ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Беседка для мюридов, Читальный зал > ПОБУЖДЕНИЕ ВНЯТЬ ПРИЗЫВУ КОРАНА

ПОБУЖДЕНИЕ ВНЯТЬ ПРИЗЫВУ КОРАНА

КАТЕГОРИИ ЛЮДЕЙ, ДАЮЩИХ САДАКА 

Люди по тому, как дают садака, делятся на три категории.

К первой относятся аквийа (арабск.), то есть самые сильные в вере во Всевышнего Аллаха, в уповании на Него.

 Примером их был сподвижник Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, который все свое состояние без остатка передал Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям). Отдав как садака сорок тысяч динаров открыто и еще сорок тысяч динаров втайне, он оставался дома, не имея возможности выйти, потому что не было одежды даже для прикрытия аврата. Когда Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил его, что он оставил для себя, он ответил: «Аллаха и Посланника Аллаха».

Услышав от сподвижников, что у Абу Бакра не осталось одежды даже для прикрытия аврата, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) пошел к своим женам, да будет доволен ими Всевышний Аллах, узнать, нет ли у них чего-нибудь для Абу Бакра. Не найдя у них ничего, Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) отправился к своей дочери Фатиме и поделился с ней, рассказав о сложившемся положении. Но что она могла сделать? Когда ее выдавали замуж за Али, да будет доволен им Аллах, Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) пригласил Аммара ибн Йасира, Абу Бакра Сиддика, Умара ибн Хаттаба, Салмана аль-Фариси и Усамата, чтобы доставить ее вещи в дом Али. Они отнесли в дом Али одну ручную мельницу, одну выделанную шкуру, одну подушку, набитую корой финикового дерева, четки из финиковых косточек, один кувшин и одну тарелку. Увидев это приданое, Абу Бакр заплакал и спросил: «Это и есть все вещи Фатимы?» Тогда Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «О Абу Бакр, и этого много для живущего на этом свете».

Когда Фатима выходила замуж, на ней был халат из грубой шерсти с двенадцатью заплатками. А как она проводила время в замужестве? Руки крутили мельницу, перемалывая ячмень, уста читали Коран, сердце толковало прочитанное, нога качала люльку, глаза проливали слезы.

Когда отец, который приходил поделиться переживаниями по поводу Абу Бакра, оставшегося без одежды, ушел опечаленный, Фатима, да будет доволен ею Аллах, решила отправить Абу Бакру тот самый халат с двенадцатью заплатками, который отец дал ей, выдавая замуж. Она позвала служанку и отправила ее с халатом к Абу Бакру. Служанка бросила халат ему в окно, сказав, что это прислала Фатима, дочь Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям), и ушла.

Абу Бакр, трое суток не видевшийся с Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям), тосковал по нему. Он тут же надел халат, запахнул его и закрепил вместо булавок маленькими палочками из веток финикового дерева, и поспешно вышел босиком, без головного убора. В тот же час перед Посланником (салляллаху аляйхи ва саллям) появился Джабраил (мир ему) в таком же халате с палочками, босиком и без головного убора. Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил: «О Джабраил! Что за необычный наряд у тебя сегодня?» «О Посланник Аллаха, – ответил Джабраил (мир ему), – ты видишь одного меня. А на небесах нет ни одного ангела, который бы не был одет так, подражая Абу Бакру из-за любви к нему». Затем Джабраил (мир ему) сказал: «О Посланник Аллаха! Всевышний Аллах передает тебе: “Спроси Абу Бакра, доволен ли он Мною. Я им доволен”». Тут же появился Абу Бакр (мир ему), и Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) передал ему весть, которую получил от Всевышнего Аллаха. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, плача, трижды повторил: «О Господь! Я Тобой доволен, и меня сделай тем, кем Ты доволен!»

            Что касается второй категории людей относительно садака – это мутавасситун, то есть люди средней категории. Они не способны раздать все свое состояние сразу и приберегают его. Но не для того, чтобы расходовать его в свое удовольствие и расточительствовать. Люди этой категории тратят на себя только самое необходимое, приберегая имущество для расходования на благие цели по мере надобности.

            Что же касается третьей группы, то это الضعفاء – люди самой слабой, отстающей категории. Они со своего состояния выплачивают обязательный закат и не знают других трат, то есть желательных пожертвований. А имущество, с которого человек не выплачивает даже закат, в этом мире причиняет беспокойство, а в вечной жизни навлекает мучения, и нет в нем никакой пользы.

            Пусть же подумает каждый состоятельный человек, к какой из этих категорий он относится. Чем щедрее будешь ты, тем щедрее к тебе будет и Всевышний Аллах. Чем больше ты раздаешь, тем больше и тебе даст Аллах. Чем больше ты удерживаешь, тем больше Аллах удержит от тебя. Али-асхаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если бедный человек желает увеличить свое состояние, пусть он заключает сделку с Аллахом».

            «Рай – это дом щедрых, скупой в него не войдет» – таков смысл и хадиса Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Об этом говорится во многих хадисах и преданиях. Да одарит нас Аллах содействием. Амин!

 

                           Щедрость пророка Ибрахима (мир ему)

            Однажды, когда пророк Ибрахим (мир ему) был в степи с отарой овец в пять тысяч голов и с овчарками с золотыми цепями на шеях, перед ним появился человек (это был ангел в человеческом облике). Он произнес славословие Аллаху (тасбих):

سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّ الْمَلآئِكَةِ وَالرُّوحِ

             Услышав славословие ангела, пророк (мир ему) возлюбил его. Желая услышать славословие еще раз, Ибрахим (мир ему) попросил повторить его, пообещав отдать за это половину отары. Ангел вновь произнес его. И снова Ибрахим (мир ему) сказал: «Повтори тасбих, и вся отара будет твоей». Тогда ангелы, которые следили за ними с небес, очень удивились и сказали Ибрахиму (мир ему): «Оказывается, ты действительно достоин, чтобы Всевышний Аллах сделал тебя халилом, то есть другом».

            ..Обратите внимание на любовь Ибрахима (мир ему) к Аллаху и к тому, кто поминает Его славословием, и на его желание отдать отару за тасбих. «Кто отдал садака и после этого не испортил ее, тем вознаграждение от Всевышнего Аллаха на том свете, они обезопашены от мучений и не будут печалиться».

 

                                              

                            Нематериальные виды садака

 

            Всевышний Аллах в следующем аяте говорит:

            ..Смысл: «Чем обижать и упрекать попрошайку, лучше отправить его, успокоив добрым словом, так чтобы не ранить его сердце, сказав, например: “Аллах даст тебе пропитание”, и простить его за причиненные им неудобства. (Ведь попрошайки иногда недовольны тем, что дали, или просят другое, или умоляют слишком назойливо)».

            Смысл аята может быть и таким: «Лучше с добрым словом обратиться к брату по вере, читать мольбу за него в его отсутствие, поминать его хорошими словами и простить ему зло, если он вам его причинил, чем дать садака, которую будешь потом портить, как сказано выше. Всевышний Аллах богат и не нуждается в людях, раздающих садака, которую потом сами же портят. Аллах терпелив и не спешит наказывать таких людей».

            Таким образом, садака бывает не только имущественной. Поддержать человека добрыми словами, оказать помощь в добрых делах, исполнить какую-либо его нужду, посетить больного, участвовать в похоронах – все это тоже садака, если делается искренне, ради довольства Аллаха.

 

وعن الحسن قال : خرج رسول الله صلى الله عليه وسلم ذات يوم على أصحابه فقال : ((هل منكم من يريد أن يذهب الله عنه العمى ويجعله بصيرا ، ألا إنه من رغب في الدنيا وطال أمله فيها أعمى الله قلبه)) …الخ . ((روح البيان)) صـ 421 ، جـ 1

 

            В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) говорится: «У кого бы сердце ни склонялось к мирскому и связывало с ним надежды, Всевышний Аллах в той же степени покрывает его мраком. И кто бы ни отвернулся от мирского, не надеясь на него, тот получает знания от Всевышнего Аллаха, не обучаясь, не читая, и Аллах наставляет его на правильный путь».

            Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) говорит своим сподвижникам: «Помните! После вас придут люди, которые ради сохранения своей власти будут считать правильным путь насилия, убийств (то есть так они будут удерживать свою власть). И не будет у них богатства без высокомерия и скупости (то есть богатые из них будут высокомерными и скупыми). И не будет меж ними дружбы и любви, а только будут они следовать мирскому. Кто бы ни застал это время, кто бы ни увидел его, тот пусть будет терпелив в бедности, пока это будет ему под силу. И пусть он будет терпеливым и с теми, кто не любит его и враждует с ним, даже если имеет возможность ответить той же враждой. Пусть терпеливо переносит свое низкое положение, даже если имеет возможность возвыситься. И проявляя терпение таким образом, пусть не имеет другой цели, кроме довольства Всевышнего Аллаха. Такому человеку Всевышний Аллах дает вознаграждение пятидесяти сиддиков (правдивый, чьи слова и деяния соответствуют тому, что у него в сердце; достигший самого высокого уровня (после пророков) в познании Аллаха; степень в тасаввуфе)».

            Я бы добавил, если кто-то поведет себя упомянутым образом, мирское само последует за ним. Величие, богатство, высокое положение, которые сами следуют за человеком, если он благодарит за это Всевышнего, являются более чистыми и непреходящими, чем те, которых он настойчиво искал и добивался.

            К Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) пришла группа людей просить должности. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал им: «Мы не назначаем на должность того, кто ищет ее. Того, кто стремится к этому, Всевышний Аллах оставит на него же самого. А кого принуждают занять ее, тому от Аллаха помощь и сила».

 

                             То, что портит вознаграждение за садака

 

            После приведенных аятов далее говорится:

            ..«О те, которые уверовали! Не портите вознаграждение за садака, упрекая просящего, требуя от него что-либо взамен (и прочим, как уже было сказано)». Причинение вреда просящему, унижение его попреками съедает ваше вознаграждение за садака, как огонь [пожирает] дрова. Аллах говорит, обращаясь к правоверным: «Не портите садака, подобно тем людям, которые раздают милостыню напоказ (то есть ради того, чтобы показать себя перед людьми хорошим человеком, который дает садака), и которые не верят в Аллаха и в Судный день».

            Таким образом, Всевышний Аллах снова повторяет, чтобы уверовавшие не портили садака, как те, которые не верят в Аллаха и в Судный день и делают пожертвования напоказ, а не ради довольства Аллаха.

            «Люди, которые дают садака и совершают другие благие деяния напоказ, в Ахирате подобны твердому, гладкому камню, покрытому тонким слоем земли, который остается голым после обильного, сильного дождя, смывающего этот слой земли».

            Вывод: лицемер, давший садака, совершающий благие деяния напоказ, и правоверный, испортивший садака, причинив вред просящему попреками, – все они в Судный день будут подобны тому камню, а их садака будет подобна тонкому слою земли на нем. В Судный день такие люди будут разоблачены, словно камень, оголившийся после обильного дождя, смывшего весь земляной покров.

            «Деяния, совершенные в этом мире напоказ, будь то садака или другие поступки, окажутся бесполезными, как та смытая дождем земля, покрывавшая камень. Эти люди не смогут искать и находить вознаграждение за совершенные добрые деяния, как [они это делали] на земле. Всевышний Аллах не наставляет общину неверных, зарры которых уже выбрали неверие».

            Некоторые ученые сравнивают тех, кто совершает свои деяния напоказ, с человеком, который пришел на рынок, наполнив карманы мелкими камешками, и люди восхищаются им, как человеком с набитыми деньгами карманами. Но если он соберется купить что-либо, его полные карманы окажутся бесполезными.

 

                Три категории людей, служащих топливом для ада

 

            Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) рассказал: «Когда в Судный день будут собраны все общины и начнется допрос, Всевышний Аллах первыми вызовет чтеца Корана, того, кто был убит на газавате на пути Аллаха, и богача.

            Всевышний Аллах спросит чтеца Корана: “Не учил ли Я тебя Слову Моему, ниспосланному Мною Посланнику?” “Да, Господи, учил”, – ответит раб. “И как же ты следовал Корану, которому Я тебя научил?” – спросит снова Господь. “Я читал его днем и ночью”, – ответит раб. “Ты лжешь”, – скажет ему Всевышний Аллах. И ангел, который записывал его деяния, подтвердит: “Он лжет”. И далее Всевышний скажет: “Ты читал Коран, чтобы люди говорили о тебе, что ты читаешь Коран. О тебе так и говорили. Ты читал его не ради Меня”.

            Затем Он вызовет богача и спросит его: “Дал ли Я тебе богатство?” “Да, Господи”, – признается он. “Что же ты с ним сделал?” – спросят его. “Я использовал его для упрочения родственных уз, раздал как садака”, – будет ответ. И ему Аллах скажет: “Ты лжешь”, и ангел тоже засвидетельствует, что раб лжет. Далее Всевышний Аллах скажет: “Ты давал садака ради того, чтобы люди говорили, что ты щедрый человек. О тебе так и говорили”. Это означает, что Аллах ему ничего не даст.

            Затем пригласят человека, павшего на газавате, и спросят: “За что ты сражался, за что погиб?” Он ответит: “Мой Господь, Ты повелел выйти на газават ради Тебя, поэтому я участвовал в газавате, воевал и был убит”. И ему Всевышний скажет: “Ты лжешь. Ты воевал ради того, чтобы тебя назвали героем. И ты получил это”».

ثم قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ((أولئك الثلاثة أول خلق الله تسعر بهم النار يوم القيامة)) . ((روح البيان)) صـ 423 ، جـ1

 

            Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), поведав эту историю, сказал: «Перечисленные категории людей – первые, кем растопят Ад». Если не хочешь, чтобы добрые деяния, совершенные на этом свете, бросили тебе в лицо в Ахирате, когда ты будешь нуждаться в них больше всего, если не хочешь оказаться в печали, то все хорошие деяния следует совершать лишь ради Аллаха. Отступить от совершения деяний ради Аллаха – значит отклониться от обязательного при совершении добрых деяний, свернув на неправедный путь. И деяния, совершенные таким образом, то есть без соблюдения обязанностей и условий, будут брошены в лицо, как было сказано выше.

 

فمن عمل عملا لله ثم يشوبه بغرض في الدارين فقد أبطل عمله بأن يكون لله فافهم جدا . كذا في ((التأويلات النجمية)) . ((روح البيان))

 

            И в следующем аяте Всевышний Аллах говорит:

           … «Уверовавшие, которые из своего состояния выплачивают закат и, кроме этого, совершают добрые дела и дают садака от чистого сердца, только ради Аллаха, будучи убежденными, что за это от Всевышнего Аллаха им будет вознаграждение, – садака их подобна плодоносящему саду, расположенному на ровном месте с хорошей почвой, который после обильного дождя дает урожай в два раза больше, и если даже дождь будет не обильным, а мелким, он все равно даст хотя бы обычный урожай. Всевышний Аллах видит ваши деяния, то есть знает, кто, с какой целью и ради кого совершил каждое хорошее деяние».

 

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ((لولا الفقراء لهلك الأغنياء))

             Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Если бы не было неимущих, то богатые погибли бы». То есть богатые не нашли бы людей, которые помогли бы им приблизиться к Аллаху. Есть еще хадис Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям):

 ((اليد العليا خير من يد السفلى))

 

            Смысл его: «Рука, которая сверху, лучше той, что снизу». Но некоторые алимы толкуют этот хадис следующим образом:

يد العليا هي يد الفقير والسفلى يد الغني تعطي السفلى وتأخذ العليا

 

            «Рука бедняка выше руки богача; нижняя – рука бедняка – дает, а верхняя – рука богача – берет» (Богач, дающий бедняку, на самом деле получает намного больше, чем дает). Если сравнить этот вывод со смыслом хадиса, где говорится, что без бедняков богатые погибли бы, то вывод алимов оказывается очень подходящим по смыслу. Оба смысла верны.

 

قال عبد الرحمن بن زيد : كان أبي يقول إذا أعطيت رجلا شيأ ورأيت أن سلامك يثقل عليه فلا تسلم عليه

 

            Один великий ученый наставлял своего сына: «Если ты дашь некоему человеку что-либо и после этого заметишь, что он стесняется, когда ты его приветствуешь, не приветствуй его». Да одарит Всевышний Аллах уверовавших содействием в совершении добрых деяний и в их сохранении. Амин!

Из книги Шейха Cаида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана», 1 том.


This post has been viewed 1493 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов, Читальный зал , ,

  1. 17 Май 2012 в 20:11 | #1

    Амин,в последнем обзаце как понять когда дал чтото и когда приветствуешь и заметил что стесняеться неприветствуй его,(смысле нестеснять его)

    • admin
      21 Май 2012 в 09:37 | #2

      Если к примеру вы подарили бедному брату по Вере пиджак…и при встрече говорите ему «Ассаляму аляйкум!» и чувствуете, что он стесняется своего такого положения, когда вынужден носить вашу одежду, что ему неудобно перед вами..то лучше не поприветствовать, а сделать вид что не заметили его или незаметно перейти на другую сторону улицы.и т.п. с намерением не ставить его в такое неловкое положение, при котором ему становиться стыдно…Это будет хорошим поступком, инша Аллаh.

  2. 21 Май 2012 в 10:00 | #3

    Спасибо,баркала

  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru