20.04.2024

ЦЕННОСТЬ «А‘УЗУ БИЛЛЯХИ…»

(Имеется в виду выражение «А’узу билляхи мина-ш- шайтани-р-раджим», которое является формулой защиты от шайтана и означает «Я прибегаю к Аллаhу за защитой от шайтана, отогнанного от Его Милости»)

            Всевышний Аллaх говорит (смысл): «О Пророк, приступая к чтению Корана, проси у Аллaха защиты от шайтана». Этот исти‘азат (название формулы защиты от шайтана «А’узу билляхи мина-ш-шайтани-р-раджим») является первым откровением, ниспосланным Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям). То есть «А‘узу билляхи…» было ниспослано вместе с «Бисмилляхи…» («Бисмилляхи-р -рахманир-р-рахим», что означает «C именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и Милосердного лишь к уверовавшим на том свете»), а потом – «Иkра’…» (имеется в виду первый аят суры «Аль-‘Алак» («Сгусток»), который начинается со слова «Икра'» — «Читай…»).
            Поэтому для приступающего к чтению Корана является сунной сначала произнести «А‘узу биллaхи…». Сказано также, что это даже обязательно. Еще сказано: если произнести «А‘узу биллaхи…» хоть один раз в жизни, эта обязанность считается исполненной. То есть одобряется произнести «А‘узу биллaхи…» хотя бы один раз в жизни.
            Если же спросят, в чем мудрость того, что произнесение «А‘узу биллахи…» перед чтением Корана является сунной, и с какой целью это делается, [то на это можно ответить следующим образом].
            Во-первых, это следование велению Аллaћа.
            Во-вторых, чтобы попасть, например, к правителю, необходимо получить от него разрешение, и не подобает разговаривать с ним, если изо рта исходит неприятный запах. Читающий Коран подобен посещающему правителя. Произнося исти‘азат, он сначала просит у Аллaћа разрешения на чтение Корана, просит также, чтобы Он очистил уста и язык, опороченные такими грехами, как ложь, сплетни, клевета и хула.
            Общеизвестно, что тот, у кого достаточно сил и способностей, не нуждается в помощи других для победы над врагом, а кто лишен этого, тот вынужден обращаться за помощью. Поэтому раб, произнося «А‘узу биллaхи…», обращается к Аллaћу с просьбой о защите, зная, что не в силах защитить себя от шайтана, кроме как с помощью Аллaћа, и признавая свою слабость и бессилие.
            Произносить «А‘узу биллaхи…» необходимо в состоянии худура (состояние, при котором внимание и мысли сосредоточены только на Аллаhе и на смысле читаемых молитв). Недостаточно просто произносить это устами, с отвлеченным сердцем.
            Шайтан, например, вводит в заблуждение в вероубеждении, подобно тому как он ввел в заблуждение семьдесят два течения из семидесяти трех в мусульманской умме. Еще он вводит в заблуждение в делах религии, то есть в исполнении предписаний Аллaћа, таких как намаз, пост, и в соблюдении Его велений и запретов.
            Шайтан вредит нам, подвергая болезням, несчастьям, трудностям, бедности и разным другим напастям. Поэтому нам подобает произносить «А‘узу биллaхи…» в худуре, мысленно обращаясь к Аллaћу за защитой от всех этих напастей. Сказано, что если произнести «А‘узу биллaхи…» подобным образом, Аллaћ возводит между человеком и шайтаном триста преград, между каждыми из которых будет расстояние как между небом и землей.
            Здесь есть момент, на который нам следует обратить внимание: ни люди, ни джинны (разумные существа, созданные из огня)- шайтаны не вредят, то есть они не могут вредить, кроме как с позволения Всевышнего Аллаха.
            Вспомните пророка Аййуба (мир ему): сколько страданий причинил ему иблис (дьявол, сатана), когда Аллaћ позволил ему это!
            Те, кого мы называем шайтанами, – это иблис и его потомство. Еще говорят, что шайтаны – это те, которые вводят в заблуждение других и сами являются заблудшими, будь то люди или джинны. Что касается джиннов, то они такие же создания, как и люди, только сотворенные из огня. Если они неверные, то они шайтаны, если же правоверные – то джинны-мусульмане. Джинны, как и люди, оставляют потомство и умирают. Что же касается шайтанов, т. е. иблиса и его потомства, то они рождаются, но не умирают до Конца Света. Потом они погибнут все сразу.
            Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) спросили о васвасе (наущения шайтана: мысли, которые внушает шайтан. Это могут быть разные сомнения, плохие мысли. Иногда это могут быть даже хорошие мысли, которые используются для внушения человеку чего-то очень плохого), а их у мусульман много. Он ответил: «В пустой дом вор не входит». Это означает, что и шайтан, подобно вору, не входит в сердце, в котором нет имана. Али-асхаб (радыйаллаху анх) тоже говорил, что различие между молитвой мусульман и молитвой иудеев и христиан заключается в васвасе от шайтана, проявляемом при этом. То есть неверные и так во всем следуют за шайтаном, и у него нет необходимости сбивать их. А мусульмане противостоят шайтанам, и поэтому шайтаны прилагают все усилия, чтобы сбить нас с истинного пути. Ведь это их работа – сбивать нас с пути истины. И Аллaћ учит нас, как уберечься от этого, и призывает просить защиты у Него.

Как победить шайтана

            Некий талиб (ищущий знания) из Хорасана отправился в Ирак в поисках религиозных знаний. Там он обучался у разных ученых и выучил наизусть четыре тысячи хадисов. В конце учебы, когда он попросил у своего учителя разрешения вернуться домой, учитель сказал ему: «Научить тебя изречению, которое лучше для тебя, чем все заученные тобою хадисы?» Ученик пожелал узнать это изречение, и учитель спросил его: «Обитает ли у вас там иблис?» Ученик ответил утвердительно. Учитель спросил еще: «Вселяет ли он в ваши сердца васвас?» Опять получив утвердительный ответ, учитель спросил: «Что же вы с ним делаете?» – «Мы отгоняем от сердца шайтана, то есть васвас, который он вселил в наши сердца». «А если он вновь придет к вам?» – «Мы опять прогоним его». Тогда учитель научил его: «Когда этот враг Аллaћа вредит вам, вселяет васвас в ваши сердца, отвлекая вас от поклонения Аллaћу, вы не старайтесь отогнать его, не увлекайтесь этим, а ведите себя так, словно находитесь рядом с чабаном, при котором злая овчарка. Если кто-то станет самостоятельно защищаться от этой овчарки, будет отгонять ее, не прибегая за помощью к чабану, что же из этого выйдет? Овчарка станет бросаться на него и не успокоится, пока его не искусает. Он отбивается, размахивает руками, но у него нет сил убить овчарку, а не убив, ее невозможно успокоить. Не лучше и не разумнее ли в подобной ситуации обратиться за помощью к чабану, укрыться за его спиной, чем тягаться с овчаркой? Ведь достаточно одного окрика чабана, чтобы утихомирить и отогнать собаку».
            Таким образом, учитель учит ученика постоянно обращаться к Аллaћу для защиты от шайтана, подобно тому человеку, который обратился к чабану за защитой от злой овчарки.
            Да защитит Аллaћ нас, особенно наши сердца, уста и разум, от шайтана, как Он защитил пророка Аййуба (мир ему)!
            Один из ахлуллaхов (- ‘арифун (познавшие Аллаха), авлийа, люди, по-натоящему любящие Аллаха), Абу-Саид аль-Харази, однажды увидел во сне иблиса. Он поднял палку, чтобы ударить иблиса. И тогда этот проклятый сказал ему: «О Абу-Саид! Я не боюсь палки твоей, я страшусь божественного света, исходящего из сердца арифа (познавшего Аллаха), словно лучи яркого солнца».
            Да осветит Всемогущий Аллaћ сердца уверовавших по милости Своей!

О том, как иблис пришел к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям)

            Рассказывают от Ибну ‘Аббaса (мир ему), что однажды, выходя из мечети, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) встретил у входа иблиса. «О проклятый, зачем ты пришел к моей мечети?» – спросил он его. Иблис ответил: «Меня сюда прислал Аллaћ. Спроси меня о чем пожелаешь, я отвечу».
            В первую очередь Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил: «О проклятый, зачем ты удерживаешь мою умму от посещения мечети для коллективного намаза?» Тот ответил: «Когда умма твоя начинает собираться в мечети для совершения коллективного намаза, меня трясет, лихорадит, и не проходит эта болезнь, пока они не разойдутся».
            Как же будет стараться этот проклятый мешать людям собираться для коллективного намаза, если при этом он так болеет!
            Затем Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям)  спросил: «Зачем ты отвлекаешь мою умму от поиска знаний и чтения ду‘а (молитва-мольба, просьба, обращенная к Аллаху), не давая им собираться ради этого?»
            Проклятый ответил: «Когда умма твоя собирается для приобретения знаний и чтения ду‘а, я становлюсь глухим и слепым, и не возвращаются ко мне слух и зрение, пока они не разойдутся после этих собраний».
            И далее спросил Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям): «Зачем ты отвлекаешь мою умму от чтения Корана?» «Когда твоя умма начинает читать Коран, я расплавляюсь, словно свинец в огне», – ответил иблис.
            Еще Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил: «Зачем ты удерживаешь мою умму от совершения джихада ( Джихад- усердие в распространении религии Аллаха. Есть два вида джихада: усердие в очищении собственного нафса от низменных качеств в целях приближения к Аллаху, и малый джихад — распространение Ислама без принуждения, применяя силу лишь в целях обороны)?» Иблис ответил: «С момента, когда они вышли на джихад, и до тех пор, пока не вернутся обратно домой, ноги мои сковываются кандалами, и я не могу двигаться. Когда же люди твоей общины вознамериваются раздать саадака (пожертвование, милостыня, подаяние, совершаемое ради Аллаха), на мою голову опускают пилу и распиливают меня сверху донизу, как бревно».
            Рассказывают от Вахбу, да будет доволен им Аллaћ, что, когда пророк Нух (мир ему) сошел с ковчега, к нему подошел иблис. Нух (мир ему) спросил его: «О враг Аллaћа, скажи, что больше всего помогает тебе и воинству твоему в совращении детей Aдама, его потомков?» Иблис ответил: «Когда мы находим у человека такие черты, как жадность, ненасытность, зависть, гордыня, несдержанность, мы играем с ним, как дети с мячом, и называем его шайтанун маридом, то есть самым преуспевающим в своих делах, самым работоспособным шайтаном, ибо это черты наших старших (больших шайтанов)».


Рассказ, переданный от Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям)

            Держа в руках мир земной (то есть привлекательность этого мира), иблис каждый день возвещает: «Нет от него пользы, только вред, и нет радости в нем, только печаль и переживания. Нет ли желающих купить его?» И тогда поспешно собираются с воодушевлением любители мира сего, горя желанием завладеть им, словно боясь упустить, и говорят: «Мы купим его». Иблис им говорит: «Подождите, не спешите, у него есть и недостаток один». Те даже не спрашивают о недостатке, говоря: «Нам безразлично, какой у него недостаток, мы его покупаем». И тогда иблис говорит: «Он не продается ни за какие деньги или золото, цена его – это ваша доля в Раю». И добавляет: «Я сам купил его за четыре вещи». Любители мира земного соглашаются и на это условие. «Поскольку торговец от продажи должен получить еще и прибыль, я выставляю вам еще одно условие», – говорит иблис. И на это они соглашаются.
            Вот те четыре вещи, на которые иблис обменял мир земной, четыре последствия этой сделки:
             1 – проклятие Аллaћа, то есть лишение милости Аллaћа;
            2 – гнев Аллaћа;
            3 – мучения в загробной жизни (в Ахирате);
            4 – утеря Рая, который он променял на мир земной.
            А вот и дополнительное условие, которое поставил иблис: не сожалеть никогда о совершенной сделке и не отворачиваться от мира земного.
            И когда те уходят, согласившись со всеми требованиями иблиса и приобретя мир земной, он вслед им говорит: «О, какую убыточную торговлю вы совершили!»

Желательность (сунна) произнесения «А‘узу биллахи…» перед чтением Корана

            Всевышний Аллaћ говорит (смысл приведенных аятов): «О Пророк! Приступая к чтению Корана, проси у Аллaћа защиты от шайтана, то есть проси у Меня защиты от иблиса проклятого, отогнанного Мною от милости Моей. Он не сможет ввести в заблуждение и получить власть над теми чистыми верующими, над авлийа((ед. число -вали) — любимцы Аллаха), которые уверовали истинной верой, опираются и полагаются на Меня. А те, над кем шайтан властвует и кого он вводит в заблуждение, – это люди, ответившие на зов его и следующие за ним, а также многобожники».
            Хотя Аллaћ в упомянутом аяте обращается к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), в действительности же это обращение ко всей умме. Если Аллaћ велит просить у Него защиты от шайтана даже безгрешному Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям ), и без того защищенному от него, то как же велика нужда уммы в обращении к Аллaћу с такой просьбой?! Аллaћ обращается к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) именно для того, чтобы побудить умму просить защиты у Него и чтобы она усердствовала в этом.
            Когда приступающий к чтению Корана просит защиты от шайтана, он вспоминает все, что произошло с иблисом: как он находился среди ангелов, как он из-за своей гордыни отказался поклониться пророку Aдаму (мир ему) и как из-за этого Аллaћ отогнал его от Своей милости и превратил в шайтана (иблиса). Из этого следует, что мусульманин не должен быть невнимательным при произнесении «А‘узу биллахи…». Ему это помогает сохранить худур и прогнать посторонние мысли. Аллaћ даст тому, кто это произнесет, способность, соответствующую уровню его исти‘азата (здесь имеется в виду, то Аллах дает мусульманину способность понять смысл аятов Корана в соответствии с тем, насколько искренне, внимательно, с верой и надеждой он произносит формулу «А‘узу биллахи…»), чтобы понять смысл, намеки, истину, содержащиеся в каждом аяте Корана, иншааллaћ (если Аллах позволит).
            Да одарит Аллaћ всех мусульман, читающих Коран, пониманием его истинного смысла! Амин!
            Но чтение Корана только устами, в то время как сердце заполнено наущениями, разными мыслями, образами и желаниями, не дает понимания его смысла. Это сущая правда.
            Проклятый иблис спросил Аллaћа: «О Господи! Ты говоришь в Коране (смысл): “Но ты не сможешь властвовать над истинными рабами Моими”. Кто эти рабы Твои?» Аллaћ ответил (смысл): «Это люди, на лицах которых сияние Арша (Арш — самое большое создание Аллаха) Моего, созданные из той же глины, из которой созданы Ибрaхим (мир ему) и Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям)». Тогда иблис спросил: «А каковы эти люди (то есть каковы черты, каков характер этих людей)?» Аллaћ ответил (смысл): «Это люди, пребывающие в печали из-за грехов своих и опасающиеся лишения веры в предсмертный миг. Их лица сияют светом Моего Арша. Они угощают гостей, друзей, голодных и бедных, они милосердны по отношению к рабам Моим. Созданы они из той же глины, что и названные выше два пророка. Они довольны решениями Моими, какими бы они ни были, и ищут они Моего довольства. И сердце такого человека является сокровищем Моим».
            Да сделает нас Аллaћ из тех, кто доволен решениями Его, и из числа ищущих Его довольства! Амин!
            Когда правоверный проклинает иблиса, он отвечает: «Ла‘анта ла‘инан» (Ты проклял проклятого). То есть он никак не реагирует на это, поскольку и так уже проклят Аллaћом. Но когда правоверный произносит «А‘узу биллахи…», иблис говорит: «Ты сломал мне хребет».
            Еще сказано, что Аллaћ назначает особого ангела, чтобы отогнать иблиса от того, кто каждый день по десять раз должным образом читает «А‘узу биллахи…».
            Перед чтением суры Корана с самого начала или какого-либо аята из нее является обязательным чтение «А‘узу биллахи…». Некоторые считают это сунной. Посланник Аллaћа (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Тот не из нас, кто оставил сунну». Поэтому нам не подобает пренебрегать чтением «А‘узу биллахи…», даже если это не является обязанностью.

وروى جبير بن مطعم قال : رأيت رسول الليصلي فقال : ((الله أكبر كبيرا والحمد لله كثيرا وسبحان الله بكرة وأصيلا أعوذ بالله من الشيطان الرجيم من نفخه ونفثه وهمزه))
            Эту мольбу Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) читал при вступлении в намаз. Также имамы Абу Ханифа и аш-Шафии читали «А‘узу биллахи…» в начале намаза и считали читаемое во всем намазе единым текстом, то есть считали однократное произнесение исти‘азата в начале намаза достаточным и для других рака‘атов (согласно другому слову имама Шафии, «А‘узу биллахи…» желательно произносить в начале каждого рака’ата).
            Да поможет Всевышний Аллaћ мусульманам во всем просить у Него защиты от шайтана так, чтобы эта просьба возымела действие!
Из книги досточтимого Шейха Саида-афанди (къ.с.) «Побуждение внять призыву Корана», 1 том.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *