20.04.2024

ЧТО ТАКОЕ ТАРИКАТ И ШАРИАТ? КАКАЯ МЕЖДУ НИМИ РАЗНИЦА?

 Можно сказать, что поводом для данного разговора о тарикате послужило письмо Джамаля Гасанова из с. Хиндах Хунзахского района. В нем он собрал несколько вопросов.
Джамаль, брат по вере, чтобы ответ на волнующие тебя вопросы стал полезным и для всех остальных, стремящихся к знаниям людей, я постараюсь с помощью Аллаха
(хвала Ему,Всевышнему) и полагаясь на услышанное мною от ‘алимов по мере возможности повести с тобой этот разговор. Если он будет достоверным, истинным — прими его, а если же нет — отвергни. Если ты заметишь какую-либо ошибку, то исправь ее и прости меня. А если у тебя возникнут дополнительные вопросы, то можешь задать и их. Таким образом мы сможем прийти к взаимопониманию, а также получить знания друг от друга, ин ша Аллах, ибо знания есть то, что передается друг другу, если это угодно Всевышнему (хвала Ему, Всевышнему).

Суфии говорят: «Тарикат — это дорога, особый путь, которого придерживается тот, кто стремится к познанию Аллаха (хвала Ему,Всевышнему)». Для того чтобы претворять вирды тариката, необходимо иметь человека, способного обучать им и имеющего на это достоверное разрешение, повеление (амр) и, конечно же, умение научить правильному их совершению. Дозволенность обучения тарикату зависит, таким образом, от наличия разрешения и повеления. Если этого нет, то каких бы больших высот в богословских знаниях человек ни достиг, имамы тариката не дают ему права обучать вирдам других. В книгах по тарикату сказано: «Если шейх, не имея соответствующего на то разрешения, обучает вирду, то его мюрид погибнет» (имеется в виду гибель в духовном смысле).
Существуют разные пути тариката. В каждом из них есть особые задания (вирды), способы обучения, которые должны соответствовать тому, как они описаны в книгах. У каждого суфийского пути есть свои имамы, так же, как есть имамы в четырех мазхабах шариата. Например, имамом накшбандийского тариката является имам Мухаммад аль-Бухари, имамом шазилийского тариката — Абу аль-Хасан аш-Шазили, имамом кадирийского тариката является ‘Абдуль-Кадир Гилани, зухадийского — имам аль-Газали и т. д. Названия тарикатов могут меняться. Например, накшбандийский тарикат первоначально назывался сиддикским, ибо первым после Пророка (салляллаhу’аляйhи ва саллям) этот путь продолжил Абу Бакр ас-Сиддик.
Затем он был переименован в тайфурийский, а закрепилось за ним и стало последним популярное сегодня название накшбандийский, хотя позже его называли и халидийским, и махмудийским.
Каждый тарикат должен иметь цепочку, идущую от самого Пророка (салляллаhу’аляйhи ва саллям) и доходящую, не прерываясь, до последнего живого носителя этого учения, шейха. Быть составным звеном этой цепочки является самым важным условием для тех, кто берется обучать тарикату. Смысл слова «силсила» (цепочка) состоит в том, что все звенья этой цепи непрерывно связаны друг с другом. Это можно выразить примерно так: чтобы в наши дома поступало электричество, оно сначала должно поступить в общий трансформатор, а уже оттуда распределяться по домам.

Сам же трансформатор, в свою очередь, должен быть подключен к электростанции. Только в этом случае домашние электроточки — лампочки, розетки, выключатели и т. д., если они в исправном состоянии, с помощью Аллаха (хвала Ему,Всевышнему) будут получать ток, и дом будет освещен. Однако если между трансформатором и электростанцией нет связи, то пусть он будет сделан из самых драгоценных металлов, от него все равно не будет пользы, хотя сам он при этом будет сверкать и освещать близлежащую округу. Именно этот пример мы имели в виду, говоря об особом пути (тарикате). Хотя здесь не имеется в виду, что, кроме суфийских шейхов, никто не сможет принести пользы людям. Есть хадис, который гласит: «’Алимы — светила уммы». Они несут людям пользу, благодать, направляют на истинный путь согласно тем знаниям, которые Бог (хвала Ему,Всевышнему) дал каждому. Вместе с тем необходимо знать, что не каждый получивший знания человек становится ‘алимом. Например, если любого знающего арабский язык называть ‘алимом, то это будет абсурдом, ибо достаточно и неверующих, знающих арабский язык. И на это обратите внимание.
Как мы уже подчеркнули, несмотря на то, что путей тариката много, цель у всех одна — познание Аллаха (хвала Ему,Всевышнему). Например, чтобы совершить паломничество в святые места, одни летят на самолетах, другие едут на автобусах, третьи- на легковых машинах, кто-то на КамАЗах, а некоторые идут пешком, — каждый отправляется в путь согласно своим возможностям и предначертанному ему Аллахом (хвала Ему,Всевышнему). Но каким бы путем или способом они туда ни добирались, цель у них всех одна — совершение обязательного паломничества. Так же и у тарикатских направлений цель одна — стремление к познанию Всевышнего (хвала Ему,Всевышнему), и только. Шариат- это законы Аллаха (хвала Ему,Всевышнему) и правила служения Ему, которые Всевышний (хвала Ему,Всевышнему) довел до человечества через пророков, и ниспосланные им откровения в Священных Писаниях. Если же говорить о разнице между шариатом и тарикатом, то поистине они являются одним и тем же, и разницы между ними как таковой нет. Люди думают, что это разные вещи и что между ними нет никакой связи.
Говоря о шариате и тарикате, ‘алимы приводят различные образные примеры. Одни говорят, что это подобно спине и животу, одно не может существовать без другого. Другие говорят, что это похоже на тело и душу. Третьи сравнивают шариат с кораблем, тарикат — с морем, а истину (хакика) — с жемчужиной, добываемой из моря. Чтобы добыть жемчужину из моря, человеку необходимо сначала сесть на корабль. Этим кораблем и является шариат. И лишь потом он должен опуститься в море, в тарикат. Вот такой смысл мы можем почерпнуть из этого примера.
Многие говорят, что прежде, чем идти путем тариката, необходимо изучить шариат, а если не знать шариата, то как можно принимать тарикат? Брат Джамаль, раз этот вопрос волнует и тебя, тогда послушай!

Смысл того, что прежде, чем принять тарикат, следует изучить шариат, означает приобретение основополагающих знаний по шариату, включающих в себя правильное совершение малого и большого омовений, намазов, соблюдение поста, уплаты закята и т. д. Это то, что необходимо знать и выполнять каждому, кто желает познать тарикат. Но ты пойми, знать шариат не означает, что нельзя принимать тарикат без полного соблюдения всех его частей.
Для того чтобы вступить в тарикат, конечно, есть свои определенные условия, о них мы поговорим дальше, ин ша Аллах. Смысл же слов, что тарикат можно принять, достигнув совершенства лишь в выполнении всех частей шариата, подобен совету идти к доктору только после излечения всех болезней. Разве посещение врача не есть желание исцелиться от болезни? И разве после исцеления здоровому человеку нужен врач? Так говорит и шейх Хасан-афанди из селения Кахиб.
Джамаль, ты хорошенько подумай над этими словами! По-моему, ты не из тех, кто не умеет рассуждать. Ведь согласно логике, тот, кто более всего нездоров, должен первым идти к доктору.
Пророк (салляллаhу’аляйhи ва саллям) сказал, что шариат — это слова, то, что провозглашается устами. Тарикат — это соблюдение телом того, что провозгласили уста; хакикат — это состояние души, которое возникает в результате единения шариата и тариката; познание Аллаха  (хвала Ему,Всевышнему)  (ма’рифа) является нашей основной целью служения Ему, познание Аллаха  (хвала Ему,Всевышнему)  посредством истинных знаний.
Омовение и очищение по шариату осуществляется водой, а в случае ее отсутствия — землей (таяммум). В тарикате же омовение осуществляется посредством оберегания своего нафса от следования за страстями. А в хакикате омовение осуществляется путем очищения сердца от всего, кроме Аллаха  (хвала Ему,Всевышнему) . Обрати внимание, Джамаль, из всего этого видно, что для того, чтобы совершаемый нами намаз стал истинным, в нем должны слиться воедино шариат, тарикат и хакикат. Вот такая тесная связь между шариатом и тарикатом в служении Всевышнему  (хвала Ему,Всевышнему) . Однако без шариата нет тариката, даже если шариат возможен без тариката.

Из книги Шейха Саида-афанди (къ.с.) «Сокровищница благодатных знаний»

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *