы пророка Āдама (мир ему) вывели из Рая.

            Вот те хорошие слова, которым учил уверовавших Всевышний Аллах:

            «Господь ваш, т. е. Аллах, лучше нас знает ваше состояние и ваше будущее. Если Он захочет, Он смилуется над вами и приведет вас к вере или подвергнет вас мучениям, умертвив вас неверующими».

 

            Итак, как было сказано выше, Всевышний Аллах призвал верующих к терпению, потому что уподобление многобожникам не принесет никакой пользы верующим, только вред. Верующим даже однозначно велено не говорить им, что они являются племенем Ада. Ведь никто, кроме Аллаха, не знает, каким будет их конец. И действительно, такие великие сподвижники, как Умар ибн Хаттаб, Халид, на заре Ислама были с многобожниками. И разве мало тех, у которых божествами были идолы и которые яростно враждовали с Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям), а потом перешли в Ислам при взятии Мекки и после этого?

            Поэтому и сегодня нам, мусульманам, не подобает презирать, унижать людей, ставить себя выше них из-за того, что они являются неверными, заблудшими, нечестивцами. Напротив, надо воздать Аллаху хвалу и благодарность, что мы не оказались из их числа, и проявлять терпимость по отношению к ним, как на заре Ислама Всевышний Аллах учил Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и верующих. О том, как следует вести себя среди людей, особенно тем, которые являются ‘алимами, нас учат прежние великие ученые-‘арифы:

           «Мудрецам своего времени, т. е. ‘алимам, подобает быть наставниками для народов, подобно сподвижникам Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), поскольку их поведение и образ жизни соответствуют своему времени. Они должны показывать пример своим поведением и добрыми делами, а не на словах, и не уподобляться современникам, если те погрязли в пороках».

            В приведенном аяте Всевышний Аллах говорит (смысл): «Я послал тебя, о Пророк, не для того, чтобы ты силой привлекал людей к Исламу, ты послан, чтобы сообщить уверовавшим радостную весть о Рае, а неверных устрашить Адом. Ты, Пророк, будь терпим к многобожникам и вели своим сподвижникам: “Будьте терпимы к этим многобожникам, не спорьте с ними и переносите трудности и беды, которые исходят от них”».

            Есть и хадис Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), который имеет такой же смысл:

 

            «Всевышний Аллах повелел мне, так же как повелел исполнять фард (обязанность), чтобы я был терпелив в отношениях с людьми».

            Приведенный выше аят был отменен следующим:

 

            Смысл: «О пророк Мухаммад! Ты сражайся с неверными саблей, а с лицемерами – словами, т. е. не оружием, а ясными доводами, фактами, доказывая им, что они неправы, обращаясь к ним с жесткой, суровой речью, устрашая их и не скрывая своего гнева».

            В приведенных выше словах Всевышнего Аллаха «Скажи, о Пророк, Моим уверовавшим рабам…» есть знак, указывающий, что среди всех считающихся уверовавшими имеются особые, чистые, истинные рабы и что в сердцах их остается след (они чувствительны), когда Всевышний смотрит на них взглядом милости. Когда их сердца смягчаются от такого взгляда Всевышнего Аллаха, то и слова их становятся красивыми, мягкими, дела – хорошими, нрав – добрым. Т. е. наличие у человека этих качеств является следствием того (свидетельствует), что его коснулся взгляд милости Всевышнего Аллаха. Да не лишатся этого взгляда Аллаха все, кто добивается его! Амин, о Аллах!

            Эти красивые слова, которые они (те, кого коснулся взгляд милости Всевышнего) произносят, учатся этому и постоянствуют в этом, – «Ла илаха иллаллах». Что касается хорошего поведения и благих дел, то это поведение, соответствующее чистому пути Шариата и этике тариката. Что же касается благонравия, то по отношению к Аллаху это покорность, бескорыстное, искреннее служение Ему, зная, что Он достоин поклонения, и совершение всех молитв с таким намерением. А что касается благонравия по отношению к людям, то это совершение добра и оказание им помощи и словом, и делом, и имуществом, ничего не ожидая от них, лишь ради Аллаха. Кроме того, благонравный человек [терпеливо] переносит негативное влияние людей и вред, который они ему причиняют. Он также является увещателем для людей, велит им делать добро, всеми силами стараясь отвратить их от дурного, говорит об этом красиво, мягко, чтобы слова его проникали в сердце, без крика, грубости и ругани. И все это надо делать не принародно осуждая человека с целью разоблачить и опозорить, а наедине, с целью побудить его. И тем более не так, как это делается в наше время – обманывая людей, подкупая их долларами.

            Вслед за теми аятами, которые были приведены выше, Всевышний Аллах говорит:

 

            Когда курайшиты Мекки отказались признать посланническую миссию Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и не приняли его, говоря: «Разве пристало получить пророчество сироте Абу Талиба, а не одному из богатейших правителей? И разве такими бедными, которым нечего есть и надевать, бывают сподвижники?» – опровергая их речи, Аллах сказал (смысл): «Твой Господь – Аллах – знающий все на небесах и на земле». То есть Аллах знает скрытое и явное состояние каждого человека. Также Он знает, кто чего достоин: кому поручить посланничество и кого сделать любимцем.

            К словам «Ваш Господь знает, кто чего достоин» Всевышний Аллах добавил: «…знает и то, что на небесах» – в ответ курайшитам, которые говорили Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям):

 

            «Почему же к нам не спускаются ангелы, чтобы подтвердить истинность твоего посланничества и тех, кто последовал за тобой, и почему мы не видим самого Аллаха, чтобы Он повелел нам последовать за тобой и за твоими сподвижниками?»

            Всевышний Аллах также сказал (смысл): «… знает и то, что на земле», опровергая слова курайшитов, которые говорили: «Если бы этот Коран был ниспослан одному из богатых правителей двух больших городов Мекки и Таифа…». Им оказалось недостаточно ниспослания Корана и других чудес Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), чтобы убедиться в истинности его посланничества, и они потребовали, чтобы спустились ангелы и засвидетельствовали это, а также явился Аллах и повелел им, чтобы они последовали за Посланником (салляллаху аляйхи ва саллям).

            В этом же аяте далее Всевышний Аллах говорит:

 

            Смысл: «Поистине, Я возвысил и отличил одних пророков среди других. Отличил не тем, что одарил их властью и величием, богатством, большим количеством жен и детей, а ниспосланными им книгами. Например, Ибрāҳîма (мир ему) возвысил именем Халилуллах (дорогой друг Аллаха) и тем, что не дал ему сгореть в огне Намруза. Пророка Мусу (мир ему) возвеличил ниспосланием ему Таврата и тем, что говорил с ним на горе Тур, дал ему как знамение посох, после удара которого из камня вытекала вода, а море разверзлось, открыв дорогу, и способность руки светиться белым светом. Пророк Сулайман (мир ему) был наделен властью и богатством, которыми не был наделен никто. Пророка Ису (мир ему) [Всевышний] сотворил без отца, по слову «Кун» (Будь!) ; ему был ниспослан Инджил; он говорил еще в колыбели; молитвой оживлял мертвых; из глины Иса сделал птицу, и она ожила, превратилась в летучую мышь и улетела. Пророк Салих (мир ему) вывел верблюда из скалы. Пророку Худу (мир ему) был дан как знамение черный ветер, несущий беды, чтобы погубить племя [грешников]. Пророка Йусуфа (мир ему) Всевышний одарил красотой и способностью толковать сны. Пророку Давуду (мир ему) был ниспослан Забур (Псалтырь), в нем было сто пятьдесят сур (глав), и во всех них были восхваление, благодарение Аллаха и мольбы. В Забуре не говорилось о дозволенном и запретном, об обязанностях и других установлениях.

            Что касается мудрости того, что Всевышний Аллах, говоря: «Я возвысил и выделил одних пророков среди других», не называет их имена, кроме одного пророка Давуда, то в Забуре было сказано, что пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) является печатью пророков, то есть последним пророком, и его община является самой почитаемой среди других общин, и ради того, чтобы подчеркнуть высокочтимость Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и его общины, было упомянуто о ниспослании Забура Давуду (мир ему).

            Во-вторых. Иудеи утверждали, что после Мусы (мир ему) не было пророка, и не было другой книги, кроме Таврата. Разоблачая их утверждения, Всевышний Аллах ясно сказал, что Он отправил Давуда (мир ему) пророком и ниспослал ему Забур.

            В упомянутом аяте есть намек на то, что пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) является наиболее почитаемым среди всех пророков, со следующим смыслом: «Поистине, Я послал тебя, о Мухаммад, пророком ко всем творениям. Я сделал тебя предводителем посланников». И последователей у пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям) больше, чем у других пророков. Об этом есть и такой хадис:

 

            «У обитателей Рая сто двадцать рядов, из них восемьдесят – это моя умма». Всевышний Аллах во всех ниспосланных пророкам книгах упомянул пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям) и его умму, восхваляя их, характеризуя прекрасными эпитетами.

            От Ибну ‘Аббāса (радыйаллаху анх) передано: «Однажды сподвижники Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) собрались и стали говорить о знамениях, которыми Аллах наделил прежних пророков, вспоминая их. Один с восхищением говорил о том, что Аллах сделал Своим другом пророка Ибрахима (мир ему). Другой напомнил о том, что Всевышний Аллах говорил с Мусой (мир ему), сказав, что это еще более удивительно. Следующий вспоминал о чудесах пророка Исы (мир ему). Другой напомнил о том, как выделил Аллах пророка Āдама (мир ему). Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям), который подходил к ним в начале этого разговора, остановился и стал слушать. Когда они закончили разговаривать, он подошел, поприветствовал их и сказал: «Все, что вы говорили, – это правда, те пророки были так возвеличены. Но поймите, я – Хабибуллах, но я этим не горжусь. В Судный день Лива’ аль-Хамд(под этим знаменем за нашим Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям) мусульмане войдут в Рай) будет у меня, но и этим я не горжусь. Для Всевышнего Аллаха я дороже предыдущих и последующих, но я не горжусь и этим. Первым я возьмусь за ручку дверей Рая и, отворив их, войду в Рай вместе с бедняками из мухаджиров, но и этим я не горжусь».

            Есть еще хадис Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям):

 

            «Всевышний Аллах избрал меня из всех пророков и других посланников, и моих сподвижников избрал из всех людей, не считая пророков. А из моих сподвижников избрал четырех: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али». Как дом стоит на четырех стенах, так и Ислам держится благодаря четырем сподвижникам. Поэтому Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:

 

            «Вы старайтесь следовать моей сунне, а после меня и сунне праведных халифов». Эти четыре сподвижника, да будет доволен ими Аллах, да наделит Он всех нас содействием в следовании за ними, и являются праведными халифами, которые должным образом следовали Сунне Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и наставляли людей на его путь.

            Есть разные хадисы Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), где говорится о его высокочтимости перед Аллахом. Их собрал и записал Йусуф Набахани. Однако Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) рассказал эти хадисы не из гордыни, не для того, чтобы восхвалить себя. Рассказал он их потому, что обязан был сообщить о своей высокочтимости, об уровне и степени перед Всевышним Аллахом. Нельзя было оставлять это в тайне. Поскольку чем больше люди будут знать о высокочтимости Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), о его величии, тем больше они будут любить его и оказывать должное почтение. Что касается любви к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и почитания его, то это самое важное из предписаний религии, поскольку Сам Всевышний Аллах обязал общину любить и почитать его.

            В своих драгоценных хадисах Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) также говорит о том, что он является господином потомства Адама (мир ему) и что в Судный день он начнет заступаться первым. И говорит он об этом со следующей целью. В Судный день на равнине ‘Арасат, когда голод, жажда, жара станут невыносимыми, [люди] перенесут много страданий, бегая от одного пророка к другому в поисках заступничества, но все пророки откажут им, и в конце концов они будут вынуждены прийти к пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи ва саллям). То есть пророки отправят всех к нему. Пророк же (салляллаху аляйхи ва саллям) из милости к своим последователям, чтобы избавить их от этих мучительных хождений, еще в этом мире сообщает своей общине, что первым заступником является он. То есть он говорит для того, чтобы люди его общины не бегали из стороны в сторону, а терпеливо ждали на месте, пока он не заступится.

Из книги  Саида-афанди  аль-Чиркави  «Побуждение внять призыву Корана», том 1

2 thoughts on “ПОБУЖДЕНИЕ ВНЯТЬ ПРИЗЫВУ КОРАНА

  1. «Пусть Всевышний Аллах одарит нас и сердца наши частичкой атмосферы той духовности, с которой пришел наставляющий на прямой путь Посланник Аллаха с.г.в.,пусть оживит души наши росинками его благодатного дождя!Пусть сердца наши станут вечным пристанищем любви к Аллаху и Его Посланнику!Пусть каждого из нас Всевышний Аллах соберет под его защитой!Аминь!…»Осман Нури Топбаш

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *