19.04.2024

ЗИКРУЛЛАh И МУРАКАБА

 «Лишь поминая Аллаха утешаются сердца» (ар-Ра’д, 13/28).

Слово «инсан» с арабского языка переводится как «человек» и происходит от слова «нисйан». Слово «нисйан» является противоположностью зикра (поминание) и означает забвение. Забывчивость – самая большая слабость человека. Основным средством преодоления забывчивости является зикр.

Чтобы человек прожил свою жизнь сообразно цели сотворения, он должен быть верным принесенной клятве. Обет верности был дан душами людей еще до создания вселенной и носит название «Безму алясту»[1].  Так как людям, в силу их природных особенностей, присуща забывчивость, то для ее предупреждения и удержания человека в постоянной памяти об Аллахе, прежде всего, есть необходимость в зикре (поминании Аллаха). Ведь каждое повторение укрепляет знание и память.

Всемогущий Аллах, прежде всего, обращает Свой взор на человеческое сердце, а не на его внешность, поэтому каждый  му’мин обязан беречь свое сердце от вредных влияний и постоянно занимать его поминанием Всевышнего.

Слово «зикр» в Коране упомянуто свыше двухсот пятидесяти раз, что свидетельствует о его значимости. Совершение поклонения Аллаху надлежащим образом и достижение «ма’рифатуллах» зависит от глубины проникновения зикра в сердце. По этой причине «ма’рифатуллах», т.е. постижение божественной истины, считается самым почетным знанием. Потому что на самом деле человеку необходимо именно это знание.

Всевышний Аллах, желая от рабов постоянного пребывания в состоянии зикра, в некоторых аятах повелевает:

أَلَمْ يَأْنِ لِلَّذِينَ آمَنُوا أَن تَخْشَعَ قُلُوبُهُمْ لِذِكْرِ اللَّهِ

وَمَا نَزَلَ مِنَ الْحَقِّ

«Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих трепетали при упоминании Аллаха и того, что ниспослано от Него?»(аль-Хадид, 57/16)

«Поминание Аллаха, конечно же, самое важное (поклонение)» (аль-’Анкабут, 29/45)

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне»(аль-Бакара, 2/152).

Всевышний Аллах, посылая Мусу (алейхиссалям) к Фараону для призыва к истинной религии, одновременно повелевает не забывать о зикре:

«Ступайте же вместе с твоим братом с Моими знамениями и не уставайте поминать Меня»(Та-ха, 20/42).

Поминание Аллаха не означает просто механическое повторение Его имен. При настоящем поминании зикр должен проникать глубоко в сердце.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Разница между тем, кто поминает, и тем, кто не поминает Аллаха, подобна разнице между мертвым и живым»(Бухари, Даават, 66).

«Признак любви к Аллаху – это любовь к поминанию Его» (Суйути, Джамиус-Сагир, II, 52).

Тот, кто далек от поминаний Всевышнего, тот далек и от любви к Аллаху, поэтому их ждет печальный финал. Именно к таким людям обращено следующее предупреждение:

«Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха!..»(аз-Зумар, 39/22).

Чтобы находиться вне угрозы этого, необходимо постоянно пребывать в состоянии зикра, как это повелевает Аллах:

«Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко днем и ночью и не будь одним из беспечных невежд»(аль-А’раф, 7/205).

В священных аятах опасность отдаления от зикра разъясняется так:

«К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим шайтана, и он станет его товарищем.

Они не будут пускать их на путь Аллаха, а те будут считать, что они следуют прямым путем.

Когда же он (неверующий) явится к Нам, он скажет шайтану: «Лучше бы между мной и тобой было расстояние от запада до востока! Какой же ты плохой товарищ!» (аз-Зухруф, 43/36-38).

«А кто отвернется от Моего Поминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым.

Он скажет: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?

Всевышний Аллах скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению»(Та-ха, 20/124-126).

Прекрасная нравственность и характер только у тех, кто боится Аллаха, кто любит Его и часто поминает. Аллах повелевает:

«Семь небес, земля и те, кто обитает там, славят Его. Нет ничего, что не славило бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия. Воистину, Он – Кроткий, Прощающий»(аль-Исра, 17/44).

 * * *

Посланник мирам (саллаллаху алейхи ва саллям) по поводу зикра и собраний, где произносится зикр, передал следующие слова Аллаха:

«Я буду относиться к Своему рабу таким образом, как он будет думать обо Мне. Когда он будет поминать Меня, Я буду вместе с ним. Если он будет поминать Меня про себя, то Я буду поминать его. Если он будет поминать Меня в обществе, то и Я буду поминать его в еще лучшем обществе»(Бухари, Таухид, 15).

Как-то Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к сахабам:

– Сообщить ли вам о таком деянии, которое пред Аллахом самое чистое, по степени самое высокое, лучше раздачи милостыни золотом и серебром?

Сахабы ответили:

– Сообщи нам это, о Посланник Аллаха!

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Поминание Аллаха!(Тирмизи, Даават, 6).

Поминание может совершаться как в одиночку, так и группой. Как-то Муавия (радыйаллаху анху) подошел к группе людей, сидевших в кругу в мечети, и спросил их:

– Зачем вы здесь собрались?

Они ответили:

– Чтобы поминать Аллаха!

Он еще раз переспросил:

– Скажите ради Аллаха, вы действительно сидите здесь только для того, чтобы поминать Аллаха?

– Да, мы собрались только с этой целью!

Тогда Муавия сказал им:

– Я переспрашивал не потому, что не поверил вам. Среди сахабов нет никого, кто передал хадисов меньше меня, проведя большую часть времени рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подошел к сахабам, сидевшим кругом и спросил у них: «С какой целью вы здесь собрались?» – «Чтобы поминать и восхвалять Аллаха в благодарность за оказанное нам благо — быть мусульманами» – «Скажите правду ради Аллаха! Вы действительно собрались только для поминания Аллаха?» – «Да, мы собрались только ради этого!»

Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал им:

«Я переспрашивал вас не потому, что не поверил вам. Джибриль передал мне весть, что Аллах восхвалял вас перед ангелами, поэтому я переспросил вас»( Зикр, 40).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обучал сахабов зикру в зависимости от их способностей. Разговор, произошедший между Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и Умму Хани, является прекрасным примером этому.

Дочь Абу Талиба Умму Хани обратилась к нему с просьбой:

– О Посланник Аллаха, я постарела и ослабла. Вы можете мне посоветовать такой вид поклонения, который я могла бы выполнять сидя?

Он ответил:

– Повторяйте сто раз «субханаллах», сто раз «альхамдулилах» и сто раз «ля иляха илляллах»(Ибн Маджа, Адаб, 56; Ахмад бин Ханбаль, Муснад, VI, 344).

Повторение группой людей слов единобожия «ля иляха илляллах» имеет особое значение. На это указывает хадис, переданный Шаддадом бин Авсом (радыйаллаху анху):

«Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к нам с вопросом:

– Нет ли среди вас чужих? (Здесь он имел в виду иудеев и христиан).

Мы ответили:

– Нет, о Посланник Аллаха!

Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), приказав закрыть двери, повелел:

– Поднимите руки и скажите: «Ля иляха илляллах!»

Шаддад продолжение этого зикра описал таким образом:

«С поднятыми руками мы некоторое время совершали зикр «ля иляха илляллах!». Затем Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) опустил руки и произнес ду’а:

«О Аллах, слава Тебе! Ты послал меня с этими словами. Ты повелел мне произносить эти слова и жить в соответствии с ними. Взамен Ты пообещал мне Рай. Ты никогда не пренебрегаешь обещанным!»

 После этого Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изрек:

«Радуйтесь хорошей вести! Воистину, Аллах простил вас!» (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, IV, 344).

В другом хадисе-шариф сообщается:

«Ля иляха илляллах!» – высоко значение этих слов пред Аллахом. Если кто-то искренне и убежденно произнесет эти слова, Аллах поместит его в рай. Кто произнесет эти слова без веры, Аллах сохранит его самого и его имущество, но на том свете он будет обязательно спрошен за это»(Хайсами, Маджмауз-Заваид, I, 26).

Следующий хадис также указывает на необходимость постоянного пребывания в состоянии зикра и самоконтроля:

«Забыв Аллаха, не предавайтесь пустым разговорам, так как подобные разговоры служат причиной очерствения сердца. Тот дальше всех от Аллаха, у кого черствое сердце»(Тирмизи, Зухд, 62).

Как видно из этих хадисов, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поощрял зикруллах и сам обучал ему. Какой большой потерей будет отстраненность от вдохновения столь поощряемого поклонения и, тем более, от тех духовных благ, которых можно удостоиться, искренне выполняя это поклонение.

Нет никаких сомнений, насколько чистосердечно и проникновенно мы будем поминать Аллаха, настолько будем достойными близости Всемогущего в мире ином.

Влюбленные всегда желают вспоминать тех, кого любят, в зависимости от степени их любви. Кроме того, вспоминание о любимом служит укреплению чувств. Те, кто получил наслаждение от веры, продвигаясь дальше в своем устремлении к Всевышнему Аллаху, все больше времени пребывают в зикре. В удовлетворении физических и духовных потребностей существует огромная разница. Например, потребности нафса в еде и питье проходят по мере их удовлетворения, а духовные потребности и желания только увеличиваются. Это состояние сходно с утолением жажды соленой водой – чем больше пьешь, тем сильнее охватывает жажда.

Эти рабы при каждой возможности стараются поминать Аллаха и все время, размышляя над смыслом сотворения мироздания, восклицают:

«Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Мы славим Тебя! Охрани нас от мук ада!»(‘Али Имран, 3/191).

Путь к достижению духовного покоя и глубины веры, к упоению божественными радостями и духовному совершенству лежит через постоянное поминание Аллаха. Ведь как человек проведет свою жизнь, так и окончит свой земной путь, и таким же будет оживлен и предстанет перед Господом. Поэтому в хадисе говорится:

«Люди в Судный день будут оживлены в том состоянии, в котором умерли»( Джаннат, 83).

Духовная потребность в познании Всевышнего может быть удовлетворена лишь любовью к Нему. Ибо в Коране сказано:

أَلاَ بِذِكْرِ اللّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ

«Только лишь поминанием Аллаха утешаются сердца»(ар-Ра’д, 13/28).


[1] «Безму алясту» означает собрание душ. В мире душ людей, которые еще не явились на этот свет, Аллах спросил:

— Не я ли являюсь вашим Создателем?

Все души людей ответили:

— Да, Ты наш Господь! (см. аль-А’раф, 7/172)
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *