29.03.2024

  О том, как Абдуллах бин Убайю попросил Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) дать ему свою рубашку и совершить за него намаз-джаназа

Когда мусульмане, возвращаясь с того газавата, дошли до окраины Медины, начался сильный ветер. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Сегодня в Медине умер самый большой из мунафиков». То есть ветер был признаком случившегося. Оказалось, как и сказал Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям), умер самый большой мунафик – Зайд, сын Рафа’ата, который был прибежищем для мунафиков.

 Через несколько дней после возвращения в Медину заболел и Абдуллах бин Убайю. В предании от Ибну ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, о этом говорится так:

Заболевший Абдуллах пригласил Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям) и попросил его прочитать мольбу, совершить намаз-джаназа и побыть на его могиле. И после этого Абдуллах через посыльного попросил у Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) его рубашку, чтобы ее надели на него для бараката, когда он умрет. Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) отправил ему свою верхнюю рубашку. Абдуллах же вернул ее и попросил дать нижнюю, которая касалась его тела. Тогда ‘Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям): «Неужели ты дашь свою рубашку этому нечестивому, порочному человеку?» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил:

فقال رسول عليه الصلاة والسلام ((إن قميصي لا يغني عنه من الله شياء وأرجوا من الله تعالى أن يدخل به الف في الإسلام))

            «Моей рубашки недостаточно для того, чтобы спасти Абдуллаха от наказания Всевышнего Аллаха. Но я надеюсь на Всевышнего Аллаха, что из-за этой рубашки тысяча хазраджитов перейдут в Ислам». После того, как Абдуллах бин Убайю попросил для бараката рубашку Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), чтобы благодаря ей обрести спасение от наказания, тысяча мунафиков, как и говорил Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям), приняли Ислам. После смерти Абдуллаха его сын Абдуллах пригласил Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) совершить намаз-джаназа. Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Совершите намаз и похороните». Тогда сын снова попросил: «Если ты не совершишь намаз за него, никто этого не сделает. Не унижай меня, обрадовав врагов». Сказано, что после этого Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) совершил намаз-джаназа ради сына покойного, а также ради хазраджитов, среди которых он пользовался авторитетом. И еще потому, что были признаки того, что Абдуллах бину Убайю принял Ислам и раскаялся, и мнение Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) склонилось к этому.

            После того, как Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) совершил намаз-джаназа и немного побыл у могилы Абдуллаха, явился Джабраил (мир ему) с аятом следующего смысла: «Никогда не совершайте намаз-джаназа ни за одного мунафика и не бывайте на их могилах». После этого Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) больше не совершал намаз за мунафиков и не бывал на их могилах. Это одна из версий.

            В другой версии говорится следующее. Когда Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) вознамерился совершить намаз-джаназа за Абдуллаха, ‘Умар бин Хаттаб сказал ему: «Как можно совершать намаз за врага, который говорил то-то и то-то», перечислив все, что тот говорил. Тотчас сошел Джабраил (мир ему) с упомянутым аятом и прочитал его Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям). Из этого следует, что Абдуллах умер в неверии, и намаз за него не совершили.

            Таким образом, этот аят был ниспослан сообразно мнению ‘Умара бин Хаттаба, да будет доволен им Аллах. Кроме этого, есть и другие аяты, ниспосланные сообразно его мнению. Это из достоинств и признаков высокого уровня ‘Умара бин Хаттаба. Именно тогда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:

 

فلذا قال عليه الصلاة والسلام في حقه ((لو لم أبعث لبعثت نبياً يا عمر))

 

            «Если бы Всевышний Аллах не отправил меня пророком, то отправил бы тебя, о ‘Умар!»

            Почему Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) совершил намаз-джаназа за Абдуллаха или намеревался сделать это – об этом сказано выше. О мудрости того, что [на Абдуллаха бин Убайю] надели рубашку [Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям)], в преданиях говорится по-разному. Вот одно из них. Во время сражения при Бадре дядя Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) Аббас (он еще не был в Исламе) попал в плен. На нем не оказалось рубашки. Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) не нашел для него подходящей рубашки, потому что Аббас был высокого роста. Тогда Абдуллах бин Убайю, который тоже был высокого роста, отдал ему свою. И Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) послал Абдуллаху свою рубашку взамен той, а не для того, чтобы возвеличить его.

            Во-вторых, Всевышний Аллах повелел Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям), ниспослав следующий аят:

            ..Смысл: «Не отказывай просящему». Возможно, причина в этом. Возможно также, что Всевышний Аллах ниспослал Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) откровение: «Если ты пошлешь ему свою рубашку, тысяча мунафиков из-за этого придут в Ислам».

 

            Обязан ли шейх удерживать мюрида от совершения греха

 

قال بعض الكبار : ما أمر الله عباده بالرفق بالخلق والشفقة إلا تأسيا به تعالى فيكونون مع الخلق كما كان الحق معهم فينصحونهم ويدلونهم على كل ما يؤدي إلى سعادتهم وليس بيد العبد إلا التبليغ 7 8 ﱹ 5 6 7 8 9 : ; ﱸ النور: ٥٤ ، فعلى العارف إيضاح هذا الطريق الموصل إلى هذا المقام والإفصاح عن دسائسه وليس بيده إعطاء هذا المقام فإن ذلك خاص بالله تعالى. 7 8 ﱹ _ ` a b cﱸ القصص: ٥٦ ، فوظيفة الرسل والورثة من العلماء إنما هو التبليغ بالبيان والإفصاح لا غير ذلك وجزائهم جزاء من أعطى ووهب والدال على الخير كفاعل الخير . ((روح البيان)) ، جـ 9 صـ 540

 

            Один из великих ‘арифов говорит, что Всевышний Аллах повелел Своим рабам помогать народу, быть милосердными лишь для того, чтобы они старались быть похожими на Него, брали с Него пример и следовали Ему. Чтобы они были с народом, как бывает с ним Всевышний Аллах, то есть наставляли народ на правильный путь Ислама. Вместе с тем раб Аллаха обязан лишь довести до народа веления и запреты Всевышнего Аллаха. Даже о Пророке (салляллаху аляйхи ва саллям) Всевышний Аллах говорит: «Возлагается на Посланника лишь доведение Ислама до народа».

            Поскольку даже Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) обязали лишь довести до людей Ислам, то и ‘ариф, то есть муршид, обязан лишь разъяснить мюриду, обучить его тарикату – пути приближения его к Аллаху. Шейх не обладает правом наделять уровнями, он только обучает этому пути. Открывать сокровенные знания и уровни – это дело Всевышнего Аллаха. И зависит это от соблюдения адаба мюридом и его подготовленности. Ведь и Всевышний Аллах в Коране говорит: «О Пророк, ты не можешь наставить всех, кого желаешь».

            Таким образом, на Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и ученых, являющихся его наследниками, возложено лишь указание пути народу и разъяснение людям того, что им непонятно. За это они получат такое же вознаграждение, какое получают люди, следуя тому, чему они их научили. Тот, кто научил других добрым делам, получает такое же вознаграждение, какое получают те, кто совершает эти добрые дела.

            Обратите внимание, правоверные: Всевышний Аллах в Коране разъясняет, что никто не может наставить того, кого не наставил Он Сам. Никто не может отрицать эти слова Аллаха. При этом Всевышний Аллах послал к народам пророков. И этого тоже никто не может отрицать. Что же в этом тайного, непонятного? Как было сказано выше, пророки – это посредники между Всевышним Аллахом и людьми, посланные с поручением призвать народы к единобожию, ничего другого Господь от них не требует. Например, Всевышний Аллах не скажет пророку, почему он допустил, чтобы некий Его раб оказался заблудшим. Но Он спросит у того раба, почему он не последовал за посланником. Рабу придется отвечать за это.

            Так и с наследниками Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Шейха тоже Всевышний Аллах не спросит, почему он позволил некоему мюриду совершить грехи. Плохое поведение мюрида не наносит вред муршиду. Вред и пользу получает лишь сам мюрид. Но если человек, который считает себя муршидом, не является истинным муршидом и то, чему он учит, не имеет основания и не соответствует правилам и основам тариката, то Всевышний Аллах спросит у него, когда он предстанет перед Ним, кто научил его этому, откуда он все это взял. И ему придется отвечать. Об этом должен помнить каждый считающий себя наставником.

            Что касается мнения людей по этому поводу, то они считают, что наставник (устаз) должен удерживать мюрида от какого бы то ни было греха. То есть в их понятии устаз должен быть таким. Если они увидят у мюрида какой-нибудь недостаток, то, по их мнению, в этом виноват устаз. Или говорят: разве такого тоже обучают тарикату? Понятие этих людей о тарикате и Шариате такое же, как у животных, они пропавшие и хотят, чтобы другие были похожи на них. Они не воспринимают того, что говорят знающие. Если это не так, то посмотрите, о чем говорит Коран, читайте книги тасаввуфа, спросите знающих.

            Сын пророка Адама(мир ему) Кабил оказался заблудшим, и пророк Адам (мир ему) не смог его наставить. Оказался заблудшим и сын пророка Нуха (мир ему), и он также не смог его наставить. Также оказался заблудшим дядя нашего Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) Абу Лахаб, и Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) не смог его наставить. Эти пророки (мир им) читали проповеди с назиданиями заблудшим, как и всем остальным, но те не приняли истину и умерли в неверии. Разве из-за этого пророков (мир им) обвинили в чем-либо?

Из книги Шейха Cаида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана», 1 том.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *