19.03.2024

ОТВЕДЕНИЕ БЕД И ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ МОЛЬБОЙ

 Мольба (ду‘а) имеет огромное значение для отведения бед и исполнения желаний. Всевышний Аллах и в Коране говорит: «Просите Меня, делайте ду‘а». Есть и хадисы Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), и рассказы ‘алимов об этом.

  О причине ниспослания аята говорится по-разному. Ибну ‘Аббāс, да будет доволен им Аллах, говорит: «Мединские иудеи сказали Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям): “Разве не ты говоришь, что между нами и небом расстояние в пятьсот лет [пути] и между каждым небом столько же. Если это так, то как же нашу мольбу слышит Аллах?”».

Рассказывают также, что один из сподвижников, да будет доволен им Аллах, спросил Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям): «Близок ли к нам Аллах, чтобы мы просили шепотом, или далек, чтобы мы просили громко?»

Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) также спросили: «В какое время просить у Аллаха?» Еще спросили: «Где наш Аллах?»

В ответ на все эти вопросы и был ниспослан вышеприведенный аят. Всевышний Аллах возлагал Шариат и его основные положения на умму постепенно, и это делалось для того, чтобы было легче прийти в Ислам. Например, если бы Он в один день вменил в обязанность все столпы имана и Ислама, то принятие его для многих стало бы затруднительным.

Откуда бы узнали о Шариате мекканцы, заполнившие Каабу идолами, и другие, если бы Всевышний Аллах не ниспослал Коран Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и если бы Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не рассказал об этом людям. Всевышний Аллах постепенно, по мере надобности ниспосылал Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) аяты Корана, отвечая на вопросы иудеев, христиан и других, разоблачая ложь, предательство, хитрость и коварство язычников и других неверных по отношению к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), разъясняя дозволенное и запретное, обучая людей различению хорошего и плохого, подобно тому как родители обучают своих детей. Поэтому нельзя винить сподвижников, да будет доволен ими Аллах, в невежестве за их вопросы, близок Аллах или далек.

Смысл аята: «Когда тебя спросят обо Мне Мои рабы, о Пророк, скажи им: Я (Аллах) близок к ним Своим Знанием и Могуществом, между Мною и их мольбой нет преград, Я отвечаю тем, кто воззвал ко Мне. Пусть и они ответят на Мой призыв, уверовав, следуя повелениям и повинуясь Мне, совершая благие деяния, так же как Я отвечаю им. Скажи им, чтобы они уверовали в Меня истинной верой и твердо стояли на этом, дабы обрести все полезное в религии и мирских делах». То есть те, кто откликнулся на призыв Всевышнего Аллаха и уверовал в Него истинной верой, обретут благо в религии и мирских делах.

 

واعلم أن عدم الدعاء بكشف الضر مذموم عند أهل الشريعة والطريقة لأنه كالمقاومة مع الله .

 

Тот, кто не просит Всевышнего Аллаха отвести беду, порицается приверженцами Шариата и тариката, поскольку получается, будто этот человек не нуждается в Аллахе.

 

فالسبب واجب للعوام والمبتدئين في السلوك والتوكل افضل للمتوسطين وأما الكاملون فليس يمكن حصر أحوالهم فالتوكل والتسبب عندهم سيان .

 

Такие слабые, непросвещенные люди, как мы, и те, кто находится в начале сулука (тарикат, путь очищения и познания Аллаха), обязаны использовать средства. Тем, кто находится на среднем уровне сулука, лучше уповать на Всевышнего Аллаха. А совершенные люди могут в одинаковой степени использовать средства и уповать на Аллаха.

 

روي أن ابراهيم عليه السلام لما القي في النار لقيه جبريل عليه السلام في الهواء فقال : ألك حجة؟ فقال : أما إليك فلا . فقال : فاسأل الله الخلاص . فقال عليه السلام : حسبي من سؤالي علمه بحالي . وهذا مقام أهل الحقيقة من المكلمين الفانين عن الوجود وما يتعلق به والباقين بالرب في كل حال فأين أنت من هذا فاسأل الله عفوه ومغفرته وقد كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يكلم الناس بقدر مراتبهم ولذا قال لأعرابي أرسل إبلا له توكلا عليه تعالى : (( اعقلها وتوكل على الله )) . ((روح البيان)) جـ 1 ، صـ 297

 

            В тот миг, когда по приказу Намруза пророка Ибрахима (мир ему) бросили в костер, навстречу ему, летящему в огонь, явился архангел Джабраил (мир ему) и спросил: «Нужно ли тебе что-нибудь?» Ибрахим (мир ему) ответил: «От тебя – ничего». «Если так, то проси Аллаха», – посоветовал Джабраил (мир ему). И на это пророк Ибрахим (мир ему) ответил: «Мне достаточно, что Аллах знает и без моей мольбы».

            Таких терпеливых людей, уповающих [на Аллаха], называют «ахль аль-хакикат». Им не нужна васита (посредник, средство достижения чего-либо). Таким же, как мы, слабым людям нужно просить Всевышнего Аллаха, и васита нам необходима.

 

 МУДРОСТЬ ТОГО, ЧТО МОЛЬБА МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ОТВЕТА

 

ثم اجابة الدعاء وعد صدق من الله لاخلف فيه ومن دعا بحاجة فلم تقض بحال فذلك لوجوه:

 

            Поскольку Всевышний Аллах сказал: «Просите, и Я отвечу», Он не оставляет без ответа нашу мольбу. Однако если Он не отвечает тотчас на просьбу Своего раба об отведении беды или осуществлении желания, то случается это по разным причинам.

            Есть разница между ответом Аллаха на просьбу раба и исполнением этой просьбы. Когда уверовавший раб Божий произносит: «Я рабби!» – «О мой Господь», Он отвечает: «Лаббайка» – «Вот Я, Мой раб! Каково твое желание?» Это и есть ответ. Так Всевышний Аллах всегда отвечает Своему рабу. Однако исполнить желание раба – значит дать ему то, что он просит. Есть же разница между ответом и исполнением желаний!

            Всевышний Аллах по-разному исполняет желания Своего раба. Дать рабу то, что он просит, Всевышний может сразу, или по прошествии времени, или может отложить, чтобы дать на том свете, а может вообще не дать, если в этом нет пользы.

            Всевышний Аллах не любит, чтобы Его раб говорил: «Я просил, мне не дали». У такого человека мольба и не принимается, ибо тот, кто просит, должен быть убежден, что его просьба будет принята.

            И еще Всевышний Аллах не принимает мольбу, если она не соответствует Шариату или ведет к греху или к разрыву родственных уз.

            Одним из условий ответа Всевышнего Аллаха на мольбу раба, является то, о чем сказано в приведенном аяте: раб должен ответить на призыв Аллаха, то есть встать на путь Ислама, следовать запретам и велениям, совершать благие деяния. Одним из важнейших условий ответа на мольбу является то, чтобы тело просящего было чистым вследствие употребления только дозволенной, чистой пищи. Если человек вырос, потребляя запретное, и продолжает есть и пить запретное, то у такого человека мольба не принимается.

 

وقد قيل : الدعاء مفتاح السمآء وأسنانه لقمة الحلال

 

            Говорится, что мольба – это ключ, открывающий небо, а зубцами этого ключа являются кусочки чистой, дозволенной пищи.

            В городе Куфа была группа людей, чьи ду‘а принимались Аллахом. Каждый, кто становился правителем города, умирал после их ду‘а. Когда правителем Куфы стал Хаджадж, он решил пойти на хитрость. Он пригласил их всех на обед, и они съели его угощение. Тогда Хаджадж сказал: «Теперь я обезопасил себя от их ду‘а, ибо в утробу их попало недозволенное».

            Просящий также должен очистить свой нафс от плохих, порицаемых качеств. И сердце свое он должен обратить к Всевышнему Аллаху, освободив его от различных мыслей.

            Если не будет соблюдено хоть одно из этих и других условий, о которых я здесь не сказал, чтобы не удлинить речь, то мольба не принимается Всевышним Аллахом, как не принимается намаз, если в нем не исполнена хотя бы одна составная часть (рукну). Как бы то ни было, лучше прочитать мольбу, чем не читать ее из-за неполноценного соблюдения условий, ибо Всевышний Аллах по милости Своей может и простить недостатки Своего раба.

            Есть еще мудрость в том, почему Всевышний Аллах откладывает выполнение просьбы Своего раба. Когда Его любимый раб что-то просит у Него, Всевышний Аллах говорит архангелу Джабраилу (мир ему): «Отложи выполнение просьбы этого раба, пусть он молит Меня, Я хочу слышать его голос». И когда к Аллаху обращается нелюбимый раб, Он говорит: «О Джабраил! Скорей выполни просьбу этого раба, чтобы Я не слышал его голоса».

            Есть предание. В засушливый год, когда в Багдаде долго не было дождя, халиф призвал мусульман, чтобы они попросили его у Аллаха. Вопреки их просьбе дождь не пошел. Потом халиф поднял иудеев, и после их просьбы дождь пошел. Халиф удивился и спросил ученых Ислама, что это за чудо. Они не смогли ответить. Позже пришел Сахль, сын ‘Абдуллаха, один из больших авлийа. Он сказал: «О правитель правоверных! Мы мусульмане, которых Всевышний Аллах направил на путь Ислама и которые любимы Им. Он любит нашу мольбу, любит слышать наш голос и стенания, поэтому Он отложил исполнение мольбы мусульман. Иудеи же нелюбимы Им, лишены Его милости, Аллах не любит их мольбы, и чтобы не слышать их, то есть избавиться от них быстрее, Он выполнил их просьбу».
Из книги Саида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *