25.04.2024

СТЕПЕНИ НАФСА
(часть 4)

Нафс мардыйа

Чтобы те, кто находится на ступени нафс радыйа, получили наибольшую пользу от благословенности этой ступени, необходимо, чтобы и Аллах был доволен ими, т.е. недостаточно, чтобы раб был доволен Аллахом, для дальнейшего совершенствования нужно заслужить довольство Аллаха. Наше довольство Аллахом должно быть в надлежащей степени зрелости, чтобы быть достойным Его Довольства. Поэтому можно сказать, что термин «радыйа» употребляется в отношении тех, кто доволен Аллахом; термин «мардыйа» – в отношении тех, кем доволен Создатель.

У нафса, который достиг степени мардыйа и которым доволен сам Аллах, уже нет отрицательных свойств и продолжает развиваться прекрасная нравственность. Таким образом, он получает истинное наслаждение от проявлений сострадания, любви, щедрости, прощения и скрупулезного подхода в отношении всего созданного. Верующий на этой ступени анализирует свой нафс наилучшим образом. При каждом вздохе наблюдая за своим эго, он всегда находится в состоянии готовности против козней шайтана.

Раб на этой ступени раз и навсегда покорился воле Всевышнего. Он благоговейно принимает все проявления Господа, гнев или милость. Благодаря этой покорности, его душа, уходя в мир иной, будет встречена радостной вестью о рае.

Часть аята «Возвратись к Господу своему, довольная Им и угодная Ему» (аль-Фаджр, 89/28) «угодная Ему» имеет именно это значение. Кроме того, в 8 аяте суры аль-Байина сообщается:

 

رَّضِيَ اللَهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ

«Аллах доволен ими, и они довольны Им».

Раб, обретший подобное состояние, может созерцать события на уровне «хаккуль-йакин». С позволения Аллаха, перед ним раскроются некоторые божественные тайны. Теперь Владыка миров за их покорность и упование на Него станет как бы видящим оком, слышащим ухом, говорящим языком, держащими руками…  этих рабов. Каждое слово, поступок и состояние их будет обладать небывалой силой воздействия.

Все проявления совершенства, которые наблюдались на ступени радыйа, теперь происходят и переживаются непосредственно в нем самом. Терпение, покорность и довольство судьбой сопровождают каждое его действие.

Вот некоторые примеры высшей нравственности пророков, указывающие на это прекрасное состояние:

Йакуб (алейхиссалям) в бесконечной череде печальных событий сказал: «Мне остается только терпеть».

Пророк Айюб (алейхиссалям), подверженный тяжелой болезни и тяжелым испытаниям, на просьбу супруги:

– Помолись Господу, пусть ниспошлет тебе излечение!

Ответил:

– Аллах дал мне восемьдесят лет здоровой жизни, а моя болезнь еще не длится столько. Поэтому я стыжусь просить Господа о выздоровлении.

Ибрахим (алейхиссалям) ответил ангелам, пришедшим на помощь, когда он был брошен в огонь:

«Кто создал огонь, Тот прекрасно знает мое положение, поэтому я не нуждаюсь в вас!»

В общем, это все ступени на пути очищения души, но есть еще одна ступень, которая называется нафс камиля или нафс сафийа.

*  *  *

Нафс камиля/Нафс сафийа

Нафс камиля – это нафс, ставший чистым, ясным и совершенным в результате очищения. Это ступень, на которой постигается ма’рифат – сокровенные истины и мудрость; она является выражением особой милости Аллаха. Эту ступень невозможно приобрести собственными усилиями, это – бесценный дар Аллаха. Его достигают лишь те, кому предопределено судьбой.

Обычно тем, кто достиг ступени нафс камиля, вменяют в обязанность наставление людей на путь истины, поэтому этот нафс называют еще «иршад макам» (уровень наставления на путь истины). Тем, кто достиг этой ступени, за их совершенство и высокую духовность Аллах даровал способность воздействовать на людей, выводя их из заблуждения. Такая личность, увидев человека, ведущего далеко не похвальный образ жизни, через владение «языком состояний» вникает в его положение и указывает лекарство от его сердечной болезни. Если сердце грешника не запечатано, то он, раскаявшись, встанет на верный путь.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *