28.03.2024

Самые яркие звезды Среднего Урала засверкают под ирбитским н…САДЫ ПОЗНАВШИХ АЛЛАХА
Часть 10
ГЛАВА  5.

РОССЫПЬ  ЦЕННЫХ СЛОВ

 

Три качества, на которых зиждется Ислам

Передано в «Сахих» Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах: «Аммар, да будет доволен им Аллах, сказал: «В полной мере верой (иманом) обладает тот, кому присущи три качества: исходящая от души справедливость, приветствие людей миром и расходование имущества, невзирая на собственнную бедность»[1].

Я сказал: «Аммар, да будет доволен им Аллах, собрал в этих словах благо этого и следующего миров. На этих трех качествах зиждется стержень Ислама, так как тот, кто справедлив к себе в том, что он должен по отношению к Аллаху и творениям, и справедлив в отношении своей души, проявляя к ней искренность и оберегая её, тот достиг предела в покорности Аллаху».

Его слова: «Приветствие людей миром», – подразумевают всех людей, как это указано в словах Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Лучшее проявление  Ислама состоит в том, чтобы кормить людей и приветствовать тех, кого знаешь и тех, кого не знаешь»[2].

Это относится к признакам величайших высоких нравов, что предполагает отсутствие вражды, ненависти, презрения к людям и превознесения себя над ними. 

Что касается слов: «Расходование имущества, невзирая на собственную бедность», – то это является пределом щедрости.  Аллах восхваляет такое качество в Коране: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются»[3]. Данное выражение является общим и включает в себя расходы человека на семью, гостей, просящего и многое другое с целью проявить покорность перед Аллахом. Ведь такое расходование средств заключает в себе упование на Всевышнего, опору на широту Его милости, и веру в то, что Он взял на Себя обеспечение уделом. Также данные слова указывают на отрешенность от мирского, безразличие к его делам, отказ от гордости друг перед другом и увеличения удела в этой жизни. Упомянутые выше слова включают в себя и другие не упомянутые мною блага, однако, я предпочел в этой книге остановиться на этом из-за боязни возникновения скуки от чтения.

Передано в «Шарх ас-сунна» имама Аль-Багави от Аммара, да будет доволен им Аллах, от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Аллах знает лучше[4].

 

Побуждение к старанию в приобретении знаний

Передано в «Сахих» имама Муслима, да смилостивится над ним Аллах, что Яхья ибн Яхья сказал: «Нам сообщил Абдуллах ибн Яхья ибн Абу Касир: «Я слышал, как мой отец сказал: «Знание недоступно во время отдыха тела»[5].

Передано в «Сахих» имама Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах, что Рабиа (шейх имама Малика ибн Анаса, да будет Аллах доволен ими обоими): «Не следует тому, у кого есть какое-либо знание, растрачивать себя»[6].

 

Смысл слов: «Не следует тому, у кого есть какое-либо знание,

растрачивать себя»

О смысле слов Рабиата имеется два высказывания, которые были пояснены мною в «Шархе сахиха Аль-Бухари», здесь же будут приведены оба варианта в сокращенном виде.

Смысл первого мнения заключается в том, что тому, у кого есть способность к науке, кто уже получил определенную часть знаний, и у кого проявились признаки таланта в науке, надлежит проявить усердие в завершении получения знаний, не оставляя свой поиск знаний,  чтобы тем самым не потратить впустую себя. 

Смысл же второго мнения заключается в том, что тому, кто получил знания,  надлежит работать над их распространением, стремясь к довольству Всевышнего Аллаха, занимаясь этим среди людей, чтобы знания передавались от него, и чтобы люди и он сам получали от всего этого пользу. В своем же распространении знаний ему надлежит обращаться мягко с тем, кто получает от него знания, и облегчить пути приобретения знаний, чтобы максимально достигнуть проявление искренности[7] в передаче знаний, ибо, поистине: «Религия – это проявление искренности».

 Среди ученых мазхаба имама Аш-Шафии, да смилостивится над всеми ними Аллах, имеются разногласия в отношении обладателей качеств, описанных в первом высказывании: «Становится ли обязательным для таких людей завершение получения знаний, и запрещается ли им оставлять дальнейшую учебу? Или же здесь предполагается коллективная обязанность (фард-кифая), то есть для каждого дозволено оставить обучение, если этим занимается кто-либо другой?». Большинство ученых указали на правильность второго мнения[8]. Аллах знает лучше.

 

Стеснительный не получит знаний

Передано от Умара ибн Аль-Хаттаба и его сына Абдуллаха, да будет Аллах доволен ими обоими: «У кого деликатное лицо, у того и тонкие знания». Это значит, что у того, кто будет стеснителен при обучении, будут небольшие знания.

Передано в «Сахих» Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах, что Муджахид, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Не приобретут знания стеснительный и высокомерный»[9].

Передано в «Сахих Муслим» и в других книгах от Аишы, да будет доволен ею Аллах: «Прекрасные женщины – это женщины ансаров[10]! Стыдливость не мешала им приобретать знания по Религии»[11].

 

О важности приобретения знаний в молодости

Передано в «Сахих» Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Получайте знания по Религии до того, как вас поставят во главе чего-либо»[12]. Это значит: «Стремитесь совершенствовать знания, усердствуйте в их получении еще в молодости, пока у вас не будет каких-либо занятий, руководства над чем-либо, и вы не достигнете преклонного возраста. Поистине, когда вы повзрослеете и станете почтенными людьми, за которыми будут следовать другие, вы воздержитесь от  получения знаний по различным причинам, в том числе из-за многочисленных дел, осознания собственного достоинства вследствие достижения большого возраста и главенствующего положения, лени и т. д. 

Это подобно тому, что сказал имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах: «Получи знания по Религии до того, как руководить кем-либо, а когда возглавишь, уже не будет пути к получению знаний»[13].

 

Знание порождает страх перед Аллахом

Нам сообщил наш шейх Абуль-Бака, нам сообщил Абу Мухаммад, нам сообщил Абу Бакр, нам сообщил Аль-Хатиб, нам сообщил Абу Мухаммад Аль-Асбахани, нам рассказал Джафар Аль-Хульди, он сказал: «Я слышал как Аль-Джунайд Аль-Багдади, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Я слышал как Сари Ас-Сакти, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я не хочу умирать там, где меня знают, я боюсь, земля не примет меня, и я опозорюсь»[14].

Через эту же цепочку передач (иснад) передается, что Аль-Джунайд сказал: «Я слышал, как Сари Ас-Сакти говорил: «Поистине, я смотрю на свой нос каждый день два раза из-за страха, что мое лицо уже почернело»[15].

 

Лучшее из дарований – это ум

Через эту же цепочку передач (иснад) передается, что он сказал: «Нам рассказал  Али ибн Аль-Касим, что он слышал, как Абуль-Хусайн ибн Арджак говорил: «Лучшее из дарований – это ум, а худшее из бед – невежество»[16].

 

Отказ от наслаждения и благоденствования –

путь обитателей Рая

Через эту же цепочку передач (иснад) до Аль-Хатиба передается, что он сказал: «Нам сообщил Абдуль-Азиз, нам рассказал Мухаммад, что он сказал: «Я  слышал, как Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдуллах, ученик Бишра ибн Аль-Хариса, сказал: «Я слышал, как Бишр ибн Аль-Харис, да будет доволен им Аллах, говорил: «Они не ели, наслаждаясь, и не одевались, благоденствуя»[17]. Он также сказал: «Это путь обитателей Рая, путь пророков, праведников и тех, кто последовал за ними. Кто же полагает, что дело заключается в ином, тот поражен несчастьем»[18].

 

Отказ от греховного и украшения благими поступками

Через цепочку передач (иснад) до Аль-Хатиба передается, что он сказал: «Нам сообщил Абдур-Рахман ибн Мухаммад Ан-Найсабури, нам рассказал факих Мухаммад ибн Абдуллах ибн Бахлюль, нам рассказал Ахмад ибн Али ибн Абу Хумайрат, он сказал: «Я слышал, как Сахль ибн Абдуллах говорил: «Запах несомненности запретен для сердца, имеющего в себе упование на что-либо иное, кроме Аллаха. Озарение запретно для сердца[19], в котором имеется что-либо ненавистное Всемогущему и Великому Аллаху»[20].

Через цепочку передач (иснад) до Аль-Хатиба передается, что он сказал: «Нам сообщил Абуль-Хасан Ахмад ибн Мухаммад Аль-Ахвази, нам рассказал Абу Абдуллах Мухаммад ибн Мухлад Аль-Аттар, нам рассказал Муса ибн Харун, нам рассказал Мухаммад (имеется в виду ибн Нуайм ибн Хайсам), он сказал: «Я слышал как Бишр (ибн Аль-Харис, да смилостивится над ним Аллах), говорил: «Всевышний Аллах ниспослал откровение Давуду, мир ему и благословение Аллаха: «О Давуд! Не ставь между Мною и тобою ученного, введённого в искушение. Если поставить его, он будет удерживать своим опьянением от пути Моей любви. Это и есть те, кто преграждают путь Моим рабам»[21]. Мы просим у Аллаха благополучия.

 

Всевышний Аллах помогает слабым

 Нам сообщили три наших шейха из Дамаска, имамы: судья (кадий), имам, лучший из шейхов Абуль-Фадль Абдуль-Карим ибн Аль-Кади Абуль-Касим Абдус-Самад ибн Мухаммад Аль-Ансари, имам Аль-Хафиз Абуль-Бака Халид ибн Юсуф и шейх, имам, обладатель наук, шейх шейхов Абу Мухаммад Абдуль-Азиз ибн Аль-Кади Аль-Имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдуль-Мухсин ибн Мухаммад ибн Мансур Аль-Ансари: «Нам сообщил шейх имам Абуль-Юмни Зайд ибн Аль-Хасан Аль-Кинди, нам сообщил Абу Бакр Мухаммад ибн Абдуль-Баки Аль-Ансари, нам сообщил Абу Исхак Ибрахим ибн Умар ибн Ахмад Аль-Бармаки, нас сообщил Абу Мухаммад Абдуллах ибн Ибрахим ибн Маси, нам сообщил Абу Муслим Ибрахим ибн Абдуллах АльКаджий, нам рассказал Мухаммад ибн Абдуллах Аль-Ансари, нам рассказал Сулайман Ат-Тайми от Абу Усмана Ан-Нахди, от Салмана, да будет доволен им Аллах: «Если бы люди знали о помощи Всемогущего и Великого Аллаха слабому[22], они не работали бы неумеренно посредством своих спин[23]».

 

Из мудрых изречений имама Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах

Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Придерживайся отрешенности от мирского. Поистине, данное качесто человека, отдалившегося от мирского (захид), красивее, чем украшения на девушке»[24].

Ар-Раби, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал мне: «О Раби, не разговаривай о том, что не касается тебя, ибо поистине, когда ты выскажешь слово, оно будет владеть тобою, а не ты им»[25].

Аль-Музани, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Я слышал, как Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, говорил: «Нет такого человека, у кого не было бы того, кто любит его и того, кто ненавидит его. Раз это неизбежно, пусть человек будет с теми, кто покорен Аллаху»[26].

 

Стыдливость ибн Уяйны и его место перед Аллахом

Передано от Аль-Хасана ибн Имрана и ибн Уяйны, что Суфьян ибн Уяйна, да будет доволен им Аллах, сказал в Муздалифе при совершении им своего последнего хаджа: «Я был здесь уже семьдесят раз и каждый раз говорил: «О Аллах, не делай это место моим последним пребыванием. Я уже стыжусь Аллаха из-за многочисленности того, что я просил». Он вернулся с хаджа и скончался в наступившем году.

 

Сны, содержащие побуждение к благочестию

Нам сообщил достойный доверия шейх, муснид[27] Абуль-Фадл Мухаммад ибн Мухаммад Ат-Тайми Аль-Бакри  при моем чтении перед ним в соборной мечети Дамаска у места для выжигания извести (калас), он сказл: «Нам сообщил Абу Хафс Умар ибн Мухаммад ибн Муаммар ибн Табарзада, он сказал: «Нам сообщил Аль-Хафиз Абуль-Касим Исмаил ибн Ахмад ибн Умар Ас-Самарканди, он сказал: «Я слышал, как Абдуд-Даим ибн Аль-Хасан аль-Хиляли сказал: «Я слышал, как Абдуль-Ваххаб ибн Аль-Хасан Аль-Калаби сказал: «Я слышал, как Мухаммад ибн Хурайм Аль-Укайли сказал: «Я слышал, как Ахмад ибн Абуль-Хавари говорил: «Я пожелал увидеть во сне Абу Сулаймана Ад-Дарани, да смилостивится над ним Аллах, я увидел его через год и спросил его: «О учитель! Что сделал с тобою Аллах? Он ответил: «О Ахмад! Однажды я прошел мимо ворот «Ас-Сагир»[28] и встретил поклажу с полынью. Я взял оттуда стебель и не знаю, выбросил я его или чистил им зубы, но вот уже год, до этих самих пор, я отчитываюсь за него»[29]. Я сказал: «Как же совершенен этот рассказ в побуждении к благочестию и в предостережении от проявления попустительства, даже в отношении незначительных проявлений притеснения!».

 

Назидание Маруфа Аль-Кархи, да смилостивится над ним Аллах

Нам сообщил наш шейх, имам, праведник, совершенный хафиз Абу Исхак Ибрахим ибн Иса ибн Юсуф Аль-Муради во время моего чтения перед ним: «Нам сообщил шейх, имам Абуль-Хасан Али ибн Хибатуллах Аль-Джуммайзи, нам сообщил Аль-Хафиз Абу Тахир Ас-Силяфи, нам сообщил имам Абу Бакр Ахмад ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Занджувайхи Аз-Занджуви, нам сообщил Абу Талиб Яхья ибн Али Ад-Даскари, он сказал: «Я слышал, как Абу Ахмад Аль-Гитрифи сказал: «Я слышал, как Абуль-Аббас Мухаммад ибн Исхак Ас-Саррадж сказал: «Я слышал, как Абдуллах ибн Мухаммад Аль-Варрак говорил: «Во время смуты мимо Маруфа прошли   люди, сражающиеся за одну из сторон. Он сказал им: «Идите, и да сопутствует вам Аллах, идите, и да благословит вас Аллах!». Ему сказали: «Поистине, они вышли, чтобы сражаться[30]!». Он сказал: «Если им будет сопутствовать Аллах, они не сразятся».

Нам сообщил наш шейх Абу Исхак через эту же цепочку передач (иснад) до Ас-Сараджа: «Я слышал, как ибн Абу-Дунья сказал: «Некие люди сели рядом с Маруфом, и один из них начал злословить о некоем мужчине, тогда Маруф сказал ему: «Вспомни день, когда на твои глаза положат хлопок»[31].

Через эту же цепочку передач (иснад) передается, что Ас-Сарадж сказал: «Я слышал, как Яхья ибн Абу Талиб сказал: «Я слышал, как Якуб, сын брата Маруфа, сказал: «Я слышал, как мой дядя говорил: «Речь раба относительно того, что его не касается, является унижением со стороны Всевышнего Аллаха».

Через эту же цепочку передач (иснад) передается, что ибн Ас-Сарадж сказал: «Я слышал, как Али ибн Ал-Муваффик говорил: «Одной из просьб (дуа) Маруфа были слова: «О Владыка, О Всемогущий, о Тот, равного которому нет никого».

 

Путешествие ибн Адхама в поисках дозволенного хлеба

Через эту же цепочку передач (иснад) до Аль-Гитрифи передается, что он сказал: «Нам сообщил Абуль-Хасан Ат-Таджир, нам рассказал Саламат ибн Шабиб, нам рассказал Халаф ибн Тамим, он сказал: «Я увидел Ибрахима ибн Адхама в Шаме и сказал: «Что привело тебя сюда?» – и он ответил: «Что касается меня, то я прибыл не для войны (джихада) и не для пограничной заставы (рибаты), однако я прибыл, чтобы насытиться дозволенным хлебом»[32].

 

Правдивость Риби ибн Хираша и его чудо (карамат)

Передано от Аль-Хафиза Ахмада ибн Абдуллаха Аль-Иджли, что он сказал: «Риби ибн Хираш был человеком из числа последующего за сподвижниками поколения (табиуном), заслуживающим доверия, и он никогда не лгал. Два его сына были из числа восставших против правителя Аль-Хаджаджа и его тирании. Аль-Хаджаджу сказали: «Поистине, их отец ни разу не солгал, что если ты отправишь кого-либо спросить их отца о них?». Он послал к нему гонца и спросил: «Где твои сыновья?» – и Риби ибн Хираш ответил: «Они оба в доме». Аль-Хаджадж сказал: «Благодаря твоей правдивости мы прощаем их»[33].

 

Он смеялся лишь после смерти

Аль-Харис Аль-Ганави сказал: «Раби ибн Хираш поклялся не улыбаться, пока не узнает свой удел в Следующей жизни (ахирате), и поэтому улыбнулся лишь после смерти». После него его брат Риби[34] поклялся не смеяться, пока не узнает, после смерти он будет в Раю или в Аду. Аль-Харис сказал: «Мне рассказал тот, кто омыл его тело после смерти: «Он продолжал улыбаться на своей кровати, когда мы омывали его, до тех пор, пока мы не завершили полное омовение (гусль)».

Передано от Ахмада ибн Абдуллаха, что он сказал: «Чтецы из числа жителей Куфы собрались в доме Аль-Хакама ибн Утайба и  единогласно согласились с тем, что лучшим чтецом Куфы является Тальхат ибн Мусарраф. Это известие дошло до него, и утром он отправился обучаться у Аль-Амаша, чтобы лишиться этого звания»[35].

 

Назидание Сайида Убай ибн Кааба, да будет доволен им Аллах

От имама Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, передается: «Убайу ибн Каабу, да будет доволен им Аллах, сказали: «О Абуль-Мунзир, скажи мне что-либо в назидание» – и он  сказал: «Устанавливай братские отношения с единоверцами по мере их богобоязненности; не делай свой язык поношенной формой для того, кто не желает его[36]; не завидуй белой завистью живому, кроме как в том, в чем позавидовал бы мертвому»[37].

 

Сколько же близких далеко, и сколько далеких близко

От Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сообщается: «Фудайл ибн Ияд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Сколько же  тех, кто совершает семикратный обход (таваф) вокруг Каабы, а другой находится далеко от нее, но получает большую награду, чем они»[38].

 

Мольба Пророка Дауда, мир ему, и ответ Аллаха

Сообщается от Фудайла через имама Аш-Шафии: «Пророк Дауд, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О мой Господь, будь для моего сына Сулаймана после моей смерти таким же, каким Ты был и для меня». Всевышний Аллах ниспослал ему откровение: «О Дауд, скажи своему сыну Сулайману, чтобы он был по отношению ко Мне таким же, каким был и ты, чтобы и Я был по отношению к нему таким же, каким был по отношению к тебе»[39].

От Аш-Шафии сообщается: «Хишам ибн Абдуль-Малик сказал некоему мужчине: «Предоставь мне твои нужды» – тот ответил: «Я уже предоставил их Щедрому и Великодушному»[40].

 

Мольба для нахождения потерянной вещи

Передано в книге «Рисалят» наставника (устаза) Абуль-Касима Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Аллах, в главе «О чудесах (караматах) приблеженных к Аллаху людей (авлия)»: «Сказано, что у Джафара Аль-Хулди был драгоценный камень, который  однажды упал в реку Тигр. Джафар обратился к Аллаху с испытанной для нахождения потерянных вещей мольбой, которую он знал. После он нашел драгоценный камень в середине листов, которые перелистывал». Аль-Кушайри сказал: «Я слышал, как Абу Хатим Ас-Сиджистани сказал: «Я слышал, как Абу Наср Ас-Саррадж говорил: «Поистине, эта мольба: «О Собирущий людей в день, в котором нет сомнений, воссоедини со мной утерянное!».

Я сказал: «Поистине, я использовал эту мольбу и нашел её полезной. Она чаще всего является причиной скорого нахождения потерянной вещи и не остается бездейственной. Я слышал, как наш шейх Абуль-Бака говорил такие же слова, и он научил меня им в начале»[41].

 

Причина отнесения прозвища «Аль-Хульди» к Джафару,

да смилостивится над ним Аллах

Имам Аль-Хафиз Абу Саид Ас-Самаани сказал: «Что касается Джафара ибн Мухаммада ибн Нусайра Аль-Хульди Аль-Хавасса Абу Мухаммада, то он является одним из шейхов тасаввуфа, и у него были явные чудеса (караматы). Его назвали «Аль-Хульди», потому что однажды он был вместе с Аль-Джунайдом и когда тому задали какой-то вопрос, он сказал ему: «Ответь им». Он ответил им, и Джунайд спросил его: «О Хульди! Откуда у тебя эти ответы?». Так это имя и осталось за ним. Он скончался в 348 году. Ад-Дарукутни, Абу Хафс ибн Шахин и другие передали от него хадисы. Он был заслуживающим доверия[42] и передавал хадисы от Аль-Хариса ибн Абу Усама и других»[43].

 

Шайтан Аль-Мутакади

Ахмад ибн Абуль-Хавари в книге «Аз-Зухд» сказал: «Я слышал от одного ученого и думаю, что это был Абу Сулайман, да будет доволен им Аллах: «У сатаны (иблиса) есть шайтан по имени «Аль-Мутакади», который после двадцати лет требует от человека, чтобы тот рассказал кому-либо о своем тайном благом деянии и проявил его, чтобы тем самым извлечь от него ту разницу[44], которая находится между тайным и явным благим деянием»[45].

 



[1] «Сахих Аль-Бухари», глава о Вере (Имане) (1/15).

[2] Хадис от Абдуллаха ибн Амра, да будет доволен им Аллах, в «Сахихах» Аль-Бухари (12) и Муслима (39).

[3] Сура «Аль-Хашр», аят 9.

[4] См. «Шарх ас-сунна» (7/190). Имам Ан-Навави имеет в виду, что имам Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах, не доводит иснад хадиса до Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а останавливает цепочку передачи (иснад) на сподвижнике Аммаре, да будет доволен им Аллах. Что же касается имама Аль-Багави, да смилостивится над ним Аллах, то он доводит цепочку передачи (иснад) до Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Хадис, цепочка передачи (иснад) которой прерывается на сподвижнике, называют «мавкуф», а хадис, цепочка передачи (иснад) которой доведена до Пророка, мир ему и благословение Аллаха, называют «марфу».

[5] «Сахих Муслим» (175/612).

[6] «Сахих Аль-Бухари», глава «Книга знания» (27/1).

[7] Речь идет о наставлении (насыха).

[8] Что это коллективная обязанность.

[9] «Сахих Аль-Бухари», «Книга знания» (1/38).

[10] Ансары – это жители Медины, которые ответили на призыв Пророка, мир ему и благословение Аллаха, к Исламу и помогали ему во всем.

[11] «Сахих Аль-Бухари» (1/37) и «Сахих Муслим» (61/332).

[12] «Сахих Аль-Бухари» (1/25).

[13] «Аль-Мадхаль иля ас-сунан аль-кубра» (375), «Аль-Маджму» (1/65).

[14] «Сифат ас-сафват» (2/227).

[15] «Сифат ас-сафват» (2/227).

[16] «Аз-Зухд ва ар-ракаик», стр. 88. В цепочке передач, приводимой в этой книге, вместо «Ибн Арджак» идет «Ибн Канджак».

[17] Т.е. они не придавали большого значения этому.

[18] «Аз-Зухд ва ар-ракаик», стр. 109. Здесь же в конце сказано: «…тот обделен».

[19] Так как сердце является местом, куда обращает Свой взор Господь, и оно подобно сосуду, в котором содержатся грехи, поэтому необхадимо его очистить, чтобы он был достоин принимать озарение (нур). О Аллах,  очисти наши сердца от грехов и поддержи нас озарением и сокровенными тайнами.

[20] «Аз-Зухд ва ар-ракаик», стр. 59.

[21] «Аз-Зухд ва ар-ракаик», стр. 60.

[22] Т.е. человека, который осознает свое абсолютное бессилие перед Аллахом.

[23] «Шиаб аль-иман» (7299).

[24] «Шиаб аль-иман» (10217).

[25] «Манакиб Аш-Шафии» (2/172).

[26] «Манакиб Аш-Шафии» (2/172).

[27] Муснид – человек, передающий хадисы со своей цепочкой передач (иснадом). Муснидом может быть как ученый, так и человек, не являющийся ученым, а занимающийся лишь передачей хадисов.

[28] Имеются в виду одни из ворот Дамаска, которые носят название «Ас-Сагир», что в переводе означает «маленький». Они расположены на южной стороне города,  недалеко от квартала «Аш-Шагур».

[29] «Тарих Димашк» (34/157).

[30] Т.е. люди были удивлены тем, что он благословил тех, кто вышел, чтобы участвовать в смуте.

[31] «Сифат ас-сафва» (2/194).

[32] «Хульят аль-авлия» (97/373).

[33] «Марифат ас-сикат» (1/350).

[34] Имам Ас-Суюти пишет в «Шарх ас-судур», что Раби ибн Хираш, родной брат Риби ибн Хираша,  заговорил после смерти. Он был усерден в намазах и в посте более всех своих братьев. В хадисе, передаваемом от Аишы, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мужчина из моей общины (уммы) заговорит после смерти». Абу Нуайм сказал, что это «известный хадис», Аль-Байхаки привел его в «Ад-Даляиль», сказав, что это «достоверный хадис, и нет никаких сомнений  в его достоверности». 

[35] «Марифат ас-сикат» (1/479).

[36] Выражение «не делай свой язык поношенной формой» означет: «Не говори, если твои слова не встретят должного внимания со стороны того, кому они адресованы».

[37] «Манакиб Аш-Шафии» (2/175).

[38] «Манакиб Аш-Шафии» (2/175).

[39] «Манакиб Аш-Шафии» (2/174).

[40] «Манакиб Аш-Шафии» (2/181).

[41] «Ар-Рисалят аль-кушайрият», стр. 573.

[42] Т.е. относился категории передатчиков хадисов, обозначаемых в хадисоведении термином «сикат».

[43] «Аль-ансаб», стр. 389-390.

[44] Общеизвестным является то, что за совершение благого деяния в тайне полагается многократно большая награда, чем  за совершение благого деяния открыто. Шайтан поступает так, потому что, не сумев удержать человека от совершения благого деяния, хочет лишить его той награды, которая ему полагается, толкнув на обнародование благого деяния, совершенного в тайне.

 [45] «Хульят аль-авлия» (9/277).
Автор: Имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави
Книга: Бустан аль-Арифин
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *