29.03.2024

ИРШАД АС-САЛИКИН.
ШАРХ БУРУДЖ АЛЬ-МУШАЙЯДА

И, обращаясь к зеркалу своего сердца, мюрид видит то, что он подготовил для «киямуль вуста», то есть для растворения (фана) в сифатах Аллаха, и к «аль-Кияма аль-Кубра», то есть растворения в любви к Аллаху (согласно подготовленности мюрида). Всемогущий Господь указывает на это: «О те, которые уверовали, бойтесь Аллаха, и думайте о том, что вы подготовили для завтрашнего дня, и бойтесь Аллаха» (59:18).

 Аят заканчивается так: «Воистину, Аллах знает всё, что вы совершаете». Это 18-й аят суры «аль-Хашр».
Знай, что эти слова обращены к верующим, вступившим на путь Аллаха, чтобы увидеть свет деяний, и сифатов, и других провлений Аллаха.
Увидеть свет деяний – это значит видеть во всём, что происходит, лишь могущество и мудрость Аллаха.
[И всё это ] – благодаря талкыну от истинного устаза…
Это может быть зикр, салават или какое-либо другое повеление на пути приближения к Аллаху.
…который связан с Пророком, солляллаху алейхи ва саллям.
 Устаз связан с ним непрерывной силсилой.
В «Аль-Хуласатуль Мардия» написано: «Шейх Джибриль аль-Хармабази, да помилует его Аллах, сказал: «Это основа основ, которую необходимо соблюдать.
Что это за основа?
Зикр, полученный не от устаза, не доводит до цели…
Даже если за такой зикр и полагается награда, он, тем не менее, не приведёт к познанию Аллаха. Человек, выполняющий зикр, полученный не от устаза, не сможет пройти все духовные стадии тариката, потому что его духовной машине не хватит мощности.
…хотя и приносит небольшую пользу. Нужно получить зикр через талкын от истинного наставника, чья цепочка преемственности восходит к Пророку, солляллаху алейхи ва саллям. Зикр без талкына подобен луку, купленному у того, кто его изготовил, а зикр с талкыном подобен луку, взятому у султана. Они одинаково хорошо стреляют и наносят одинаковый вред врагу, но одинаковы ли они в глазах людей, одинаково ли хорошо они защищают владельца?
Обычные люди будут уважать того, кто владеет луком султана.
Подарок от султана также указывает на то, что человек приближен к правителю. А Аллах знает лучше.
 
 Польза от талкына
 Шейх Ахмад ибн аль-Мубарак…
О нём мы говорили на прошлом уроке.
Шейх Ахмад ибн аль-Мубарак в книге «Аль-Ибриз» пишет, что, когда он был рядом с шейхом Абдуль-Азизом ибн Масудом ад-Дабагом, того спросили, какова польза от вирда, полученного через талкын от устазов? Он, да будет доволен им Аллах, задал встречный вопрос: «Ты меня спрашиваешь об истинных [наставниках] или о лжецах?» [Вопрошающий ] ответил: «Об истинных [наставниках]». Тогда шейх, да будет доволен им Аллах, ответил: «За счет чистого Шариата Аллах сохранил этой умме её религию. Соблюдение Шариата сохранит иман в батыне. Перейдем к истинным устазам, чей батын озарен видением истины. Если человек произносит: «Ля иляха иль Аллах», – не встретившись с совершенным наставником, то во время зикра работает лишь его язык, а сердце пребывает в беспечности.
Поэтому многие, кто читает зикр вне тариката, обычно делают это в беспечности, хотя лишь зикр, совершённый с хузуром, приносит пользу и вознаграждается. Чётки в руках мюрида – это инструмент для зикра, а для того, кто не вступил в тарикат, это лишь безделушка, которую держат из-за её красоты. В детстве мы видели, как большие мюриды полностью стирали бусинки, потому что постоянно совершали зикр. Всё это – благодаря баракату от истинного устаза.
А истинный устаз произносит эти слова всем своим нутром, видя могущество Аллаха.
Речь, конечно же, идет об истинных шейхах, а не о муташейхах.
И к мюриду, которого устаз обучает зикру, переходит состояние устаза. Мюрид не перестает духовно совершенствоваться, пока не достигнет уровня своего шейха, если это было ему предопределено».
То, чего Аллах не предопределил, никто не сможет осуществить.
Затем он рассказал известную историю про принца, который сильно болел. Король собрал врачей, сильно их напугал и пригрозил расправой, если он не смогут вылечить его сына. Все врачи сошлись на том, что принцу нужно перестать есть мясо. Они сказали ему об этом, но принц не подчинился. Он сказал: «Я не перестану есть мясо, даже если от этого моя душа покинет тело прямо сейчас». Врачи отчаялись.
Ведь король обещал расправиться с ними, если они не вылечат его сына.
Они не понимали, как выпутаться из этой ситуации, ведь принц отказался лечиться. Они пробовали воздействовать на него по-всякому, но он лишь сильнее сопротивлялся. Тогда один из врачей совершил полное омовение, обратился к Аллаху с мольбой и решил, что тоже не будет есть мясо вместе с больным. После он подошел к больному и сказал: «Не ешь мясо». Принц послушался его и вскоре исцелился. Другие врачи очень удивились, когда услышали о том, что он сделал.
Какой вывод нужно сделать из этой истории? Нам самим, в первую очередь, нужно отказаться от того, что мы запрещаем другим. Если мы хотим, чтобы обычные люди прислушивались к алимам, алимы должны быть истинными примерами для подражания. Мы знаем, как вёл себя Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, и люди за ним следовали. Народ следовал и за сподвижниками, да будет Аллах доволен ими всеми, за имамами и за устазами. Призывая других к Исламу, очень важно проявлять богобоязненность.
Расскажем еще одну историю. Во времена Хасан-устара, , куддиса сирруху, случился страшный голод. У одной женщины был сын, который постоянно ел урбеч своей матери, куда бы она его ни прятала. Она пришла к Хасан-устару, , куддиса сирруху, и попросила: «Может, вы напишете сабаб, чтобы он возненавидел урбеч?» Хасан-устар, , куддиса сирруху, ответил: «Приходи через неделю, тогда и напишу». Женщина пришла через неделю, и он сразу же написал ей сабаб. Она спросила: «Неужели нельзя было написать его неделю назад?» Устаз ответил: «Неделю назад мне самому ещё нравилась урба, и поэтому я её ел всю неделю, чтобы возненавидеть, чтобы сабаб принёс пользу твоему сыну». Если проповедник сам не следует тому, к чему призывает, то и слушатели не последуют за его призывами. В Дамаске около трёх тысяч мечетей, и в тысяче из них делают джуму каждую пятницу. Получается, каждую пятницу сразу в тысяче зданий одного города делают наставления! Если бы эти наставления имели эффект, разве люди стали бы копировать западную одежду и обычаи? Даже если проповеди отличаются красноречием, их призыв не доходит до сердец слушателей. Вот что нам нужно уяснить.
[Абдуль-Азиз ад-Дабаг], да будет Аллах им доволен, сказал: «Когда познавшие Аллаха из числа его любимцев смотрят на тех, кто отдален от Аллаха, и находят чистую сущность, готовую принять их тайну и способную ее хранить, они принимаются воспитывать её через талкын зикра и другие виды обучения.
Мы уже рассказывали, что, когда Хасан-устар, , куддиса сирруху, впервые пришел к Абдуррахману Асави, , куддиса сирруху, тот обрадовался и сказал: «Я никогда не радовался так сильно, как сегодня». Почему он так сказал? Несмотря на то что Хасан-устар, , куддиса сирруху, был тогда лишь начинающим мюридом, Абдуррахман Асави, , куддиса сирруху, видел духовным оком, что он будет нести его тайну и напишет много книг, таких, как «Бурудж», «Танбиху Саликин», «Мактубат». Он знал, что Хасан-устар, , куддиса сирруху, укрепит своими трудами тарикат в Дагестане, как великие алимы (например, Али Чохи) укрепили своими книгами Шариат.
Обучение того, кто может вынести тайну устаза, и является целью устаза. Но когда к нему приходит человек, который не может вынести его тайну, и просит о талкыне, он не отказывает ему… 
Однако обучение такого человека не является его целью.
…потому что устаз никому никогда не отказывает.
Устазы не могут отказать тому, кто хочет встать на истинный путь, поэтому они обучают тарикату каждого, кто к ним приходит. Но они сразу распознают тех, кто дойдёт до конца этого пути.
Поэтому устазы обучают тарикату каждого [кто к ним пришел]…
Вне зависимости от того, подготовлен человек или нет.
Вне зависимости от того, способен он вынести [их тайну] или нет. В любом случае талкын устаза принесёт человеку пользу в ахирате.
Даже тот, кто не может нести их тайну, в Судный день окажется среди приближенных к Аллаху. И это, вне сомнений, принесет ему пользу. Об этом рассказывает ибн Хаджар аль-Хайтами в «Фатава аль-Хадисия». Он пишет об одном алиме, который отрицал ибн аль-Фарида – великого вали Аллаха. И однажды ему приснилось, будто он уже в махшаре, и там видит множество людей, которые собрались вокруг кого-то. Он захотел приблизиться к ним, но ему сказали, что он не из их числа, и не пустили. Алим проснулся в поту и сделал таубу за то, что отрицал ибн аль-Фарида. И ему вновь приснился тот же сон, но теперь его пропустили к собравшимся. Таким образом, если мы признаём приближенных Аллаха и любим их, то обязательно получим баракат.
В Судный день в руках Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, будет знамя «Ливауль хамд» – и это свет имана. Так пишет имам Абуль-Хасан Али ас-Саади аль-Адави в примечании к книге Аль-Хураши.
Аль-Хураши — это крупный маликитский учёный, как у нас шафиит – ибн Хаджар. Абуль-Хасан Али ас-Саади аль-Адави – это тоже один из великих факихов-маликитов. Как Абуль-Хасан аль-Адави написал примечания к аль-Хураши, так и Абдуль-Хамид аш-Ширвани ад-Дагистани написал примечания к ибн Хаджару. Теперь расскажем немного про книгу «Мухтасар аль-Халиль». Это книга по маликитскому мазхабу, вокруг которой собраны все остальные книги по этому мазхабу. Имам Шаарани рассказывает, что, придя к своему устазу, Халиль не нашёл его, почистил его отхожее место и потом тихо сидел и ждал, пока тот вернётся. Из-за такого адаба Аллах одарил баракатом его книгу, так что все последующие книги маликитского мазхаба основывались на ней. А все книги по шафиитскому мазхабу основываются на книге «Минхадж» Навави: и Махали, и Рамли, и ибн Хаджар. Хукм всегда берется из толкований «Минхаджа». Книги же ханафитского мазхаба отталкиваются от книги ибн Абидина, который был мюридом Халид-шаха Багдади. Ибн Абидин был муфтием во времена Османов, и те отправили его в Багдад, чтобы он разведал, что за человек Халид-шах, поскольку за тем следовало множество людей и надо было понять, не готовится ли государственный переворот. Ибн Абидин пишет, что вернулся из Багдада уже накшубандийским мюридом. Он пишет, что понял, что его знания ничтожны по сравнению со знаниями Халид-шаха. То же самое – в мазхабе имама Ахмада. Все великие алимы следовали мазхабам и признавали тарикат. Именно поэтому в их книгах был баракат. Эти книги сохранились в истории…
Ибну Массуд упомянул, что Абдуллах ибну Салям спросил у Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, о том, как выглядит знамя «Ливауль хамд». Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, ответил: «Его длина – 1600 лет. Оно из красного жемчуга, его рукоятка – из белого серебра, а его наконечник – из зелёного изумруда. И у него три ленты : одна – на востоке, другая – на западе, а третья – посредине мира. И на нём написано три строчки: первая строчка – «бисмилляхи ар-рахмани ар-рахим»;
Это исмуль-азам, то есть величественное имя Аллаха.
…вторая — «альхамдулилляхи раббиль-алаами»; третья – «Ля иляха иль Аллах». И каждая строчка длиной в тысячелетний путь». Ты сказал правду, о Мухаммад.
Это сказал Абдуллах ибну Саляма, поскольку он до принятия ислама был иудеем и хорошо знал, о чём рассказывается в книгах людей Писания.
Аш-Шихаб приводит эти слова в «Шархе аш-Шифа». Знамёна есть и у авлия, за которыми следуют.
Это как в армии: есть главнокомандующий, есть командиры дивизий, командиры рот и так далее.
Шейх Абдуль-Азиз ибн Масуд сказал: «Все творения встанут за Пророком, солляллаху алейхи ва саллям: как его община, так и все предыдущие общины и другие пророки. И каждая община будет стоять под знаменем своего пророка. И все знамёна пророков берут силу от знамени Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Все они вместе со своими общинами – на одном плече Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, а пречистая умма Мухаммада – на другом его плече. И в ней (в умме) столько авлия, сколько всего было пророков. У них тоже есть знамёна, как у пророков, и последователи, как у пророков. И они берут силу и мощь от Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, а их последователи получают помощь от них, как и остальные пророки, мир им всем, получают помощь от Пророка Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям.
И если даже мюрид не способен нести тайну устаза, то всё равно в ахирате он получит пользу от талкына. [Абдуль-Азиз ад-Дабаг] сказал: «Мюрид не получит пользы от талкына и простое произнесение зикра не принесёт пользу, пока устаз не обучит мюрида, как надо верить в Аллаха, в Его ангелов, Его писания и Его посланников. После этого мюрид сможет извлечь пользу для своего батына».
Пользу можно получить, только поняв и изучив эти столпы имана. От простого произнесения имени Аллаха мало пользы.
Ахмад Зияуддин аль-Камашханави пишет…
Это великий шейх, устаз Зайнулла Шарифи, который был устазом Сайфулла-кади.
…в книге «Джами` аль-Усуль»: «Салик на своем пути остаётся один на один со своим нафсом. Если он будет делать что-либо самостоятельно, то шайтан может внушить ему различные мысли, образы, ложные убеждения, лень, подлость, заблуждения, уловки и многое другое, а человек, даже не подозревая об этом, будет думать, что это у него такой хал, что это из духовных основ.
Чтобы вы лучше поняли этих слова, расскажем исторю о Дабаге и его мюриде Ахмаде ибн аль-Мубараке. На одном из маджлисов  зикра, когда погасили свет, несколько человек стали издавать громкие звуки, а потом шейх Дабаг показал своему мюриду, как шайтан ходит и своим рогом колет присутствующих, так что они повышают голос и вскрикивают.
Особенно это касается начинающего мюрида. Шайтан внушает ему разные вещи. Поэтому у него должен быть устаз, отвечающий вышеприведенным условиям, который уберег бы его от этих напастей, спас бы от бедствий и помог бы удержаться на этом пути. Что касается талкына и его иснада, то, поскольку сухбат (быть рядом с шейхом) необходим и является его условием, связь с устазом достигается через талкын и обучение у истинного наставника, у которого есть действительное разрешение, так чтобы далее цепь разрешений восходила к Пророку, солляллаху алейхи ва саллям. И зикр приносит настоящую пользу только через талкын и разрешение устаза. Более того, многие считают это обязательным, ведь духовный наставник ценится выше отца. Некоторые сказали: «Родословная на пути любви нам дороже родословной наших родителей». И поэтому мюриду необходим живой духовный наставник…
Нельзя брать в устазы того, кто давно умер. Нужен живой устаз.
…или ильхам – правильное и глубокое понимание Корана, Сунны и единогласного мнения уммы. При этом надо быть духовно бодрым и размышлять о том, как Аллах помог ему тауфиком, милостью и заботой. Однако Аллах может и освободить от необходимости в духовном наставнике, даруя всё по Своей милости, и тогда человек беспрепятственно достигает всего через джазбат, то есть достижение духовных высот вне тариката.И обязательно знать иснад каждого тариката до Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.
Такие вещи как ильхам и джазбат существовали лишь тогда, когда общество было чистым, когда люди ели только то, что сами выращивали и готовили, и надевали только то, что сами шили. Поэтому у них был ильхам, джазбат и глубокое понимание религии. У нас этого нет, потому что нам приходится жить в грязном обществе.
Если кратко, то джазбат – это когда Аллах возвышает человека, так что тому не нужно проходить тарикатские стадии. Но такой человек не может наставлять и обучать других, потому что он не прошёл все стадии тариката.
Автор: Шейх Хасан Хильми аль-Кахи
Книга: Аль-бурудж аль-мушайяда би-н-нусуси аль-маайяда
Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *