ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

НАСТАВЛЕНИЯ

СОВЕТ ИМАМА АБУ ХАНИФЫ СВОЕМУ УЧЕНИКУ ЮСУФУ ИБН ХАЛИДУ АС-САМТИЙ АЛЬ-БАСРИЙ

Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллаh) дал этот совет своему ученику после того, как тот попросил его о разрешении вернуться в свой родной город Басру, находящийся на территории современного Ирака.
Имам сказал ему:
«Я не разрешу тебе уехать до тех пор, пока не дам совет, который тебе пригодится при общении не только с обычными, но и со знающими религию людьми. Также мой совет будет полезен тебе в общении не только с простыми людьми, но и с высокопоставленными особами, и поможет разобраться в проблемах общества.

Когда обращаешься к кому-либо, то тщательно взвешивай свои действия и слова. Ты должен знать, что если будешь неправильно поступать в отношении других, врагами станут даже твои близкие, а если ты будешь хорошо относиться к людям, то даже незнакомые станут тебе родными».

И затем Имам сказал ему: «Потерпи один день, пока я не освобожусь, не соберусь с силами и не ознакомлю тебя с советом, за который ты будешь вспоминать меня всю жизнь. Нет удачи, кроме как от Аллаhа».

Спустя некоторое время Абу Ханифа сказал:

«Бисмилляhир-Рахманир-Рахим. Я раскрою перед тобой то, о чем ты думаешь: ты представляешь, будто бы приехал в Басру и начал выступать против тех, кто отличается от тебя, считая себя выше них, думая о себе как о более знающем, чем они. Ты отошел от общения с ними, отделился от них. Они также отделились от тебя. Ты их ругал, и они ругали тебя. Считал, что они находятся в заблуждении, и они говорили, что ты пребываешь в заблуждении. Ты говорил о них, что они вводят новшества, и они говорили о тебе то же самое, – и в результате начали распространяться разные слухи не только о тебе, но и о нас. Ты решил бежать, но это – нездоровая мысль! Неразумно так поступать, поскольку тот – глупец, кто не старается держать себя в руках и не может быть терпеливым с теми, с кем ему необходимо общаться, до тех пор, пока Аллаh не даст ему выход из положения».

Ученик сказал: «У меня были именно такие мысли, как и предположил учитель!»

***

И сказал Абу Ханифа, пусть будет ему Милость Аллаhа:

«Когда приедешь в Басру, и увидишь, что люди оказали тебе радушный прием, навещали тебя и проявили почтение к твоему высокому положению, то отнесись к каждому из них сообразно его положению в обществе. Будь почтителен с уважаемыми в обществе людьми. С особым вниманием и уважением относись к людям, которые обладают знаниями, проявляй уважение к пожилым, с молодыми же тебе следует быть мягким и милостивым. Будь близок к простым людям общества. Что касается скверных людей, то с ними будь осторожен и осмотрителен. Будь другом для положительных, благочестивых, людей. Не игнорируй тех, кто обладает властью; не отталкивай и не унижай тех, кто обращается к тебе с просьбами.
Ни с кем не прерывай дружеских отношений, никому не доверяй своих секретов. В своей дружбе не доверяй человеку, пока не испытаешь его. Не бери в услужение себе подлого человека и не используй в своей речи слова, которые люди в силу своего невежества могут не понять и за это станут критиковать тебя. Будь бдительным в общении со скверными людьми. Не принимай от людей приглашений в гости и ни в коем случае не бери от них подарков [1]. Держи себя так, чтобы сохранить в обществе свое лицо. Будь терпелив, береги свою мораль и нравственность, будь выдержанным. Обновляй свою одежду, часто используй духи.
Позаботься о том, чтобы место, где проводишь занятия, было доступно для людей, а также, чтобы им было известно о времени занятий. Выдели свое время для того, чтобы иметь возможность исполнять нужную для дела работу. Следи за мнением окружающих, спеши их исправить и воспитать, будь гибким и мягким в этом. Часто не критикуй их, не бери их воспитание непосредственно на себя, а используй для этой цели посредников, так как этим ты сохранишь свое положение и достоинство, а также почтение и уважение со стороны людей. Это тебе необходимо для того, чтобы потом иметь возможность использовать свою силу.

***

Соблюдай Намаз. Будь щедрым в угощении, делись тем, что имеешь, поскольку скупой человек не сможет руководить каким-либо делом. Пусть окружающие тебя люди будут тебе доверенными помощниками, которые ознакомят тебя с тем, что происходит с людьми. Это нужно для того, чтобы было возможным своевременно исправить какие-либо нарушения. Когда пытаешься исправить это и видишь, что дело развивается хорошо, то для достижения большего успеха старайся закреплять этот результат. Наблюдай за теми, кто посещает, и теми, кто не посещает, занятия. В случае если не видишь в том вреда, выражай свое одобрение, – это послужит исправлению и «лечению» тех, которые стараются нанести тебе вред. Придерживайся пути благодеяния и повелевай другим совершать добро. Не вмешивайся в дела, которые тебя не касаются, – веди себя так, будто бы этого нет. Не обращай внимания на тех, кто тебе вредит, и бери на себя инициативу говорить правду. Лично посещай заболевших братьев и поддерживай с ними связь через своих посланников. Осведомляйся о положении отсутствующих мусульман. Не отворачивайся от тех, кто отвернулся от тебя, поддерживай связь с теми, кто не поддерживает общения с тобой, будь щедрым с теми, кто приходит к тебе. Прощай того, кто плохо относится к тебе. О том, кто плохо отзывается о тебе, говори только хорошее. Выполняй то, что положено по отношению к умершим. Если у кого-нибудь произошло какое-либо радостное событие, поздравь его с этим, а тому, у кого случилась беда, вырази свое соболезнование. А если у кого-то возникли какие-либо трудности, посочувствуй ему. Того, кто просит у тебя поддержки, – поддержи, а тому, кто просит помощи – помоги. Будь вежливым и внимательным с людьми, старайся полюбить их. Приветствуй словом «салям» даже тех, кто не всегда достоин этого.
Если на одном с тобой собрании будут присутствовать теологи Ислама или же ты будешь с ними в одной Мечети, и будут подняты какие-либо вопросы, и они дадут ответ, отличающийся от твоего, – не говори того, что приведет к разногласию (это в том случае, если ответ дает правдивый теолог). А если тебе зададут вопрос, то дай на него ответ (соответствующий Шари‘ату), который наиболее распространен среди людей. После этого сообщи, что по этому вопросу существует и другое мнение, и приведи доказательство этому. Если к тебе прислушаются и оценят тебя, то примут в обществе, и будут знать о тебе как о человеке, занимающем свое место. Если же тебя спросят: «Кто дал такой ответ?», – скажи, что это мнение части теологов. Если они поддержат тебя, согласившись с твоим мнением, то после того как они познакомятся с тобой ближе и узнают о твоих достоинствах, преподай каждому из тех, кто приходит к тебе, в соответствии с их способностями, по разделу знаний для изучения. До того, как начнешь говорить о тонкостях в религиозных вопросах, передай общие Знания. Дружи с ними, не переходя границ. Иногда веди с учениками себя по-приятельски и в меру шути [2] с ними. Веди с учениками диалог (обменивайся со своими учениками речами), поскольку это увеличивает между людьми взаимную любовь и усиливает у учеников желание получать знания. Иногда угощай их, помогай им в решении их проблем и узнавай об их достоинствах. Не всегда указывай ученикам на их ошибки и прощай их, никому из них не показывай своего нетерпения и возмущения – будь одним из них. Поступай с ними так же, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой, то есть чего желаешь себе, пожелай и другим, и обращайся с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они обращались с тобой. Совершенствуй себя, то есть контролируй себя, пытайся улучшить поведение и повысить свой уровень Знаний. Не возмущайся теми, кто проявляет по отношению к тебе терпение и воздерживается от возмущения тобой. Оставь ненужные, пустые разговоры. Без недовольства выслушивай тех, кто прислушивается к тебе, и не требуй от людей того, чего они не требуют от тебя. И не будь не удовлетворен тем, что имеют люди и чем они сами удовлетворены. Опережай других в совершении добрых деяний. Будь правдивым. Отбрось в сторону высокомерие. Не становись предателем, даже если предадут тебя. Оправдывай доверие, оказанное тебе, даже если другие не оправдывают твоего доверия. Будь искренним, выполняя обещания, и сохраняй свою Богобоязненность.

***

Общайся с представителями других конфессий в рамках Шари‘ата и в зависимости от того, как они общаются с тобой [3].

Воистину, если ты последуешь моему совету, то, я надеюсь, будешь в сохранности и благополучии, если даст Аллаh. Однако мне грустно расставаться с тобой. Знай, что я намерен периодически писать тебе. Информируй меня о своих нуждах. Будь для меня сыном, а я буду для тебя отцом».

Юсуф ибн Халид Ас-Самтий сказал: «Учитель достал для меня динары, одежду и еду, дал одному из своих помощников отнести эти вещи и, собрав своих учеников, вышел, чтобы проводить меня. Учитель с учениками сопровождали меня до реки Аль-Фурат. Затем они попрощались со мной, а я попрощался с ними.
Совет, который мне передал Абу Ханифа, да будет ему Милость Аллаhа Всевышнего, – одно из величайших благ, которые я когда-либо получал. Я приехал в Басру и стал придерживаться совета моего учителя. Через несколько дней все стали моими друзьями. В Басре и в местности Аль-Куфа распространился мазhаб [4] Абу Ханифы, и исчезли мазhабы Аль-Хасана и Ибн Сирина, да Благословит их Аллаh. Регулярно, вплоть до самой смерти Имама, пусть Аллаh дарует ему Свою Милость, я получал его книги. Это большое счастье – иметь столь благочестивого учителя и наставника, который был у меня. Найдется ли другой, подобный ему? Да будет Доволен им Аллаh!»

 

[1] Судье запрещается принимать приглашения и подарки от заинтересованных лиц, т.к. судья имеет особые правила принятия приглашений и подарков.

[2] Разумеется, без лжи.

[3] Имеется в виду, что следует поддерживать общение, приносящее пользу, добро, и воздерживаться от иного общения.

[4] Религиозная правовая школа в Исламе.
Источник: fondihlas.ru


This post has been viewed 317 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов, Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru