ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ТАСАВВУФ

ма726САДЫ ПОЗНАВШИХ АЛЛАХА
Часть 13

ГЛАВА 18.

РАЗДЕЛ ОБ ИНТЕРЕСНЫХ РАССКАЗАХ

Знай, что этот раздел, хотя и не рассматривает вопросы аскетизма (зухда), но посредством него успокаиваются при утомлении. Отрешенный от мирского нуждается в рассказах о других людях, которые не предпочитают аскетизм и не сильно понимают его суть, а порой разговаривают о чужих делах, и беседа тянет их к недозволенным темам, как злословие и подобное.   
           Когда же они занимаются повествованием о них, их души возрождаются для того, чтобы послушать эти рассказы, оставив другие отвратительные темы. Помимо этого привденные мною рассказы не будут лишены, если пожелает Всевышний Аллах, пользы, которую извлечет каждый, кто ищет благо вечного мира (ахирата).          
           Лишь от Аллаха содействие.         

Собрание (маджлис) Сулаймана ибн Харба,

да смилостивится над ним Аллах

  Передано от имама Абу Хатима Ар-Рази, одного из корифеев науки о хадисах: «Я присутствовал на собрании (маджлисе) Сулаймана ибн Харба, да смилостивится над ним Аллах. Это было в Багдаде у дворца Аль-Мамуна[1], и там присутствовало примерно сорок тысяч человек. Сулайману возвели минбар, и он поднялся на него. Мамун находился в своем дворце и, открыв ворота дворца, ниспускал завесу и, находясь за ней, записывал то, что говорил Сулайман.

Его спросили о том, что ему первым рассказал Хавшаб ибн Акиль, и, вероятно, он более десяти раз сказал: «Нам рассказал Хавшаб ибн Акиль…», – а люди говорили: «Мы не слышим». Так продолжалось, пока они не сказали: «Единственно правильное мнение –привести  Харуна Аль-Мустамли». После этого они пошли и привели его. Когда он явился, то спросил: «Кого ты упоминал?» – и его голос будто соперничал с громом, все замолчали. Все, кто просили продиктовать им, сели, и Харун начал говорить под запись. Абу Хатим сказал: «Когда его спрашивали о каком-либо хадисе, он рассказывал его от того, от кого слышал».

Собрание (маджлис) Аль-Мухамили, да смилостивится над ним Аллах

Абу Саид Ас-Самани упоминает, что на собрании (маджлисе) Аль-Мухамили, на котором он диктовал хадисы, присутствовало десять тысяч человек[2].

Ас-Сухраварди, да смилостивится над ним Аллах,

и его занятость поклонением

В разных местах я видел написанное почерком шейха, да смилостивится над ним Аллах, следующее: «Я слышал нашего шейха и господина имама Аль-Хафиза Зайнуддина, да будет доволен им Аллах, два раза, а в последний раз это было в среду третьего Рамадана 657 года[3], он говорил: «Великий шейх Шихабуд-Дин Ас-Сухраварди, да будет доволен им Аллах, прочитал проповедь в Дамаске, да защитит и сохранит его Аллах. Затем Коран прочитал Аль-Араби Ибрахим ибн Мухаммад Аль-Мамдух ибн Али Аз-Зайнаби ибн Абдуллах Аль-Джавад ибн Джафар. В это время на шейха нашло наитие (таваджуд), и он снял одежду, которая была куплена Джамалуддином для снискания благодати (барака) за пятьсот дирхамов. Он, да будет доволен им Аллах, не растрачивал в пустую ничего из своего времени, и был всегда занят намазом, чтением Корана и поминанием Аллаха. Наш шейх вступил под его руководство и сопутствовал ему некоторое время в Багдаде, в рибате[4], да будет Аллах доволен ими обоими».

Тому, кто служит, служат

Я слышал нашего шейха, имама, праведника, познавшего Аллаха, одного из лучших шейхов тариката Шарафуддина Абу Исмаила Мухаммада ибн Ибрахима ибн Сабри ибн Хирмас ибн Наджара ибн Акиля ибн Джабира ибн Хакама ибн Хикмата ибн Юсуфа ибн Джафара Ат-Таяра ибн Абу Талиб. Эта родословная была продиктована им мне в пятницу 14 Рамадана 659 года в медресе Ар-Равахия в Дамаске, да защитит и сохранит его Аллах. Я слышал, как он говорил, передавая от шейха, правоведа (факиха), праведного имама Мухаммада аль-Бирси: «Мы смотрели на Аль-Хафиза Абдуль-Гани, среди нашего круга были и те, кто достиг уровня вынесения фетв. Когда он поставил ногу на ступень сиденья, я сказал про себя: «Из-за чего же Аллах среди нас предпочел именно тебя?» – тогда он повернулся ко мне и сказал: «О задумавшийся! Тому, кто служит, служат, тому, кто служит, служат, тому, кто служит, служат», – тогда я сказал: «Я уверовал в Аллаха».

Возвеличивание знания и высокое место, занимаемое книгой Аш-Ширази,

да смилостивится над ним Аллах, «Аль-Мухаззаб»

Я слышал, как наш господин, шейх Камалуддин Саллар, да сохранит его Всевышний Аллах, рассказывал, передавая от некоторых правоведов (факихов): «Некто уснул, положив под голову «Аль-Мухаззаб», и ночью у него случилась поллюция. Во сне он увидел шейха Абу Исхака, составителя «Аль-Мухаззаба», и он сказал ему, толкнув его ногой: «Сядь, разве недостаточно, что ты положил под голову «Аль-Мухаззаб», а затем осквернился?».

Лампа, освещавщая до завершения записи текста

Я слышал, как наш господин, достойный имам, выдающийся ученый Иззуддин Абу Хафс Умар ибн Асад ибн Абу Галиб Аль-Ирбили, муфтий в шафиитском мазхабе, в понедельник, в месяце Шабан 659 году, в медресе Ар-Равахия в Дамаске, да защитит и сохранит его Аллах, а также другие страны Ислама и их обитателей, (Амин!), сказал: «Один из правоведов (факихов) сказал мне: «Шейх написал свою книгу «Нихаят аль-матляб»[5], и у меня была привычка выписывать по ночам некоторые страницы из неё. Однажды я писал ночью, затем посмотрел на светильник и увидел, что в нем мало масла,  и его не хватит, чтобы завершить работу», – он продолжил: «Я был занят письмом и забыл об этом, пока не дописал то, что хотел. Затем я посчитал листы, после этого вспомнил свою мольбу и посмотрел на светильник. Он погас сразу же, как я посмотрел на него».

Кончина шейха Аль-Курди и видение его во сне автором

Шейх, правовед (факих) Наджмуддин Иса Аль-Курди Аш-Шафии скончался, перейдя к милости и довольству Аллаха в 656 году, думаю, что это было в месяце шабан. Он был правоведом (факихом) в медресе Ар-Равахи, за защитит его Аллах, в городе Дамаск, да защитит его Аллах и отведет от него всех тех, кто стремится совершить плохое в отношении него, и да сделает его навсегда обителью Ислама, а также другие страны Ислама и их обитателей. Затем я увидел его во сне после его смерти через несколько дней, в ночь на пятницу. Я узнал, что он скончался, поприветствовал его и сказал: «Ты жив Нажмуддин и явился к нам?!» – я продолжил: «Аль-Газали в книге о смерти из его труда «Ихья улюм ад-дин» сказал: «Поистине смерть – это великое дело, и никто не пришел к нам после смерти рассказать о её сути. Её суть знает лишь вкусивший её». Затем я сказал ему: «Расскажи нам о сути смерти». Он сказал: «Она хотя и тяжка, однако это всего лишь короткий миг, затем он заканчивается». Я спросил: «Какое было твое состояние после неё?» – он ответил: «Там, то есть у Всевышнего Аллаха, много блага», – он указывал на то, что его состояние хорошее по милости Всевышнего Аллаха, и что милосердие Всевышнего Аллаха отложено для вечной жизни (ахирата). Или как я увидел.

Видение автором данного труда своего шейха Шамсуддина Ан-Навави

В этом году скончался правовед (факих) Шамсуддин Ан-Навави, и по нему я завершил чтение всего Корана. Я увидел его во сне, да смилостивится над ним Аллах, после его смерти. Я узнал, что он скончался, и спросил его: «Каково твое состояние Шамсуддин, ты в Раю?» – он ответил: «Сегодня мы не входим в Рай, а наслаждаемся в другом месте», – то есть мы войдем в Рай лишь после Судного Часа. Я сказал: «Ты прав, сегодня в Рай входят лишь пророки, мир им и благословение Аллаха, а также мученики (шахиды). Что же касается других, то они наслаждаются в другом месте до наступления конца времен, затем они входят в Рай после Судного Часа, как об этом сообщает Шариат». Затем я сказал ему: «Сообщается, что душа возвращается к телу до допроса Мункара и Накиром, а когда она возвращается к телу? До того как положат в могилу или до этого, когда покойного несут на носилках?» – он ответил: «После того, как положат в могилу». Да смилостивится Аллах над ним и надо мною, над нашими шейхами, родителями, друзьями, а также над теми, кто принес нам пользу, и кому мы причинили зло, и над всеми остальными мусульманами. Амин!

Видения, рассказанные автору данного труда,

содержащие поучения

Я слышал, что наш ученый, имам, отрешенный от мирского, набожный, познавший Аллаха Шамсуддин, сказал в среду, 21 джамаду аль-уля 661 году, в ханаке Аш-Шамисатия в Дамаске, да защитит его Всевышний Аллах: «Несколько дней тому назад произошел разговор между двумя шейхами, имамами из числа наших ученых, которых назвали мне, но имена которых я предпочитаю не упоминать в присутствии определенных лиц», – он продолжил: «Между ними произошел диалог о Коране в свитках и сердцах, не по пути воплощения, как это сказали наши ученые, и о том, что сами написанные чернила не являются предвечной речью, а являются указанием на нее. Затем они оба потребовали книгу «Аль-Иршад» Имамуль-Харамайна, чтобы просмотреть приводимое вней, они оба прочитали и затем ушли.

В эту ночь я увидел во сне море, в середине которого как будто было нечто. Это нечто и является тем, что ищут люди, а все мусульманские ученые окружают это, и пристально смотрят на эту вещь, не зная, что это, и не постигая её. Я увидел, как Имамуль-Харамайн вошел в середину толпы, подвернул одежду, вошел в это море приблизительно на пятнадцать локтей, а затем не смог преодолеть его и остановился там, а остальные ученые окружили море и смотрели на ту вещь», – он продолжил: «Позади ученых стояло много народа из числа тех, кто занимался рациональными науками, таким  как астрономия, логика, основы религии, и тех, кто занимался разногласиями из числа тех, кого относят к слаборелигиозным, оставляющим намаз, и имеющих неправильное вероубеждение. Среди них были и те, кого я знал, они стояли позади всех людей, и там были собаки, которые справляли нужду на них всех. Он назвал мне из них человека, которого я знал, из числа тех, чьим искусством были разногласия, которого отнесли и причислили к слабому исповеданию религии. Я предпочитаю его не называть. Я видел его пьяным, или как сказал Шарафуддин[6]».

Мы просим Щедрого, Всемилостивого, Обладателя Величия, Власти, Милости, Милостивого ко всем на этом свете, сделать хорошим наш конец, конец наших родителей, шейхов, друзей, тех, кого мы любим и всех мусульман. Амин!

Воздействие чистосердечного проповедника

Ас-Самани приводит в «Аль-Ансаб»: «Отрешенный от мирского Абу Якуб Исхак ибн Мухамшаз Аль-Карами был хорошим проповедником, при его содействии Ислам приняли пять мужчин и женщин из числа обладателей Писания и огнепоклонников»[7].

Мы передали от имама Абу Бакра аль-Анбари: «Я слышал как Ахмад ибн Яхья, то есть Абуль-Аббас говорил: «Мы услышали от Аль-Каваририй сто тысяч хадисов». Аль-Каваририй – это Абу Саид Убайдуллах ибн Умар ибн Майсара, вольноотпущенник Аль-Джушами, Аль-Басрий затем ставший Аль-Багдади.

Полезное примечание о заучивании

Я видел в различных местах в качестве примечаний, написанных почерком шейха, да смилостивится над ним Аллах: «Я слышал, как наш шейх, судья (кадий), имам, объединивший хорошие качества, лучший из шейхов и ученых – Бадруддин Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ибрахим ибн Халликан Аль-Ирбили Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал в среду 16 Раджаба 660 года: «Я увидел женщину, и предполагаю, что она была праведной, а это значит, она выучила Коран целиком за семьдесят дней».

  Я слышал как наш шейх, судья (кадий) Ислама Камалуддин Саллар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я выучил «Ат-Танбих» за четыре месяца»[8].

Об ученых, известных многочисленнностью своих сочинений

Я слышал, как наш шейх Ат-Таблиси[9], да хранит его Аллах, многократно говорил: «Я посчитал труды, написанные Аль-Газали, да смилостивится над ним Аллах, а затем распределил их на срок его жизни. В итоге получилось, что ежедневно он составлял четыре раздела книги (куррас). Это Милость Аллаха, которую Он дарит, кому пожелает».

Я сказал: «К тем, кто известен многочисленностью своих сочинений относится и наш имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис Аш-Шафии и имам Абуль-Хасан Аль-Ашари, да будет Аллах доволен ими обоими».

Имам Абу Бакр Аль-Байхаки, да смилостивится над ним Аллах, посчитал сочинения Аш-Шафии, а имам, хафиз Шама и даже всего мира, Абуль-Касим, известный как Ибн Асакир, да будет доволен им Аллах, посчитал в своей книге «Табйин кизби аль-муфтари фима нусиба иля аль-имами Абиль-Хасан Аль-Ашари» сочинения Аль-Ашари, и вышло, что их около трехсот».

Хафиз Аль-Мунзири и его занятость наукой

Я слышал, как наш шейх и знатный господин, хафиз, исследователь, цитирующий других и уточняющий их слова, точный, искусный, сострадающий, совершающий благое, набожный, отрешенный от мирского, старательный, усердно поклоняющийся, лучший из хафизов, муфтий, шейх имамов и хадисоведов Зияуддин Абу Исхак Ибрахим ибн Иса Аль-Муради сказал в среду 7 Шавваля 658 года в медресе Аль-Бадараийя в Дамаске, да защитит и сохранит его Аллах: «Я слышал, как шейх Абдуль-Азим, да смилостивится над ним Аллах, говорил: «Я написал своей рукой девяносто томов и семьсот частей книг», – и все эти книги были сочинениями других, относящимися к науке о хадисах. Также он написал и свои сочинения и много другого.

Наш шейх сказал: «Я не видел и не слышал никого более усердного в занятости наукой, чем он. Он занимался ею и днем, и ночью».

Он сказал: «В медресе я был по соседству с ним (имеется в виду в Каире, да защитит его Аллах) в течение двенадцати лет, его жилье находилось под моим. Когда бы и в какой бы час ночи я не просыпался, я видел свет лампы в его доме, и он был занят наукой, даже когда ел. У него постоянно были книги, и он занимался ими». Он упомянул о его изучении, силе его исследования и мастерстве такое, что невозможно выразить. Он сказал: «Он не выходил из медресе ни для соболезнований, ни для развлечений, ни для прогулки и ни для чего другого, кроме как для совершения пятничного намаза, и все время отдавал науке, да будет Аллах доволен им, его родителями и остальными мусульманами».

Я слышал, как наш шейх Зияуддин, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я написал «Сахих» Аль-Бухари в шести томах одним пером, лишь изредка заостряя его. Этим же пером я написал и некоторые другие труды после «Сахиха» Аль-Бухари, и это произошло в Каире, да защитит его Аллах».

Абу Саид Ас-Самани сказал в книге «Аль-Ансаб»: «Шейх Абу Бакр Мухаммад ибн Али ибн Джафар Аль-Каттани закончил в семикратном обходе (тавафе) вокруг Каабы двенадцать тысяч раз чтение Корана. Он скончался в 322 году».

Повторяй мне их рассказ, о погонщик!

Их рассказ очищает сердце, покрытое ржавчиной.

О тех, кто делает что-либо ради Аллаха

Я слышал, как мой шейх и господин, имам, выдающийся ученый, муфтий, уточняющий, точный, объединяющий в себе хорошие качества, Иззуддин Абу Хафс Умар  ибн Асад ибн Абу Галиб Аль-Ирбили Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, многократно, а в последний раз в пятницу 24 раджаба 659 году, говорил: «Каждый, кто делает что-либо ради Всевышнего Аллаха, проявляя повиновение Ему, является поминающим Всевышнего Аллаха».

Затем я видел похожие слова в «Шарх ас-сунна» Абу Мухаммада Аль-Багави от Саида ибн Джубайра, да будет доволен им Аллах.

Хвала Аллаху, Господу миров.

 

 

 



[1] Аль-Мамун — сын Харуна ар-Рашида, аббасидского правителя (халифа).

[2] «Аль-Ансаб» (5/209).

[3] Шейх Абу Гудда пишет, что данный факт указывает на то, что имам ан-Навави записывал время и дату, когда он слышал что-либо от ученых, что указывает на его точность и безупречность в передаче услышанного.

[4] Пограничная застава, которая сооружалась на границах мусульманского.

[5] «Нихаят аль-матляб» — это книга имама Аль-Джувайни по фикху, она считается одним из крупнейших трудов в шафиитском мазхабе. 

[6] Ранее было употреблено имя Шамсуддин.

[7] «Аль-ансаб» (5/44).

[8] Сам имам Ан-Навави выучил «Ат-Танбих» за четыре с половиной месяца, а за оставшееся до конца года время выучил наизусть работу «Аль-Мухаззаб».

[9] Ат-Таблиси – судья (кадий)  Камалуддин  Абуль-Фатх Умар ибн Бандар ибн Умар, скончался в 672 году.
Автор: Имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави
Книга: Бустан аль-Арифин
Источник: darulfikr.ru


This post has been viewed 422 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru