ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ТАСАВВУФ

цв021САДЫ ПОЗНАВШИХ АЛЛАhА
Часть 6
ГЛАВА 2.
О сущности искренности и правдивости
 
Всевышний Аллах в отношении искренности сказал следующее: «Им было велено поклоняться лишь Аллаху, служа ему искренне, как единобожники» (Сура «Аль-Байина», аят 5).
 Передано от Хузайфы ибн Аль-Ямана, да будет доволен им Аллах, что он спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о том, что такое искренность, и он ответил, что спросил об этом у Джибриля, а тот сказал, что  спросил об этом у Всемогущего Господа, и Он ответил: «Искренность – это одна из Моих сокровенных тайн, которую я вложил в сердца Моих рабов, которых Я люблю»[1]. Поэтому пришло от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, чьей наибольшей заботой будет Вечный мир (ахират), Аллах вложит в сердце достаток (тем, что имеется у него), соберет его дела, и к нему придет сужденное ему из бренного мира без его желания на это. А тому, чьей наибольшей целью будет бренный мир (дунья), Аллах установит бедность перед его глазами, рассеет его дела, и из (доли) ближнего мира он получит лишь то, что суждено ему, несмотря на все его старания получить больше». Передал Ат-Тирмизи[2].
В другой передаче сказано: «Аллах рассеет дела и представит бедность перед  глазами того, чьим намерением являлся ближний мир (дунья), а тому, чьим намерением являлся Вечный мир (ахират), Аллах соберет его дела и вложит богатство в сердце, а ближний мир придет к нему, хотя он и не желал этого»[3]
 
Искренность в намерении – основа поклонения
 
Знай, что искренность в намерении – это основа в различных видах поклонения, так как передано: «Поистине, человек  пребывает с семьей и детьми,  в то время как  с его меча капает кровь на пути Аллаха»[4].
 «Поистине, человеку записывается милостыня, в то время как он не давал ее»[5].
«Поистине, человек выполняет малое деяние, не обращая на него внимания, а с этим поступком поднимаются ангелы, записывающие деяния, и Аллах говорит: «Запишите его в число обитателей Рая[6], ибо, поистине, посредством этого деяния он желал Моего Довольства». 
 
О значении слов «Намерение правоверного лучше его деяния».
 
До нас дошли следующие слова: «Намерение правоверного лучше его деяния, а намерение неверного хуже его деяния»[7].
Сказано: «Лучше, чем деяние неверного». Также сказано, что эти слова имели место быть, потому что в деяние может войти показуха (рия), а в намерение – нет. Или потому что намерение улучшает деяние, и в этом отношении намерение лучше деяния».
Также передаются следующие слова: «Намерение правоверного лучше, чем его деяние»[8].
 
Искренность – причина довольства Аллаха и счастья
в Следующей жизни
 
От Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто покинул ближний мир, искренне поклоняясь Всевышнему Аллаху и не придавая Ему сотоварища, совершая намаз и выплачивая закат, тот приобрел довольство Аллаха».
Анас сказал: «Это и есть религия, с которой пришли посланники и довели ее до людей от своего Господа, еще до многословия и изобретения разных видов страстей»[9].
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нам велено придерживаться искренности в тайном и явном, справедливости в довольстве и гневе, умеренности в  богатстве и бедности»[10].
Передаются следующие слова: «Напасть искренности – это показуха (рия), а напасть деяний – отсутствие искренности». Всевышний Аллах говорит: «Им было велено поклоняться лишь Аллаху, служа ему искренне, как единобожники (ханифы)» (Сура «Аль-Байина», аят 5).
Сказано: «К числу признаков приближённых к Аллаху людей (авлия) относятся три признака: глубокая убежденность Веры (якын), искренность и упование на Аллаха (таваккуль)». Также: «Причиной счастья являются два качества: искренность и набожность». Также: «Нет деяния у того, у кого отсутствует искренность»[11]. Также: «Существуют два качества из Сунны посланников: искренность и глубокая убежденность Веры».
До нас дошло следующее: «О люди! Будьте искренни по отношению к Аллаху, ибо поистине, Аллах принимает лишь то, что было совершено искренне ради Него. Не говорите: «Это ради Аллаха и ради родства», – ибо, поистине, это было ради родства, и нет в этом доли Аллаху. Также не говорите: «Это ради Аллаха и ради вас», ибо и в этом нет доли Аллаху»[12].
 
Определение искренности знающими людьми
 
Передается от наставника (устаза), имама Абуль-Касима Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Аллах: «Искренность – это сознательное всецелое посвящение повиновению лишь одному Истинному. Данный смысл заключается в стремлении к приближению к Аллаху посредством своего повиновения, проявляя его ни из притворства перед кем-либо из сотворенных существ, ни из-за похвалы и восхваления людей в свой адрес, ни ради чего-либо другого, а только лишь ради приближения ко Всевышнему».
Он также отметил: «Можно сказать, что искренность заключается в сохранении себя от зависимости от людей»[13].
Передается от наставника (устаза) Абу Али Ад-Дакака, да смилостивится над ним Аллах, что он сказал: «Искренность заключается в сохранении себя от взоров творений Аллаха, а  правдивость – в стремлении выйти из повиновения своему эго (нафс)»[14]. «Искренний человек не совершает ничего напоказ, а правдивый далек от самолюбия».
Передается от Абу Якуба Ас-Суси, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Если кто-либо увидит искренность в своей искренности, то искренность такого человека нуждается в искренности».
Передается от  господина Джалила Зун-Нуна, да будет доволен им Аллах, что  он  сказал: «Имеется три признака искренности: одинаковое отношение к похвале и порицанию людей, отказ от привычки полагаться на свои деяния[15] и стремление получить награду за свершаемое в мире вечном»[16].
Передается от Абу Усмана Аль-Магриби, да смилостивится над ним Аллах, что он сказал: «Искренность означает забыть, что о тебе думают творения, по причине твоих постоянных мыслей о Творце»[17].
Передается от Хузайфы Аль-Мараши, да смилостивится над ним Аллах, что он сказал: «Искренность заключается в том, чтобы явные и тайные деяния раба не отличались друг от друга».
 
Искренность  простых и избранных людей
 
Передается от господина Аль-Фудайла ибн Ияда, да смилостивится над ним Аллах, что он сказал: «Отказ от совершения деяния ради людей – это показуха (рия), а совершение деяния ради людей – это проявление многобожия (ширк). Искренность же заключается в том, чтобы Аллах избавил тебя от всего этого».
Сообщается от господина Абу Мухаммада Сахля ибн Абдуллаха Ат-Тустари, да смилостивится над ним Аллах, что его спросили: «Что является наиболее трудным для эго (нафса)?». Он ответил: «Искренность, так как у эго (нафса) отсутствует в ней доля». 
Передается от Сайфа ибн Аль-Хусейна, да смилостивится над ним Аллах: «Самой дорогой и редкой вещью в мире является искренность».
 Передается от Абу Усмана Аль-Магриби, да смилостивится над ним Аллах, что он сказал: «Искренность простых людей – это такая искренность, в которой у эго (нафса) нет доли. Искренность избранных рабов Аллаха – это такая искренность, которая имеет место быть против их воли, а не посредством ее. У них проявляется послушание,  в то время как они изолированы от искренности, не видят и не принимают ее в расчет»[18].
Передается от господина, имама, человека из поколения, следующего за сподвижниками, Макхула, да будет доволен им Аллах: «Если в течение сорока дней раб Аллаха будет проявлять искренность, то на его языке и в сердце обязательно проявятся признаки мудрости»[19].
Передается от Сахля Ат-Тустари, да смилостивится над ним Аллах: «Кто правдиво от сердца отрешится от этого мира  в течение сорока дней будучи искренним, у того проявятся чудеса (карамат). Если же они не проявятся у кого-либо, то это по причине отсутствия у него правдивости в его отрешенности». У Сахля спросили: «В чем у него проявится чудо (карамат)?». Он ответил: «Он возьмет то, что захочет, как захочет и откуда захочет»[20]
 
Толкование искренности  у проницательных людей
 
Сахль Ат-Тустари, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Проницательные люди исследовали понятие «искренность» и пришли к следующему толкованию: «Когда в тайне и наяву движения и покой человека осуществляются лишь ради одного Всевышнего Аллаха без смешивания чего-либо с этим: ни человека, ни страсти, ни мирского»[21].
 
 

 

 


[1] Упоминается Ас-Саалаби в «Аль-Кашф ва аль-байан» (2/6), имамом Аль-Кушайри через свой иснад в «Ар-Рисалят аль-кушайрийя», имамом Аль-Куртуби в «Аль-Джамиу ли ахкам аль-кур`ан» (2/146) и Абу Хайаном в «Аль-Бахру аль-мухит» (1/413). Имам Закарья Аль-Ансари, да смилостивится над ним Аллах, сказал в «Ихкаму ад-даляля» (2/628): «Сказано, что сердце того, между кем и Аллахом нет сокровенной тайны, будет постоянно отвлечено от мыслей о Господе, и вследствие этого человек не покается».
[2] «Сунан» Ат-Тирмизи (2465); «Тухватуль ахвази» Мубаракфури.
[3] Приводит Ибн Маджа (94105), Ибн Хиббан (680), от нашего господина Зайда ибн Сабита, да будет доволен им Аллах.
[4] Имам Ахмад (1/397) приводит от нашего господина Абдуллаха ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах: «Поистине, большинство павших за Веру (шахидов) моей общины (уммы) – это умершие в постели. Лишь Аллах знает лучше всех о намерении убитого между рядами».
[5] Т.е имел намерение дать милостыню, но не смог.
[6] Другой вариант перевода: «Запишите его в книгу деяний праведников».
[7] «Тарих Багдад» (9/236) от нашего господина Сахля ибн Саида, да будет доволен  им Аллах, но со словами: «Деяние неверного лучше его намерения».
[8] «Муснад Аш-Шихаб» (147) и «Шуаб аль-иман» (6445) от нашего господина Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах.
[9] «Аль-Мустадрак» (2/333), «Сунан Ибн Маджы» (70).
[10] «Шуаб аль-иман» (6865) от нашего господина Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
[11] «Тарих Димашк» (64/45) от нашего господина Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах.
[12] Приводится в «Сунан Ад-Дарукутни» (1/15) и «Шуаб аль-иман» (6417) от нашего господина Ад-Даххака ибн Кайс Аль-Фихри, да будет доволен им Аллах.
[13] Т.е. чтобы раб Аллаха не обращал внимания на похвалу и порицание людей, а также на то, чем они обладают. Сюда же входит смысл не радоваться тому, что кто-либо увидел деяние, совершаемое им.
[14] Т.е. в избавлении себя от того, чтобы считать свое деяние хорошим и приписывать его себе.
[15] Здесь имеется в виду, что человек должен полагаться только на Аллаха, так как ни дела, ни слова, ни знания не могут привести его к спасению.
[16] Первым из признаков искренности является одинаковое отношение к похвале и порицанию со стороны всех людей, а не только лишь определенной группы, что является первой степенью, заключающейся в спасении от показухи. Вторая степень заключается в том, чтобы не видеть свои деяния, чтобы не смотреть на вред и пользу, исходящую от них, чтобы забыть похвалу и порицание людей в отношении этих деяний, и все это по причине полной занятости такого человека своей искренностью. Третья степень заключается в том, чтобы забыть о вознаграждении за свое деяние в обоих мирах, чтобы это не приходило в голову вообще (см. «Шарх рисалят»).
[17] Это искренность людей, познавших Аллаха, ибо они очищают свои деяния даже от своего же взора увидеть их хорошими.
[18] Шейх Закарья Аль-Ансари, да смилостивится над ним Аллах, сказал в «Ихкаму аль-адилля» (2/627): «Степеней искренности три: наивысшая, средняя и нижняя. Наивысшая искренность заключается в том, чтобы раб поклонялся лишь одному Аллаху, следуя Его велениям и исполняя свои обязанности в поклонении. Средняя – чтобы раб совершал деяния  ради  награды в Следующей жизни (ахират). Нижняя – чтобы свершать деяния ради  почета от Аллаха в ближней жизни и спасения от Его бед. Все помимо этого – показуха (рия), даже если ее составляющие и отличаются друг от друга».
[19] «Ар-Рисалят аль-кушайрия» (стр. 360); «Маджму» (1/28).
[20] Это значит, что Аллах проявит Свою милость к нему и облегчит ему свершение остальных действий, строго следуя Исламу, хотя из-за правдивости не обязательно проявляются чудеса (караматы) (см. «Ар-Рисалят аль-кушайрия», стр. 572).
[21] «Шуаб аль-иман» Аль-Байхаки (6468), «Аль-Азкар» (стр. 34).
Автор: Имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави
Источник: darulfikr.ru

This post has been viewed 335 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru