19.04.2024

    ОЧИЩЕНИЕ ОТ ГРЕХОВ БЕДАМИ 

…. Ибну ‘Аббāс (радыйаллаху анх) рассказал: «Когда был ниспослан этот аят, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Клянусь Аллахом, владеющим моим нафсом, не бывает даже малейшей неприятности вроде царапины, не поскользнется нога, не вздрогнет и не задрожит тело, кроме как из-за греха (то есть для очищения от него). Грехов же, которые прощает Всевышний Аллах без наказания, больше, чем тех, из-за которых человека подвергают мучениям». Упомянутый аят является одним из самых радостных для нас во всем Коране. Слова Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) об упомянутом аяте, в котором много радости для нас, передает Али-асхаб (радыйаллаху анх):

 

قال ابن عباس رضي الله عنهما : لما نزلت هذه الآية قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : (( والذي نفسي بيده ما من خدش عود ولا عثرة قدم ولا اختلاج عرق إلا بذنب وما يعفو الله عنه أكثر ))

             Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) говорит: «О Али! Каждая беда, приходящая к вам, будь это болезнь или другое горе, – следствие ваших грехов. Всевышний Аллах милостив, Он не наказывает в Судный день за те грехи, которые Он простил в земной жизни, ниспослав испытания за них, и больше не возвращается к тем, что были прощены безвозмездно в этом мире (то есть прощает их тоже)».

            ‘Икрамат (радыйаллаху анх) также сказал: «Ни малая, ни большая беда не настигают человека, кроме как из-за греха, который смывается только этой бедой; или для того, чтобы получить воздаяние, которое можно было получить только таким образом».

            Ибну ‘Ата’ (радыйаллаху анх), один из познавших Аллаха, тоже говорит: «Кто не знает, что беды и горести, будь они малые и в малом количестве или большие и многочисленные, настигают его только из-за грехов, и не знает, что еще больше грехов Аллах прощает безвозмездно, без испытания, – это тот, кто мало внимания обращает на все блага, которыми наделяет его Господь, то есть он не размышляет об этом и мало благодарен».

            В этом аяте есть милость, успокоение для сердец тех, кто попал в беду, потому что из-за горя, перенесенного в земной жизни, человек избавляется от мучений на том свете. Поистине, какими бы большими и тяжелыми ни казались земные беды, они намного легче мучений на том свете.

            Один человек обратился к пророку Мусе (мир ему): «Попроси Аллаха дать мне богатство». Пророк Мус (мир ему), выполняя поручение того человека, передал его просьбу. Аллах спросил пророка Мусу (мир ему): «Мало или много богатств он просит?» Пророк Муса (мир ему) ответил, что просит он много. На следующее утро тот, кто просил много, ослеп на оба глаза. Он отправился к пророку Мусе (мир ему). По дороге на него напали волки и разодрали его, оставив одни кости. И когда пророк Муса (мир ему) спросил Всевышнего Аллаха о мудрости этого, Аллах сказал так: «Если бы тот человек просил малое богатство, Я бы дал ему это. Но он попросил много, и Я дал ему много. Мирского богатства много не бывает, даже если собрать все богатство мира, оно всегда будет малым. Много богатств бывает только на том свете. То, что он хотел получить, – богатство того света – он мог получить только таким путем».

            Обратите внимание, блага этого мира, все его богатства вместе взятые не считаются большими. Подобно этому и все беды и горести этого мира, какими бы большими и тяжелыми они ни были, являются малыми и легкими. Потому что беды этого мира не вечны, преходящи, им приходит конец. Тот же свет бесконечен, блаженство или мучения в нем велики, даже самые малые.

            Таким образом, этот аят призывает мусульман скорее просить прощения у Аллаха после того, как они впадут в грех. Что касается неверных, Всевышний не спешит наказывать их в земной жизни за их дурные поступки, их наказание Он откладывает, чтобы осуществить на том свете. На пророков, хотя они и безгрешны, и на авлийа беды насылаются для повышения их степени из-за проявленного ими терпения. Беды, которые происходят с маленькими детьми, тоже служат их возвышению и прощению грехов их родителей.

 

فعلى العاقل أن يسأل العفو والعافية في الدين والدنيا والآخرة فإذا ابتلي بشيئ من البلايا صبر عليه ليكون مأجورا ومكفرا عنه ذنوبه … الخ . ((روح البيان))

 

            Здравомыслящему человеку подобает постоянно просить у Аллаха содействия в обретении благ и благополучия в этом и том мире, терпеливо переносить беды и горести, чтобы были прощены его грехи и чтобы получить вознаграждение.

 

РАЗЪЯСНЕНИЕ О ТОМ, КАК ВСЕВЫШНИЙ АЛЛАh МЕНЯЕТ СВОИ УСТАНОВЛЕНИЯ

 

            Всевышний Аллах в другом аяте говорит:

 

            …… Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) предупреждал язычников об опасности и о мучениях, грозящих им, если они не примут Ислам. Они же, словно издеваясь над Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям), требовали, чтобы эти беды и наказания быстрее наступили, если это правда. И еще, когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) отменял какое-либо установление [Торы или Евангелия], они твердили, что если бы он был пророком, то не стал бы изменять большую часть установлений этих Книг, то есть утверждали, будто он изменял их по своей воле. Тогда Всевышний Аллах, опровергая их утверждения, сказал (смысл): «Есть определенные сроки и размеры, установленные для каждого решения Всевышнего. И эти сроки ни на миг не передвигаются по времени ни вперед, ни назад, и размеры не увеличиваются и не уменьшается». То есть для наказания тоже есть установленные сроки и размер, незачем требовать его ускорения – таков смысл изречения Всевышнего. В том, что предначертано и решено, Аллах по Своей воле может стереть или оставить без изменения что хочет. У Всевышнего Аллаха есть книга «Умм аль-Китаб», в которую занесены все основные решения, в ней ничего не зачеркнут, не изменят, не добавят, не убавят. Это предвечная наука. В нее не заглядывает никто, кроме Всевышнего Аллаха: ни пророки, ни ангелы, какими бы великими они ни были.

            Ибну ‘Аббāс (радыйаллаху анх) говорит: «Есть две книги, в которых записано предопределение: одна – в которой Всевышний Аллах стирает или оставляет что хочет, другая – «Умм аль-Китаб» – в которой предопределение не меняется».

            Ученые-составители тафсиров дали разные толкования аяту со смыслом «Всевышний Аллах стирает или оставляет что хочет». Поскольку иудеи возмущались тем, что установления Торы были изменены, отвечая им, Всевышний Аллах говорит: «Из шариатов, обязанностей и решений Я изменю или оставлю без изменений что хочу».

            Или аят имеет смысл: раскаявшемуся прощаются грехи, то есть грех стирается из тетради, куда записываются деяния, и вместо него вписывается хороший поступок как совершенный им.

            Или [еще одно толкование]: каждого человека сопровождают ангелы, которые записывают все, что он сделал и сказал, не пропустив ни одного слова, и эти деяния представляют Всевышнему Аллаху каждый четверг и понедельник. Из представляемых в эти два дня деяний Всевышний Аллах убирает те слова и дела, за которые не будет ни вознаграждения, ни наказания. Например: «я поел», «я зашел домой», «я выпил воды» или подобные слова, если они не являются ложью. Таким образом, в этих записях, представленных Всевышнему Аллаху, остаются только деяния, за которые полагается вознаграждение или наказание.

 

وقيل : إن الله يثبت في أول كل سنة حكمها فإذا مضت السنة محاه وأثبت حكما آخر للسنة المستقبلة .

 

            Есть и такой смысл у этого аята: Всевышний Аллах в начале каждого года принимает определенное решение, а когда завершается год, Аллах его отменяет и принимает другое решение, уже на следующий год.

 

وقيل هو في المحن والمصائب فهي مثبتة في الكتاب ثم يمحوها بالدعاء والصدقة .

 

            Или [в аяте речь идет] о ниспослании бед. Например, если было предначертано ниспослание определенной беды на человека, это предначертание может быть стерто благодаря мольбе или пожертвованию того, кому оно было предназначено.

 

            И еще сказано о том же аяте: «Всевышний Аллах из той книги уберет или оставит что хочет. Кто может возразить против этого? Никто. Он сделает что хочет». Действительно, кто может вступить в спор со Всевышним Аллахом, что бы Он ни сделал? Кто может оспорить Его решения? Выиграл ли кто-либо в споре?

Из книги Саида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *