19.04.2024
islamic_book.jpg

САДЫ ПОЗНАВШИХ АЛЛАhА
Часть 4

Хадис девятый. Запрет причинения вреда без причины, а также в качестве ответной меры

Передают со слов Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Недопустимо причинять вред без причины, а также в качестве ответной меры».
Малик привел этот хадис в версии «мурсаль»[1]. Ад-Дарукутни (3/77) и другие ученые привели изречение с различными цепочками передатчиков. Этот хадис является хорошим[2].
 
Хадис десятый. Религия есть проявление искренности
 
Сообщается от Тамима Ад-Дари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Религия есть[3] проявление искренности[4]». Мы спросили: «По отношению к кому?». Он сказал: «По отношению к Аллаху, к Его Книге, и к Его Посланнику, к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще».
Хадис привел Муслим (55).
 
Хадис одиннадцатый. Запрет на множество вопросов
 
Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Избегайте того, что я запретил вам, а из того, что я повелел вам, делайте то, что вам по силам. Поистине, тех, кто жил до вас погубило[5] лишь то, что они задавали множество вопросов[6] не соглашались со своими пророками[7]».
Хадис привели Аль-Бухари (7288) и Муслим )130/1337).
 
Хадис двенадцатый. Отрешенность от мира и её плоды
 
Сообщается, что Сахль ибн Саад, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел некий мужчина и сказал: «О Посланник Аллаха, укажи мне на такое деяние, что, если я совершу его, то меня полюбят и Аллах, и люди». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Отрекись[8] от бренного мира, и Аллах полюбит тебя. Отрекись от того, что в руках людей, и люди полюбят тебя».
Хадис привел Ибн Маджа (4102), назвав его хорошим.
 
Хадис тринадцатый. Неприкосновенность мусульманина.
Кровь мусульманина проливается лишь по праву, данному Шариатом
 
Сообщается от Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не дозволено проливать кровь мусульманина, свидетельствующего, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я Посланник Аллаха, за исключением трех случаев: когда дело касается женатого человека[9], совершившего прелюбодеяние, когда лишают жизни за жизнь и когда дело касается человека, оставившего веру и покинувшего общину».
Хадис привели Аль-Бухари (6878) и Муслим (1676). 
 
Хадис четырнадцатый.
Неприкосновенность крови мусульманина и его имущества
 
Сообщается от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне велено сражаться с людьми[10] до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его Посланник, и не станут совершать намаз и выплачивать закят. Если же они будут делать все это, то они защитят от меня свою жизнь и свое имущество. После этого их кровь и имущество может стать дозволенным лишь по праву, даваемому Исламом[11], и тогда отчет с них вправе требовать лишь Аллах[12]».
Хадис привели Аль-Бухари (25) и Муслим (22).
 
Хадис пятнадцатый. Столпы Ислама
 
Сообщается от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ислам зиждется на пяти столпах: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его Посланник (шахада), выполнении обязательной молитвы (намаз), выплате обязательного налога с имущества (закат), совершении хаджа, соблюдении поста в месяце Рамадан (савм)».
Хадис привели Аль-Бухари (8) и Муслим (21/16). 
 
Хадис шестнадцатый. Основы судопроизводства в Исламе
Сообщается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если людям давать требуемое ими лишь на основе их притязаний[13], то одни обязательно станут покушаться на имущество и жизнь других. Поэтому в случае тяжбы притязающий должен представить доказательство[14], а отрицающий должен принести клятву в свое оправдание». 
Хадис является хорошим в этой форме передачи, а его часть приводится в обоих «Сахихах»[15].
 
Хадис семнадцатый.
Сердце – это весы для познания благочестия и греховности
 
Сообщается от Вабисата ибн Мабада, да будет доволен им Аллах, что он пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который спросил его: «Ты пришел, чтобы спросить о благочестии и греховности?». Тот ответил: «Да». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Спроси свое сердце об этом, ибо благочестие – это то, в чем ощутили уверенность душа и сердце, а греховное – это то, что теребится в твоей душе и колеблется в груди[16], даже если люди скажут, что ты прав».
В одной передаче (риваят) сказано: «…даже если дающие заключение о дозволенности скажут, что ты прав». Хадис признан хорошим, а привели его Ахмад ибн Ханбал, Ад-Дарими и другие[17].
В «Сахихе» Муслима (15/2553) сообщается от Ан-Нуваса ибн Самаана, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Благочестие[18] есть благонравие[19], а греховное – это то, что теребится в твоей душе, и ты не хочешь, чтобы об этом узнали люди».
 
Хадис восемнадцатый. Повеление совершать все наилучшим образом
и быть милосердными к животным
 
Сообщается от Шаддада ибн Авса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах предписал все делать наилучшим образом. Если придется убивать, то убивайте хорошим способом, когда будете закалывать животное, то также совершайте это хорошим способом, и пусть каждый из вас наточит свой нож для избавления животного от мучений».
Хадис привел Муслим (1955). 
 
Хадис девятнадцатый.
Проявление Веры в виде благих слов и соблюдении прав гостя и соседа
 
Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть тот, кто верует[20] в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя».
Хадис привели Аль-Бухари (6018) и Муслим (47). 
   
Хадис двадцатый. Избегание гнева
 
Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что некий человек[21] попросил  Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Дай мне совет». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Не гневайся[22]». После этого человек несколько раз повторил свою просьбу, но каждый раз Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Не гневайся».
Хадис привел Аль-Бухари в своем «Сахих» (6116).
 
Хадис двадцать первый. Границы дозволенного и запрещенного Аллахом
 
Сообщается от Абу СалабатаАль-Хушани, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах возложил на людей обязательства (фарзы)[23], так не пренебрегайте ими[24], и установил границы[25], так не преступайте их, и запретил некоторые вещи, так не нарушайте же эти запреты, и умолчал[26] о некоторых вещах по Милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!».
Хадис привел Ад-Дарукутни (4/184) с хорошим иснадом.
 


[1]Мурсаль — это хадис, в котором не назван сподвижник, передавший его от Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
[2] Хадис приводится от Амра ибн Яхья, да будет доволен им Аллах, в «Аль-Мувата» (2/745); от отца Амра ибн Яхья, да будет доволен им Аллах, в «Ас-Сунан аль-кубра» имама Аль-Байхаки (6/69); от Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, в «Аль-Мустадрак» (2/58).
[3] Т.е опорой и основой религии является проявление искренности.
[4] Под искренностью (насыха) имеется в виду желание добра, блага тому, кому делается доброе наставление.
[5] Т.е стало причиной мучений в обоих мирах.
[6] Особенно о том, что не касалось их, а также о вещах, в знании которых они не имели никакой необходимости.
[7] Т.е. непослушание пророкам, колебания и сомнения относительно того, что они сообщали, а также споры относительно норм и законоположений, с которыми они являлись.
[8] Имам Ахмад ибн Ханбал, да будет доволен им Аллах, делил отрешенность на три вида. Первый вид – это оставление недозволенного, что является отрешённостью обычных людей. Второй – оставление излишнего из дозволенного, что является отрешенностью избранных. Третий – оставление того, что отвлекает от Аллаха, и это является отречением людей, познавших Аллаха.
[9] Т.е. когда дело касается женатого мужчины или замужней женщины.
[10] Речь идет о многобожниках. Имеется риваят Ан-Насаи, в котором говорится: «Мне велено сражаться с многобожниками…» (3966).
[11] Т.е. их жизнь и имущество после принятия Ислама станут неприкосновенными, если только они не нарушат соответствующие нормы Шариата или не отступят от Веры.
[12] Т.е. отчет за скрытое от человека и за правдивость сердец, так как лишь Аллах знает о мыслях и внутреннем расположении другого человека.
[13] Т.е без наличия каких-либо доказательств.
[14] Т.е свидетелей.
[15] Аль-Бухари (4552), Муслим (1711).
[16] Т.е в отношении дозволенности этого возникают сомнения.
[17] Ахмад (4/228), Ад-Дарими (2575), иснад этого хадиса является слабым.
[18] Имам Ат-Тирмизи сказал: «Под благочестием здесь подразумевается поддерживание родственных отношений, раздача милостыни и подчинение Аллаху» (см. комментарий имама Ат-Тафтазани на «Аль-Арбаин» имама Ан-Навави»).
[19] Т.е. благонравие является наиболее великим из его качеств.
[20] Имеется в виду тот, кто верит в Аллаха совершенной Верой, спасающей от наказания Аллаха и приводящей к Его довольству. 
[21] Это был сподвижник Джарият ибн Куддама, да будет доволен им Аллах. Также есть версия, что это был Ибн Умар, да будет им Аллах.
[22] Т.е. «избегай того, что может, стать причиной гнева» или же «не иди на поводу гнева».
[23] Шариат делит действия на запрещенные (харам), дозволенные (халял), обязательные (фарз), желательные (сунна), нежелательные (макрух). Запрещенное действие – это действие за оставление которого человек получает вознаграждение, а за его совершение подвергается наказанию. Дозволенное – это действие, которое человеку дозволено как совершать, так и оставить. Обязательное – это действие, за совершение которого человек получает награду, а за его оставление подвергается наказанию. Желательное – это действие, за совершение которого человек получает награду, а за его оставление не наказывается. Нежелательное – это действие, за совершение которого человек не наказывается, а за его оставление получает вознаграждение.
[24] Т.е. не оставляйте исполнение этих обязанностей и не проявляйте в этом пренебрежительность.
[25] Худуд — определенное наказание в Шариате, призванное удерживать от греха.
[26] Т.е. не определил их как обязательные или недозволенные, и поэтому в Шариате в своей основе они считаются дозволенными.
Автор: Имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави

Книга: Бустан аль-Арифин
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *