ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ТАСАВВУФ (СУФИЗМ)

су4БИОГРАФИЯ ТАТАРСКОГО НАКШБАНДИЙСКОГО ШЕЙХА МУХАММАД-ЗАКИРА АЛ-ЧИСТАВИ (КАМАЛОВА) В ДАГЕСТАНСКИХ АРАБОЯЗЫЧНЫХ СОЧИНЕНИЯХ

Биография Мухаммад-Закира ал-Казани ал-Чистави (Камалова,1804-1893), который был шейхом суфийского братства Накшбандийа в Волго-Уральском регионе, к настоящему времени малоизвестна. Более подробно она изложена в некоторых дагестанских арабоязычных сочинениях. Одной из них является труд татарского ученого и суфийского шейха Мурадаллаха (Мухаммад Мурад) б. Бахадиршаха Абдаллаха б. Адилшаха ар-Рамзи ал-Манзалави ал-Казани (1855–1934). Речь идет о его малоизвестном сочинении «Нафаис ас-салихат фи тазйил ал-бакийат ас-салихат» (Драгоценности благих деяний в добавлении к другим благим деяниям). Это сочинение было включено в состав общей работы шейха Шуайба б. Идриса ал-Багини (1853–1912) «Табакат ал-Хваджакан ан-Накшбандиййа…» (Жития накшбандийских наставников)5. В нем рассматриваются биографии накшбандийских шейхов начиная с Мухаммад Захида и завершая Халидом ал-Багдади. В частности, в разделе «Мавлана аш-шайх Мухаммад Закир-афанди ал-Казани ал-Чистави» Шуайб ал-Багини, ссылаясь на труд Мухаммад Мурада ар-Рамзи приводит краткую биографию шейха Мухаммад-Закира. Он пишет: «Мавляна шейх Мухаммад Закир афанди ал-Казани ал-Чистави, да продлит Всевышний Аллах его дни… Он является прославленным преемником (халифа) халидийской ветви [Накшбандийского тариката] в наших землях, служит образцом для нас всех. Не осталось ни одного уголка в Казани, где за ним не последовали бы великие ученые этого города и благороднейшие его представители. Он также являлся ученым во всех науках: рационалистических и традиционных. Он изучал фикх у единственного в своем роде, крупного ученого, покойного шейха Абдуллаха ал-Мучаскарави, да проявит к нему и нам Аллах Свою милость. Затем Мухаммад-Закир афанди занимался преподаванием, извлекая пользу из наук в своей стране в течение долгих лет, полученные знания применял в интересах многих своих современников. Затем он встал на путь халидийской [ветви Накшбандийского] тариката и научился зикру у шейха Махмуда-афанди ад-Дагистани ал-Алмали…

Махмуд-афанди [ад-Дагистани] вступил в тарикат [под руководством] шейха Хашима-афанди ал-Ямшани, а тот – [под руководством] шейха Дияаддина Зубайхуллаха аш-Ширвани. Последний [был преемником] Мавляна Халида [ал-Багдади] – да освятит Аллах их высочайшие сокровенные тайны. Автор этих строк много раз удостаивался чести быть знакомым с ним…»6.

Интересным в этом разделе является то, что в ней приводится цепь преемственности (силсила) предшественников М.-З.Камалова из Халидийской ветви Накшбандийского тариката (Махмуд-афанди ад-Дагистани ал-Алмали, Юнус ал-Халиди, Абдуллаха ал-Арзанджани и др.).

В этом же сборнике Шуайба ал-Багини имеется и собственное арабоязычное сочинение Мухаммад-Закира ал-Чистави «Табсират ал-муршидин мин ал-машаих ал-халидийин»7 (Руководство наставников от шайхов халидийской [ветви]), в рукописном варианте которого значится дата переписи – 1321 г.х./1903-4гг. Не в полном объеме оно было издано также в Казани в 1890 году на средства татарского богослова Галимджана Баруди (1857–1921 гг.).

В этом сочинении, помимо предисловия от издателя, кратких биографических сведений о М.-З. Камалове, даются подробные разъяснения некоторых вопросов накшбандийской этики и ритуальной практики. В нее включены основные положения и правила Халидийской ветви накшбандийского тариката, важные вопросы и ценные примечания.

Сведения о М.-З.Камалове имеются и в другом арабоязычном сочинении «Сирадж ас-саʻадат» (Светоч счастья), принадлежащем перу дагестанского шейха Хасана ал-Кахи, где автор со слов своего шайха Сайфуллы-кади Башларова (1853–1919) приводит рассказ о том, как тот встал под наставничество М.-З.Камалова. Личность дагестанского шейха Сайфуллы-кади Башларова интересна тем, что этот шейх, проведя большую часть жизни в Дагестане, получил разрешение на наставничество (иджаза) в накшбандийском, шазилийском и кадирийском тарикатах последовательно от трех шейхов Волго-Уральского региона: Мухаммад-Закира Камалова, Зайнуллы Расулева и Мухаммад-Салиха ал-Аджави, который был преемником мединского шейха Мухаммада-Али Захира ал-Витри ал-Мадани. В частности, в собрании рукописей ИВР РАН в Санкт-Петербурге хранится рукопись, включающая в себя иджазу (автограф), выданную этим мединским шейхом Мухаммад-Салиху.

Таким образом, дагестанские арабоязычные сочинения биографического жанра показывают тесные многовековые историко-культурные, религиозные связи Волго-Уральского региона, в частности, с народами Северного Кавказа. Особенно тесно суфийские связи наблюдаются на рубеже XIX – XX вв.
Хасавнех А.А.

Photo-0066

 

Photo-0065

Photo-0064

Photo-0068

Photo-0067

Зиярат в г.Чистополь (тат. Чистай)  (Татарстан)


This post has been viewed 2062 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Беседка для мюридов, Читальный зал , ,

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru