25.04.2024

ВИДЫ СЕРДЕЦ

Наши поступки отражают структуру нашего  сердца, а мы поступаем согласно его свойствам.

 Сердца делят на три основные группы:

А. Сердца, сохраняющие свою сущность и цель создания.

Б. Мертвые и запечатанные сердца.

В. Больные и беспечные сердца.

 

a. Сердца, сохраняющие свою сущность и цель создания

Это сердца, пробудившиеся в результате зикра. Рух господствует над нафсом, сердце озарено светом веры. Это те, кто смогли жить в соответствии с повелением Всевышнего Аллаха:

«О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха частым зикром» (аль-Ахзаб, 33/41)

«Поминай имя твоего Господа и всецело посвяти себя Ему» (аль-Музаммиль, 73/8)

«Есть такие праведные люди, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры» (ан-Нур, 24/37).

У людей, находящихся на этой ступени духовной зрелости, преобладают проявления божественных сыфатов «Аль-Джамаль» (красота) над божественными сыфатами «Аль-Джеляль» (сила). Они достигли нравственности Корана и Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и, благодаря любви к ним, удалили из сердца следы низменных стремлений. Такие сердца охарактеризованы в Коране как «калби-салим», «калби-муниб» и «калби-мутмаин». Эти сердца, которые заслуживают довольства Аллаха, можно кратко описать таким образом:

Калби салим – сердце, очищенное от влияний нафса. Это чистое сердце, в том первозданном виде, как даровал его  Аллах. От человека лишь требуется хранить и оберегать его. Такой чистоты можно достичь с помощью методики тасаввуфа по очищению нафса и сердца. С их помощью раб избавляется от влияния низменных желаний и обретает прекрасные чувства и нравственность. Сердце, погрузившееся в море божественного света, дотла сжигает все отрицательные качества и установки нафса, так же как сжигает луч света, сфокусированный в одну точку увеличительным стеклом. Это состояние является признаком чистого сердца, и такое сердце принимается Всевышним в Судный день.

В Коране сказано:

«В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (аш-Шу’ара, 26/88-89).

Поэт Рухи аль-Багдади сказал об этом так:

«Эй, торговец! Не думай, что в тот День, когда не будет пользы от детей и богатства, у тебя потребуют золота и серебра. В тот День потребуют только праведное сердце».

Калби муниб – сердце, всегда стремящееся к Аллаху. Избавившись от плена наставлений нафса, оно с любовью и вдохновением находит наслаждение в бесконечных мирах. Сердце, трепещущее под влиянием божественных проявлений. В Коране Всевышний Аллах говорит:

«Вот то, что обещано вам для каждого обращающегося к Аллаху и помнящего (помнящего свои грехи и предписания религии или соблюдающего предписания религии), который боялся Милостивого, не видя Его воочию, и явился с обращающимся сердцем» (Каф, 50/32-33).

Калби-мутмаин – это сердце, преодолевшее огромный путь к совершенству нравственности и душевному спокойствию. Поклонения перешли от подражательных к истинным. Такое сердце освещено светом зикра, и рух установил власть над нафсом. Жемчужина веры навсегда заняла свое центральное место в сердце, благодаря чему в нем царит довольство и покой. Проявляется состояние, указанное в аяте:

أَلاَ بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ

«Только поминая Аллаха сердца достигают успокоения» (ар-Ра’д, 13/28).

Из содержания этого аята можно сделать заключение, что сердца, небрежные к поминанию Аллаха, никогда не смогут избавиться от тревог и волнений. Их всегда будет преследовать чувство неудовлетворенности, такие души не достигнут истинного покоя и счастья.

Главные признаки состояния сердца «салим», «муниб» и «мутмаин» – это проницательность, милосердие ко всему живому, слезы, довольство своим положением, постоянный труд во имя истины и добра, избегание зла, призыв к Аллаху и наполненность  божественной любовью.

Главный капитал этого духовного уровня, наряду с «ду’а и истигфар» (мольбой и покаянием), составляет внимание к дозволенности пищи. Сохранение этого капитала возможно лишь при совершении праведных поступков. Человек, по своей сущности, не может полностью избегать греховных поступков, которые уменьшают чувствительность сердца и, в духовном смысле, ослепляют его в отношении к истины. Поэтому, чтобы сердце могло воспринимать проявления истины, необходимо часто искренне каяться и обращаться с мольбой к Всевышнему Аллаху. Именно поэтому уроки тасаввуфа начинаются с покаяния. В известном кодексе законов «Маджалля» говорится, что уничтожение негативного важнее, чем стремление к позитивному, и должно быть первоочередным.

Что касается дозволенной пищи, возлюбленные рабы Аллаха говорили:

«Аллах освещает сердца тех, кто питается дозволенной пищей, и источник мудрости направляет от сердца к языку».

Праведный поступок служит гарантией сохранения духовного уровня, и особое отношение Аллаха касается только таких сердец.

Кроме того, есть сердца, превосходящие и эти сердца. Это живые сердца, наделенные божественным светом Всевышнего Аллаха. Их обладатели – пророки и великие из аулия. Они не обращают никакого внимания ни на этот мир, ни на мир иной, так как их сердца наполнены божественной любовью. Всевышний Аллах сделал пророков и их духовных наследников, которыми являются настоящие ученые и аулия, наставниками, призваными приоткрывать завесы невежества на сердцах верующих, поощрять их к прекрасной нравственности и искренним поклонениям. Направляя людей к познанию Аллаха, они являются призывающими к «даруссалям» (раю).

В результате воспитания и очищения сердца последователи духовного пути достигают состояния, когда сердце всегда находиться с Аллахом, и тем самым обретает свойство «живого сердца».

 b. Мертвые и запечатанные сердца

Сердца, входящие в этот разряд, прямо противоположны живым и поминающим Аллаха. Это мертвые сердца, для которых двери к истине запечатаны. Эти сердца ничем не отличаются от некоторых сердец обитателей могил, которые являются ямой из ям ада. Они не имеют никакого другого желания, кроме как удовлетворение своего нафса, и проводят всю свою жизнь ради насыщения желудка и в пустых развлечениях. Жизненные цели обладателей таких сердец находятся на уровне животных или еще ниже. Всевышний Аллах в Коране возвещает:

«Воистину, Аллах введет тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, в Райские сады, в которых текут реки. А неверующие пользуются благами и едят, подобно скоту. Их обителью будет Огонь» (Мухаммад, 47/12).

В другом аяте говорится:

«Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они – всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились с пути» (аль-Фуркан, 25/44).

Жизнь таких людей, проходящая в удовлетворении нафса, обречена на провал. Жизнь, которая ожидает их после смерти, не поддается никакому описанию, так как невозможно передать весь ужас мучений в аду.

Такие люди не ведают тайны человека и его жизни, не извлекают уроков из знамений вселенной. Они сами сбились с пути и других влекут за собой.

Хотя ежечасно пользуются благами, дарованными Аллахом, отрицают истинного Владельца всех благ; нарушают и попирают божественные законы, проявляя верх неблагодарности. Аллах так описывает этих людей:

«Неужели человек не знает, что Мы сотворили его из семени? И тем не менее он открыто пререкается!» (Йа-син, 36/77)

«Глухие, немые, слепые! Они не вернутся на прямой путь» (аль-Бакара, 2/18)

«Ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать твой призыв, когда они обращаются вспять. Ты не выведешь слепых из их заблуждения. Ты можешь заставить слышать только тех, которые веруют в Наши знамения, будучи мусульманами» (ан-Намль, 27/80-81).

То, что сердца этих людей закрыты для истины, подтверждается и аятами Корана:

 

خَتَمَ اللَّهُ عَلَى قُلُوبِهمْ وَعَلَى سَمْعِهِمْ وَعَلَى أَبْصَارِهِمْ غِشَاوَةٌ وَلَهُمْ عَذَابٌ عظِيمٌ

«Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них — пелена, и уготовано им великое наказание» (аль-Бакара, 2/7).

Подобное стечение обстоятельств является божественной тайной и мудростью, ужасающей и пугающей все человечество. В каждом человеке присутствуют отражения божественных сыфатов «Хади» (Ведущий по истинному пути) и «Мудылль» (Заблуждающий), поэтому невозможно, чтобы в этом мире сердца сразу запечатывались по воле Аллаха, навсегда закрывая себе путь к Истине. Ведь врата Истины не закрылись даже для ‘Умара (радыйаллаху анху), вышедшего из дома с намерением убить Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям); для Вахши, убившего Хамзу; для Хинд, жены Абу Суфьяна, уродующей тело и грызшей печень благородного героя, павшего за веру.

Хотя в Коране есть указание на людей с запечатанными сердцами, но в действительности сложно вывести какие-либо признаки людей, попадающих под характеристику данного аята, так как обстоятельства последнего часа любого человека неизвестны. Например, чародеи Фараона всю жизнь прожили в заблуждении, но последние минуты их пребывания на земле были озарены светом веры. Карун и Балам бин Баура, идущие сначала истинным путем, покинули сей мир потерпевшими убыток.

Здесь особое внимание следует обратить на то, что люди с запечатанными сердцами, о которых сообщается в Коране, были из тех, кто совершал зульм, куфр и фыск (угнетал, распространял неверие и совершал большие грехи). В двадцати шести местах Корана говорится, что «Аллах не наставит таких людей на путь истины». Из этих аятов двенадцать были ниспосланы относительно тиранов, восемь – о неверных и шесть – о грешниках. Двери истины открыты только для тех, кто отрекся от этих грехов и с чистой душой направился к Аллаху.

Люди, чьи сердца запечатаны, несут самое тяжелое наказание уже здесь, в этом мире. Так как в вышеприведенных аятах недостаточно раскрыты отличительные особенности этих несчастных, то лучше всего, в таких случаях, все предоставлять на волю Аллаха. Отсюда мы должны сделать вывод, что этих трех видов греха нужно особенно остерегаться.

С другой стороны, по великой божественной Мудрости, предопределение остается неизвестным для людей, поэтому обсуждение и предсказание его считается не дозволенным, и мы более не будем углублять эту тему.

Но что бы ни содержала сокровенная мудрость, абсолютно ясно, что люди с запечатанными сердцами – это те, которые далеки от человечности и духовной жизни, и перед которыми закрыты двери к благу и Создателю. Только одной  силе подвластно распечатать их сердца – Великому Господу, которого они позабыли и который, в качестве предупреждения от попадания в невежество, нам, Его рабам, повелел:

«Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (аль-Хашр, 59/19).

В этом аяте делается ударение на то, что люди, о которых забыл Аллах, не ведают даже о самих себе.

Поистине, такие люди с недоверием и враждебностью относятся к наставлениям о спасении, с которыми обращаются к ним пророки и аулия, так как они противоречат их желаниям. Под воздействием нафса они воображают себе мир, где нет смерти и загробной жизни, пытаясь обмануть самих себя.

Как летучие мыши, по причине своих природных особенностей, любят темноту, так и эти несчастные, обделенные светом веры, в соответствии со своими склонностями, живут в темноте собственных заблуждений. Состояние таких людей Мехмед Акиф отразил в своих бейтах:

Вера – это божественное сокровище, оно бесценно!

Заржавевшее сердце без веры лишняя тяжесть в груди!

Запутавшиеся в сетях неверия и наущений нафса пробудятся к миру истины в свой последний час под страшными сотрясениями и сильными ударами ангела смерти, но от этого пробуждения для них не будет никакой пользы, так как вся ответственность сынов Адама длится только до встречи с ангелом смерти. После этого порвутся все нити спасения, и покаяние в тот час будет бесполезным, как озарение веры и сажда Фараона перед лицом смерти. Этих людей ждут потом только объятия адского пламени, жар которого разгорается с каждым новым грешником.

c. Больные и беспечные сердца

Эти сердца занимают промежуточное положение между здоровыми и мертвыми сердцами. Состояние обладателей таких сердец похоже на жизнь людей с больным телом: нет удовлетворения от жизни, нет спокойствия в душе. Внутренняя тревога отражается на поведении, а поступки, в свою очередь, отрицательно воздействуют на душевное состояние. Смятение в мыслях отражается на состоянии и поведении. Эти больные и беспечные сердца постоянно пребывают в сомнении по причине нерешительности и неуравновешенности. Из-за чрезмерных желаний и невежества они склонны к нравственному падению.

О них Всевышний Аллах в Коране сказал:

«Их сердца поражены недугом. И Аллах усилил их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали» (аль-Бакара, 2/10).

Сомнение – это болезнь, отдаляющая человека от духовной жизни и знания из-за заблуждения относительно истины и приводящая сердце к духовной смерти. Отсутствие веры приводит к отсутствию духовного спокойствия.

Невежество (джехалет) – это духовная слепота, закрывающая  возможность даже осознать отсутствие истины, это горький путь в темноте и бездуховности, который приводит к краху.

Чрезмерные желания (шахават) представляют собой такие нравственные болезни, при которых сердце теряет тонкость, мягкость и сострадание и более всего занято удовлетворением своих желаний, которые не может насытить. Единственное место, где такое сердце может успокоиться, – могила.

Безнравственность являет собой своего рода духовное раковое заболевание. Если своевременно приступить к лечению, то, с соизволения Аллаха, можно излечиться.

Одним из ужасных нравственных заболеваний сердца является черствость и неспособность к сопереживанию. Такой человек лишен чувства любви и милосердия к окружающим, лишен чувства наслаждения красотой. Эти сердца не ведают покорности, не слышат призыва на путь истины, бесчувственны к зову о помощи, не знают милосердия и сострадания. Камни, по сравнению с этими сердцами, чувствительнее и мягче. Аллах в Коране это состояние выразил таким образом:

«После этого ваши сердца ожесточились и стали, как камни, или даже еще жестче. Воистину, среди камней есть такие, из которых бьют родники. Среди них есть такие, которые раскалываются и изливают воду. Среди них есть такие, которые падают от страха перед Аллахом. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете» (аль-Бакара, 2/74).

Из содержания этого аята ясно, что черствость сердца является результатом отсутствия поминания Аллаха и отдаленности от божественных истин. В другом аяте Всевышний Аллах повелевает:

«Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они пребывают в очевидном заблуждении» (аз-Зумар, 39/22).

Поступки и деяния таких сердец теряют свою ценность и значимость перед Аллахом. Пока сердца не освещены божественным светом, они будут слепы и бесчувственны, они не могут замечать миллионы божественных знамений во вселенной. Всевышний Аллах, говоря в Коране:

«Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (аль-Хадж, 22/46),  подчеркивает, что, если человек извлекает урок из увиденного, то наставляет свое сердце на истинный путь. Если не видеть сердцем, то глаза будут сродни обычному окну, и это не принесет пользы. Ведь невозможно что-либо четко увидеть через мутное стекло.

Пренебрежение своевременным лечением мелких духовных болезней может привести к необратимым последствиям и даже явиться причиной духовной смерти. Поэтому нужно быть особенно внимательным к тому, чтобы сохранить в сердце свет истины и полностью предаться божественной воле. Нет никакой силы, кроме Создателя, способной управлять теми, кто полностью предался Всевышнему Аллаху. В известном хадисе важность оберегания сердца объясняется так:

 

ألاَ وَ إنَّ فىِ الْجَسَدِ مُضْغَةً إذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ

وَ إذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ ألاَ وَ هِىَ الْقَلْبُ

«Знайте, в теле человека есть небольшой кусок мяса. Если он будет здоровым, то будет здоровым весь организм; если он будет испорченным, то испортится весь организм. И это – сердце!» (Бухари, Иман, 39).

Этот мир Всевышний Аллах сделал пустыней жизненных испытаний. В этой пустыне дуют ветра и проносятся бури, и человек, сердце которого подвергается воздействию самых разных сил, колеблется из стороны в сторону.

Оттого что земля была определена местом испытаний, на ней дуют ветра в самых противоположных направлениях и носят сердце, как сухой листок. Поэтому необходимо оберегать свое сердце от их воздействий. А для этого нужно открыть свое сердце ветрам божественной помощи Всевышнего Аллаха. Это возможно,  если, прибегая только к Аллаху, быть Его покорным рабом и подчиняться только Его приказам и запретам.

Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *