25.04.2024

обои Аниме девушка на кровати 1280х800. Картинки для рабочего столаСАДЫ ПОЗНАВШИХ АЛЛАhА

ГЛАВА 4.

ПОЯСНЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАМЕРЕНИЯ

И РАЗЪЯСНЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ ЭТОГО ОТ ПРАВЕДНИКОВ

 Как установлено в достоверных хадисах, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела. Тому, кто решит сделать доброе дело, но у него не получится, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела. Если же человек задумает доброе дело и совершит его, Аллах запишет ему от десяти до семисот и более добрых дел»[1].

Как установлено в достоверном хадисе сборника «Сахих», Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о войске, которое будет направляться на Мекку: «Земля проглотит их от первого до последнего». Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «О Посланник Аллаха, как же она поглотит их от первого до последнего, ведь среди них будут и простые люди и те, кто не относится к ним[2]?». Он ответил: «Они будут поглощены от  первого до последнего, а потом воскрешены в соответствии с их намерениями[3]»[4].  

Как установлено в достоверном хадисе в обоих «Сахихах» от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет переселения (хиджры) после завоевания Мекки, но осталась война (джихад) и благое намерение»[5].

 

Разногласия в разъяснении слов:

«Нет переселения (хиджры) после взятия…»

Ученые шафиитского и иных мазхабов расходятся в понимании смысла слов: «Нет переселения (хиджры) после взятия…». Сказано, что они означают: «Нет переселения (хиджры) из Мекки, так как она стала обителью Ислама». Также сказано, что эти слова означают: «Нет переселения (хиджры) после взятия Мекки, которая достигла бы такого превосходства[6], подобной той, что была до взятия Мекки»[7].

Что касается переселения (хиджры) из стран неверных в наше время, то оно является категоричной обязанностью (вуджуб мутааккид) для того, кто в состоянии совершить его при условии, что у него нет там возможности открыто исповедовать Ислам. Если же у человека есть такая возможность, то переселение (хиджра) для него желательно (мустахабб), но не обязательно. Аллах лучше знает.

 

Я не ставлю это условием для моего Господа

Передано от уважаемого господина Абу Майсарата Амр ибн Шурахбиля Ат-Табиия Аль-Куфия Аль-Хамдани, да будет доволен им Аллах, что он, получая подарок, часть отдавал в качестве милостыни, а когда приходил к своей семье, и они считали то, что он получил, то находили его не уменьшившимся. Он сказал сыновьям своего брата: «Разве вы не поступаете так?». Они ответили: «Если бы мы знали, что оно не уменьшится, то обязательно поступали бы так». Тогда Абу Майсарат сказал: «Поистине, я не ставлю это условием[8] для моего Всемогущего и Великого Господа»[9].

 

Пять качеств, в которых содержится благо

ближнего и вечного миров

Наш имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «В пяти качествах содержится благо ближнего и вечного миров: в богатстве души, в воздержании от причинения вреда окружающим, в дозволенном заработке, в благопристойности и в уверенности во Всевышнем Аллахе в любом состоянии»[10].

Передано от уважаемого господина Хаммада ибн Саламата, да смилостивится над ним Аллах, которого считали одним из наиболее приближенных к Аллаху (абдал): «Изучающий хадисы не ради Аллаха обманется этим»[11].

Уважаемый господин Ахмад ибн Абу Аль-Хавари привел в своей в книге «Аз-Зухд» (Ты увидишь, если это будет угодно Всевышнему Аллаху, ценную информацию, которую я приведу из неё. Сейчас же я еще не получил её цепочки передач (иснада), однако у меня имеется отличная, проверенная, хорошо сделанная копия, о которой некоторые из ученых и опытных людей сказали мне, что она сделана почерком Ад-Дарукутни, да смилостивится над ним Аллах): «Нам рассказал Исхак ибн Халаф от Хафса ибн Гияса: «Абдур-Рахман ибн Аль-Асвад, да будет доволен им Аллах, ел хлеб исключительно с намерением». Я спросил Исхака: «Какое может быть намерение, когда ешь хлеб?» – и он ответил: «Он ел, а когда тяжелел для намаза, то уменьшал количество пищи, чтобы быть легким для молитвы (намаза). Когда же он уменьшал количество пищи и слабел от этого, то начинал есть, чтобы подкрепить силы. Таким образом, и принятие, и оставление им пищи было для молитвы (намаза)».    

Слова «быть легким» означают быть подвижным для намаза, чтобы было проще его совершать и наслаждаться им.

Ахмад ибн Абу Аль-Хавари сказал: «Я слышал как Абу Сулейман Ад-Дарани,  да смилостивится над ним Аллах, говорил: «Обращайтесь к Аллаху посредством ваших сердец». Смысл этих слов: «Очищайте и исправляйте ваши сердца и не упускайте ничего из явных деяний».

Абу Сулайман был из числа людей, познавших Аллаха (арифов), обладателей явных чудес (караматов), высоких состояний и мудрости.  Его имя было Абдур-Рахман ибн Ахмад ибн Атийа. Здесь будут приведены, если это будет угодно Всевышнему Аллаху, ценные знания, которые я перенял у Абу Сулеймана, являющегося одной из гордостей Дамаска и его окрестностей.

Сказанное Абу Сулайманом Ад-Дарани похоже на переданное нами от уважаемого господина Абу Али Аль-Фудзайл ибн Ияда, да будет доволен им Аллах: «По нашему мнению, достигшие желаемого люди получили это не посредством многочисленных молитв (намазов) и постов, а посредством великодушия, чистоты сердца и искренности к людям (умме)»[12]. 

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал: «Кто желает получить блага от Аллаха, пусть улучшит мнение о людях».

 

Видение Кабисатом имама Суфьяна Ас-Саври во сне после его смерти

Нам сообщил наш шейх, имам Аль-Хафиз Абуль-Бака, во время моего обучения у него: «Нам сообщил Аль-Хафиз Абуль-Гани, дав разрешение на дальнейшую передачу этой информации, нам сообщил Абу Тахир Ас-Силафи, нам сообщил Абу Мухаммад Абдур-Рахман ибн Хамд Ад-Дуни: «Я слышал от Абуль-Хасана Али ибн Мухаммада Аль-Асабази, нам сообщил Али ибн Аль-Хусейн ибн Али, нам сообщил Абу мансур Яхья ибн Ахмад Аль-Марвази: «Я слышал, как Абу Тахир Мухаммад ибн Аль-Хусайн ибн Маймун говорил: «Я слышал, как Абу Муса Харун ибн Муса говорил: «Абу Хатим Мухаммад ибн Идрис сказал: «Я слышал, как Кабисат сказал: «Я увидел во сне Суфьяна Ас-Саври и сказал ему: «Что сделал с тобою Аллах?». Он ответил: «Я воочию посмотрел на моего Господа. Он сказал мне: «Во благо тебе Мое довольство, о Ибн Саид. Поистине, ты часто вставал для поклонения, когда наступал мрак, и был со слезами на глазах и обладал любящим сердцем. Выбирай дворец, какой пожелаешь, и посещай Меня, ибо, поистине, Я не далек от тебя»[13].

Его слова: «Я воочию посмотрел на моего Господа», – означают:  «Прямо без завесы и посланника». Под словами: «Когда наступал мрак», – подразумевается темнота. Слово же «любящий» нужно понимать следующим образом: «Любящий правдивой любовью Аллаха». Ученые в области языка сказали: «Сердце, которое наполнено влюбленностью». 

 

Мольба о прощении (истигфар) сердца и языка 

Нам сообщил наш шейх, имам Аль-Хафиз Абуль-Бака, да смилостивится над ним Аллах, нам сообщил Абу Мухаммад Абдуль-Азиз ибн Маали, нам сообщил Аль-Кази Абу Бакр Мухаммад ибн Абдуль-Баки Аль-Ансари, нам рассказал имам Аль-Хафиз Абу Бакр Аль-Хатиб, нам сообщил Абуль-Фатх Мухаммад ибн Ахмад ибн Абуль-Фарис, нам сообщил Мухаммад ибн Ахмад Аль-Варрак: «Я слышал как Абдуллах ибн Сахль Ар-Рази говорил: «Я слышал как Яхья ибн Муаз Ар-Рази, да будет доволен им Аллах, говорил: «Сколько же просящих прощения грехов, которые ненавистны Аллаху, и к скольким же молчащим Аллах проявил Милость! Ведь первый просил прощения грехов у Аллаха с нечестивым сердцем, а второй молчал с сердцем,  поминающим Аллаха»[14].

Передано по цепочке передач (иснаду) до Аль-Хатиба, что он сказал: «Нам рассказал Абуль-Хасан Аль-Ваиз: «Я слышал, как Абу Абдуллах Ахмад ибн Атта Ар-Рузбари, да смилостивится над ним Аллах говорил: «Тому, кто отправился за знаниями ради самих знаний, они не принесут пользу. Тому, кто отправился за знаниями, желая поступать согласно им, принесет пользу даже малая часть знаний»[15].

 Через эту же цепочку передач (иснад) передается, что Абу Абдуллах ибн Ата сказал: «Знание зависит от действия согласно ему, действие зависит от искренности, а искренность к Всевышнему Аллаху порождает проницательность, исходящую от Всемогущего и Великого»[16]. Здесь имеется в виду искомое, полезное знание, как сказал наш имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах: «Знание – это не то, что выучено, знание – это то, что приносит пользу»[17].

 

Чистота сердца — лучший путь в Рай

Нам сообщил наш шейх Абуль-Бака, нам сообщил Абу Мухаммад, нам сообщил Абу Бакр, нам сообщил Аль-Хатиб, нам сообщил Али ибн Махмуд Ас-Суфи, нам сообщил Абдуль-Ваххаб ибн Аль-Хасан Аль-Киляби, нам рассказал Саид ибн Абдуль-Азиз Аль-Халяби: «Я слышал, как Касим Аль-Джуи, да будет доволен им Аллах, сказал: «Основа религии – это набожность, наилучшее поклонение – проведенное в ночи, а наилучший из путей в Рай – чистота сердца»[18].

Имам, Аль-Хафиз Абу Саид Ас-Сам`ани сказал: «У Касима Аль-Джуи проявлялись чудеса (караматы). Вероятно, он подолгу пребывал голодным»[19].

 

О четырех основах нашего дела

Нам сообщил наш шейх Абуль-Бака, нам сообщил Абу Мухаммад, нам сообщил Абу Бакр, нам сообщил Аль-Хатиб, нам сообщил Ахмад ибн Аль-Хусайн ибн Ас-Саммак: «Я слышал, как Абу Бакр Ад-Дукий сказал: «Я слышал, как Абу Бакр Аз-Заккак, да будет доволен им Аллах, говорил: «Наше дело возведено на  четырех основах: мы едим, лишь сильно проголодавшись; мы спим, лишь выбившись из сил; мы молчим лишь из-за боязни; мы  говорим лишь из-за сильной любви и волнения»[20].

Ад-Дукий был одним из великих суфиев, обладателей познания и чудес (караматов). Он скончался в Дамаске в месяце джмад аль-уля в 360 году. Что касается Аз-Заккака, то Ас-Самани сказал: «Он был одним из величайших суфиев, обладателей  явных чудес (караматов) и познаний»[21]».

Через эту же цепочку (иснад) до Аз-Заккака передается, что он сказал: «Каждого приписывают к своей родословной, кроме бедных (фукара). Поистине, их связывают с Всемогущим и Великим Аллахом. Знатность и родословная любого завершится, кроме их знатности и родословной, ибо, поистине, их родословная – это правдивость, а их знатность – это бедность»[22].

 

Совершение деяний искренне лишь ради Аллаха

До нас дошло от имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, через Аль-Байхаки, да смилостивится над ним Аллах, с его цепочкой передач (иснад), что Юнус ибн Абдул-Алий сказал: «Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал мне: «О Абу Муса, если ты приложишь все усилия, чтобы вызвать довольство всех людей, то не сможешь сделать этого. Поэтому будь искренен в своем деянии и намерении перед Всемогущим и Великим Аллахом»[23].

  Нам сообщил наш шейх Абуль-Бака, нам сообщил Абу Мухаммад, нам сообщил Абу Бакр, нам сообщил аль-Хатиб, нам сообщил Ахмад ибн Аль-Хусайн Аль-Ваиз: «Я слышал, как Абу Бакр Ат-Тарасуси сказал: «Я слышал, как Ибрахим ибн Шайбан сказал: «Я слышал, как Абу Абдуллах Аль-Магриби говорил: «Чернорабочий лучше суфия, не обладающего правдивостью».

 

Рассказ об искренности (нусх) Хаммада ибн Салама  к правителю

Передано через многочисленные цепочки передач (иснады) от Мукатиля ибн Салиха Аль-Хурасани, что он сказал: «Я вошел к Хаммаду ибн Саламату, да будет доволен им Аллах. В комнате была лишь циновка, на которой он сидел, свиток Корана (мусхаф), который он читал, походная сумка (джираб), посредством которой он занимался наукой и сосуд (митхара), из которого он совершал омовение. В это момент, когда я сидел у него, кто-то постучался в дверь, и он сказал: «Девочка, выйди и посмотри, кто это!» Она ответила: «Это человек, посланный Мухаммдом ибн Сулайманом». Он сказал ей: «Скажи ему, чтобы он вошел один». После того как мужчина вошел, он поприветствовал всех и вручил ему письмо, сказав: «Прочти».

В письме было следующее: «Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим в мире вечном. От Мухаммада ибн Сулаймана к Хаммаду ибн Саламату. Да приветствует тебя Аллах тем, чем приветствовал Своих приближенных рабов (авлия) и всецело предавшихся поклонению Ему. У нас возник вопрос…Навести нас, чтобы мы смогли услышать от тебя ответ».

Он сказал: «Девочка, давай сюда чернильницу!». Затем он сказал мне: «Напиши на оборотной стороне письма: «И тебя да приветствует Аллах тем, чем приветствовал  Своих приближенных рабов (авлия) и всецело предавшихся поклонению Ему. Мы еще застали тех ученых, которые не ходили к кому-то давать ответы. Если у тебя появился вопрос, то приходи к нам лично, чтобы задать его. Если ты решишь навестить нас для этого, то приходи один, без сопровождающих, иначе я не проявлю искренности ни к тебе, ни к себе. Мир вам».

Однажды, когда я сидел возле него, в дверь постучали, и он сказал: «Девочка, выйди, посмотри, кто это».  Она сказала: «Мухаммад ибн Сулайман». Он сказал ей: «Скажи ему, чтобы входил один».

Он вошел, поприветствовал нас, затем сел перед ним и сказал: «Почему меня переполняет страх, когда я смотрю на тебя?».

Хаммад сказал: «Я слышал, как Сабит (имеется в виду Аль-Бунани) говорил: «Я слышал, как Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Когда ученый посредством своего знания желает довольства Аллаха, то все благоговеет перед ним. Если же он пожелает посредством знаний накопить богатство, то он будет бояться  всего»[24].

Он сказал: «Что ты скажешь, да смилостивится над тобой Аллах, о мужчине, у которого два сына, одним из которых он доволен больше и поэтому хочет оставить ему еще при жизни две трети своего имущества?». Он сказал: «Да смилостивится над тобой Аллах, поистине, я слышал, как Сабит Аль-Бунани говорил: «Я слышал, как Анас ибн Малик говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Поистине, когда Всемогущий и Великий Аллах хочет наказать раба посредством его же имущества, Он способствует при его смерти составлению несправедливого завещания»[25].

Он также спросил: «Есть ли у тебя нужда?» – Хаммад ответил: «Дай, если это не будет бедствием для религии». Мухаммад ибн Сулайман сказал: «Возьми сорок тысяч дирхамов и используй их для удовлетворения своих потребностей».  Тогда Хаммад сказал: «Я верну эти деньги тем, у кого ты несправедливо их отнял».  Мухаммад сказал: «Клянусь Аллахом, я даю тебе лишь полученное в наследство». Он сказал: «Я не нуждаюсь в них, убери их от меня, и да простит Аллах твои грехи». Тогда Мухаммад спросил: «Возьмешь ли ты что-либо другое?». Хаммад ответил: «Дай, если это не будет бедствием для религии». Мухаммад сказал: «Возьми и раздай». На что Хаммад возразил: «Вероятно, даже если я и буду справедлив в распределении денег, то тот, кому не досталось,  скажет: «Поистине, он не был справедлив в распределении», – и этим впадет в грех. Убери их от меня, и да простит тебя Аллах»[26].

Я сказал: «Как удивительно прекрасен этот рассказ, сколько же много в нем пользы, сколько много ценного он вобрал в себя, и  как много в нем  указаний на важные правила!»

 

Видение Хаммада ибн Саламата во сне после его смерти

Нам сообщил наш шейх Аль-Хафиз Абуль-Бака, когда я учился у него, нам сообщил Аль-Хафиз Абдуль-Ганий, дав разрешение на передачу этой информации другим, нам сообщил Мухаммад ибн Абдуль-Бакий, нам сообщил Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад ибн Аль-Хатиб, нам сообщил Абуль-Хусайн Али ибн Мухаммад ибн Бишран, нам сообщил Аль-Хусайн ибн Сафван, нам рассказал Абдуллах ибн Мухаммад, мне же рассказал Абу Абдуллах Ат-Тамими от своего отца: «Я увидел Хаммада ибн Саламата  во сне и спросил его: «Что сделал с тобою твой Господь?». Он ответил: «Благо». Я спросил: «Что именно?». Он ответил: «Он сказал мне: «Ты долго утруждал себя, и сегодня Я продлю твой отдых, а также отдых тех, кто утомлял себя ради Меня.  Как же прекрасно то, что Я уготовил для них![27]».

 



[1] «Сахих Аль-Бухари» (6491), «Сахих Муслим» (131) от Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах.

[2] К примеру, путники, идущие вместе с войском.

[3] Т.е. в День Суда они будут отчитаны в соответствии с их намерениями, и им воздастся в соответствии с этим.

[4] «Сахих Аль-Бухари» (2118).

[5] «Сахих Аль-Бухари» (2783), «Сахих Муслима» (1353).

[6] Имеется в виду переселение (хиджра), за которую полагается такая же награда, как за переселение в период, когда Мекка была в руках многобожников.

[7] Имам Ан-Навави, да смилостивится над ним Аллах, данное мнение посчитал наиболее верным в своем комментарии на «Сахих Муслима».

[8] Т.е. он отдавал милостыню без условия, что ему будут возмещены его расходы из этого. 

[9] «Табакат ибн Саад» (8/226).

[10] «Тахзиб аль-асма ва ал-люгат» (1/178).

[11] «Аль-Джамиу ли ахляки ар-рави ва адаби ас-сами» (20).

[12] «Хульят аль-авлия» (8/103).

[13] «Ихья улюм ад-дин» (9/518).

[14] «Аз-Зухд ва ар-ракаик» (23); «Сафват ас-сафва» (4/63).

[15] «Тарих Аль-Багдад» (5/97).

[16] «Тарих Аль-Багдад» (95/98).

[17] «Аль-Мадхаль иля ас-сунан аль-кубра» (516), «Хульят аль-авлия» (9/123).

[18] «Сыфат аль-сафва» (3/160).

[19] «Аль-Ансаб» (2/123).

[20] «Тарих Аль-Багдад» (2/319).

[21] «Аль-Ансаб» (3/160).

[22] «Тарих Аль-Багдад» (2/319).

[23] «Манакиб Аш-Шафии» (2/173).

[24] «Аль-Фирдаус» (4201).

[25] «Аль-Фирдаус» (944).

[26] «Тарих Димашк» (953/133), «Сифату ас-сафва» (3/213).

 [27] «Сифат ас-сафва» (3/213)
Автор: Имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави
Книга: Бустан аль-Арифин
Источник: darulfikr.ru

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *