23.04.2024

СУТЬ КАЛЬБА (СЕРДЦА)

Сердце является полем битвы добра и зла, местом сражения ангельских и дьявольских сил.  Души всю жизнь колеблются и сотрясаются от борьбы этих сил.

Основная цель религии – воспитание глубоко и тонко чувствующей личности, признающей всей душой и разумом свою покорность Истинному Создателю. Достижение этой цели осуществляется только благодаря достойному и осознанному поклонению. Совершенствование человека и его возвышение на более высокие духовные уровни происходит в процессе тонких душевных переживаний и ощущений.

Сердце – это центр физического и духовного мира, который играет главную роль в жизнедеятельности организма. Действительно, если к одной из миллиарда клеток только на четыре секунды прекратится приток крови, то эта клетка погибнет. Сердце, которое имеет такое огромное значение в жизни человека, одновременно является центром духовных переживаний и ощущений. Поэтому сердце, как с физической, так и с духовной стороны, занимает положение султана в жизни человека. Духовное и физическое воздействие сердца настолько велико, что даже мозг, являющийся центром мышления, производит мысли, исходящие от чувств и переживаний сердца. Это означает, что сердце, благодаря своим особенностям, воздействует на весь организм. У человека, который волнуется, начинают трястись руки, учащается биение сердца. Различные чувства: сострадание, гнев, любовь, воздействуют на мысль, волю, а в итоге – и на действия. И это прослеживается во всех действиях, совершаемых человеком.

Сердце, с духовной точки зрения, служит компасом истины. Эта обязанность возложена на него Самим Господом, но стоит только дать ему прямо противоположную установку, как сердце изменяет своей природе и устремляется к негативным поступкам. В таком случае, вместо того чтобы послужить причиной счастья в обоих мирах, оно разрушает будущую жизнь. Поэтому удержание сердца в рамках, свойственных его природе, является делом важным, и для этого необходимо направлять его на божественный путь и развивать в этом направлении.

Чтобы предостеречь человечество от утраты счастья вечной жизни, обманувшись ценностями этого мира, Всевышний Аллах предупреждает в Коране:

«О люди! Воистину, обещанное Аллахом – истина. Пусть не обольщает вас эта жизнь, и пусть не обольщает вас шайтан относительно Аллаха» (Фатыр, 35/5).

Мавляна Руми (рахматуллахи алейхи), утверждая, что для осуществления основной цели необходимо взять под контроль свой нафс, говорил следующее:

«Не стремись чрезмерно питать свое тело, ибо оно будет предано земле! Следи за душой, так как именно душа удостоится чести устремиться в высь!»

«Поменьше балуй тело вкусной и сладкой пищей, так как перекормленное тело попадет под влияние нафса и в конце потерпит поражение!»

«Давай душе духовную пищу! Дай ей зрелое мышление, тонкое понимание и духовную пищу, чтобы она крепкой и сильной шла в путь».

Лукман Мудрый так наставлял своего сына:

«Дитя мое! Этот мир подобен бездонному океану. Ученые, не познавшие истины, и множество других людей канули на дно. В этом океане твоим судном должны быть вера в Аллаха, свободная от сомнений, и умиротворенное сердце. Оснастка судна должна состоять из богобоязненности и поклонения. Пусть парусом судна, на котором ты совершаешь «сейру сулюк», будет упование на Аллаха. Только таким образом ты достигнешь вечного счастья» (Байхаки, Китабуз-Зухд, 73).

Сердце, являющееся центральным органом организма, имеет огромное значение как для тела, так и для души. Но, поскольку человека делает человеком в большей степени его духовная сторона, нежели физическая форма, то духовная роль сердца является более важной, чем физическая. Только сердце с его чуткостью, духовными тайнами и мудростью делает человека достойным этого звания. По этой причине, перед словестным произнесением формулы единобожия необходимо подтверждение его сердцем. Нужно обратить внимание на то, что подтверждение сердцем считается более предпочтительным, чем понимание разумом.

Как для человека в этой вселенной существуют добро и зло, возвышенное и низкое, так и возникающие в сердце чувства существуют в единстве противоположностей. Сердце человека открыто для внушений и сатаны, и ангелов. Сердце является полем битвы добра и зла, местом сражения ангельских и дьявольских сил. Души всю жизнь колеблются и сотрясаются от борьбы этих сил.

Что касается воздействия шайтана и ангелов на сердце, то воздействие ангелов пробуждает в человеке веру, прекрасную нравственность, праведные деяния, милость ко всем созданиям и искренние поклонения. А воздействие шайтана пробуждает в человеке неверие, сомнения, дурной нрав, искушения и подчинение нафсу.

Удаление шайтана из сердца возможно с помощью поклонений и поминания Аллаха. Сердца достигают покоя лишь с поминанием Аллаха. Сердце,  достигшее покоя поминанием Аллаха, обладающее твердой верой, возвышается до высшей степени «итминана» (покоя), после чего наступает время, когда сердце раскрывается подобно ставням окна, из которого можно наблюдать тайны миров ляхут (непостижимый физическим зрением и сознанием) и насут (видимый и постижимый мир). Вселенная станет подобна книге, которую можно читать.

Сердце – место беспощадной борьбы темных и светлых сил, оно принимает свойства той силы, которая одерживает верх. Сердце, в отличие от других органов, обладает особенностью в отношении подчинения и покорности воле человека. Склонность сердца как к добру, так и ко злу, больше зависит от внешних факторов, чем от внутренних. Ощущения возникают более под влиянием внешних факторов, чем в ходе размышлений. Эта особенность сердца позволяет  сравнить его с водой, которая принимает форму и цвет посуды. Люди мира духовности, делая выбор в сторону положительных свойств сердца, достигают благоденствия.

В Коране говорится:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с праведными» (ат-Тауба, 9/119)

«Когда ты встретишь тех, кто суесловит о Наших знамениях, покинь их [и не возвращайся], пока они не заведут другой разговор. Если по наущению шайтана ты забудешь [об этом], то, после того как вспомнишь, не общайся с нечестивыми людьми» (аль-Ан’ам, 6/68)

«Аллах прежде предписал вам в Писании, чтобы вы, внимая знамениям Аллаха, избегали садиться вместе с теми, кто отрицает эти [знамения] и издевается над ними, пока они не заговорят о другом. В противном же случае вы будете подобны им» (ан-Ниса,  4/140).

Воля проявляется в начальный момент при определении и выборе позитивного или негативного. Поэтому сердце, подобно детской игрушке, под воздействием разных факторов принимает форму, которую можно легко изменить. Словарное значение слова «кальб» (сердце) – «изменять что-либо на противоположное», «изменять форму или цвет».

В хадисе-шариф говорится:

«Кальб похож на перо птицы, носимое ветром по полю в разные стороны» (Ибн Маджа, Мукаддима, 10; Ахмад бин Ханбаль, Муснад, IV, 408).

История, произошедшая во времена «аср-саадат» – эпоху благоденствия,  раскрывает эту особенность сердца.

Как-то досточтимый Абу Бакр, встретив Ханзалу (радыйаллаху анхума), спросил его о делах. Тот возбужденно отвечал:

– О Абу Бакр, Ханзала стал лицемером!

Абу Бакр с удивлением спросил:

– Субханаллах! Что означают твои слова?

Ханзала продолжал:

– Мы, находясь в обществе Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), из его описаний ясно представляем себе райские сады и адские мучения, словно видим их своими глазами. После окончания беседы мы возвращаемся к своим семьям и к повседневным занятиям и, в результате, забываем все, что слышали во время беседы (т.е. теряем то состояние духовности и знаний, которое присутствует на сохбете).

Абу Бакр (радыйаллаху анху), услышав это, заметил:

– Клянусь Аллахом, подобное состояние бывает и у меня!

После этого они вдвоем пошли к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и объяснили причину прихода, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Клянусь Аллахом, в руках которого находится моя душа, если бы вы сумели сохранить то духовное состояние, которое наступает во время нашей беседы, то как в пути, так и во время сна, ангелы приветствовали бы вас.

Потом Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) трижды повторил:

– О Ханзала! Иногда бывает так, иногда по-другому ( Тауба, 12). То есть покорность Аллаху, наполненная вечными истинами и тайнами, и простые мирские заботы должны существовать совместно, не умаляя друг друга.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) особенность сердца «тальвин», т. е. переход из одного состояния в другое, описал таким образом. Основной целью тасаввуфа является с помощью сохбета и зикра приведение изменения состояния сердца на уровень «тамкин» (постоянство), т.е., направляя сердце к истине, сделать его постоянным на этом пути. Прекраснейшим примером этому может послужить история Абу Бакра (радыйаллаху анху), который при известии о ми’радже (чудесном вознесении на небеса) Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не проявил ни малейшего сомнения, за что был прозван «сыддык» (правдивый). Разумеется, этот поступок Абу Бакра (радыйаллаху анху) объясняется приобретенным свойством сердца «тамкин».

Хотя мушрики (многобожники), услышав о вознесении Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), сразу обвинили его во лжи. Они преследовали единственную цель – вселить сомнения в сердца мусульман, чтобы вынудить их отказаться от своей веры. С этой целью язычники обошли многих сахабов, придя также к Абу Бакру, с издевкой спросили:

«Ты слышал его рассказ о том, что он, якобы, был вознесен на небеса? Что ты скажешь на это?»

Абу Бакр (радыйаллаху анху) с неоспоримой убежденностью и твердостью в голосе сказал слова, которые язычники никогда не слышали до этого, и от которых у них еще больше усилилась ненависть к мусульманам:

«Что бы он ни сказал, все является правдой, так как он никогда не лжет! Я заранее верю всему, что бы он ни говорил!» (Ибн Хишам, ас-Сира, II, 31)

Многобожники, потерпев неудачу, вернулись ни с чем.

 * * *

Ангелы созданы, чтобы направлять к добру, тогда как шайтан существует, чтобы сеять неверие и зло. Люди находятся между ними. По этой причине, они должны, избегая крайностей и чрезмерностей, не попадаться на хитрости шайтана и не пытаться совершать непосильное, чтобы приравнять себя к ангелам. Нужно всегда соблюдать и сохранять золотую середину и равновесие, как и требует того человеческая сущность.

Для сынов человеческих главным смыслом жизни должна быть подготовка к вечной и несомненной жизни после смерти, но это возможно лишь только при условии познания сущности сердца, оберегания его от негативных воздействий и направления на духовный путь. Ведь равновесие и безопасность в этом мире и умиротворение и счастье в мире ином возможно с чистым совершенным сердцем. Такое сердце, сохранившее свою чистоту с самого создания, защищено «селамет-и динийя» (благословенностью веры). Эти слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) раскрывают чистоту и сущность сердца:

«Каждый ребенок рождается мусульманином по сути. Христианином, иудеем или огнепоклонником его делают родители» (Кадар, 22).

То есть, в соответствии с этим хадисом, человека отличает его рождение в соответствии с законами Ислама, но, как только сердце его оказывается под воздействием негативных факторов, нарушается его чистая сущность и появляется возможность отклониться от истинного пути.

Сердца, взращенные в атмосфере духовной мудрости, наполненной божественными проявлениями, выделяются добрым нравом, благородными поступками и достигают высоких духовных состояний. Затем раб постигает тайну «ахсани таквим»[1],  заложенную в сущности человека. Каждый взгляд на события и явления обретает глубину и проницательность, подобное состояние является следствием того, что с «ока сердца»[2] спала пелена. Несомненно, здесь речь идет не о физическом органе зрения, а о видении сердца, которое обладает возможностью созерцания за пределами физического мира – созерцания истин.

Желающие приоткрыть око сердца должны всей душой усердствовать в духовном воспитании и познании и затратить немало усилий на пути к истине и Аллаху. Но те, кто не желает этого искренне, – не приблизятся к Аллаху, они не внимут словам пророков и аулия, так как суетятся в неведении на дне пропасти высокомерия и гордыни. Они жалеют лишенных зрения, которые не могут видеть дорогу под своими ногами, но незамечают трагедии собственной духовной слепоты.

Человеку в этом мире испытаний наряду с возможностями совершения как благих, так и дурных поступков, даны воля и свобода выбора, которым придают направление преобладающие устремления сердца. Еще одной неопровержимой истиной является временами имеющее место несоответствие сердца своему главному назначению, когда оно попадает под воздействие нафса и, тем самым, ставит под угрозу счастье в вечной жизни.

Те сердца, которые находятся под влиянием нафса, наполнены безверием, безнравственностью, искушениями и сомнениями. Эти сердца утеряли истинную цель, они не видят возвышенного и ориентированы к низменному. В Коране они названы «Баль хум адалль»[3],  т.е. «уровень ниже животных». Такие сердца больны и нуждаются в лечении.


[1] «Ахсани таквим» — человек с прекрасной внешностью и душой. 

[2] аль-Хадж, 22/46.

[3] Фуркан, 25/44.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *