23.04.2024

МУДРОСТЬ СОЗДАНИЯ АЛЛАhОМ НЕБЕС И ЗЕМЕЛЬ В ТЕЧЕНИИ ШЕСТИ ДНЕЙ

Следующий аят:

   …Смысл: «Тот, кто создал в течение шести дней небеса, земли и все, что находится в них, – это Всевышний Аллах».

 В тафсирах (толкованиях Корана) сказано, что в то время не было Солнца и Луны, чтобы различать день и ночь. Всевышний Аллах, который мог создать все это в один миг, растянул время сотворения людям в пример. Во всем похвально проявлять терпение, спокойствие и не спешить, в этом много пользы и блага.

            Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) говорит:

((العجلة من الشيطان))

             «Торопливость – от шайтана».

 Есть обстоятельства, в которых Шариат считает похвальным поторопиться: когда надо услужить гостю, выдать замуж совершеннолетнюю девушку, похоронить умершего, совершить обязательные намазы, вернуть долг, проводить путника после завершения его дел, покаяться в грехах. Быстрое исполнение этих дел похвально.

Сказано: кто хочет обеднеть, пусть возьмет в долг хотя бы два гроша. То есть для того, чтобы навлечь на себя бедность, достаточно долга даже в два гроша. Что же говорить о большом долге? Принято считать богатым человека, который никому не должен. 

 .. Смысл: «Всевышний Аллах охватил Своей властью ‘Арш, небеса и земли и все, что в них».

  Господь упомянул ‘Арш, выделив его, поскольку это самое большое создание и его упоминание подразумевает все, что создано вообще. Тот, кто создал этот ‘Арш, Курс, небеса, земли и все творения, находящиеся в них, это Всевышний Аллах.

 

О необходимости спрашивать у знающих то, что непонятно в Коране и хадисах

 

            Господь говорит (смысл): «Ты спрашивай, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), о сифатах Аллаха, об ‘Арше, Курсе и истива’ того, кто знает обо всем этом». Тем, кого спрашивает Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям), кто знает и отвечает ему, является сам Господь, рассказывающий Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям) сам или через Джабраила (мир ему).

 

والخبير يختلف باختلاف السائل فإن كان السائل النبي عليه الصلاة والسلام فالخبير هو الله وإن كان السائل أصحابه فالخبير النبي عليه الصلاة والسلام ، وإن كان السائل التابعين فالخبير الصحابة عن النبي عن الله وهكذا . ((صاوي)) جـ 3 ، صـ 163

 

            Кто является знающим о сифатах Всевышнего Аллаха, об ‘Арше, Курсе, истива’ – зависит от того, кто спрашивает об этом. Например, если, как упомянуто выше, спрашивает Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), то знающий – сам Господь. Кто же еще может рассказать Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям)? Если же спрашивает сподвижник – то знающим, рассказывающим является Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям). Если спрашивающий из табиинов, то знающий – сподвижник, которому от Всевышнего Аллаха передал Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям). Из упомянутого порядка поиска знаний следует, что во всех вопросах, будь то связанных с вероубеждением, юриспруденцией (фикх), Кораном, хадисами, то, что мы не понимаем, не знаем, нужно спрашивать у знающих, а не истолковывать по своему разумению. Сегодня мы не можем задать такие вопросы Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), сподвижникам (да будет доволен ими Аллах), их ученикам-табиинам, поскольку их нет. Что же нам делать? Нам следует искать ответы на эти вопросы в книгах чистых, великих как горы алимов, которые обрели знания упомянутым выше образом, переняв их от табиинов путем непрерывной передачи из поколения в поколение в течение веков. Все четыре имама мазхабов и следующие за ними до сегодняшнего дня ученые, ‘алимы ахль ас-Сунна — ни один из них не сказал, что Аллах находится над ‘Аршем, и не принял такие утверждения еретиков.

            Сегодня, когда видишь ситуацию, сложившуюся вокруг толкования Корана, сердце плачет. Например, ваххабитам, чтобы толковать Коран, вообще не требуются знания. Они дозволяют толковать Коран по своему усмотрению любому, кто изучил книгу «Дурусу шифахийат». Их дела вверяем Аллаху.

 

                                  

Как некомпетентные люди толкуют Коран

 

            Ученых много, но в каждой науке есть свои специалисты. Люди, которые создают спутники, запускают их в космос, управляют ими, – есть ли ученые крупнее их? А ученые, создавшие современную технику, технологии, аппаратуру – разве есть более великие, чем они? Разве не являются великими учеными и профессора медицины, которые разработали, создали и применяют столько лекарственных препаратов?

            Возникает вопрос: если шариатский ученый, который не заканчивал институтов, где учились те ученые, никак не связанный с их науками, прочитав книги, написанные ими, или почерпнув знания из газет и журналов, возьмется делать то же, что делают они, что мы можем сказать о таком человеке? Сравнится ли результат его работы с тем, что сделали они? Даже если что-то получится, разве будет это лишено недостатков?

            Ответ один: ему нельзя заниматься делом тех ученых. Даже если он возьмется, у него ничего не получится. Даже если и получится, недостатков будет больше, чем достижений.

 

Разве не будет подобен ему профессор в какой-либо науке или даже академик, не изучивший исламской науки, находившийся под влиянием атеистического воспитания вплоть до развала СССР, если он начнет толковать Речь Всевышнего Аллаха – Коран?

            Нажмудин Гоцинский известен и за пределами Дагестана, в арабском мире, своими исламскими знаниями. И такой ‘алим никогда не толковал ни один аят Корана без тафсиров. Что же касается тафсиров, то они должны быть принятыми и признанными всеми исламскими учеными ахль ас-Сунна.

            Таким образом, аяты Корана следует толковать не по тафсирам тех, кто утверждает, что Аллах находится на ‘Арше, а по тафсирам истинных ‘алимов ахль ас-Сунна, как было сказано выше.

            Еще пример. Книгу об Абдурахмане Сугури, да смилуется над ним Аллах, на русском языке испортили, уподобив этого мубарака одному еретику по имени Рашид Риза.

            Также в одном из стихотворений, где восхваляют имама Шамиля (его исполняют и по аварскому радио), говорится: «Известно, что ты пророк горцев». Поскольку после нашего Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) больше пророка не будет, такой сифат нельзя приписывать никому, каким бы великим ни был человек. Поэтому было бы лучше, если исполняют по радио, слово «пророк» заменить на «муджтахид», «предводитель войска» или «герой», поскольку немало тех, кто выискивает и собирает наши ошибки, и тех, кто стоит за ними. Из-за того, что имама называют пророком, эти люди получают возможность обвинить в невежестве всех горцев Дагестана. Разве это красиво?

            Поэтому писателям и поэтам, если они собираются писать книги, связанные с Исламом, с ‘алимами, было бы очень желательно поддерживать связь с шариатскими учеными. В этом нет ничего зазорного, и гордыня здесь ни к чему. Кто будет так поступать, значимость его труда возрастет перед Всевышним Аллахом и среди людей, иншааллах. Писатели и поэты – это лицо народа или зеркало, в котором отражается народ. Прошу простить меня, я стал говорить об этом для того, чтобы эти зеркала были еще чище и совершеннее.

 

 

Разъяснение о порочности вероубеждения тех, кто утверждает, что Аллах находится на ‘Арше

 

            Хотя это и не к месту, раз уж зашел разговор, хочу с помощью Всевышнего Аллаха более подробно рассказать о правильном вероубеждении, о котором говорится в книгах, чтобы разъяснить ошибочность убеждений тех, кто считает, что Всевышний Аллах находится на ‘Арше.

 

وفي ((الفتوحات المكية)) : لما كان الحق تعالى هو السلطان الأعظم ولا بد للسلطان من مكان يكون فيه حتى يقصد بالحاجات مع أنه تعالى لا يقبل المكان اقتضت المرتبة أن يخلق عرشا ثم ذكر أنه استوى عليه حتى يقصد بالدعاء وطلب الحوائج منه كل ذلك رحمة للعباد وتنزلا لعقولهم ولولا ذلك لبقي العبد حائرا لا يدري أين يتوجه بقلبه وقد خلق الله تعالى القلب ذا جهة فلا يقبل إلا ما كان له جهة . ((روح البيان)) صـ 235 جـ 6

 

            Всевышний Аллах является единственным богом, Царем царей. В этом мире у царей бывает трон, сидя на котором они принимают своих подданных, обращающихся к ним со своими нуждами. Так же и Всевышний Аллах, хотя и не нуждается в престоле и в месте пребывания в целом, создал ‘Арш и поведал, ниспослав аят, что Он владеет им, то есть о Своей власти над ним, как об этом говорилось выше. Он сделал это для того, чтобы рабы знали о Его величии и о слабости своего разума, неспособного осознать это величие. И это является милостью для рабов. Ведь, читая мольбу, мы воздеваем руки к небесам, и поскольку ‘Арш находится над небесами и превосходит все создания по размеру, в действительности мы простираем руки к ‘Аршу. Не зря же сказано: «Кибла для намаза – Кааба, для ду‘а – небо». Если бы Всевышний Аллах не рассказал о создании ‘Арша и власти над ним, то рабы Аллаха остались бы в неведении, куда направить свои сердца во время чтения мольбы.

            Всевышний Аллах возвещает о Своем величии и могуществе не только упоминанием ‘Арша. Например, сказано:

             …Смысл: «В какую бы сторону вы ни обратились, на восток или на запад, – Всевышний Аллах на той стороне, то есть Его могущество и власть распространяются всюду, и вы получите вусул, то есть приближение к Аллаху».

            Утверждение, что Всевышний Аллах находится на ‘Арше, противоречит этому аяту. Обратите внимание, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сначала совершал намаз обращаясь в сторону Байт аль-Мукаддаса (Иерусалима), потом киблу сменили, и он стал молиться повернувшись в сторону Каабы. Что же получается, сначала Всевышний Аллах находился в Байт аль-Мукаддасе, а потом переселился к Каабе?

 

وعن بعض العارفين : قبلة البشر الكعبة ، وقبلة أهل السماء البيت المعمور ، وقبلة الكروبيين الكرسي ، وقبلة حملة العرش العرش ، ومطلوب الكل وجه الله سبحانه وتعالى . ((روح البيان)) ، صـ 213 جـ 1

 

            От одного из ‘арифов передано: для людей на земле киблой является Кааба, для обитателей небес – Байт аль-Ма‘мур, для курубийунов (самые почитаемые ангелы) – Курс, для ангелов, держащих ‘Арш, киблой является сам ‘Арш. Искомым же для всех является обращение к Всевышнему Аллаху.

            Поразмыслим далее. Мы молимся повернувшись в сторону Каабы. Разве мы это делаем потому, что Господь в Каабе? Или мы обращаемся в ту сторону следуя велению Всевышнего? Какую бы сторону Всевышний Аллах нам ни указал, это было бы киблой для нас – для Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и его уммы. Так же, вступая в намаз, обратившись в сторону Каабы, мы читаем молитву «Ваджжахту», то есть произносим: «Я обратил свое лицо к Аллаху, Создателю небес и земель». Разве мы говорим это оттого, что Аллах находится в Каабе?

            .. Когда Всевышний Аллах ниспослал аят, где сказано: «Вы просите Меня, Я вам отвечу», сподвижники спросили: «В какую сторону обращаться при мольбе?» Тогда был ниспослан упомянутый аят.

          … Могут спросить: почему же руки в мольбе воздевают к небесам, в то время как Всевышний Аллах превыше потребности в месте и сторонах? Потому что все пророки, авлийа’ поступали так, а не потому, что Аллах Всевышний находится на какой-то стороне. Поскольку Всевышний Аллах говорит:

 

             …Смысл: «Ваш удел (ризк) на небесах». То есть на все, что растет на земле, оказывают влияние Солнце и Луна, люди наблюдают за звездами для своей пользы. И не погибнет ли все, если не будет дождя? Таков смысл сказанного о том, что удел творений находится на небесах.

            Также говорит Господь (смысл): «И то, что обещано вам, тоже на небесах». Это Рай, и сказано, что находится он над седьмым небом под ‘Аршем. Да будет предназначен он Всевышним Аллахом каждому из общины Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям)!

            Более того, небеса – это место, куда поднимаются наши хорошие и плохие деяния. Ведь и все книги пророкам тоже ниспосылались с небес. Из-за этих особенностей небо уподобили, как было сказано выше, хранилищу всех сокровищ.

            Всевышний Аллах в другом аяте говорит:

 

           …  Смысл: «Все, чем пользуются Мои рабы, – из Моих сокровищ, которые Я сотворил Своим предопределением (то есть ключи от всех хранилищ находятся у Аллаха). И Я ниспосылаю все это по мере необходимости».

            Каждый год выпадает определенная норма дождей, хотя в одной местности может быть наводнение, а в другой засуха. Мы замечаем, что в последнее время дожди чаще идут на море, в ущельях, в долинах рек, то есть там, где они не приносят пользы. Это признак гнева Всевышнего Аллаха на людей. Да не сделает Всевышний Аллах нас из тех, на кого Он прогневался!

            Человек, просящий Всевышнего Аллаха, воздев руки к небесам, подобен тому, кто просит царя, обратившись к его сокровищнице.

            Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) в другом хадисе говорит:

 

((لا تفضلوني على يونس بن متى فإنه رأى في بطن الحوت ما رأيته في أعلى العرش))

 

            «Не превозносите меня выше пророка Йунуса (мир ему), на дне моря в утробе кита он тоже увидел то, что я увидел на ‘Арше».

            Для опровержения мнения заблудших людей, утверждающих, что Аллах находится на ‘Арше, этот хадис является более чем достаточным доказательством.

         …  Однажды Имам аль-Харамайни гостил у одного из больших ‘алимов. Там собралось множество больших ученых. Один из собравшихся встал и спросил: «Что является доказательством того, что Аллах не нуждается в месте пребывания, ведь Он Сам говорит: «Аллах на ‘Арше»?».

            В действительности Аллах не говорит, что Он находится на ‘Арше. Если бы у спросившего об этом не было неправильного представления, он не мог бы задать этот вопрос. Отвечая этому человеку, Имам аль-Харамайни говорит: «Доказательством тому является тасбих, который прочитал пророк Йунус (мир ему), находясь на дне моря в утробе кита». Присутствующие удивились, а хозяин дома попросил более подробного пояснения. Имам аль-Харамайни сказал хозяину дома: «Среди нас находится один бедняк, который должен тысячу дирхемов. Прежде чем я дам пояснение, возместите его долг». Хозяин дома взял на себя возмещение долга этого человека, и Имам аль-Харамайни дал такое пояснение: «Воистину, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), поднявшись в Ночь Вознесения (Ми‘радж) до уровня, куда его возвел Всевышний Аллах, сказал:

 ((لا أحصي ثناء عليك أنت كما أثنيت على نفسك))

 

            «Я не в силах Тебя восхвалить, Господь, Ты таков, как восхваляешь Себя Сам».

            И пророк Йунус (мир ему) в упомянутом тасбихе сказал: «О Господь, нет бога кроме Тебя одного».

            Обращаясь к Всевышнему Аллаху, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал «Ты», в утробе кита Йунус (мир ему) тоже сказал, обращаясь к Нему, «Ты». Так не обращаются ни к кому, кроме тех, кто находится рядом. Это и есть доказательство того, что Всемилостивому не присуще место».

            Более того, есть еще один хадис Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям):

((إن الله في قبلة أحدكم))

             «Всевышний Аллах в кибле каждого из вас».

            Кто возвеличил Каабу, сделав ее киблой, к которой обращаются все мусульмане во всех четырех сторонах света? Разве не Всевышний Аллах? И когда мусульмане совершают намаз, обратившись в сторону Каабы, разве они становятся спиной к Аллаху?

            Как можно приписывать место Всевышнему Аллаху, будь это ‘Арш или что-то другое, когда сам Всевышний Аллах сказал: 

            …«Нет ничего подобного Ему».

Из книги Шейха Cаида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана», 1 том.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *