19.04.2024

ТАЙНЫ, ВЕДОМЫЕ ТОЛЬКО АЛЛАhУ

У Всевышнего Аллаха есть сокровенные знания, которые не дано знать ни одному человеку. Например, срок существования этого мира, время, когда наступит Судный день, когда сойдет с небес пророк Иса (мир ему), когда появится имам Махди, когда солнце взойдет на западе – знания о таких больших признаках Господь скрыл от творений.

Есть и люди, которым Всевышний Аллах раскрывает смысл аятов, называемых муташабихат. Большинство же толкователей смысл этих аятов оставляют на Всевышнего Аллаха и говорят:

 

وقالوا : الله أعلم بمراده من الحروف المقطعة فإنها من الأسرار المكتومة ، كما قال الشعبي حين سئل عنها فلا تطلبوا والله تعالى لا يظهر على غيبه أحدا إلا من ارتضى من رسول أو وارث رسول . ((روح البيان)) ، صـ 90 جـ 4

             «Их предназначение (смысл) знает Всевышний Аллах».

            К ним относятся, например, буквы [ الر – ص – ق ], написанные отдельно, с которых начинаются некоторые суры.

            Один из больших ‘алимов Ша‘аби, когда его спросили об этих буквах, сказал: «Вы не ищите смысл этих букв, они из тайн Всевышнего Аллаха. Заглядывать в Свои тайны Господь не позволяет никому, кроме Пророка или его наследников».

وفي الحديث : ((ان من العلم كالهيئة المكنون لا يعلمه إلا العلماء بالله فاذا نطقوا به لا ينكره إلا أهل الغرة بالله)) رواه أبو منصور الديلمي وأبو عبد الرحمن السلمي كما في ((الترغيب)) 

 

            В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) говорится: «Воистину, у Всевышнего Аллаха есть сокровенная наука, о которой ведают только ‘алимы, познавшие Его (то есть больше никому Господь ее не открывает). И когда они будут говорить, опираясь на эту науку, отрицать их слова станут только те, кто отвлечен от познания Аллаха».

 

قال الرقاشي : هي أسرار الله يبديها إلى أمناء أوليائه والسادات النبلاء من غير سماع ولا دراسة وهي من الأسرار التي لم يطلع عليها إلا الخواص ، كما في ((فتح القريب))

 

            Еще один из больших ‘алимов говорит: «Эти буквы – тайны Всевышнего Аллаха, которые Он раскрывает только самым доверенным из Своих авлийа, совершенным по разуму и знаниям, предводителям величайших людей».

 

عن أبي هريرة رضي الله عنه أنه قال : حفظت من رسول الله صلى الله عليه وسلم وعائين فأما أحدهما فبثثته فيكم ، أما الآخر فلو بثثته قطع هذا البلعوم . ((روح البيان)) ، صـ 90 ، جـ 4

 

            Сподвижник Абу Ҳурайра, да будет доволен им Аллах, говорит: «Я перенял у Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) две науки. Одну науку я передал вам, а что касается второй науки, то, если я вам ее раскрою, мне перережут горло». То есть он не имеет права раскрывать ее.

            Таким образом, вышеупомянутый аят не опровергает смысл слов: «В Коране есть аяты муташабихат». Этот аят имеет такой смысл: «Коран чист от какого бы то ни было несовершенства».

            Далее Всевышний Аллах говорит:

           … «Всевышний Аллах ниспослал этот Коран чистой, красивой речью. Красота Корана – в стиле изложения и в смысле. (Никакая речь не сравнится с Кораном по красноречию и выразительности. В нем истории о предыдущих общинах, рассказы о Рае и Аде, о мосте Сират и весах Мизан, повеления и предостережения – все полезное для людей, будь то хорошее или плохое. Коран непохож на произведения поэтов и писателей). Коран ниспосылался аятами, по красоте схожими друг с другом, подтверждающими друг друга, а не противоречащими, то есть аятами муташабихат».

            Следовательно, этот аят тоже не опровергает того, что Коран ниспосылается ясными аятами.

 


МУДРОСТЬ НИСПОСЛАНИЯ В КОРАНЕ СЛОЖНЫХ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ АЯТОВ

 

فإن قلت : إنما نزل القرآن لبيان الدين وإرشاد العباد وهدايتهم فما فائدة المتشابه وهلا كان كله محكما . ((خازن)) صـ 211 ، جـ 1

 

            Возникает вопрос: в чем польза ниспослания аятов муташабихат, смысл которых трудно понять, тогда как Коран ниспослан для наставления людей на правильный путь и разъяснения им религии Ислам? Почему Коран не был ниспослан ясными аятами, смысл которых понимают все? На этот вопрос ‘алимы отвечают по-разному.

            Арабский язык очень богат, в нем есть два стиля. Первый – с прямым смыслом и ясными словами, которые по-другому понять невозможно. Второй стиль – аллегорический, с очень глубоким скрытым многозначным смыслом. Второй стиль считается красноречивым (фасахат). В таком стиле пишут стихи арабские поэты. И если бы Коран был ниспослан ясными аятами, смысл которых понятен всем, то арабы сказали бы: почему он не ниспослан на красноречивом языке?

            Есть еще одна мудрость в ниспослании Корана аятами красивыми, исключительно красноречивыми, с глубоким смыслом, называемыми муташабихат. Когда владеющие красноречием стали пытаться придумать что-то подобное или лучшее, чем Коран, ниспосылавшийся Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), Всевышний Аллах ниспослал Коран совершенными стихами, заставившими их признать свою слабость.

            Таким образом, они были бессильны сочинить речь, подобную Корану, хотя и понимали смысл ясных аятов. Муташабихаты же сделали их неспособными сочинить что-либо подобное по красоте изложения и глубине смысла.

            Есть еще одна мудрость в ниспослании аятов муташабихат в Коране. Это испытание Всевышним Аллахом Своих рабов. Он умножит воздаяние тем, кто не станет толковать непонятные муташабихаты, предоставив их толкование знающим. Также Он ввергнет в наказание лицемеров, которые впали в заблуждение, пытаясь толковать этих аяты. О том, как оставить толкование муташабихатов знающим, мы упоминали раньше.

            В ниспослании в Коране аятов, называемых муташабихат, есть еще одна большая польза. Она состоит в получении очень большого вознаграждения от Всевышнего Аллаха, как за поклонение, истинными ‘алимами, называемыми расихун, за то, что они, увлекшись этими аятами, долгими, мучительными размышлениями достигли понимания их истинного смысла, которым будет доволен Аллах. 

            Таким образом, если бы весь Коран был ниспослан на ясном языке, аятами, смысл которых был бы понятен всем – и ученому и невежде, то как можно было бы отличить невежду от ученого? Чем ученые превосходили бы невежд?

            Худжат аль-Ислам имам Газали приводит ясный, конкретный пример о ниспослании в Коране аятов муташабихат:

 

فإن قلت : فأي فائدة في مخاطبة الخلق بما لا يفهمون؟ فجوابك أنه قصد بهذا الخطاب تفهيم من هو أهله وهم الأولياء والراسخون في العلم وقد فهموا وليس من شرط من خاطب العقلاء بكلام ان يخاطبهم بما يفهم الصبيان والعوام بالإضافة إلى العارفين كالصبيان بالإضافة إلى البالغين ولكن على الصبيان ان يساءلوا البالغين عما يفهمونه وعلى البالغين أن يجيبوا الصبيان بأن هذا من شأنكم ولستم من أهله فخضوا في حديث غيره . ((الجام العوام عن علم الكلام)) للإمام حجة الإسلام الغزالي

 

            Если спросят, в чем польза обращения к людям словами, которых они не понимают, непонятными аятами, то цель Всевышнего Аллаха в том, чтобы они были поняты людьми, которым предназначено это понять. Ими являются авлийа’ Аллаха и ‘алимы-расихуны, они понимают смысл этих аятов. Когда человек обращается к мудрецам, ему необязательно говорить так, чтобы речь его была понятна и маленьким детям. В сравнении с ‘арифами простые люди, т.е. невежды, подобны маленьким детям. Детям полагается спрашивать взрослых. А взрослым следует говорить детям, что они еще не доросли до понимания [сложных вопросов]. Действительно, если даже правила и законы, издаваемые правителями, бывают понятны не всем людям, то не подобает ли быть более глубокой Речи Всевышнего Аллаха?

            Быть последователями расихунов, которые дают правильное, истинное толкование аятам муташабихат, – это большая радость и дар для таких, как мы.

            Да не выведет Всевышний Аллах правоверных из числа таких людей!

 

           … Айша, да будет доволен ею Аллах, сообщает, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) прочитал аят, о котором идет речь, и сказал: «Когда вы увидите людей, следующих за муташабихатами, – это те, кого Всевышний Аллах упомянул как порицаемых людей, – отдаляйтесь от них».

 

روي عن ابن عباس رضي الله عنه انه كان يقول : أنا من الراسخين في العلم . وعن مجاهد عنه أنه قال : أنا ممن يعلم تأويله ووجه هذا القول ان الله تعالى أنزل كتابه لينتفع به عباده ولا يجوز أن يكون في القرآن شيء لا يعرفه أحد من الأمة . ((خازن)) صـ 212 ، جـ 1

 

            Ибну ‘Аббāс, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я из расихунов». Он также сказал: «Я из знающих сокровенный смысл муташабихатов».

            Неудивительно, что Ибну ‘Аббāс, да будет доволен им Аллах, принадлежит к числу расихунов и знающих сокровенный смысл, поскольку Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) прочитал мольбу, попросив для него понимания наук.

            Из слов Ибну ‘Аббāса, да будет доволен им Аллах, следует, что Всевышний Аллах ниспослал Коран, чтобы рабы извлекали пользу из него. И нет в нем ничего, что было бы непонятно ни одному человеку из уммы. Хотя в умме его понимают не все, она не останется без людей понимающих.

            Поскольку Всевышний Аллах не оставляет умму без одаренных содействием расихунов, видимо, являясь таковым в наше время, Багауддин из с. Сантлада сказал: «Мне кажется, что даже Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не понимал полностью смысл Корана». Что можно сказать о человеке, ум и знания которого достигли такого уровня? Эти слова он сказал в присутствии Шуайба-афанди из с. Маали. Шуайб-афанди рассказал об этом Мухаммаду, сыну Хасана, из Мурада, а тот рассказал мне.

            В хадисе, переданном от Айши, да будет доволен ею Аллах, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) предупреждал, чтобы мы остерегались таких «арабистов». Как может мусульманин додуматься до того, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) мог не понимать Коран? Неужели он не читал хотя бы следующий аят:

 

         …  Смысл: «Я ниспослал тебе, о Пророк, этот Коран, отправил тебя посланником не для чего иного, как для разъяснения людям всего, в чем могут возникнуть разногласия (для разъяснения разночтений относительно религиозных решений, вопросов о неверии и наставлении, о дозволенном и запретном, об истинном и ложном), для наставления людей на истинный путь, отвратив от заблуждения, а также милостью для уверовавших, принявших наставление Корана». Для этого и ниспослан Коран.

Из книги Шейха Cаида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана», 1 том.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *