ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ТАСАВВУФ

 Бисмилляh031НАСКОЛЬКО ВАЖЕН АДАБ?
Часть 2

Есть  известное высказывание Учёных:

«Те, кто преуспел — преуспели по причине адаба, а те, кто потерпел неудачу – [потерпели неудачу] из-за их отсутствия адаба»[1]

Сказал имам Аз-Зарнуджи, да смилуется над ним Аллах:

  ما وصل من وصل إلا بالحرمة، وما سقط من سقط إلا بترك الحرمة

 «Никто не поднимался на высокую степень, кроме того,  кто соблюдает адаб. И никто не упал на самую низшую степень, кроме как не соблюдая адаб»[2]

 
Вот несколько примеров тех, кто преуспел:

 Имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, сказал:

  ما مددت رجلي نحو دار أستاذي حماد بن أبي سليمان إجلالاً له، وكان بين داره وداري سبع سكك

 «Я ни разу не протягивал ноги в сторону дома моего учителя, Хаммада ибну Аби Сулаймана, хотя [расстояние] между моим домом и его домом было семь кварталов».[3]

 Имам Аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, говорит:

 «По пришествии в Медину, я увидел почтение и трепет, которое внушал имам Малик, да смилуется над ним Аллах. Это увеличило моё уважение к нему до такой степени, что время от времени, [находясь] в его присутствии , я перелистывал страницу как мог тише, боясь, что я могу потревожить его».

 Ученик имама Аш-Шафи’и, имам Раби’ ибн Сулайман, да смилуется над ним Аллах, говорит:

«Клянусь Аллахом! Я так сильно уважал имама Аш-Шафи’и, что у меня не хватало смелости выпить воду в его присутствии». (там же)

Это напоминает мне хадис из «Сахих Муслим», где Саййидуна ‘Амр ибн ‘Ас сообщает:

«Я никогда не смотрел (пристально) на лицо Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или: из-за трепета к нему, и потому, я не могу описать Его полностью».[4]

  

Волновой эффект[5].

 

Мой уважаемый учитель, Аль-Мухаддис Шайх Мухаммад ‘Аввама, да хранит его Аллах, пишет:

«Тот, кто сидит в обществе Учёных, обязательно, научится уважать их»

«Тот, кто никогда не приобретал знание от Учёных, и не проводил с ними долгое время, и не научился проявлению адаба к учёных, как он сможет понять ценность Учёных?! Не удивительно увидеть от такого человека высказывания или письма (включая сообщения в интернете) в адрес учёных в непочтительной манере…»[6]
 Поэтому для нас крайне необходимо держаться общества достойных людей, иначе мы рискуем потерять наше собственное уважение.

Уважение к тем, с кем связаны учены.

Имам Аз-Зарнуджи, да смилуется над ним Аллах, пишет:

«Из уважения к учителю следует проявлять уважение к его детям и тем, кто с ним связан (т.е. к остальным родственникам). Наш наставник, Шайхуль Ислам, Довод Религии, автор книги «Аль-Хидая», да смилуется над ним Аллах, рассказывал, что один из великих имамов Бухары, во время урока иногда вставал. Когда у него спросили об этом, он ответил: «Сын моего наставника играет с детьми на дороге и иногда подходит к двери мечети. И когда я вижу его, то встаю, возвеличивая этим моего наставника».[7]

 

Недавний урок.

 Следующий случай, из числа первых уроков по адабу, который я выучил  от моего уважаемого учителя, Аль-Мухаддиса шейха Мухаммада Аль-’Аввамы, да позволит мне Аллах и дальше получать пользу от него:

«Я (шейх Аль-’Аввама) однажды посетил покойного Муфтия Махмуда аль-Хасана аль-Гангохи, да смилуется над ним Аллах, когда тот посещал Лучезарную Медину. Когда приблизилось наступление вечерней молитвы, кто-то спросил Муфтия Махмуда, да смилуется над ним Аллах: нужно ли ему совершить омовение перед Молитвой?

كيف أجالس هذا العالم وأنا على غير وضوء؟

 Муфтий Сахиб ответил: «Как я мог сидеть в обществе этого учёного без малого омовения?»

В связи с этим, шайх, да хранит его Аллах, показал свою смиренность, сказав: «Я не достоин этого, но посмотрите на уважение этого большого ученого».

 

Обратите внимание

Это было привычном, для моего благородного учителя, да хранит его Аллах, лично посещать больших ученых всякий раз, когда он узнавал о том, что они приехали в Лучезарну Медину. Несмотря на то, что он сам был Большим Учёным.

 

Даже животные проявляют уважение.

Шайх Мухаммад Аль-’Аввама, да хранит его Аллах, пишет:

«Вы будете удивлены, услышав, что даже животные проявляют уважение к старшим. Шейх далее цитирует аят из Корана,  где говорится, о том, что сказала муравьиха, [жившая] во времена Пророка Сулаймана, мир ему : 

حَتَّىٰ إِذَا أَتَوْا عَلَىٰ وَادِ النَّمْلِ قَالَتْ نَمْلَةٌ يَا أَيُّهَا النَّمْلُ ادْخُلُوا مَسَاكِنَكُمْ لَا يَحْطِمَنَّكُمْ سُلَيْمَانُ وَجُنُودُهُ وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ

«Когда они прибыли в долину муравьев, муравьиха сказала: «О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого»»[8]

Шайх, да смилуется над ним Аллах, далее пишет: «По причине уважения Муравьихи, она искала оправдание воинам, говоря что если они растопчут вас, это будет неумышленно.»[9]

 

 Презрение к тем, кто не проявлял уважение.

 

Однажды, имам Ахмад ибну Ханбал, да смилуется над ним Аллах, сделал рассердившись замечание одному доверенному учёному за его непочтительность к имаму ‘Абду-Р-Рахману ибну Махди, да смилуется над ним Аллах, сказав:

  مالك ويلك ولذكر الأئمة

 «Что с тобой? Горе тебе, за сказанные тобою непочтительные вещи о имамах!»[10]

 Ибн ‘Асакир, да смилуется над ним Аллах, однажды услышал, как один из его учителей непочтительно отнёсся к учёным прошлого. Он, да смилуется над ним Аллах, сказал своему учителю:

إنما نحترمك ما احترمت الأئمة

 «Я буду уважать тебя настолько, насколько ты будешь проявлять уважение к имамам!»[11]
 Когда имам Муслим, да смилуется над ним Аллах,  услышал унизительные слова от своего учителя Мухаммада ибну Яхьйи Аз-Зухли, да смилуется над ним Аллах,  в адрес другого его учителя — имама Аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, то имам Муслим, да смилуется над ним Аллах, немедленно встал и покинул собрание. Позже, он вернул имаму Зухли все повествования, которые он взял от него.[12]

Мы будет проявлять уважение везде, где требуется.

 

Мы равны?

Некоторые люди используют следующие слова, [пытаясь]оправдать свою непочтительность к ранним учёным:

هم رجال ونحن رجال

 «Мы такие же мужчины (люди) как и они»

Это — признак крайнего невежества.

Немного взглянув на биографии праведных предшественников, мы можем увидеть, что невозможно вообще никакое сравнение между ними и нами.

Великий историк, биограф и мухаддис ‘Алляма Аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, пишет:

«В моё время (700-е года Хиджры) нет такого большого мухаддиса, который мог бы сравниться с теми, кто был ранее (- т.е учёных прошлого)».[13]
 
Также имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, в биографии имама аль-Исма’или, да смилуется над ним Аллах, пишет:

«Я был поражен памятью этого имама, и я пришел к заключению, что у учёных наших дней нет никаких шансов достичь уровня более ранних учёных».[14]

 Аль-Мухаддис Аль-’Алаи, да смилуется над ним Аллах, также сказал:

«Ни один из тех, кто пришёл после, не мог не то, что сравниться, а даже приблизиться [к древним учёным]»[15]

 

Заключение

Вышеупомянутое — это несколько капель из океана знаний по этой теме. Чувство уважения кажется таким отдалённым в наш век; век неприятных сюрпризов……..

Кроме того, для многих людей, так или иначе, намного легче вести себя в интернете не проявляя адаб, так как здесь их никто не сможет контролировать. Не попадайте в эту «яму», она бездонная!
Давайте возьмем урок от того, что обсуждалось выше.
Да наставит нас Аллах. Амин!


[1] Адабу-Ль-Ихтилаф фи Маса’или-Ль-’Ильми Ва-Д-Дин стр.192

[2] Имам Аз-Зарнуджи  «Ат-Та’лиму-Ль-Мута’аллим» стр. 46

[3] ‘Укъудуль Джумман; Адабу-Ль-Ихтилаф Фи Масаили-Ль-’Ильми Ва-Д-Дин стр.172; Ма’алим Иршадиййях стр.172

[4] Хадис № 317

[5] Распространившийся эффект или серия последствий, вызванные одним действием или событием

[6] Адабу-Ль-Ихтилаф стр.172, Ма’алим Иршадиййах, стр.172

[7] Та’лиму-Ль-Мута’аллим; Ма’алим Иршадиййах стр.232, Шайха Аль-’Аввамы; Хусн Адаб, Мавляна Хабибу-Р-Рахман Аль-А’зами

[8] Сура 27, Аят 18

[9] Адабу-Ль-Ихтилаф, стр.193

[10] Адабу-Ль-Ихтилаф стр.155

[11] Адабу-Ль-Ихтилаф, стр.155

[12] Хадиу-С-Сари, стр.685

[13] Тазкирату-Ль-Хуффаз, стр.628

[14] Тазкирату-Ль-Хуффаз, стр.948

[15] Фатху-Ль-Мугъис, 2\102
Источник: talib.ru


This post has been viewed 1018 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru