ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ТАСАВВУФ

четки23ТАРИКАТЫ В ПОВОЛЖЬЕ — ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

История Ислама в нашем регионе неразрывно связана с суфизмом.  Мусульмане принимали и сохраняли искреннюю веру в единого Аллаха во многом через деятельность духовных наследников Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение). Заместитель муфтия Татарстана Нияз хазрат Сабиров рассказал о том, какое значение имели и имеют тарикаты в жизни поволжских татар.

- Какое влияние оказал тасаввуф на распространение Ислама среди татар Поволжья?

- Тавсаввуф, суфизм в Поволжье имеет свою давнюю историю, свои особенности. Сложно сказать, когда суфизм впервые появился в Волжской Булгарии, но в 12 веках среди булгар начинает распространятся тарикат Ясавия. В книге татарского историка конца XVIII — начала XIX века Хусамаддина бин Шарафуддина Булгари «Таварихы Болгария» («История Булгарии») приводятся имена последователей этого тариката. Суфии оказали значительное влияние на распространение Ислама среди татар.

Многие современные молодые мусульмане не знают духовные традиции, историю нашего народа. Средневековая татарская литература тесно связана с суфизмом. Большинство татарских поэтов были суфиями.  В своих произведениях они писали о нравственном, духовном совершенствовании.  Тасаввуф является одной из исламских наук, которая призывает очищать сердце, обращать внимание на его состояния, облагораживать его.  В произведениях тюрко-татарских писателей, поэтов эпохи Золотой орды, эпохи Казанского ханства мы можем встретить суфийские образы,  принципы, положения. Последователями тариката Ясавия являлись ученые Казанского ханства. Одним из наиболее почитаемых из них был Кул Шариф. Согласно историческим источникам, он погиб при взятии Казани русскими в 1552 г. Поэзия Кул Шарифа носит явственный отпечаток  ясавийской традиции: так, одно из его стихотворений посвящено Хубби Ходжа, сыну шейха Сулеймана Бакыргани, который являлся учеником Ахмеда Ясави.

В середине 16-го века, после завоевания Казанского ханства были разрушены мечети, медресе, мусульмане лишились возможности получать духовное образование на родине и ездили для получения  исламских знаний в государства Средней Азии, в Бухару, где был сильно развит суфизм.  Здесь, обучившись в медресе,  они вставали на путь тасаввуфа. Некоторым, получившим «сокровенные знания», давалось право самим вести духовное воспитание (иджазат). Функционирование ислама у татар в 17-18 вв. во многом отождествлялось с идеями суфизма. Суфизм в татарском обществе, как один из доминирующих религиозных институтов влиял на все стороны жизни: от семейных отношений до социально-политических представлений. В 17-18 веках среди татар получил широкое распространение тарикат Накшбандия, который заменил другие традиции, имевшие место у татар, в частности учение Ясавия.  Известные татарские богословы 18-19 вв. имели духовных учителей – суфийских наставников накшбандийского братства аль-муджаддидиййа: Габдурахим Утыз-Имяни – шейх Фаизхан аль-Кабули,  Габдунасыр Курсави – шейх Нийазкул аль-Туркмани, Шихабутдин Марджани – шейхи Губайдулла ибн Нийазкули, Абдуль-Кадир аль-Фаруки аль-Хинди, Мазхар ибн Ахмад аль-Хинди. Все они вступили на путь тасаввуфа после изучения основ шариата. В своих трудах они писали, что первая обязанность мусульманина – обрести правильное вероубеждение, вторая обязанность – изучение вопросов фикха и только потом – вступление на путь тасаввуфа.

С 17 по начало 20-го века татарские медресе контролировались духовными лицами, состоявшими в тарикате Накшбандия. Тогда при выборе имама народ отдавал предпочтение кандидату, имевшему достойного наставника. То есть, не будучи суфием, невозможно было завоевать авторитет у общины. В те времена суфизм способствовал сохранению национальной и религиозной самобытности татарского народа.

В 90-е годы 20 века в России началось возрождение суфизма. В Татарстане также растет число представителей традиционных тарикатов, которые получают все большую популярность среди обычных мусульман и духовенства. Традиционные тарикаты показывают красоту и нравственность Ислама, способствуют распространению этических принципов нашей религии. Тарикаты – это альтернатива экстремистским исламским течениям. 

-  Возможно ли повлиять на радикально настроенных молодых мусульман, обладающих лишь поверхностными знаниями, несведующих в коренных вопросах религии, не вступая с ними в жесткое противостояние? Что можно было бы противопоставить резкой конфронтации между разными людьми, верящими в единого Аллаха?

- Ключик можно найти к сердцу любого человека. Это зависит от состояния, от чистоты сердца самого проповедника. Его искрение переживания, знания помогут ему донести настоящую красоту Ислама, дать почувствовать, что такое настоящая любовь к Аллаху, Его Пророку (мир ему)

. Тогда рано или поздно к его словам, передающим правильные взгляды и убеждения, начнут прислушиваться. Поэтому очень важно возрождение духовных традиций нашего народа, знакомство с ними молодых людей. Для этого имеются все возможности. Ведь именно эти духовные ценности – основа культуры и искусства татар, одно от другого неотделимо. Ислам повлиял на все стороны жизни народа: отношения в семье, ведение бизнеса, политическую деятельность. Именно религия была образом жизни татар, а духовные деятели отождествлялись с суфизмом. Сутью тасаввуфа является очищение сердца. Нелегкая, порой тяжелая, жизнь татарского народа в 17-19 веках делала важными таких понятий, как терпение, упование на Всевышнего, надежда на милость Аллаха. Это доносилось через поэтов-суфиев, таких как, живший в 17 веке Мавля Колый «Хикметы» («Мудрые изречения»), а также на рубеже 17-18 веков — Суфи Аллахияр, написавший популярную среди татар книгу «Субат а‘аджизин» («Опору обреченных»).

-  Получается, для того, чтобы пережить жизненные трудности, необходимо перейти в иное душевно-физическое состояние, связанное с чистотой сердца, приближением к Аллаху – основной задачей тасаввуфа?

-  Мусульманин – это высоконравственный человек. Совершение намаза, соблюдение поста, выполнение других видов поклонения Аллаху изменяют нас в лучшую сторону, духовно обогащая. Тасаввуф предлагает  и учит дополнительным методам духовно-нравственного совершенствования. Традиционные тарикаты учат нас скромности, терпению, стремлению к благим знаниям, трудолюбию. Эти качества являются в тоже время достойными чертами татарского народа. Шейхи наших тарикатов никогда не призывали к аскетизму, затворничеству, а наоборот – быть в обществе, заводить семьи, жить общими проблемами, изменять мир к лучшему, но при этом всегда быть со Всевышним Аллахом. Шейх Бахаутдин Накшбанд сказал: «Сердце к Возлюбленному (Аллаху), а рука – к делу». Лучше быть в обществе, но с Аллахом, чем в уединении со Всевышним.
Автор: Фарит Батыршин
Источник: islam-today.ru


This post has been viewed 1379 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов, Читальный зал , ,

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru