24.04.2024

гос151САДЫ ПОЗНАВШИХ АЛЛАХА
Часть 11

Чем вас превзошел Аз-Зухри?

Передано от Ибрахима ибн Саада, что он сказал: « Я спросил своего отц Саада ибн Ибрахима: «Чем вас превзошел Аз-Зухри?» – и он ответил: «Тем, что он присутствовал на собраниях ученых в передних рядах, а не задних[1], не оставлял там подростка, взрослого, или юношу, к которому не обратился бы с вопросом. Затем он приходил в один из домов жителей Медины и не оставлял там подростка, взрослого, юношу, старуху, взрослых женщин, к которым бы не обратился с вопросом, даже пытался спросить женщин, пребывающим в красиво обставленных покоях»[2].

 

Письмо нашего господина Умара, да будет доволен им Аллах,

о побуждении сторониться роскошной жизни

Наилучшим из всего того, согласно чему отказываются от заботы о красоте одежды, еды, питья и всего подобного, является переданное нами от повелителя правоверных Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах,  через нашу цепочку передач (иснад) до Абу Аваны Аль-Исфирияйни: «Нам рассказал Абу Хумайд Аль-Миссиси, нам рассказал Хаджадж, он сказал: «Я слышал, как Шуба рассказывал от Катады, он сказал: «Я слышал, как Абу Усман Ан-Нахди, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Когда мы были вместе с Утбат ибн Фаркад в Азрабигане, к нам прибыло  письмо от Умара ибн Аль-Хаттаба, в котором было сказано: «Носите изар[3] и заворачивайтесь в плащи, носите сандалии и отбросьте башмаки и шаровары. Придерживайтесь наряда вашего отца Исмаила, мир ему и благословение Аллаха,  избегайте роскошной жизни и наряда неарабов. Держитесь солнца[4], ибо поистине это купальня арабов, придерживайтесь качеств Маада[5], ведите суровую жизнь, носите старую одежду, срезайте стремена[6], стреляйте из лука по мишеням и взбирайтесь на коней прыжком»[7].

 

Из биографии Абу Усмана Ан-Нахди, да смилостивится над ним Аллах

Абу Усман Ан-Нахди был из числа больших людей из числа последующего за сподвижниками поколения (табиунов) мухазрамунов. Так называли тех, кто жил в период невежства (джахилии), затем в период Ислама, а затем в годы жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, но не увидел его, хотя и принял Ислам. Я пояснил его положение в этой же мере и в работе «Аль-Иршад фи улюми аль-хадис», которую я конспектировал из книги шейха Абу Амра ибн Ас-Салаха, да смилостивится над ним Аллах[8].

 Абу Усман, да смилостивится над ним Аллах, обладал большим достоинством  и  авторитетом. Он сказал: «Я дожил до ста тридцати лет, и нет ничего, что было бы неузнаваемым для меня, кроме моей надежды. Поистине, она такая же, какой была».

Когда был убит Аль-Хусайн, да будет доволен им Аллах, он переехал из Куфы в Басру, сказав: «Я не буду жить в городе, в котором убили сына дочери Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха»[9].

Он умер в 95 году хиджры, по другой информации – в 100 году, да смилостивится над ним Аллах.

 

Путешествие нашего господина Джабира, да будет доволен им Аллах, в поисках хадиса

Нам сообщил шейх, исламский правовед (факих), муснид[10] Абу Мухаммад, Абдур-Рахман ибн Салим ибн Яхья Аль-Анбари, он сказал: «Нам сообщил Аль-Хафиз Абдуль-Кадир Ар-Рахави, он сказал: «Нам рассказал Аль-Кади Абу Сулайман Дауд ибн Мухаммад ибн Аль-Хасан Аль-Халиди, он сказал: «Нам сообщил Умар ибн Мухаммад ибн Ахмад Ан-Насафи, нам сообщил Аль-Хасан ибн Абдуль-Малик, нам сообщил Аль-Хусайн ибн Мухаммад ибн Нуайм, нам сообщил Абдуллах ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Якуб, нам сообщил Аль-Хасан ибн Суфьян, нам рассказал Мухаммад ибн Марзук, нам рассказал Муслим ибн Ибрахим, нам рассказал Иса ибн Хумайд Ар-Расиби Абу Хаммам, нам рассказал Хафс Абу Ан-Наср от Джабира ибн Абдуллаха Аль-Ансари, да будет Аллах доволен им Аллах: «Он отправился к некому мужчине и спросил его о скрытии проступков правоверного, и тот ответил: «Я не тот, кто знает об этом, однако это знает мужчина, которого зовут Шихаб». Джабир отправился к наместнику (имеется в виду наместник города), к мужчине, которого зовут Маслама, подошел к воротам и сказал привратнику: «Скажи правителю (амиру), чтобы он спустился ко мне». Привратник, улыбаясь, вошел, и правитель спросил его: «Что тебе?» – и он ответил: «У ворот верхом на верблюде сидит мужчина, который сказал: «Скажи правителю, чтобы он спустился ко мне». Правитель задал вопрос: «Ты не спросил его, кто он?». Он вернулся к нему и спросил его об этом, на что тот ответил: «Я Джабир ибн Абдуллах Аль-Ансари». Привратник вернулся к правителю и сообщил ему, тот вскочил с места, вышел к нему и сказал: «Поднимайся». Джабир сказал: «Я не хочу подниматься. Расскажи мне, где дом Шихаба?». Правитель сказал: «Поднимайся, я пошлю за ним, и он исполнит твою нужду».  Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не хочу, чтобы к нему являлся кто-либо от тебя, так как когда к человеку приходят от правителя, это пугает его, а я не хочу чтобы из-за меня был напуган кто-либо из мусульман». Правитель спустился и вместе с ним пешком пошел к Шихабу. Шихаб выглянул к ним и сказал: «Или вы поднимитесь ко мне, или я спущусь к вам». Джабир сказал: «Мы не хотим, чтобы ты спускался к нам, и мы не хотим подниматься к тебе. Однако расскажи нам хадис, который ты услышал от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о  скрытии проступков правоверного». Он сказал: «Я слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто скрыл недостаток своего правоверного брата, тот как будто оживил его»[11].

 

О почтении к возлюбленным

К словам, продекламированным о почтении к тому, кто связан с объектом любви, относятся слова Джарира:

                                                                                                          «Передай мои приветствия пристанищам, что в Саад.
Я люблю эти места так, как люблю Фатиму».

На эти слова похожи и слова другого поэта:

«Я люблю женщин незамужних, так как Бусайна не замужем.

И полюбил я вышедших замуж после того, как ты вышла замуж»[12].[13]

 

Возмездие за высмеивание установлений Аллаха

Нам сообщил  Аль-Анбари, нам сообщил Аль-Хафиз абдуль-Кадир Ар-Рахави, нам сообщил абдур-Рахим ибн Али Аш-Шахид, нам сообщил Мухаммад ибн Тахир Аль-Макдиси Аль-Хафиз, нам сообщил Абуль-Фатх Аль-Муфид, нам сообщил Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад ибн Тальхат, нам рассказал Сулайман ибн Ахмад ибн Айюб Ат-Табарани, он сказал: «Я слышал, как Абу Яхья Закарийя ибн Яхья Ас-Саджи, да смилостивится над ним Аллах, говорил: «Мы шли по улице Басры к воротам одного хадисоведа. Затем мы ускорили шаг, а с нами был некий циничный мужчина, в вере которого были сомнения, и он сказал, надсмехаясь: «Уберите ваши ноги с крыльев ангелов и не ломайте их».  Он не успел сойти со своего места, как его ноги отсохли и отпали».

Аль-Хафиз Абдуль-Кадир сказал: «Цепочка передач (иснад) этого рассказа подобна взятию своими руками или видению своими глазами, так как его передатчики являются корифеями, а передатчик, от которого приходит этот рассказ, является имамом».

С этой же цепочкой передач (иснадом) до Аль-Макдиси передается, что он сказал: «Нам сообщил Абуль-Хасан Яхья ибн Аль-Хусайн Аль-Алави, нам сообщил Абуль-Хасан Аль-Атики, он сказал: «Я слышал, как Абдуллах ибн Мухаммад ибн  Мухаммад Аль-Укбари сказал: «Я слышал, как Абу Абдуллах Мухаммад ибн Якуб Аль-Матуси сказал: «Я сказал, как Абу Дауд Ас-Сиджистани говорил: «Среди приверженцев хадисов был порочный мужчина. Когда он услышал хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине ангелы простирают свои крылья для ищущего знания из-за довольства тем, чем он занимается», – он установил железные гвозди на своих сандалиях, сказав: «Я хочу наступить ими на крылья ангелов», – и его ноги поразила гангрена»[14].

Имам  Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Мухаммад ибн Аль-Фадл Ат-Тайми, да смилостивится над ним Аллах, упомянул в своей книге «Шарх сахиха Муслим» этот рассказ и сказал в нем: «…обе его ноги, обе руки и остальные части тела парализовало». Он сказал: «В одной из передач (риваят) я видел: «…его тело разложилось».

 

Наказание того, кто надсмехается над Сунной

 Он сказал: «В одном рассказе я прочитал, что некий приверженец нововведений, услышав слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Когда кто-нибудь из вас проснется, пусть не погружает свою руку в сосуд с водой, не помыв её, ибо никто не знает, где находилась его рука во время сна»[15], –  сказал  пренебрежительно: «Я знаю, где находится моя рука во время сна, она находится в постели». Проснувшись утром, он увидел, что ночью ввел себе в задний проход руку до локтя».

Ат-Тайми сказал: «Пусть остерегается человек пренебрегать Сунной и местам остановки[16]! Посмотрите, как быстро их обоих постигло несчастье по причине их поступка».

Я сказал: «Смысл этого хадиса заключается в том, как сказал имам Аш-Шафии и другие ученые, да будет доволен ими Аллах, что поистине  рука спящего двигается по телу во время сна, и нет уверенности, что коснулась ли она скверны, такой как кровь от прыща, вшей, блох или области подмывания и тому подобное. Аллах знает лучше»[17].

 

Заслуживающий доверия рассказ о случае, произошедшем с тем, кто надсмехался над Сунной

 Я сказал: «Похожий по смыслу на выше изложенный случай произошел и в наше время. Рассказ о нем передавался от множества лиц и был подтвержден перед судьями (кадиями). Некий мужчина, живший в селе вблизи города Бусра в начале 665 года,  имел плохие убеждения относительно приверженцев блага, и у него был сын, который имел  относительно этих людей хорошие убеждения. Однажды его сын пришел к нему от праведного шейха и при нем был мисвак[18]. Отец спросил его, надсмехаясь: «Что тебе дал твой шейх?» – и сын ответил: «Это мисвак». Отец взял его и ввел в задний проход, выразив таким образом пренебрежение. Через некоторое время тот мужчина, который ввел мисвак, родил щенка похожего на рыбу. Он убил его, а затем сразу же или через два дня умер сам. Да избавит нас Аллах от несчастья, постигшего его, и да содействует нам в очищении Сунны от всего дурного и возвеличиванию Его законоположений.

 

Признаки ненависти Всевышнего Аллаха к рабу

Нам сообщил шейх, исламский правовед (факих), муснид[19] Абу Мухаммад Абдур-Рахман ибн Салим Аль-Анбари, да смилостивится над ним Аллах, нам сообщил судья (кадий), имам Абуль-Касим Абдус-Самад ибн Мухаммад ибн Абуль-Фадль Аль-Ансари, нам сообщил имам Абуль-Фатх Насрулла ибн Мухаммад ибн Абдуль-Кави Аль-Мисиси, нам сообщил шейх, исламский правовед (факих), имам Абуль-Фатх Наср ибн Ибрахим ибн Наср Аль-Макдиси Аз-Захид, да будет доволен им Аллах, мне сообщил судья (кадий) Абуль-Хасан Мухаммад ибн Али, что он написал мне, он сказал: «Нам сообщил Ахмад ибн Якуб Аль-Харави, нам рассказал Абу Абдуллах Ар-Рузбари, нам рассказал Умар ибн Махлад Ас-Суфи, он сказал: «Ибн Абуль-Вард сказал: «Маруф Аль-Кархи, да будет доволен им Аллах, сказал: «Признаком ненависти Всевышнего Аллаха к рабу является то, что ты видишь его занятым тем, что не касается его»[20].

 

Ты просишь Его о Рае и совершаешь Ему ненавистное?

Нам сообщил наш шейх Аль-Хафиз Абуль-Бака, да смилостивится над ним Аллах, нам сообщил Абу Мухаммад, нам сообщил судья (кадий) Абу Бакр, нам сообщил Аль-Хатиб Абу Бакр, нам сообщил Абу Саид (имеется в виду Мухаммад ибн Муса ибн Аль-Фадл ибн Шазан), нам рассказал Мухаммад (имеется в виду Ибн Абдуллах Ас-Саффар), нам рассказал Абдуллах, нам рассказал Исхак ибн Ибрахим, он сказал: «Я слышал как Аль-Фудайл ибн Ияд, да смилостивится над ним Аллах, говорил: «Ты просишь у Него Рай и в то же время совершаешь то, что ненавистно Ему!? Я не видел никого, кто был бы менее внимателен к самому себе, чем ты»[21].

 

Ощущение нужды – самый близкий путь к Великому и Прощающему Аллаху

Нам сообщил Абуль-Бака, нам сообщил Абу Мухаммад, нам сообщил Абу Бакр, нам сообщил Абу Бакр Аль-Хатиб, нам сообщил Абуль-Касим Абдур-Рахман ибн Ас-Саррадж, он сказал: «Я слышал, как Абу Наср Абдуллах ибн Али Ас-Саррадж сказал: «Я слышал, что Абу Бакр Ахмад ибн Мухаммад Ас-Саих сказал: «Я слышал, как Аль-Касим ибн Мухаммад друг Сахля сказал: «Я слышал, как Сахль ибн Абдуллах говорил: «Нет между рабом и Всевышним Аллахом более твердой завесы, чем предъявление прав к Аллаху, и нет пути более близкого к Нему, чем нужда в Нем»[22].

Мы передали через достоверные цепочки передач (иснады) от Абу Бахра Аль-Бакрави, он сказал: «Я не видел никого, кто бы поклонялся Всевышнему Аллаху больше чем Шуба[23]. Он поклонялся Аллаху так, что его кожа иссохла на костях, и между ними не было мяса»[24].

 

Некоторые высказывания имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах

От имама Аш-Шафии, да смилостивится  над ним Аллах, до нас дошли следующие слова:  «В пяти качествах содержится благо ближнего и вечного миров: в богатстве души, в воздержании от причинения вреда окружающим, в зарабатывании дозволенного, в благопристойности и в уверенности во Всевышнем Аллахе в любом состоянии»[25].

Также от имама Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сообщается: «Тот, над кем сила страсти к мирскому одерживает верх, вынужден поклоняться его обладателям, а с того, кто довольствуется малым, спадает зависимость от обладателей мирского»[26].

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тому, кто желает, чтобы Всевышний Аллах раскрыл его сердце и одарил знанием, надлежит придерживаться уединенности, мало есть и отказаться от общения с глупцами и некоторыми  приверженцами знаний, не обладающими справедливостью и этикой»[27].

Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал: «Самым полезным кладом является богобоязненность, а самым вредным – несправедливость»[28].

Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Самыми достойными являются три деяния: поминание Всевышнего Аллаха, помощь брату по вере и  соблюдение  справедливости к людям, когда дело касается самого себя». То есть эти три деяния относятся к наиболее достойным.

 

Совершение деяния напоказ (рия) способен распознать лишь обладающий чистосердечием

Имам Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Совершение дел напоказ распознает лишь чистосердечный»[29].

Смысл этих слов следующий: «Познать суть показухи и ознакомиться с ее тайнами и тонкостями способен лишь тот, кто стремится к искренности настолько, насколько долгое время прилагает усилия в её исследовании, в размышлении о ней и в её поисках, чтобы познать ее целиком или частично. Этого достигает не всякий, а лишь избранные. Что же касается некоторых людей, утверждающих, что они познали суть совершения дел напоказ, то это исходит от их незнания сути вопроса».

Я, если это будет угодно Аллаху, упомяну в этой книге главу, в которой ты увидишь удивительные вещи, которые, если это будет угодно Аллаху, вызовут твое довольство[30].

 Достаточно о силе скрытности показухи свидетельствует переданное нами от имама, наставника (устаза) Абуль-Касима Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, в своей работе «Ар-Рисалят» с предыдущей цепочкой передач (иснадом) от него: «Я слышал, как Мухаммад ибн Аль-Хусайн сказал: «Я слышал, как Ахмад ибн Али ибн Джафар сказал: «Я слышал, как Аль-Хасан ибн Аллювия сказал: «Я слышал, как Абу Язид, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я двенадцать лет был кузнецом своего эго (нафса), пять лет был зеркалом своего сердца, год смотрел на то, что между ними, и вдруг оказалось, что у меня посредине имеется явный зунар[31]. Я работал двенадцать лет, чтобы удалить его. Затем я посмотрел на себя, и оказалось, что зуннар у меня внутри[32]. Я работал пять лет, чтобы удалить и его. Я размышлял, как это сделать, и в это время у меня произошло вдохновение (кашф) и я, посмотрев на творения, увидел, что они мертвы, и четырежды произнес над ними слова «Аллах Велик» (такбир)[33]».

Я сказал: «Подобная неясность, даже для этого ученого, равных которому редко встретишь на этом пути, достаточно ясно свидетельствует  о сущности совершения дел напоказ».

 

Значение его слов «… я увидел, что они мертвы»

Что касается его слов «… я увидел, что они мертвы…», то они предельно ценны и значимы. Редко найдешь слова, достигающие их смысла, за исключением речи Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Я же вкратце укажу на их толкование.

Их смысл заключается в том,  что после того, как он приложил все усилия в борьбе со своим эгом (нафсом), оно исправилось, а его сердце озарилось. И он овладел своим эгом, покорил его, целиком стал властвовать над ним настолько, что оно искренне подчинилось ему. Потом он посмотрел на все творения и нашел их мертвыми, то есть не обладающими властью, не приносящими ни пользу, ни вред, не дающими и не запрещающими, не оживляющими и не умерщвляющими, не связывающими и не разъединяющими, не приближающими и не отдаляющими, не делающими ни несчастными, ни счастливыми, не дарующими удел и не лишающими его, не владеющими ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением, а это есть качество мертвых.

Поэтому с ними следует обходиться как с мертвыми в упомянутых делах: их не пугают, на них не надеются, не желают того, что есть у них, не лицемерят в отношении них, не льстят им, не занимаются ими, не презирают, не умаляют их достоинства, не упоминают их недостатки, не преследуют за их промахи, не ищут их ошибки, им не завидуют, не считают многочисленным то, что даровал им Аллах из Своих благ, к ним относятся милостиво и им прощают их недостатки.

Однако вместе с тем в отношении них мы руководствуемся правосудием, с  которым явился Шариат. Вышеприведенное не препятствует нам применять правосудие, и  далее мы стремимся скрыть их недостатки, не умаляя их этим, как это мы делаем с мертвыми.

Когда кто-либо говорит о них плохо,  мы запрещаем ему вдаваться в это, также как мы запрещаем подобное в отношении мертвых. Мы не делаем им ничего, не оставляем им ничего, мы не воздерживаемся по их причине от совершения чего-либо из поклонения Всевышнему Аллаху подобно тому, как мы не воздерживаемся от этого по причине мертвых, не хвалим их много, не любим их, не чувствуем отвращение к их ругани и не отвечаем на неё.

Суть всего этого в том, что они подобны несуществующим во всем упомянутом нами, они управляемы, и в отношении них применяются установления Всевышнего Аллаха.

Тот, кто будет обращаться с ними подобным образом, соединит блага земного и вечного миров. Мы просим у Щедрого Аллаха содействия для этого.

Этих слов  достаточно для толкования его слов, да будет доволен им Аллах. Аллах знает лучше.

 

Воспользуйся своей молодостью до наступления старости

Передано через цепочку передач (иснад) до имама Аль-Кушайри, да смилостивится над ним Аллах, что он сказал: «Я слышал, как шейх Абу Абдур-Рахман (т.е. Ас-Сулами,  имам суфиев в свое время и после) сказал: «Я слышал, как Абуль-Аббас Аль-Багдади  сказал: «Я слышал, как Джафар сказал: «Я слышал, как Аль-Джунайд сказал: «Я слышал, как Ас-Сари, да смилостивится над ним Аллах, говорил: «О молодые! Проявляйте усердие  до того, пока достигните моего возраста. Вы ослабнете и будете делать упущения, как делаю это я». Он сказал: «В это время он был таким, что молодые не могли угнаться за ним в поклонении».[34]

 

Ухищрение для избежания должности судьи

Ахмад ибн Абуль-Хавари  сказал в своей  книге «Аз-Зухд»: «Сувайд рассказал нам: «Я видел Язида ибн Марсада на рынке, и в его руке была кость, на которой было немного мяса, и лепешка, которые он ел». От него требовали стать судьей, и он поступал так, чтобы избавиться от этого предложения».

Схожий с этим случаем передан имамом Аль-Байхаки  со своей цепочкой передач (иснадом) от имама Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах: «Суфьян Ас-Саври вошел к повелителю правоверных и начал притворяться сумасшедшим, гладил ковер и говорил: «Как он удивительно хорош! За сколько вы взяли его?». Затем он сказал: «Моча! Моча!» – пока его не вывели. Таким образом он пошел на ухищрение,  чтобы отдалится от них и спастись от их приказа принять должность судьи[35].

 

Довольство Всевышним Аллахом

Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал: «У Аль-Хусайна ибн Али, да будет доволен им Аллах, умер сын, но он не казался опечаленным, за что его и упрекнули. Тогда он сказал: «Поистине, мы люди из семьи Пророка, мир ему и благословение Аллаха, просим Аллаха, и Он дарует нам. Если же Он желает для нас нечто, что может быть ненавистно нам, но что Он любит, то мы бываем довольны».

Ахмад ибн Аль-Хавари сказал: «Я слышал, как Абу Сулайман говорил: «Мы любим лишь из-за их послушания воспитателю. Ты же не повинуешься мне! Я велел тебе не раскрывать пальцы в похлебке, сожми же их![36]»[37].

От Саида ибн Джубайра, да будет доволен им Аллах, передается, что он посмотрел на своего сына и сказал: «Поистине, я знаю твое лучшее свойство». Его спросили: «Что же это?». Он ответил: «Он умрет, а я безропотно переживу утрату»[38].

От Абуль-Хасана Аль-Мадаини, сообщается: «У бедуинки спросили: «Что для тебя является наилучшим утешением по поводу потери твоего сына? Она сказала: «Тот факт, что после его утраты мне гарантировано отсуствие бед от него»[39].

Он сказал: «Муса ибн Аль-Махди сказал Ибрахиму ибн Салму, выразив соболезнование в связи с кончиной сына: «Он обрадовал тебя, будучи бедствием и искушением[40]  для тебя  и опечалил тебя, будучи благословением[41] и милостью»[42].

Он сказал: «Некий мужчина написал одному из своих братьев, выражая ему соболезнование по поводу смерти сына: «Поистине, сын для родителя, пока он жив, является печалью и искушением. Когда же он умирает раньше родителя, то является для него благословением и милостью. Не скорби о той печали и смуте, причиной которых он мог бы быть, миновавших тебя, и не растрачивай зря то благословение и милость, которыми Всевышний Аллах возместил тебе его потерей»[43].

Ахмад ибн Абуль-Хавари сказал: «Я слышал, как Абу Сулайман Ад-Дарани говорил: «Я провел двадцать лет, не имея поллюций[44], и в Мекке я впервые совершил нечто такое, из-за чего я не проснулся утром, пока у меня не случилась поллюция». Я спросил: «И что же ты совершил?». Он ответил: «Я оставил совершение последнего  коллективного ночного намаза в Заповедной мечети»[45].

 

Ошибка в деяниях вреднее, чем ошибка в словах

Мы передали от Малика ибн Динара, да будет доволен им Аллах: «Встречаются люди, которые не ошибаются и в букве, в то время как их деяния являются сплошной ошибкой»[46].

Передано от имама Абу Бакра Мухаммада ибн Яхьи ибн Абдуллаха ибн Аль-Аббаса ибн Мухаммада ибн Суля Ас-Сули, что он сказал: «Мы произносим слова в нашей речи со всеми окончаниями и поэтому не ошибаемся. Если же ошибаемся в деяниях, то не исправляем это»[47].

Поэт сказал:

«Нас одолели не из-за нашего невежества,

Однако мы скрываем его облик знанием.

Мы не любим ошибаться в словах,

Но не обращаем внимания на ошибки в делах»[48].

 

Что спасло Аль-Халила ибн Ахмада после смерти

Нам сообщил шейх Абу Мухаммад Исмаил ибн Абу Исхак Ибрахим ибн Абуль-Юср Шакир, нам сообщил Абу Тахир Баракат ибн Ибрахим ибн Тахир Аль-Хушуи, нам сообщил Абу Мухаммад Хибатуллах ибн Ахмад ибн Мухаммад Аль-Акфани, нам рассказал Абу Бакр Ахмад ибн Али ибн Сабит Аль-Багдади Аль-Хафиз, нам сообщил Убайдулла ибн Умар Аль-Ваиз, нам рассказал мой отец, нам рассказал Абдуллах ибн Мухаммад, нам рассказал Наср ибн Али Аль-Джахдзамани, нам рассказал Мухаммад ибн Халид, нам рассказал Али ибн Наср, он сказал: «Я увидел во сне Аль-Халила ибн Ахмада  и, сказав: «Я не видел никого умнее Аль-Халила», – спросил его: «Как поступил с тобой Аллах?». Он ответил: «Поистине, в том, чем мы занимались, не было ничего достойнее слов: «Аллах превыше того, что не подобает Его величию и совершенству, вся хвала Аллаху, нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, Аллах Велик».

В другой передаче (риваяте) передано: «Али ибн Наср сказал: «Я увидел во сне  Аль-Халила ибн Ахмада и спросил его: «Как поступил с тобой твой Господь?» – и он сказал: «Он простил меня». Я спросил: «Что спасло тебя?» – и он ответил: «Слова: «Нет силы и мощи ни у кого, кроме Всевышнего и Величайшего Аллаха».[49]

Я спросил: «Какими ты нашел свои знания?», то есть поэтику, прозу, поэзию. Он ответил: «Я нашел их подобными рассеянной пыли»[50].

Через эту же цепочку передач (иснад) до Ахмада ибн Али ибн Сабит передается: «Нам продекламировал Абуль-Хасан Мухаммад ибн Аль-Музаффар, нам продекламировал Абу Бакр Ахмад ибн Салман Ан-Наджад, нам продекламировал Хилаль ибн Аль-Аля:

«Истлеет язык, который выражал его слова,

О, если бы он в день воскрешения спасся!

Не принесет красноречие пользу, если человек не богобоязнен,

И не навредит богобоязненному косноязычие»[51].

 

 



[1] Т.е. приходил рано, так как опоздавший мог сидеть лишь в последних рядах.

[2] Имеются в виду невесты, или молодые жены, пребывающие в  красиво обставленных комнатах, отведенных для них.

[3] Платок, прикрывающий часть тела от пояса до колен.

[4] Т.е. бывайте под солнцем, подставляйтесь под его лучи.

[5] Выражение «вести образ жизни Маада», «придерживаться качеств Маада» – означает вести суровую жизнь. Маад ибн Аднан – один из родоначальников арабов, вел суровый образ жизни.

[6] Т.е. снимайте седла, ездите на лошадях без седел.

[7] «Муснад» имама Абу Аванат (8514).

[8] См. «Иршад ат-туллаб аль-хакаик».

[9] «Сияр аль-аглям ва ан-нубаля» (4/177).

[10] Муснид – человек, передающий хадисы со своей цепочкой передач (иснадом). Муснидом может быть как ученый, так и человек, не являющийся ученым, а занимающийся лишь передачей хадисов.

[11] Приводит Абу Нуайм в «Марифат ас-сахабат».

[12] Эти слова принадлежат поэту Джамилю ибн Абдуллах ибн  Муаммар Аль-Узри Аль-Кузаи  (ум. в 82/701 году), воину омеядской эпохи и обращены к его возлюбленной по имени Бусайна бинт Хаян ибн Саалабат Аль-Узрия. Он любил ее, и поэтому, пока она была не замужем, Джамиль ибн Абдуллах любил незамужних, как сказал об этом в стихе. Когда же она вышла замуж за другого мужчину, то он сказал, что с этого момента любит тех, кто замужем.

[13] Общей мыслью в обоих стихах является то, что человек, полюбив кого-либо или что-либо, испитывает любовь ко всему, что связано с объектом его любви.

[14] См. «Ат-Туюрият». (стр. 198).

[15] Приводят Аль-Бухари (1620) и Муслим (278) от нашего господина Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.    

[16] Речь идет о действиях, которые необходимо совершать, не ища в них какого-либо смысла, не понимая высшей мудрости, заключенной в них, на основании лишь того, что на это имеется веление Всевышнего Аллаха.

[17] См. «Аль-Маджму» (1/411).

[18] Мисвак — зубочистка из корней дерева арак.

[19] Муснид – человек, передающий хадисы со своей цепочкой передач (иснадом). Муснидом может быть как ученый, так и человек, не являющийся ученым, а занимающийся лишь передачей хадисов.

[20] «Ат-Табакат ас-суфия», стр. 89. Ибн Аль-Джавзи, да смилостивится над ним Аллах, в своей книге «Сифат ас-сафва» пердает с цепочкой передач (иснадом) от Аль-Джунайда Аль-Багдади, да будет доволен им Аллах: «Признаком того, что Всевышний Аллах отвернулся от раба, является увлечение его Аллахом тем, что его не касается».

[21] «Аз-Зухд ва ар-ракаик», стр. 122.

[22] «Аз-Зухд ва ар-ракаик», стр. 123.

[23] Суфьян Ас-Саури говорил: «Шуба является повелителем правоверных в хадисах».

[24] «Аль-Ансаб» (4/153).

[25] «Манакиб Аш-Шафии» (2/170).

[26] «Манакиб Аш-Шафии» (2/170).

[27] «Манакиб Аш-Шафии» (2/172).

[28] «Манакиб Аш-Шафии» (2/171).

[29] «Манакиб Аш-Шафии» (2/173).

[30] Имам Ан-Навави, да будет доволен им Аллах, скончался, не успев исполнить своего обещания, но для довольства нам достаточно и того, до чего он успел дойти в этой книге.

[31] Под явным зунаром имеется в виду опора и доверие к чему-либо иному, кроме Аллаха.

[32] Под внутренним зунаром имеется в виду одобрение  собственных деяний и состояний.

[33] Т.е. совершил по ним заупокойный намаз.

[34] «Ар-Рисалат аль-кушайрия», стр. 189.

[35] «Ас-Сунан аль-кубра» имама Аль-Байхаки» (10/98).

[36] Шейх сделал замечание своему ученику за то, что он оставил Сунну принятия пищи тремя пальцами, которые при этом должны быть прижаты друг к другу, как об этом сообщается, что Каб бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ел тремя пальцами, а закончив принятие пищи, облизывал их» (Муслим). Шейх же велел соблюдать Сунну во всем, поэтому он посчитал это непослушанием и сделал замечание своему ученику.

[37] См. «Хульят аль-авлия» (9/273).

[38] «Ат-Таази», стр. 54.

[39] «Ат-Таази», стр. 84.

[40] Указание на слова Всевышнего Аллаха: «Знайте, что ваше имущество и ваши дети являются искушением» (Сура «Аль-Анфаль», аят 28).

[41] Указание на слова Всевышнего Аллаха: «Обрадуй же терпеливых, которые при постижении бед говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к нему вернемся». Они получают благословения и милость своего Господа. Они те, кто следуют прямым путем» (сура «Аль-Бакара», аяты 155-157).

[42] См. «Ат-Таази» (стр. 82).

[43] «Ат-Таази», стр. 101.

[44] Поллюция считается исходящей от шайтана, и Абу Сулайман этим говорит, что шайтан не имел подступа к нему.

[45] «Хульят аль-авлия» (9/267).

[46] «Иктидау аль-ильми аль-амаль», стр. 91.

[47] «Иктидау аль-ильми аль-амаль», стр. 91.

[48] «Иктидау аль-ильми аль-амаль», стр. 91.

[49] О том, как следует понимать эти слова, говорится в хадисе, который приводит аль-Баззар. Сообщается, что Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды я произнёс эти слова, когда находился у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он спросил меня: «Знаешь ли ты, каков смысл этих слов?» я сказал: «Аллах и Его Посланник знают об этом лучше». Тогда он сказал: «Это значит, что только с помощью Аллаха можно избежать ослушания Аллаха, и только Он даёт силу, позволяющую проявлять покорность Ему».

[50] «Иктидау аль-ильми аль-амаль», стр. 92.

 

 [51] «Иктидау аль-ильми валь-амаль», стр. 93.
Автор: Имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави
Книга: Бустан аль-Арифин
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *