29.03.2024
СОКРОВИЩЕ МИРСКИХ СОКРОВИЩ

О достоинстве ночного бдения

Все мы много слышали о достоинстве поклонения ночью. В одном из хадисов сообщается, что в присутствии Пророка (мир ему и благословение) упомянули о человеке, который каждую ночь беспробудно спал до утра. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это человек, которым овладел шайтан».Из слов Пророка (мир ему и благословение): «Когда кто-нибудь из вас ложится спать, шайтан на его затылке плетёт три узелка своих козней, покрывая каждый из узелков завесой (которая лишает органы чувств восприятия, дабы не проснулся он), и приговаривает: «Перед тобой ещё долгая ночь, спи!» Если он проснётся и помянет Аллаха , то развяжется (один) узелок. Если он совершит малое омовение (вуду), то развяжется (второй) узелок. Если он исполнит молитву (салят, намаз), то развяжется (третий) узелок. Тогда он проснётся (утром) энергичным, с доброй душой. В противном случае он проснётся со скверной душой, ленивым».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вставайте ночью (для совершения молитв), ибо это обыкновение праведных, которые жили до вас. Вставание ночью (для молитв) – средство приближения к Аллаху и избавление от грехов, средство исцеления от телесных болезней и убережение от грехов».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучшая молитва после обязательной – исполняемая посреди ночи».

Али ибн Абу Талиб рассказывал, что однажды Яхья ибн Закария досыта поел ячменного хлеба и проспал до утра, пропустив свой вирд. И тогда Всевышний ниспослал ему откровение: «О Яхья, нашёл ли ты лучший дом для себя, чем Мой? Обрёл ли ты лучше Моей защиту для себя? Клянусь могуществом и величием Своим, о Яхья, если бы ты раз взглянул на Фирдавс (Рай), то растаял бы жир твоего (тела) и душа покинула бы тебя от жажды (попасть в него)! А если бы ты взглянул на Ад, то растаял бы жир твоего тела, исторг бы ты из себя гной после слёз и оделся бы в (одежду из грубой) кожи поверх власяницы».

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Поистине, человек совершает грех, и этим лишается содействия Аллаха во вставании ночью».

Аль-Фузайль ибн Ияз сказал: «Если ты не сможешь вставать ночью и соблюдать пост днём, то знай, что ты лишён (содействия Аллаха в благом и) увеличились твои грехи».
Вахб ибн Мунаббих в течение 30 лет не опускал свой бок на землю. Он говорил: «Видеть в моём доме шайтана для меня предпочтительнее, чем видеть в нём подушку, потому что она тянет ко сну».

 

 

Советы тем, кто желает совершить ночную молитву

 

Пробуждение ночью для молитвы – дело трудное для людей, исключая тех, кому Аллах содействовал в выполнении условий, облегчающих им это благое дело, – внешних и внутренних.

 

Что касается внешних условий, то их четыре.

 

1. Не принимать пищу в большом количестве, так как от этого человек станет пить много жидкости, его одолеет сон, и тогда ему будет трудно вставать ночью. Один из шейхов-наставников каждый вечер перед трапезой говорил: «О собрание мюридов! Не ешьте много! Станете пить много воды, помногу спать и будете сильно скорбеть перед смертью!» Это и есть главная основа, и она заключается в облегчении желудка от пищи.

 

2. Не переутомляться днём делами, от которых устают телесные органы и ослабляются нервы, ибо это также тянет ко сну.

 

3. Не пропускать короткий обеденный сон, ибо это – сунна Пророка (мир ему и благословение) для того, чтобы облегчить пробуждение ночью.

 

4. Постарайтесь не совершать прегрешения днём, ибо это ожесточает сердце и препятствует поступлению милостей свыше.

 

Некто сказал Аль-Хасану аль-Басри: «О Абу Саид! Я ложусь спать во здравии и желаю встать ночью, подготавливаю средства для омовения, но что со мной? Я (чувствую лень) и не встаю». Он ответил: «Тебя связали твои грехи». Суфьян ас-Саври сказал: «Я за одно своё прегрешение лишился содействия Аллаха в пробуждении ночью в течение пяти месяцев». Его спросили: «Что это за грех?» Он ответил: «Я увидел плачущего человека и сказал себе: “Это притворщик”».

И причина этого в том, что добро призывает к добру, а зло – к злу. И совершение малого приводит к большому. Все грехи вызывают ожесточение сердца и препятствуют пробуждению ночью. И самое сильное по вредному воздействию на сердце – это употребление запретной (харам) пищи. А кусочек разрешённой пищи вызывает очищение сердца и подвигает его к добру. И как молитва удерживает от мерзостей и неодобряемого, так и мерзость удерживает от молитвы и остальных благих деяний.

 

Что касается внутренних условий для облегчения пробуждения ночью, то их тоже четыре.

 

1. Избавление сердца от ненависти и злобы к мусульманам, вредных новшеств в религии и лишних мирских забот, ибо поглощённому обустраиванием своих мирских дел трудно вставать ночью. Даже если он и встанет, то в своей молитве не будет думать (ни о чём), кроме как о своих (земных) заботах, и в мыслях у него будут роиться одни дьявольские наущения.

 

2. Преобладающий страх, не покидающий сердце, наряду с почти полным отказом от надежд, ибо если верующий поразмыслит о тяготах и бедах того света и кругах Ада, то у него сразу пропадёт сон и усилится опасение.

 

3. Познание достоинства пробуждения ночью (для молитв) слушанием аятов Корана, хадисов и преданий (сподвижников Пророка (мир ему и благословение) и праведных предшественников), чтобы укрепилась этим в человеке надежда и жажда к награде свыше, ибо эта жажда порождает стремление к повышению его степени перед Аллахом и обретению высоких ступеней в Раю.

 

4. Это самое благородное побуждение – любовь к Аллаху и сила веры (имана) в то, что человек во время ночных молитв не проговаривает ни слова, кроме как будучи обращён своей речью к своему Господу, зная, что Он наблюдает за ним и созерцает всё то, что нисходит в его сердце, и что это (нисходящее в его сердце свыше) – обращение Творца к нему. И когда молящийся полюбит Всевышнего , то, вне всякого сомнения, полюбит уединение (халват) с Ним и будет наслаждаться тайной беседой (мунаджа) с Любимым Аллахом , а это побудит его к продлению времени исполнения ночных молитв.
Аль-Фузайль ибн Гийад сказал: «Когда заходит солнце, я радуюсь наступлению темноты из-за моего уединения с Господом, а когда рассветает, я испытываю грусть из-за прихода ко мне людей». Абу Сулейман ад-Дарани сказал: «Ночью проводящие её в молитвах испытывают больше наслаждения, чем люди земных утех от своих забав. И если бы не ночь, я не хотел бы оставаться в земном мире». Один из учёных сказал: «Нет ничего в земном мире, что сравнимо с блаженством обитателей Рая, кроме того, что находят ночью люди «заискивания» (перед Богом) в своих сердцах от сладости тайной беседы с Ним». Ибн аль-Мункадар сказал: «В этом мире не осталось ничего, что доставляло бы наслаждение, кроме трёх вещей: вставание ночью, встреча с собратьями и совместная молитва». Один из познавших Бога сказал: «Всевышний в предрассветное время всматривается в сердца бодрствующих людей и наполняет их светом. Сокровенное знание проникает в эти сердца, и они освещаются им, а затем этот свет из «здоровых» сердец распространяется в сердца небрежных».

 

Знай, что эти милости свыше больше ожидаются ночью из-за чистоты сердца и избавления от отвлекающих (сердце от Аллаха ) обстоятельств, что содержатся в ней. В достоверном хадисе от Джабира ибн Абдаллаха говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В ночи есть час (такой что), если мольба правоверного раба, просящего у Всевышнего блага, совпадёт с ним, то Он обязательно одарит его им».
Пусть Аллах поможет проводить наши дни и ночи наилучшим образом, чтобы заслужить Его довольство!

Материал подготовлен по книге
Шейхуль Ислама имама Газали «Ихьяу улюмуд-дин»

Материал: Халимат Шафиева
Источник:assalam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *