ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Беседка для мюридов, Читальный зал > ПОБУЖДЕНИЕ ВНЯТЬ ПРИЗЫВУ КОРАНА

ПОБУЖДЕНИЕ ВНЯТЬ ПРИЗЫВУ КОРАНА

РАЗЪЯСНЕНИЕ СУТИ МУДРОСТИ И ПРИМЕРЫ МУДРЫХ ИЗРЕЧЕНИЙ ЛУКМАНА 

Что называют мудростью (хикматом)? Есть различные объяснения, но суть у всех одна. Одни говорят, что это обладание наукой и следование ей. Кто не обладает обоими этими качествами, тот не является мудрецом (хакимом). Другие говорят, что это познание Всевышнего Аллаха и справедливость во всех делах. Еще говорят, это то, что Всевышний Аллах вкладывает в сердце раба и что освещает это сердце. (Мудрость подобна лампе, которая освещает комнату. Разве мысли, идущие из светлого, сияющего сердца, не будут чистыми, правильными? И разве не будут мудрыми слова, выражающие эти чистые мысли?)

Однажды, когда Лукман был еще рабом, хозяин велел ему: «Зарежь овцу и принеси две лучшие ее части». В другой раз он велел принести две худшие части. И оба раза Лукман принес язык и сердце. Хозяин спросил его, как могут быть сердце и язык одновременно лучшими и худшими? Лукман ответил: «Нет ничего лучше них, когда они хорошие, и нет ничего хуже них, когда они плохие».

Лукману принадлежит двенадцать тысяч мудрых изречений. Все они вошли в сокровищницу народной мудрости.


Еще один пример мудрой речи.

            Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) говорит:

((رأس الحكمة مخافة الله ؛ كن ورعًا تكن أعبد الناس ؛ وكن تقيا تكن أشكر الناس ؛ البلاء موكل بالمنطق))

             «Голова мудрости – богобоязненность. Будь благочестивым (то есть оберегающим себя от сомнительного и запретного) – и будешь лучшим из поклоняющихся среди людей. Будь богобоязненным – и будешь самым благодарным Всевышнему Аллаху из людей». «Беды связаны с языком, они зависят от него». (То есть язык может источать как мед, так и яд, если дать ему волю).

            Имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, говорил о мудрости так:

 

قال الإمام الغزالي رحمه الله : من عرف جميع الأشياء ولم يعرف الله لم يستحق أن يسمى حكيما لأنه لم يعرف أجل الأشياء وأفضلها ، والحكمة أجل العلوم وجلالة العلم بقدر جلالة المعلوم وجل من الله تعالى ومن عرف الله فهو حكيم وإن كان ضعيف المنة في سائر العلوم الرسمية كليل اللسان قاصر البيان فيها ومن عرف الله كان كلامه مخالفا لكلام غيره فإنه قلما يتعرف للجزئيات بل يكون كلامه جمليا ولا يتعرض لمصالح العاجلة بل يتعرض لما ينفع في العاقبة … الخ

 

            «Даже если человек будет знать все на свете, он не будет достоин зваться мудрецом, если он не познал Всевышнего Аллаха. Ибо он не знает Того, кто выше и дороже всего на свете и кого он обязан знать.

            Мудрость – наивысшая и самая ценная из наук. Ценность науки зависит от ценности того, что она изучает. И поскольку нет ничего выше Всевышнего Аллаха, нет науки значимее, чем познание Аллаха. Кто бы ни познал Всевышнего Аллаха, тот является мудрецом, даже если он не способен пояснить явные науки. И речь у познавшего Аллаха не такая, как у других. Потому что речи ‘арифа по большей части касаются не какого-то одного дела, они обобщающие, всеобъемлющие, то есть глубокомысленные и масштабные. Также речь ‘арифа обращена не к мирским выгодам, а к пользе Ахирата».

            Всевышний Аллах говорит о мудрости:

 

            … Смысл: «Всевышний Аллах наделяет мудростью кого пожелает (то есть после усвоения проповедей, назиданий Корана, когда станет ясен их смысл, по милости Своей одаривает содействием в следовании усвоенному, поскольку Он знает о готовности к этому раба еще до его создания). Кто бы ни был одарен мудростью (то есть наукой и содействием в следовании ей) упомянутым образом, тот получил от Всевышнего Аллаха множество благ этого и того света».

فحقيقة الحكمة نور من أنوار صفات الحق يؤيد به عقل من يشاء من عباده … الخ

 

            В действительности мудрость является нуром из нуров, присущих сифатам Всевышнего Аллаха, нуром, который совершенствует разум того раба, чей разум захотел усовершенствовать Аллах. И эту мудрость, сущностью которой является нур Всевышнего, Аллах посылает Своим авлийа’, подобно тому как Он ниспосылает откровение Своим пророкам. Так же как нубувват дается лишь по милости Всевышнего Аллаха, а не вследствие усердия раба, и мудрость невозможно получить стараниями раба, ее можно получить только обучившись ей у пророков и получив в дар от Аллаха. То есть Всевышний Аллах дает ее рабу после того, как мудрости его обучат пророки. Ведь Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Кто бы ни находился в чистом, искреннем поклонении в течение сорока дней, уста этого человека получат мудрость из его сердца». Как в сердца пророков нисходит откровение, так же и в сердца вали нисходит мудрость. Доказательством тому являются слова Всевышнего Аллаха: «Я даровал мудрость Лукману».

وقال عيسى عليه السلام : أين تنبت الحبة؟ قالوا : في الأرض فقال : كذلك الحكمة لا تنبت إلا في قلب مثل الأرض هو موضع نبع الماء

 

            Пророк Иса (мир ему) спросил у своих апостолов, где прорастает зерно. Они ответили: в земле, то есть земля дает всходы. Тогда пророк Иса (мир ему) сказал: «Так и мудрость произрастает только в сердце, подобном земле, дающей всходы».

وقال حسين بن منصور : الحكمة سهام وقلوب المؤمنين أهدافها والرامي الله والخطء معدوم

 

            Один из познавших Аллаха, Хусейн, сын Мансура, тоже сказал: «Мудрость подобна стреле, а сердца уверовавших – мишени. Пускает стрелы Всевышний Аллах. Стрелы же, пущенные Аллахом, всегда попадают точно в цель».

وفي الحديث : ((ما زهد عبد في الدنيا إلا أنبت الله الحكمة في قلبه وأنطق بها لسانه بصّره عيوب الدنيا وعيوب نفسه)) . ((روح البيان)) جـ 7 صـ 74

 

            «По воле Всевышнего Аллаха, в сердце раба, отвернувшегося от этого мира, прорастает мудрость, которая глаголет его устами, и он видит недостатки этого мира и своего нафса».

 


О порицании гордыни и гордецов шариатом

 

            По поводу гордыни один из мудрецов сказал:

قال بعض الحكماء : إن افتخرت بفرسك فالحسن والفراهة له دونك ، وإن افتخرت بثيابك وآلاتك فالجمال لها دونك ، وإن افتخرت بآبائك فالفضل فيهم لا فيك ولو تكلمت هذه الأشياء لقالت هذه محاسننا فما لك من الحسن شيء فإن افتخرت فافتخر بمعنى فيك غير خارج عنك . ((روح البيان))

 

            «Если ты гордишься своим конем, то благородство и быстрота свойственны твоему коню, а не тебе. Если ты гордишься своей одеждой или другими вещами, то красота свойственна им, а не тебе. Если ты гордишься своими предками, то почет и величие принадлежат им, а не тебе. Если бы все перечисленные могли говорить, то они сказали бы тебе: «Все это достоинство и красота – они наши, ничто из этого тебе не принадлежит. Если же гордишься, то гордись тем, что всегда остается с тобой, то есть своими благородными духовно-нравственными качествами».

            Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) также сказал:

 

قال رسول الله : ((لا يدخل الجنة من كان في قلبه مثقال حبة من كبره)) . ((مستطرف)) جـ 1 ، صـ 178

 

            «Человек, в сердце которого есть хоть крупица гордыни, в Рай не войдет».

            Еще хадис:

قال رسول الله  : ((من جر ثوبه خيلاء لا ينظر الله إليه)) . ((مستطرف))

 

            Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Если кто-либо из высокомерия носит одежду, волоча по земле, на такого человека Всевышний Аллах не смотрит». То есть Он не смотрит взглядом милости. Ваил, сын Хаджара, пришел к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и показал участок земли, который выделил ему. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) велел Муавийату, да будет доволен им Аллах, чтобы он пошел обозначить границу и составил бумагу. Ваил ехал на верблюде, а Муавийат шел пешком. Солнце припекало, и Муавийату было тяжело идти. Он попросил Ваила: «Дай и мне сесть на верблюда позади тебя». Ваил ответил: «Я не из тех правителей, которые сажают людей за собой». Тогда Муавийат попросил: «Дай хоть обувь твою надеть». И на это Ваил ответил: «Мне не жалко ее, но я не хочу, чтобы правители Йемена услышали, что ты ходил в моей обуви. Иди в тени моего верблюда, этого почета и величия достаточно для тебя».

            Такие гордецы не перевелись и в наше время. Да окажет Аллах содействие мусульманам, чтобы они оседлали свой нафс, а не нафс оседлал их!

وقيل : لا يتكبر إلا كل وضيع ولا يتواضع إلا كل رفيع . ((مستطرف)) جـ 1 ، صـ 180

 

            Один умный человек сказал: «Гордятся лишь низкие люди». То есть гордыня – это признак неуважения, низкого положения человека среди людей, хотя сам он этого не знает. И это вдобавок к тому, что такой человек ненавистен Аллаху, его порицает Коран. Самоуничижение присуще только великим пред Аллахом людям.

            Таким образом, Всевышний Аллах не унижает Своего раба, пока раб сам не унизит себя, и главной причиной этого унижения является гордыня. Чем больше раб принижает себя сам, тем больше его возвышает Аллах, вследствие чего он возвышается и среди людей.

            Следовательно, гордыня – признак слабости ума человека, ибо как может гордиться раб Аллаха, зная, из чего он создан и как пришел в этот мир.

 

وكان ابن عوانة من أقبح الناس كبرا روي أنه قال لغلامه اسقني ماء فقا نعم فقال إنما يقول نعم من يقدر أن يقول لا فإمر بضربه وطلب خادما فكلمه فلما فرغ من كلامه دعا بماء فتمضمض به استقذارا لمخاطبته . ((تحفة المرضية)) صـ 33

 

            Некий человек по имени Ибну ‘Аванат был презренным среди людей из-за своей чрезмерной гордыни. Однажды он велел своему слуге принести воды для питья. Слуга ответил: «Принесу». Тогда Ибну ‘Аванат сказал: «Так может сказать тот, кто может ответить отказом», – и приказал побить слугу палками. Потом он позвал другого слугу, велел принести ему воду и прополоскал свой рот из-за брезгливости, оттого что разговаривал с первым.

قال أحنف بن قيس : ما تكبر أحد إلا من ذلة يجدها في نفسه ، ولم يزل الحكماء تتحامى الكبر وتأنف منه . ((مستطرف))

 

            Один из ‘арифов по имени Ахнаф сказал: «Не возгордится никто, кроме как от низости и презренности своего нафса».

            Следовательно, чем больше берет верх гордыня нафса, тем более низким и недостойным становится человек перед Всевышним Аллахом, а также среди людей. Мудрецы, которых мы упоминали выше, не переставали остерегаться гордыни и ненавидели ее, то есть для мудрых, умных людей гордыня – это недостойное, низкое качество. Да убережется община Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям) от гордыни!

            Упомянутый Ахнаф говорит:

عجبت لمن جرى في مجرى البول كيف يتكبر

 

            «Я удивляюсь гордыне человека, который два раза прошел через мочевыводящие пути». Как может он гордиться? Кто может не признать правильным это утверждение Ахнафа, кто скажет, что это ложь? Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:

 

قال رسول الله  ((إن نبيكم واحد وإن أباكم واحد وانه لا فضل لعربيّ على عجميّ ولا حمر على أسود إلا بالتقوى))

 

            «У вас один пророк и отец (Адам) тоже один, и нет величия, ценности, превосходства араба над неарабом, красного над черным перед Всевышним Аллахом, кроме как в богобоязненности».

            Асма‘и рассказывает, что однажды ночью он совершал таваф вокруг Каабы и увидел молодого человека, который, прижавшись к стене Каабы, словно пытался обхватить ее руками, обращался к Всевышнему Аллаху. Он горько плакал, от чего ослабел, упал на землю и лишился чувств. Когда Асма‘и подошел и вгляделся в молодого человека, он узнал его. Это был Али Зайнул-‘Абидин – Али-младший, у которого в Кербеле были убиты отец Хусейн и старший брат Али-акбар. Асма‘и приподнял голову Али, положил на свои колени и стал плакать. Его слеза упала на щеку Зайнул-‘Абидина. Тот пришел в себя, открыл глаза, посмотрел на Асма‘и и спросил: «Кто ты?» Асма‘и назвался и сказал: «О потомок Посланника! Почему ты так плачешь, ведь о вас Всевышний Аллах в Коране сказал следующее» – и прочитал этот аят:

…  Всевышний Аллах в этом аяте, после обращения к женам Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям): «Совершайте намаз, выплачивайте закат и повинуйтесь (Всевышнему) Аллаху и Посланнику Аллаха», говорит: «Из-за того, что вы будете вести себя так, (Всевышний) Аллах хочет смыть ваши грехи, о семейство Посланника, и очистить вас от ослушания, чтобы вы были убережены от него». Когда Асма‘и прочитал этот аят, Зайнул-‘Абидин Али сказал: «О Асма‘и! Всевышний Аллах создал Рай для покорного раба, пусть даже он эфиопский раб, и Ад Он создал для ослушавшегося, хотя бы он был из курайшитов». Сказав так, Али прочитал Асма‘и следующий аят:

 

…Смысл:    «Когда ангел Исрафил [во второй раз] вострубит в Рог (чтобы поднять народ в Судный день), не станут спрашивать друг друга о родословной, чтобы гордиться этим, всем будет не до этого. Там брат убежит от брата, родители от детей, муж от жены, даже видеть друг друга не захотят. Каждый будет увлечен только собой, поскольку не будет помощи от рода, племени, от родственников».

 


Значимость Тавазу‘ (скромность, смиренность, простота)

 

والتواضع سر من أسرار الله المخزونة عنده لا يهبه على الكمال إلا لنبيّ أو صديق فليس كل تواضع تواضعا وهو أعلى مقامات الطريق وآخر مقام ينتهى إليه رجال الله وحقيقته العلم بعبودية الفس ولا يصح من العبودية رياسة أصلا لأنها ضدّ لها ولهذا قال أبومدين قدس سره : آخر ما يخرج من قلوب الصديقين جب الرياسة . ((روح البيان)) ، جـ 7 ، صـ 74-75

             Тавазу‘, то есть состояние, когда человек видит себя приниженным, является тайной из тайн Всевышнего Аллаха, которую Он хранит как сокровище и которую дарует только пророкам и сиддикунам (правдивый, чьи слова и деяния соответствуют тому, что у него в сердце; достигший самого высокого уровня (после пророков) в познании Аллаха; степень в тасаввуфе).. Ее не дают даже совершенным людям, а это люди не простые. И Абу Бакру, да будет Аллах доволен им, имя Сиддик дал Сам Всевышний Аллах. Больше никого этим именем Он не прозвал. Поэтому звание сиддикунов является самым высоким после сана пророков. Тавазу‘ является и самой высокой среди степеней тариката, и самым последним уровнем, до которого доходят приближенные к Аллаху. Суть тавазу‘ состоит в осознании нафсом своей покорности (‘убудийат (поведение человека, осознавшего, что он является рабом Аллаха)). ‘Убудийат не приемлет рийасат, ибо стремление к рийасат – это самовозвеличение нафса, что является противоположностью тавазу‘. Рийасат – это власть, руководство. Поэтому Абу Мадйан, куддиса сирруху, сказал: «Последней из сердца сиддикунов вынимают любовь к рийасат». Следовательно, пока в сердце есть любовь к рийасат, человек не может быть сиддикуном, хотя бы он овладел всеми науками мира. Не достигнет человек высот, возвеличивая сам себя.

 

О том, как иблис впал в заблуждение

 

            В предании говорится, что ангел Исрафил увидел, что на Лавх аль-Махфузе написано: «Один из курубийунов (самые почитаемые ангелы) заблудится сам и будет вводить в заблуждение весь мир». Ангел Исрафил испугался за свой нафс и рассказал об этом другим курубийунам, и все они тоже испугались за себя и стали очень переживать. Иблис же своим поклонением приводил в восхищение обитателей небес и был известным ‘абидом (усердно поклоняющийся Аллаху), и Всевышний Аллах принимал его мольбы. Тогда все ангелы решили обратиться к иблису, чтобы он попросил Всевышнего Аллаха не делать их заблудшими и вводящими в заблуждение других. Из-за великой гордыни, скрытой в сердце, проклятый иблис взмолился: «О Владыка Аллах! Не делай этих ангелов таковыми». Этот проклятый не сказал «не делай нас таковыми», поскольку из-за великой гордыни даже не подумал, что проклятым (мал‘ун) может оказаться он сам. И Всевышний Аллах, приняв его мольбу, спас всех курубийунов, а его самого сделал проклятым.

            В Коране много говорится о мунафиках. Вот один из важных аятов, ниспосланный по поводу Са‘лабата.

 

          …  Смысл: «Мунафиками являются те, кто дал обет Всевышнему Аллаху: если Он даст им богатство, состояние, то они будут делать пожертвования, расходовать его на благие дела и совершать благие деяния, свойственные праведникам. Когда же Всевышний Аллах исполнил их желание, дал им благосостояние и они разбогатели, они не захотели делать пожертвования из-за своей скупости. Они оставили смирение перед Всевышним Аллахом и нарушили свой обет».

            Основными чертами мунафиков являются несоблюдение договора, злоупотребление доверием, лживость, на устах у них противоположное тому, что в сердце и т. д. Сердце (кальб) му’мина освещено божественным светом, и рух его обращен к Всевышнему Аллаху. И Господь укрепляет его взглядом милости и содействием в поклонении. Тогда и рух его, как и сердце (кальб), освещается божественным светом. Когда же кальб и рух освещаются божественным светом, в нем (му’мине) зарождаются божественные мысли, побуждающие верующего приблизиться к Всевышнему Аллаху путем совершения намазов, соблюдения поста, принесения пожертвований, будь они обязательные или желательные.

وفي الحديث ((ان النافلة هديّة المؤمن إلى ربّه فليحسن أحدكم هديته وليطيبها))

 

            В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) говорится: «Если после исполнения обязанностей, связанных с телом или имуществом, уверовавший совершает дополнительные поклонения, то это является его подарком своему Господу – Всевышнему Аллаху. Очищайте и украшайте этот подарок, отправляемый Всевышнему Аллаху».

            Сердце же лицемера, поскольку в нем нет божественного света, пребывает во тьме из-за мрака качеств нафса. И рух его обращен к миру и его красотам, из-за того что он следует за нафсом, который повелевает только дурное. Он лишен взгляда [милости] Всевышнего Аллаха, ибо является товарищем шайтана. Из-за того, что спутником его является шайтан, и он лишен взгляда Всевышнего Аллаха, мрак нафса в нем возрастает, усиливается, а это отвращает сердце от покорности Всевышнему Аллаху и Его Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям), а также от принятия повелений и предостережений. В его сердце зарождаются эгоистические, темные мысли, которые удерживают его от исполнения желательных (суннат) и даже обязательных (фард) деяний. Более того, такие люди начинают насмехаться над людьми, совершающими желательные деяния, утверждая, что не нужно совершать намазы-суннат, то есть ратибаты, не нужно читать азкары, перебирать четки, как это мы видим и сегодня.

 

 

О том, как Аллах показал пророку Давуду (мир ему) весы, на которых взвешивают деяния

 

وروي أن داود عليه السلام سأل ربه أن يريه الميزان فأراه إياه في المنام فلما رأى عظمته غشي عليه فلما أفاق قال إلهي من الذي يقدر أن يملأ كفته من الحسنات فقال يا داود إني إذا رضيت عن عبدي أملأها بتمرة

 

            Пророк Давуд (мир ему) попросил Всевышнего Аллаха показать ему весы, на которых в Судный день взвешивают деяния. Всевышний Аллах явил ему эти весы во сне. Увидев огромные размеры чаш весов, Давуд потерял сознание. Придя в себя, он спросил: «О Господи! Кто же сможет заполнить такую огромную чашу благими деяниями?» Всевышний Аллах ответил: «О Давуд! Для раба, которым Я доволен, Я заполню эту чашу даже одним фиником».

            Обратите внимание, мусульмане, как велико значение довольства Всевышнего Аллаха. Именно поэтому имамы тариката учат нас произносить после вирдов (регулярно исполняемые виды богослужений; тарикатские задания): «О Господи! Моя цель – познать Тебя, и то, к чему я стремлюсь [своим поклонением, исполнением тарикатских вирдов], – Твое довольство». Имеется в виду, что нет иной цели, такой как власть, величие, богатство, похвала, обретение Рая, убережение от Ада.

            Али из Кикуни сказал: «Мне все равно, даже если меня бросят в Ад, лишь бы мною был доволен Аллах». И это правильно. Разве не будет чувствовать себя в Аду так же, как пророк Ибрахим (мир ему) в огне, тот, кем Всевышний Аллах будет доволен, даже если его бросят в Ад? Да убережет Всевышний Аллах Своей милостью прежде всего меня, затем братьев и сестер по вере, всю общину Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям) от деяний, ведущих к лицемерию (нифак)!

 

 

Черты мунафика

 وفي الحديث : ((ثلاث من كن فيه فهو منافق ، وإن صام وصلى وزعم أنه مسلم : إذا حدث كذب وإذا وعد أخلف وإذا ائتمن خان))

 

            В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) сказано: «Есть три черты характера, кому бы ни были присущи эти черты – тот мунафик, даже если он соблюдает пост, совершает намаз и утверждает, что он мусульманин: это лживость речей, неисполнение договора, злоупотребление доверием».

            О смысле этого досточтимого хадиса есть разные мнения.

 

ومذهب الجمهور على أن هذه الخصال خصال المنافقين وصاحبها شبيه لهم فاطلاق اسم المنافق عليه على سبيل التجوز تغليظا كما أن الله تعالى قال :]ومن كفر[ مكان ]ومن لم يحج[ لكمال قبحه . ((روح البيان)) جـ 3 ، صـ 471

 

            Большинство ученых сходятся в одном: все черты характера, перечисленные в досточтимом хадисе, свойственны мунафикам, и те, у кого имеются такие черты, схожи с ними. Таких людей в общем назвали мунафиками (в целях предостережения), исходя из большой вероятности того, что они могут стать таковыми. Как сказал Всевышний Аллах в 96-м аяте суры «Али ‘Имран» (смысл): «Кто бы ни стал неверующим…» – вместо: «Кто бы не совершил хадж, имея возможность…», поскольку несовершение хаджа при наличии возможности является мерзким деянием. Так и в досточтимом хадисе говорится, что обладающий упомянутыми чертами является мунафиком, поскольку эти черты относятся к мерзким, отвратительным чертам характера.

            Есть еще хадис Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям):

 

عن عبد الله بن عمرو بن العاص قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : أربع من كن فيه كان منافقا خالصا ومن كان فيه خصلة منهن كانت فيه خصلة من نفاق حتى يدعها : إذا حدث كذب وإذا عاهد غدر وإذا وعد أخلف وإذا خاصم فجر . قال الشيخ محي الدين النووي هذا الحديث مما عده جماعة من العلماء مشكلا من حيث ان هذا الخصال قد توجد في المسلم المصدق الذي ليس فيه شك وقد أجمع العلماء على أن من كان مصدقا بقلبه ولسانه وفعل هذه الخصال لا يحكم عليه بكفر ولا هو منافق مخلد في النار فإن إخوة يوسف  جمعوا هذه الخصال وكذا قد يوجد لبعض السلف ولبعض العلماء بعض هذا وكله . ((خازن)) جـ 2 ، صـ 246

 

            «Есть четыре черты характера, и кому бы они ни были присущи, тот настоящий мунафик: это лживость речей, злоупотребление доверием, неверность слову и склонность к спорам, настаивая на неправильном. Кому свойственна одна из этих черт, тот настолько же будет мунафиком до тех пор, пока не избавится от нее».

            Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, говорит: «Приведенный хадис вызывает множество вопросов среди ученых, потому что эти черты свойственны и настоящему мусульманину, чья вера не вызывает сомнений. ‘Алимы пришли к единому мнению, что не будет считаться пребывающим в неверии, мунафиком, остающимся в Аду навечно, тот, кто принимает Ислам сердцем и признает это устами, даже если ему присущи упомянутые черты. Эти черты проявлялись и у братьев пророка Йусуфа (мир им всем), но из-за этого их не исключили из числа пророков. Эти черты – все или какие-то из них – обнаруживаются у отдельных салафов и у некоторых ‘алимов».

 

قال الشيخ : هذا ليس بحمد الله إشكالا ولكن اختلف العلماء في معناه فالذي قاله المحققون والأكثرون هو الصحيح المختار أن معناه أن هذه الخصال خصال نفاق ، وصاحبها يشبه المنافقين في هذه الخصال ويتخلق بأخلاقهم ، فإن النفاق هو إظهار ما يبطن خلافه وهذا موجود في صاحب هذه الخصال فيكون نفاقه في حق من حدثه ووعده وائتمنه وخاصمه وعاهده من الناس لا أنه منافق في الإسلام فيظهره وهو يبطن الكفر ولم يرد النبي عليه الصلاة والسلام بهذا أنه منافق نفاق الكفار مخلدين في الدرك الأسفل من النار وقوله صلى الله عليه وسلم : كان منافقا خالصا معناه كان شديد الشبه بالمنافقين بسبب هذه الخصال قال بعض العلماء : وهذا فيمن كانت هذه الخصال غالبا عليه فأما من ندر ذلك منه فليس ذلك حاصلا فيه هذا هو المختار في معنى الحديث

 

            Далее имам ан-Навави говорит: «Этот хадис не является сомнительным, но все же у ученых возникли разночтения (хилаф) в толковании его смысла. Что касается настоящего, достоверного смысла данного хадиса, которого придерживаются мухакикуны (ученые, основывающиеся в своих утверждениях на неопровержимых доказательствах) и многие алимы, [то он сводится к следующему]: перечисленные черты влекут к нифаку (лицемерию), и человек, обладающий этими чертами, похож на мунафика, так как он проявляет их. Он уподобляется мунафикам в их нравах, поскольку нифаком называется изречение устами противоположного тому, что в сердце, и это присуще ему. И лицемерие его проявляется в том, что он лжет, не соблюдает договор, не оправдывает доверие, ведет спор, будучи неправым, то есть он является лицемером во всем этом, но не по отношению к Исламу. Он лицемер не потому, что, скрывая неверие, проявляет приверженность Исламу. Например, если кто-либо обладающий подобными чертами характера нарушит договор, соглашение с кем-то или не оправдает доверия, то он окажется лицемером по отношению к тому человеку, но не лицемером вообще, остающимся навечно в Аду, т. е. неверующим лицемером. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не имел целью утверждать, что тот, кому свойственны упомянутые черты, является неверным лицемером, навечно остающимся в Аду. Слова Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) о том, что такой человек является настоящим лицемером, означают, что он очень похож на неверующего лицемера.

            Один из ‘алимов сказал: «Изложенное в упомянутом хадисе относится к тем, у кого эти черты проявляются часто, а не к тем, у кого они проявляются изредка». В этом и состоит основной смысл данного хадиса.

            История заблуждения Са‘лабата

            Трое, которых проклинает Аллах

 

وفي الحديث : (( ثلاثة لا يحبهم الله ورسوله وهم في لعنة الله والملائكة والناس أجمعين : البخيل والمتكبر والأكول )) . (( روح البيان )) ، جـ3 ، صـ472

وفي الحديث : (( ويل للأغنياء من الفقراء يوم القيامة يقولون ربنا ظلمونا حقوقنا التي فرضت لنا عليهم ، فيقول الله تعالى : بعزتي وجلالي لأبعدنهم ولأقربنكم )) . (( روح البيان )) جـ 3 صـ472

 

Из книги Шейха Cаида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана», 1 том.


This post has been viewed 1300 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов, Читальный зал , ,

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru