ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ТАСАВВУФ

islamic_book01_b.jpgСАДЫ ПОЗНАВШИХ АЛЛАhА
Часть 3

Разъяснение хадисов, на которых зиждется Ислам.

Старания ученых в их собирании и толковании

 Существуют хадисы, которые требуют проявления к ним особой заботы, так как они являются фундаментом Ислама, основой Религии и стержнем Веры, исламского права и знания. Данные хадисы будут упомянуты в этой книге. По причине же того, что одним из них является хадис: «Дела оцениваются по намерениям», и что все они крайне важны, следует привести их в начале настоящей работы.

Среди ученных существуют большие разногласия в отношении численности таких хадисов. Шейх, Имам, Аль-Хафиз Абу Амр Усман ибн Абдур-Рахман, известный как Ибн Ас-Салах, да будет доволен им Аллах, проявил усердие в собирании и толковании таких хадисов, и к этому исследованию и его точности сложно что-то добавить. Здесь же будет приведено то, что он привел в своей книге с моими комментариями в отношении того, что он не упомянул, ибо «Поистине, Религия – это проявление искренности»[1].

 Указание ссылки на автора изречения

Одним из видов проявления искренности является указание на автора какого-либо полезного изречения, считающегося редким. Сделавший это будет благословен в своем знании и состоянии.

Тот, кто проявит гордость в этом отношении и укажет, что эти слова принадлежат ему, заслуживает того, чтобы не получать пользу от своих знаний и не иметь благодати в своем состоянии. Люди же знания и достоинства всегда указывают на автора полезных изречений. Поэтому мы просим Всевышнего Аллаха о непрерывной помощи в этом деле[2].

Хадисы, которые собрал Имам Ибн Ас-Салах, да будет доволен им Аллах

Шейх Абу Амр, да будет доволен им Аллах, передавший высказывания имамов в определении хадисов, на которых зиждется Ислам, и указавший на разногласия ученых в отношении них и их количества, сказал, что количество таких хадисов равно двадцати шести.

Первый хадис

Первый хадис из этого перечня: «Дела оцениваются по намерениям».

Слово «намерение» в арабском языке означает «стремление». Существует выражение: «Я вознамерился сделать нечто», указывающее на стремление к чему-либо и принятие решения в сердце осуществить это.

Второй хадис

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо внесет в наше дело[3] то, что не имеет к нему отношения[4], то оно будет отвергнуто».

Достоверность данного хадиса подтвердили Аль-Бухари (2697) и Муслим (1718) в своих работах «Сахих».

В передаче (риваяте) Муслима (18/1718) идут слова: «Если кто-либо совершит деяние, на которое нет нашего веления…».

Третий хадис. Отдаление от сомнительного

Сообщается, что Нуман ибн Башир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, дозволенное (халал) и запретное (харам) очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором  не имеют ясного представления большинство людей[5]. Тот, кто остерегается сомнительного[6], делает это для сохранения своей  религии и чести[7]. Занимающийся же сомнительным придет и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места свое стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха являются Его запреты. Поистине, в теле человека имеется кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи испорченным, приводит в негодность и все тело. Поистине, этот кусочек – сердце».

Достоверность данного хадиса подтвердили Аль-Бухари (52) и Муслим (1599) в своих работах «Сахих».

Четвертый хадис. Стадии сформирования человека, предопределение  его удела, срока и деяний

Сообщается, что Абдуллах ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Правдивый в своих словах и достойный доверия в том, что получил из Откровения, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал нам: «Поистине, каждый из вас формируется в утробе своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем столько же времени он пребывает там в виде сгустка крови, затем столько же времени он пребывает в виде куска плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух, с повелением записать ему четыре вещи: удел (ризк), срок жизни (аджаль), дела, а также будет он счастливым или несчастным. Клянусь Аллахом, кроме которого нет никого достойного поклонения, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока не окажется на расстоянии всего лишь одного локтя от Рая, после чего сбудется предопределенное ему, и он станет совершать дела обитателей Ада и войдет в него. И, поистине, каждый из вас может совершать дела обитателей Ада до тех пор, пока не окажется на расстоянии всего лишь одного локтя от Ада, после чего сбудется предопределенное ему, и он станет совершать дела обитателей Рая и попадет в него».

 Достоверность данного хадиса подтвердили Аль-Бухари (3208) и Муслим (2643) в своих работах «Сахих».

 Хадис пятый. Избегание сомнительного по причине благочестия

Сообщается, что Аль-Хасан ибн Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я запомнил от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, следующие слова: «Оставь[8] то, что вызывает у тебя сомнения, и обратись к тому, что не  вызывает у тебя сомнения[9]».

Достоверный хадис, который передали Абу Иса Ат-Тирмизи (2518), Абу Абдур-Рахман Ан-Насаи (8/327). Ат-Тирмизи сказал: «Достоверный хадис».

 Хадис шестой. Отказ от того, что тебя не касается, и занятость тем, что приносит пользу

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Признаком хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от того, что его не касается»». Хадис хороший, передали Ат-Тирмизи (2317) и Ибн Маджа (3976).

Седьмой хадис. Признак совершенства Веры (Имана) – желание блага мусульманам

Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не уверует из вас никто до тех пор, пока не будет желать своему брату по Вере того же, чего желает самому себе[10]». В достоверности данного хадиса единодушны Аль-Бухари (13) и Муслим (45).

Хадис восьмой. Употребление недозволенного препятствует принятию мольбы

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О люди! Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и Посланникам, и Всевышний сказал: «O посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела» (Сура «Аль-Муминун», аят 51). Также Всевышний сказал: «Вкушайте из того благого, чем Я наделил вас…» (Сура « Аль-Бакара», аят 172). Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути[11] и воздевает свои руки к небу, повторяя: «О Господь, о Господь!», – однако пища его недозволенна, и питье его недозволенно, и одежда его недозволенна, и вскормлен он был недозволенным, так как же может быть дан ему ответ?».

Этот хадис привел Муслим в своей работе «Сахих» (1015).

 


[1] Речь идет о желании блага тому, по отношению к кому дается совет, наставление (насыха).

[2] Имам Аль-Куртуби, да смилостивится над ним Аллах, сказал в своем комментарии к Корану (3/1): «Моим условием в этой книге является указание на автора какого-либо изречения, а также составителя труда в отношении хадисов, ведь сказано: «К благодати знания относится указание на автора изречения».

[3] Т.е. в Религию.

[4] Т.е то, что противоречит Исламу, и о чем нет свидетельств и общих доводов.

[5]Имам Ан-Навави, да будет доволен им Аллах, сказал: «Смысл данных слов заключается в том, что все дела делятся на три категории. К первой категории относится явно разрешенное, дозволенность чего не скрыта от человека, например, употребление в пищу хлеба, произнесение слов, ходьба и т.д. Ко второй категории относится явно запретное, например, употребление вина, совершение прелюбодеяния и т.д. Что же касается сомнительного, то сюда относятся дела, дозволенность или запретность которых не ясна, в силу чего многие люди не имеют о них представления, тогда как ученые судят о действиях такого рода на основании конкретных аятов Корана или хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а также приходят к определённым выводам на основании суждения по аналогии (кыйас). Если же что-либо занимает промежуточное положение между дозволенным и запретным, и относительно этого нет чётких указаний в Коране и Сунне, а также по данному вопросу не выработано единодушного мнения ученых, то тогда ученый ищет самостоятельное решение и делает вывод о дозволенности или запретности этого на основании соответствующих указаний Шариата» (Аль-Вафи).

[6] Т.е отдаляется от него.

[7] Т.е имеется в виду, что человек остерегается сомнительного перед Аллахом и перед людьми, тем самым оберегая свою религию и честь.

[8] Повеление в данном случае выражает желательность (надб).

[9] Т.е не вызывает сомнений относительно своей дозволенности.

[10] Говорят, что Аль-Фудайл ибн Ияд сказал Суфьяну ибн Уяйну: «Если ты желаешь людям столько же сколько себе, то ты не проявил искренности к Щедрому Аллаху. Что же говорить о том, когда ты хочешь, чтоб они имели меньшее» (См. «Шарх Ибн Дакик Аль-Ид аля аль-арбаин»).

[11] Имеется в виду, что этот человек находится долгое время в пути ради свершения различных видов поклонения, таких как хадж, джихад и других видов блага, но при этом он не получает ответ на свою мольбу из-за того, что его еда, питье и одежда являются недозволенными. Что ж говорить о тех, кто погружен в мирское или упускает различные виды поклонения и блага!? (см. «Шарх Ибн Дакик Аль-Ид аля аль-арбаин ан-нававия»).
Автор: Имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави
Книга: Бустан аль-Арифин
Источник: darulfikr.ru

 


This post has been viewed 572 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru