ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Беседка для мюридов, Читальный зал > ПОБУЖДЕНИЕ ВНЯТЬ ПРИЗЫВУ КОРАНА

ПОБУЖДЕНИЕ ВНЯТЬ ПРИЗЫВУ КОРАНА

О ЖЕНИТЬБЕ ПРОРОКА (салляллаху аляйхи ва саллям) НА ЗАЙНАБ (радыйаллаху анха)

Теперь поведаем немного о женитьбе Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) на Зайнаб, да будет доволен ею Аллах. Зайнаб (радыйаллаху анха) была дочерью тети Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), то есть его двоюродной сестрой. Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) засватал ее за Зайда (радыйаллаху анх), сына Хариса. Еще до прихода Ислама Зайд (радыйаллаху анх) попал в плен. Первая жена Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям) Хадиджа, да будет Аллах доволен ею, выкупила его за четыреста дирхемов и подарила Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям), который освободил его из рабства.

Однажды в Мекке Зайд (радыйаллаху анх) встретил своего дядю. Тот обнял Зайда (радыйаллаху анх) и спросил, у кого он сейчас. Зайд (радыйаллаху анх) сказал, что у Мухаммада, сына Абдуллаха. Дядя Зайда пошел к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и сказал: «Это наш сын, верни его нам». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Поговорите с Зайдом, если он согласен, заберите своего сына». Тогда Зайд (радыйаллаху анх) сказал: «О Посланник Аллаха! Мне некого выбрать, оставив тебя». Дядя притянул Зайда (радыйаллаху анх) к себе и сказал: «Что ты делаешь, Зайд, ты предпочитаешь рабство своему отцу и дяде?» Зайд (радыйаллаху анх) ответил: «Да, лучше так, чем жить с вами». Тогда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) усыновил Зайда (радыйаллаху анх).

Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) пришел просить руки Зайнаб (радыйаллаху анха) для Зайда (радыйаллаху анх), но ее с братом Абдуллахом (радыйаллаху анх) этот брак не устраивал. Зайнаб (радыйаллаху анха) сказала Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям): «О Посланник Аллаха! Я твоя двоюродная сестра, самая благородная среди курайшитов, я не согласна выйти за Зайда». И тогда был ниспослан следующий аят о них:

           … Смысл: «Уверовавшим мужчинам и женщинам нельзя поступать как им заблагорассудится, вопреки воле Всевышнего Аллаха и решению Его Посланника. Кто бы ни ослушивался Всевышнего Аллаха и Его Посланника, то есть кто бы ни постоянствовал в этом, тот сошедший с правильного пути, на который был наставлен. (То есть он действительно отступил от правильного, истинного пути и явно заблудился)».

            Когда был ниспослан упомянутый аят о них, Зайнаб и ее брат Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, согласились на ее брак с Зайдом (радыйаллаху анх) и сказали Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям): «О Посланник Аллаха! Мы согласны с твоим решением». Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) заключил брак между Зайнаб да будет доволен ею Аллах и Зайдом (радыйаллаху анх) и дал в качестве махра десять динаров, шестьдесят дирхемов, одежду (платок, платье и т. д.), пятьдесят муддов (мера веса, равная 600 г) продуктов и тридцать сахов (мера веса, равная 4 муддам, или приблизительно 2,5 кг) фиников.

            О том, что случилось после бракосочетания Зайда (радыйаллаху анх) и Зайнаб (радыйаллаху анха), в тафсире «Джалал» сказано следующее:

 

ثم وقع بصبره عليها بعد حين قوقع في نفسه حبها وفي نفس زيد كراهتها ، ثم قال للنبي عليه الصلاة والسلام أريد أفارقها فقال : ((أمسك عليك زوجك))

 

            Через некоторое время после того, как Зайнаб (радыйаллаху анха) выдали замуж, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) по своим делам зашел к Зайду (радыйаллаху анх). Его дома не оказалось. Как только Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) увидел Зайнаб (радыйаллаху анха), в его сердце проникла любовь, а в сердце Зайда (радыйаллаху анх). – неприязнь к ней. После этого Зайд (радыйаллаху анх) пришел к Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям) и сказал ему: «Я хочу развестись с Зайнаб». Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Не разводись, живи со своей женой». Комментарий в книге «Джалал» по поводу того, что в сердце Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) возникла любовь к Зайнаб (радыйаллаху анха), является кратким, недостаточным. В «Сави» (толкование «Джалала») об этом говорится следующее:

 

وهذا تفسير غير لائق بمنصب النبوة لاسيما بجتابه الشريف وأيضا يبعد أن النبي صلى الله عليه وسلم يخفى عليه حالها مع كونها بنت عمه وفي حجره

 

            Здесь говорится, что упомянутый комментарий не соответствует нубувват, не подобает этому уровню, особенно величию нашего Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Также сказано: утверждение о том, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не знал Зайнаб (радыйаллаху анха), тогда как она была его двоюродной сестрой и выросла перед ним, далеко от истины. То есть как мог Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) влюбиться в Зайнаб (радыйаллаху анха), как только он увидел ее? Разве он не знал и не видел ее раньше, разве не было у него возможности жениться на ней тогда же?

            Вот цитата из книги «Руху-ль-байан» о толковании, будто Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) влюбился в Зайнаб (радыйаллаху анха):

 

وبقيت بالنكاح معه مدة فجاء النبي عليه الصلاة والسلام إلى بيت زيد لحاجة فأبصر فأعجبه حسنها فوقع في قلبه محبتها بلا اختيار منه والعبد غير ملوم على مثله ما لم يقصد الإثم ونظرة مفاجأة التي هي النظرة أولى مباحة فقال عليه الصلاة والسلام عند ذلك ((سبحان الله يا مقلب القلوب ثبت قلبي)) . ((روح البيان))

 

            Как было сказано выше, через некоторое время после замужества Зайнаб (радыйаллаху анха) Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) зашел к Зайду (радыйаллаху анх). Его взгляд упал на Зайнаб. Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) поразила ее красота, и в сердце его невольно вкралась любовь к ней. Если в сердце раба проникает что-либо помимо воли, раба не порицают, если его сердце отвергает это. И взгляд, случайно упавший на кого-то, является дозволенным, а не запретным, и раб за это не впадает в грех. Когда помимо его воли в сердце вкралась любовь, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Я утверждаю, что Всевышний Аллах чист от всех качеств, недостойных Его. О Аллах, во власти которого сердца рабов! Утверди мое сердце на истинном».

            После этого Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) ушел. Когда вернулся Зайд (радыйаллаху анх), Зайнаб (радыйаллаху анха) передала ему слова Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям). Догадавшись, что в этих словах есть некая мудрость, Зайд (радыйаллаху анх) отправился к Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям) и сказал: «О Посланник Аллаха! Я хочу развестись с Зайнаб». Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил Зайда (радыйаллаху анх): «Что случилось? Может, ты что-то увидел в ней?» Зайд (радыйаллаху анх) ответил: «Клянусь Аллахом, я не видел в ней ничего, кроме хорошего. Тем не менее я испытываю трудности из-за ее высокого положения, и мне вредит ее язык». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) выразил несогласие с тем, чтобы Зайд (радыйаллаху анх) развелся с Зайнаб (радыйаллаху анха), сказав: «Побойся Аллаха, останься со своей женой, не разводись с ней».

            В толкование данного аята в книге «Хазин» говорится следующее:

 

فإن قلت : ما ذكروه في تفسير هذه الآية وسبب نزولها من وقوع محبتها في قلب النبي صلى الله عليه وسلم عندما رآها وإرادته طلاق زيد لها في أعظم الحرج وما لا يليق بنصبه صلى الله عليه وسلم من مد عينيه لما نهى عنه من زهرة الحياة الدنيا

 

            Может возникнуть вопрос: зарождение в сердце Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) любви к Зайнаб (радыйаллаху анха) и мысли о женитьбе на ней, если Зайд разведется с ней, – разве это не из тяжких грехов? Разве достойно величия и высокого уровня Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) смотреть на Зайнаб (радыйаллаху анха), тогда как он был убережен от любования красотой мира сего?

            На это есть ответ:

 

قلت : هذا اقدام عظيم من قائله وقلة معرفة بحق النبي صلى الله عليه وسلم وبفضله ، وكيف يقال رآها فأعجبته وهي بنت عمه ولم يزل يراها منذ ولدت ولا كان النساء يحتجبن منه صلى الله عليه وسلم وهو زوجها لزيد فلا يشك في تنزيه النبي صلى الله عليه وسلم عن أن يأمر زيدا بإمساكها وهو يحب تطليقه إياها كما ذكر عن جماعة من المفسير

 

            Кто так говорит об отношении Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) к Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, тот вышел за рамки всяких приличий и создал образ, недостойный Посланника, он не знает истину о Посланнике (салляллаху аляйхи ва саллям), его достоинстве и величии. Как можно говорить, что Посланник увидел Зайнаб (радыйаллаху анха) и ее красота поразила его, в то время как она была его двоюродной сестрой, с рождения росшей на его глазах, которую он сам выдал за Зайда (радыйаллаху анх)? Нет никакого сомнения, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) был чист от того, чтобы велеть Зайду не разводиться с Зайнаб (радыйаллаху анха), желая обратного сердцем.

            Мы увидели, что написано в этих книгах. Что же мы должны понять из этого? Мы должны понять, что по отношению к Зайнаб (радыйаллаху анха) у Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) нет ни малейшей вины, он чист и справедлив всегда и во всем. Даже с точки зрения логики является неверным утверждение, что Посланник увидел Зайнаб (радыйаллаху анха), влюбился в нее и подумал о женитьбе на ней, если Зайд (радыйаллаху анх) разведется с нею. Является наиболее достойным считать верным толкование, данное в книге «Руху-ль-байан»: любовь к Зайнаб (радыйаллаху анха) в сердце Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) вселил Всевышний Аллах.

            Подумайте над разницей в словах «захотел» и «сделал так, чтобы захотел». Например, если кто-либо сделает что-то по своей воле, значит, он этого захотел. Но если правитель или начальник велел ему сделать что-то вопреки его желанию – это и есть «сделал так, чтобы он захотел». Так и в сердце Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) вселили любовь (если это было в самом деле) не потому, что он этого хотел, а по воле Всевышнего Аллаха. Посмотрите, что говорится и в хадисе Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям):

 

((حبّب إليّ من دنياكم ثلاثة : الطيب والنساء وقرّة عيني في الصلاة))

 

            «Всевышний Аллах вселил в мое сердце любовь к трем в этом мире: благовониям, женщинам и свету моих очей, что находится в намазе». То есть состояние покоя и блаженства (унс), в котором пребывало сердце Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), находящегося в уединении с Аллахом в Ночь Вознесения, было даровано ему в намазе. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не сказал «я полюбил», он говорит «вселил в мое сердце любовь (сделал так, чтобы я полюбил)». Какое деяние и поклонение может быть более достохвальным и высокочтимым, чем любовь к тому, что велит любить Всевышний Аллах, и довольство этим?

 

Важный рассказ о пагубности непочтительного отношения к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям)

 

            Шайхун акбар Ибн аль-‘Араби рассказывает: «Однажды я находился в городе Куртубат. Там на одном маджлисе Всевышний Аллах показал мне собрание всех пророков от Адама (мир ему) до нашего Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Один из них, пророк Худ (мир ему), говорил со мной. Он рассказал, по какой причине собрались пророки. Они собрались, чтобы попросить Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) о прощении для Мансура Халладжа, который как-то раз проявил непочтительность к нему. В чем же проявилась эта непочтительность? В свое время Мансур на одном маджлисе сказал:

 

إن رسول الله صلى الله عليه وسلم همّته دون منصبه

 

            «Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не проявил участливость в той мере, которая достойна его высокого уровня». Мансура спросили: «Почему? Как это?» Он ответил:

 

قال لأن الله تعالى قال : ولسوف يعطيك ربك فترضى : فكان من حقه أن لا يرضى إلا أن يقبل الله شفاعته في كافر ومؤمن لكنه ما قال إلا شفعتي لأهل الكبائر من أمتي

 

            «Потому что Всевышний Аллах сказал: «Твой Господь даст тебе, о пророк Мухаммад, все лучшее в этом мире и в Ахирате, и ты будешь очень доволен». (Всевышний Аллах дал Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) обещанное, возвысив и распространив Ислам в его время и во времена халифов). Когда Всевышний Аллах сказал это, Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) не следовало соглашаться, пока его шафаат (заступничество) не распространится на всех: на кафиров и уверовавших. Пророк же (салляллаху аляйхи ва саллям) только сказал: “Мое заступничество – для совершивших тяжкие грехи из моей общины”».

            Таким образом, Мансуру Халладжу не понравилось, что Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) не попросил Всевышнего Аллаха о заступничестве для всех кафиров, хотя, по его мнению, такая возможность была. После того как Мансур сказал это, ему, когда он был в состоянии между сном и бодрствованием, явился Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) и спросил: «О Мансур, это ты высказывался о моем заступничестве и критиковал его?» Мансур ответил: «О Посланник Аллаха! Да, так получилось». Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал ему: «О Мансур! Ты же слышал, как я передал то, что говорил Всевышний Аллах: “Когда Я возлюблю Своего раба, то Я становлюсь его слухом, взглядом, словом и деянием”». Имеется в виду, в этих способностях раба проявляется воля Аллаха. Мансур признался: «Да, слышал, о Посланник Аллаха!» Снова Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Я любимец Всевышнего Аллаха, Он говорит моими устами, и я говорю то, что Он велит. Он принимает мое заступничество. Меня нет, истинно существует только Он. От меня ничего не зависит, все исходит от Него. В чем же моя вина, о Мансур?» Мансур ответил: «О Посланник Аллаха! Я раскаялся в своих словах. В чем искупление моего греха?» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал Мансуру: «Ты приблизь свой нафс к Всевышнему Аллаху в качестве пожертвования». «Как это сделать?» – спросил Мансур. Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Ты убей свой нафс саблей Моего заступничества».

            Рассказав обо всем этом, пророк Худ (мир ему) сказал Ибн аль-‘Араби: «С тех пор как Мансур покинул этот мир, он остается скрытым от Пророка, то есть Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) отдалил его от себя, и он еще не видел Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям)». Пророки собрались, чтобы попросить Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) простить Мансура. С тех пор, как он умер, прошло более трехсот лет». (Рассказ взят из книги «Руху-ль-байан», том 1, стр. 455).

            Обратите внимание, му’мины, как Мансур Халладж, человек большого уровня, хотя после смерти его прошло более трехсот лет, не видел Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям), не приблизившего его к себе из-за слов, в которых проявилась непочтительность к Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям). Да не сделает нас Аллах из людей, проявивших непочтительность к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям).

 

                                              

Еще один удивительный рассказ

 

حكي عن بعض الكبار أنه قال : كنت في مجلس بعض العارفين فتكلم إلى أن قال لا مخلص لأحد من الهوى ولو كان فلانا عنى به النبي صلى الله عليه وسلم حيث قال ((حبّب إليّ من دنياكم ثلاث الطيب والنساء وقرّة عيني في الصلاة)) فقلت له أما تستحي من الله تعالى ، فإنه عليه الصلاة والسلام ما قال أحببت بل قال حبّب فكيف يلام العبد على ما كان من عند الله بلا اختيار منه . قال : ثم حصل لي غمّ وهمّ فرأيت النبي صلى الله عليه وسلم في المنام فقال : لا تغتم فقد كفينا أمره ثم سمعت أنه قتل في طريق ضيعة له . ((روح البيان)) ، صـ183 ، جـ7

 

            Один из великих людей рассказывает: «Я был на маджлисе, где один из выступивших сказал, что никто не может уберечь себя от нафса и его страстей, даже тот, кто сказал, что Всевышний Аллах вселил в его сердце любовь к трем в этом мире: благовониям, женщинам и свету его очей, что находится в намазе (имея в виду, что не может уберечься даже Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям)). Тогда я сказал ему: “Не стыдно ли тебе так говорить о Всевышнем Аллахе. Ведь Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не сказал «я полюбил», он сказал: «Господь вселил любовь в мое сердце». Как можно винить раба за то, что он полюбил помимо своей воли, по воле Всевышнего?” Обеспокоенный непочтительными словами того человека о Пророке (салляллаху аляйхи ва саллям), я очень опечалился. В ту ночь мне во сне явился Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) и сказал: «Не печалься и не переживай, я разберусь с ним». Спустя несколько дней я услышал, что его нашли убитым на дороге, ведущей к его полю».

            После того как Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал Зайду (радыйаллаху анх): «Не разводись с женой, живи с ней», был ниспослан этот аят:

          …  «О пророк Мухаммад! Вспомни о том, что ты говорил [тому, кого] Всевышний наделил благами (то есть самым высшим из них – пребыванием в Исламе) и ты облагодетельствовал, дав хорошее воспитание, освободив из рабства и сделав сыном: «Живи со своей женой, не разводись с ней, побойся Всевышнего Аллаха», скрывая то, что открыл тебе Всевышний Аллах». Что же скрывал Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям)?

 

وهو علم بأن زيدًا سيطلقها ويستنكحها يعني أنك تعلم بما أعلمتك انها ستكون زوجتك وأنت تخفي في نفسك هذا المعنى …الخ . ((روح البيان))

 

            Это не приписываемое ему желание, чтобы Зайд развелся с Зайнаб и он сам женился на ней, а то, что Всевышний Аллах сообщил Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям): «Зайд разведется с Зайнаб и ты женишься на ней». То есть Всевышний Аллах говорит Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) (как бы упрекая его): «Я же сообщил тебе, что Зайд разведется с Зайнаб и ты женишься на ней. Почему ты скрыл это?»

            О том, что Всевышний Аллах, как было упомянуто выше, заранее сообщил Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), что Зайд (радыйаллаху анх) разведется с Зайнаб (радыйаллаху анха) и он женится на ней, в книге «Сави» говорится так:

 

والصواب أن يقول أن الذي أخفاه في نفسه هو ما أخبره الله به من أنها ستصير إحدى زوجاته بعد طلاق زيد لها لما روى عن علي بن الحسين رضي الله عنهما أن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان قد أوحى الله إليه أن زيدا يطلق زينب وانه يتزوجها بتزويج الله إياها فلما شكى للنبيّ خلق زينب وأنها لا تطيعه وأعلمه بأنه يريد طلاقها قال له رسول الله صلى الله عليه وسلم على جهة الأدب والوصية اتق الله في قولك أمسك عليك زوجك وهذا هو الذي أخفى في نفسه . ((صاوي)) ، صـ 279 ، جـ 3

 

            «Тем, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) утаил, является переданное ему Всевышним Аллахом о том, что Зайд разведется с Зайнаб и он женится на ней» – это утверждение является правдой, исходя из рассказанного Зайнул-‘Абидином ‘Али, сыном Хусейна. Он сказал: «Всевышний Аллах ниспослал откровение Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) о том, что Зайд разведется с Зайнаб и он женится на ней, (Всевышний) Аллах сам выдаст ее Пророка, заключив брак на небесах. А то, что Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) велел Зайду не разводиться с женой, это было сказано из этических соображений. Упомянутое выше откровение Всевышнего Аллаха и есть то, что утаил Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям)».

            Вот текст из книги «Хазин» о том, что утаил Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям):

 

وأصح ما في هذا الباب ما روي عن سفيان بن عيينة عن علي بن زيد بن جدعان قال : سألني زين العابدين على بن حسين رضي الله عنهما ما يقوله الحسن (لعله حسن البصري) في قوله ﭨ ﱹ ﭸ ﭹ ﭺ ﭻ ﭼ ﭽ ﭾ ﭿ ﮀ ﮁ ﮂ ﮃﮄ ﱸ الأحزاب: ٣٧ قلن لما جاء زيد إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فقال : يا رسزل الله إني أريد أن يطلق زينب ، اعجبه ذلك وقال ((أمسك عليك زوجك واتق الله)) فقال علي بن حسين ليس كذلك فإن الله عز وجل قد أعلمه أنها ستكون من أزواجه وأن زيدا سيطلقها فلما جاء زيد قال إني أريد أن يطلقها ، قال له ((أمسك عليك زوجك)) فعاتب الله تعالى وقال لم قلت أمسك عليك زوجك وقد أعلمتك أنها ستكون من أزواجك وهذا هو الأولى والأليق بحال الأنبياء . ((خازن)) ، صـ470 ، جـ 3

 

            По упомянутой теме есть достоверный рассказ, переданный сыном ‘Уйайната Суфйаном: «Зайнул-‘Абидин ‘Али, сын Хусейна, спросил меня:

            – Что говорит Хасан по поводу аята «…скрывая то, что открыл тебе Аллах», с которым Всевышний Аллах обратился к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям)?

            Я передал ответ Хасана:

            – Когда Зайд пришел к Посланнику и сказал: «Я хочу развестись с Зайнаб», Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) удивился и ответил: «Оставайся со своей женой, не разводись, побойся Всевышнего Аллаха».

            Потом ‘Али Зайнул-‘Абидин сказал:

            – Это не так! Всевышний Аллах предупредил Пророка, что Зайнаб будет одной из его жен и Зайд разведется с нею. Когда же Зайд пришел и сказал: «Хочу развестись с Зайнаб», Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ему сказал: «Не разводись, останься со своей женой». Из-за этого Всевышний Аллах упрекнул Посланника: «Почему ты сказал Зайду, чтобы он оставался с женой, тогда как Я предупредил тебя, что Зайнаб будет твоей женой»».

            Такое толкование более соответствует степени пророков.

            В следующей части аята Всевышний Аллах также говорит Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям): «Ты боишься упреков людей (боишься, что люди скажут, что Мухаммад женился на жене своего приемного сына). Всевышний Аллах достоин, чтобы боялись Его. Иных, кроме Аллаха, бояться не следует».

            Почему же тогда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), который лучше всех познал Аллаха и больше всех боится Его, скрыл от Зайда то, о чем поведал ему Всевышний Аллах, то есть что он женится на Зайнаб, и почему Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) боялся [упреков] людей?

 

قال في ((الأسئلة المقحمة)) : قد اوحى إليه أن زيدا يطلقها وأنت تزوج بها فأخفى عن زيد سرّ ما اوحي إليه لأن ذلك السرّ يتعلق بالمشيئة والإرادة ولا يجب على الرسل الإخبار عن المشيئة والإرادة …الخ . ((روح البيان)) ، صـ 179 ، جـ 7

 

            Всевышним Аллахом в откровении было сообщено Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям), что Зайд (радыйаллаху анх) разведется с Зайнаб (радыйаллаху анха) и он женится на ней. И тем не менее Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) скрыл это от Зайда (радыйаллаху анх), поскольку это из дел, связанных с волей Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), которые он мог утаить, о которых не обязан был сообщать. Пророки обязаны доводить до людей веления и запреты Всевышнего Аллаха. Так же как Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) говорил Зайду: «Оставайся со своей женой, не разводись», зная, что он разведется с ней, он говорил и брату своего отца Абу Лахабу: «Уверуй в Аллаха», хотя знал из ниспосланного Всевышним Аллахом аята, что тот не уверует. В таких случаях пророки не обязаны сообщать людям все тайны, поведанные им Всевышним Аллахом.

 

وفي ((التأويلات النجمية)) : أي تخشى عليهم أن يقعوا في الفتنة بأن يخطر ببالهم نوع انكار أو اعتتراض عليه أو شك في نبوته بأن النبي من تنزه عن مثل هذه الميل وتتبع الهوى فَيخرجهم من الإيمان إلى الكفر فكانت تلك الخشية إشفاقًا منه عليهم ورحمة بهم أنهم لا يطيقون سماع هذه الحالة ولا يقدرون على تحملها . ((روح البيان)) ، جـ 7

 

            Смысл слов Всевышнего Аллаха «ты боишься [упреков] людей» состоит в том, что он боится за людей.

            Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) скрыл откровение Всевышнего Аллаха от Зайда, испугавшись, что из-за этого люди могут оказаться ввергнутыми в смуту. Например, когда Зайд сказал: «Я хочу развестись с Зайнаб», если бы Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Разводись, я женюсь на ней», люди могли бы усомниться, может ли быть пророком тот, кто велит своему приемному сыну развестись с женой, на которой он женил его, а потом сам женится на ней. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) испугался за людей, которые по этой причине могли отступить от веры и стать неверными.

 

Итак, Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) боялся за людей из милости и милосердия к ним. Ведь если бы даже они впали в неверие, лично Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ничего бы не потерял. Упрек Всевышнего Аллаха в адрес Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) за то, что он скрыл Его откровение от Зайда, был подобен упреку отца в адрес своего сына, почему, мол, сделал так, а не иначе.

 

قالت عائشة رضي الله عنها : لو كتم النبي عليه الصلاة والسلام شيأ من الوحي لكتم هذه الآية ]إذ تقول[ … الخ ، وما أنزل على رسول الله صلى الله عليه وسلم آية هي أشدّ عليه من هذه الآية

 

            Айша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, говорит, что если бы Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) скрывал хоть что-нибудь из откровений, он скрыл бы упомянутый аят, и не было ниспослано более тяжелого аята для Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям), чем этот. Эти слова Айши (радыйаллаху анха) также свидетельствуют о том, что в сердце и нафсе Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) не было ни малейшего желания жениться на Зайнаб. Иначе этот аят не принес бы ему столько трудностей. В этой истории может быть заключена еще одна мудрость Всевышнего Аллаха, такая же, как и в смене киблы во время намаза – чтобы отличить истинных верующих от остальных.

            И далее в упомянутом аяте Всевышний Аллах говорит: «После развода с Зайдом и истечения срока ‘идды (срок, до истечения которого женщине после развода не разрешается вновь выйти замуж) Я сделал Зайнаб твоей женой, отдал ее тебе, чтобы для верующих не считалось грехом жениться на женщинах, с которыми развелись их приемные сыновья, по истечении ‘идды». До прихода Ислама у арабов был обычай, то есть было принято приравнивать приемного и родного сыновей. Приемный сын, как и родной, получал наследство, и было запрещено жениться на женщине, которая развелась с приемным сыном, как и на разведенной с родным. Всевышний Аллах отменил это установление в Исламе. В конце упомянутого аята Всевышний Аллах говорит:

 

]وَكَانَ أَمْرُ اللهِ مَفْعُولاً[ أي ما يريد تكوينه من الأمور مكوّن لا محالة لا يمكن دفعه ولو كان نبيا كما كان تزويج زينب وكانت كالعارية عند زيد . ((روح البيان)) ، صـ 181 جـ 7

 

            Смысл: «Любое дело из тех, что хотел осуществить Всевышний Аллах, так же как и откровение о том, что ты женишься на Зайнаб, является предопределенным, установленным окончательно. Оно не может не осуществиться, и не может его отвратить никто, даже Пророк. Таким же было и решение о твоей женитьбе на Зайнаб, которая временно была с Зайдом», то есть подобно чему-либо данному во временное пользование.

 

ولذا قال حضرة الشيخ افتاده أفندي قدس سره : في اعتقادنا أن زينب بكر كعائشة رضي الله عنهما لأن زيدا كان يعرف أنها حق النبي فلم يمسها وذلك مثل زليخا

 

            Еще говорится, что Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, была девушкой, когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) женился на ней, так же как Айша. Она жила с Зайдом как Зулейха с Азизом. Зайд не притронулся к Зайнаб, он знал, что она предназначена Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям).

 

وروي أنها لما اعتدت قال رسول الله صلى الله عليه وسلم لزيد ما أجد أحدا أوثق في نفسي منك اخطب عليّ زينب .((روح البيان))

 

            По завершении ‘идды Зайнаб, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал Зайду, да будет доволен им Аллах: «Я не нахожу более достойного человека, чем ты, чтобы послать к Зайнаб». Зайд пошел к Зайнаб и сказал: «О Зайнаб, радость тебе! Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) прислал меня, чтобы сообщить тебе об этом (попросить твоей руки)».

            В это время Зайнаб месила тесто. От великой радости она оставила работу и сказала: «Я больше ничего не буду делать, пока не придет веление Аллаха». Она ушла в свою молельную комнату и села там. Тогда и был ниспослан тот аят Корана: «Я выдал Зайнаб за тебя». После этого Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) пошел к Зайнаб, не спросив ее разрешения.

            Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) устроил такую свадьбу, какой у него не было, когда он женился на других. Людей он угощал хлебом, мясом.

            Таким образом, Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) женился на Зайнаб, их брак заключил Всевышний Аллах, а не опекун (вали) при свидетелях, как обычно. Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) женился на ней в четвертом году хиджры, ей было тогда тридцать пять лет. То, что Всевышний Аллах сам выдал Зайнаб за Посланника, сделав свидетелем ангела Джабраила, – это из особенностей Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям), никому другому такое величие не было дано.

 

ويؤيده ما روى أنس رضي الله عنه أنها كانت تفخر على سائر أزواج النبي  وتقول زوَّجكُنَّ اَهاليكم وزوَّجني الله من فوق سبع سموات . ((روح البيان))

 

            Зайнаб гордилась перед остальными женами Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) тем, что ее брак был заключен подобным образом, и говорила им: «Вас выдали замуж ваши родные (те, кто имел на это право). Меня же выдал сам Всевышний Аллах, заключив мой брак над седьмым небом».

            Айша, да будет доволен ею Аллах, говорила о Зайнаб: «Я не видела женщину более чистую в вере, более богобоязненную, правдивую в речах, умеющую упрочить родственные узы и более щедрую в жертвоприношениях, чем Зайнаб».

            Зайнаб умерла в двадцатом году хиджры в Медине, в возрасте пятидесяти трех лет, похоронена на кладбище Баки’, намаз-джаназа совершил Умар-асхаб. Да будет Аллах доволен ею и всеми сподвижниками Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Амин! Амин! Амин, я Муджиб!

            Посмотрите, как крепок в вере был Зайд! Когда Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) отправил его сватать Зайнаб, он пошел, не испытывая никакого недовольства. Разве не заключен глубокий смысл и в том, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) послал именно его, а не другого?

            Во времена невежества, до прихода Ислама, арабы обычно совершали набеги друг на друга, грабили имущество, брали в плен людей и продавали их друг другу. Так Зайд попал к Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям) , как было сказано раньше. После того как Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) освободил и усыновил его, Зайда стали называть сыном Мухаммада, так было принято у арабов в те времена.

            Для Зайда было большим счастьем и великой радостью быть сыном Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям) в дополнение к тому благу, которое Всевышний Аллах дал ему, одарив Исламом. Вдобавок его женили на Зайнаб, эта радость и это счастье были великим почетом для него. Затем Всевышний Аллах, ниспослав этот аят, отменил традицию считать родным приемного сына.

         …   «Обращайтесь к этим (усыновленным вами) детям по именам их родителей. Так будет правильно перед Всевышним Аллахом. А если вы не знаете их родителей, они ваши братья по вере (то есть называйте их братьями по вере, если они одной веры с вами). Они ваши родственники (то есть называйте их родственниками или двоюродными братьями)».

            Абу Хузайфат освободил раба по имени Салим и усыновил, и его называли сыном Абу Хузайфата. После того как был ниспослан этот аят, его стали называть Мавла Абу Хузайфат (освобожденный Абу Хузайфатом).

            Так же и Зайда стали называть Ибн Харисатом. Из-за того, что его больше не называли сыном Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), и из-за развода с Зайнаб Зайда охватила печаль. Чтобы печаль его прошла, вместо утерянного им величия Всевышний Аллах возвеличил Зайда, упомянув в Коране. Ни один сподвижник, кроме него, не упомянут в Коране. Имя же Зайда, читая Коран, будут произносить народы до Судного дня.

            Более того, Всевышний Аллах сказал о нем: «Одаренный Мною благом», и это свидетельствует о том, что он еще при жизни знал, что является обитателем Рая. То есть Всевышний Аллах дал ему знать об этом.

 

وابدل الله منها لزيد جارية في الجنة كما قال عليه الصلاة والسلام استقبلتني جارية لعساء وقد اجبتني قلت لها يا جارية أنت لمن قالت لزيد بن حارثة … الخ

 

            Также взамен Зайнаб в земной жизни Всевышний Аллах дал Зайду в Ахирате особенную гурию. Об этом Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) рассказал так: «В Ночь Вознесения (Ми‘радж), поднявшись выше семи небес, я встретил ослепительно красивую гурию. Я спросил ее: «Ты чья?» Она ответила: «Я Зайда, сына Харисата»».

            Кто, отринув желания своего нафса, выбрал волю Всевышнего Аллаха и Его Посланника, тому непреходящие блага. Да причислит Аллах всех верующих к тем, кому Он дает эти блага!

            В следующем аяте Всевышний Аллах говорит:

 

         …   «Нет греха Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) за совершение того, что дозволено Всевышним Аллахом. Не впасть в грех за совершение дозволенного, как твоя женитьба на Зайнаб, – это путь, предначертанный Всевышним Аллахом и прежним пророкам. Это то, что предначертал Всевышний Аллах, и оно не может не свершиться».

            Таким образом, целью всего сказанного по поводу упомянутого аята является разъяснение мудрости и истины о женитьбе Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) на Зайнаб (радыйаллаху анха). Мусульманину не подобает дискутировать о тайном между Всевышним Аллахом и Его Посланником. Нельзя верить тому, что говорят о Посланнике (салляллаху аляйхи ва саллям) кафиры и мунафики, отрицающие Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и не верующие в него, их клевете. Их измышления о том, что пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) «любил женщин и многократно женился, даже женился на жене сына», разоблачаются аятами Корана. Пусть мусульманин подумает об этом!

            Всевышний Аллах в том, что Он дозволил, будь то женитьба или что-либо другое, дал пророкам простор. Если у пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям) было девять жен, то у пророка Давуда (мир ему) было сто, а у его сына пророка Сулаймана (мир ему) было семьсот жен и триста наложниц. Кто имеет право обсуждать это?

            Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) очень любил Зайда, да будет доволен им Аллах, и его сына Усамата. Усамат был сыном Умму-Айман, на которой был женат Зайд до женитьбы на Зайнаб и которую освободил Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) или его отец Абдуллах. Среди освобожденных из рабства Зайд был первым, кто принял Ислам. Он участвовал в газаватах при Бадре, Хандаке, Худайбийи. Семь раз его назначали руководить отрядами, направлявшимися в разные стороны. Когда Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) сам отправился на газават с Бану Мусталик, Зайда оставили правителем Медины.

            В последний раз Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) отправил Зайда во главе трехтысячного войска в местечко Му’тат, чтобы отомстить врагам, убившим сподвижника Хариса, сына Умайра аль-Азди, которого Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) посылал с письмом к эмиру Бусры. Выйдя проводить войска, Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) завещал им: «Призовите общину Му’тата к Исламу. Если они откажутся, то с именем Всевышнего Аллаха начните войну. Не убивайте маленьких детей, стариков, женщин, священников, не разрушайте дома, не рубите деревья».

            Также он сказал: «Если убьют Зайда, то знамя передайте Джа‘фару (брату Али-асхаба), если погибнет Джа‘фар, то передайте Абдуллаху, сыну Равахата, если и его убьют, то сами выберите себе предводителя». На этом газавате первым шахидом пал Зайд, за ним Джа‘фар, потом Абдуллах. Затем знамя передали Халиду, сыну Валида. У кафиров были большие силы, их было двести тысяч. Благодаря таланту Халида и содействию Всевышнего Аллаха это войско было рассеяно. Враги испугались, подумав, что на помощь мусульманам пришли большие силы. Да будет доволен ими всеми Аллах.

            После этого Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) собирался отправить Усамата отомстить за отца, но покинул этот мир. Усамата с войском отправил Абу Бакр Сиддик, и тот вернулся с победой. Да будет отношение мюридов к устазам таким же, каким оно было у Зайда к Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям). Амин!

 

Высокочтимость наречения сына именем Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям)

 

فائدة : وفي الحديث : ((من ولد له ولد فسماه محمدا حبًا لي وتبركاً باسمي كان هو ومولوده في الجنة ومن كان له ذو بطن فاجمع أن يسميه محمدا رزقه الله غلاما ومن كان لا يعيش له ولد فجعل لله عليه أن يسمى الولد المرزوق محمدا عاش)) ومن خصائصه البركة في الطعام عليه مسمى باسم محمد وكذا المشاورة ونحوها وينبغي أن يعظم هذا الاسم وصاحبه . ((روح البيان))

 

            Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) в своем досточтимом хадисе говорит: «У кого бы ни родился сын, если он, полюбив меня и желая получить баракат от моего имени, назовет его моим именем, то и отец и сын попадут в Рай. Если у кого-то жена беременна и они оба решат дать ребенку мое имя, то Всевышний Аллах одарит их сыном. Если тот, у кого не выживают родившиеся сыновья, даст слово Всевышнему Аллаху, если вновь родится сын, дать ему мое имя и, когда сын родится, наречет его моим именем, то он останется жив».

            Одной из особенностей Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) является и то, что если произнести его имя во время приготовления пищи, то пища станет благодатной. Если советоваться с человеком, которому дали имя Мухаммад с вышеупомянутым намерением, то в этом тоже будет благодать. Подобает относиться с почтением к имени Мухаммад и к тому, кто носит это имя. И поскольку подобает из уважения к Пророку относиться с почтением к тому, кто носит имя Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), то еще больше подобает тому, кто носит это имя, чтить его, следовать Посланнику, возрождать его Сунну. Но надо помнить, что недостаточно только носить имя Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям), ведь его имя носил и Ибн Абдулваххаб, который посеял смуту в умме. Многие иудеи тоже носят имя пророка Мусы, но разве этого достаточно?

Из книги Шейха Cаида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана», 1 том.


This post has been viewed 1586 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов, Читальный зал , ,

  1. Murid
    22 Июль 2012 в 11:20 | #1

    CубхIаналлагь, мое сознание застали в расплох. Клянусь Всевышним Аллахом, это одна из лучших историй (которую мне когда либо доводилось прочесть) о Посланнике салляллагьу г1алейгьи ва саллям и о его трепетном отношении к своим сподвижникам. А речь КIудиява в очередной раз смягчает мое сердце. Это большое благо для нас! Аллагьу Акбар ва лиллягьильхIамд!

  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru