Слава Аллаху, который сотворил нас самым совершенным образом, который прекрасно воспитал нас и оказал нам Свою милость, послав нам нашего пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)!
Самой высшей нравственностью, самым прекрасным и бесценным деянием, которое можно совершить, является соблюдение адабов в религиозной жизни, выполнение повелений Господа миров и совершение поступков в соответствии с нравами пророков. Всевышний Аллах научил нас адабам через повеления священного Корана и сунну пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Слава Аллаху! Сподвижники, табиины и другие образцы высокой морали оставили нам много примеров и наставлений, касательно этики и нравственности. Эти знания, переданные нам посредством Корана, сунны и через образцы высших нравов, весьма ценны, и их много. При всем этом мы приведем лишь небольшую часть. В противном случае, разъяснения займут много места, и затруднится краткое изложение вопросов.
1. Адабы правоверного перед Аллахом
¯ Постоянно держать голову, склоненной вперед
¯ Сконцентрировать свои размышления
¯ Молчать / меньше говорить
¯ Не совершать лишние движения / быть спокойным
¯ Стараться выполнять приказания
¯ Избегать запретов
¯ Чрезмерно не возражать
¯ Обладать прекрасной нравственностью
¯ Постоянно находиться в состоянии зикра / не забывать об Аллахе
¯ Очистить сердце от негативных мыслей
¯ Контролировать органы
¯ Хранить душевный покой
¯ Возвышать Создателя
¯ Не обижаться
¯ Сохранять втайне объект любви
¯ Всегда быть искренним
¯ Всегда быть на стороне истины
¯ Не надеяться на людей
¯ Поступать искренне / не придавать сотоварищей и избегать ханжества
¯ Быть правдивым
¯ Совершать деяния, приближающие к Аллаху
¯ Поменьше жестикулировать
¯ Гневаться, заметив совершение запретного
¯ Всегда быть серьезным
¯ Быть стыдливым
¯ Находиться в состоянии между страхом и надеждой, то есть надеяться на гарантии, данные Всевышним Аллахом
¯ Зная, что Аллах сделает для него самый лучший выбор, во всем полагаться на Него
¯ Совершив один намаз в мечети, ждать там наступления времени следующего намаза
¯ Вздрагивать из-за опасения пропустить фард (обязательный) намаз
¯ Из-за опасения, что «возможно я упорствую в совершении грехов», постоянно раскаиваться
¯ Верить в истинность сообщений, которые Аллах передал нам через пророков и которые невозможно ощутить пятью органами чувств
¯ Вздрагивать при упоминании Аллаха
¯ Прислушиваться к наставлениям и советам
¯ Уповать в необходимые моменты жизни
¯ Не быть скупым и в случае возможности подавать милостыню
2. Адабы ученого
¯ Продолжать изучать науки
¯ Поступать в соответствии знаниям
¯ Быть серьезным
¯ Не проявлять гордыню
¯ Быть ласковым с учеником
¯ С пониманием относиться к активным ученикам
¯ Облегчать тему при объяснении урока ученику, который трудно воспринимает ее
¯ Не бояться слова «не знаю»
¯ При ответах на вопросы и при объяснении темы выбирать наиболее легкие пути
¯ Принимать во внимание возражения, и если даже они идут от человека с противоречащим мнением, признавать его аргументы
3. Адабы ученика перед учителем
¯ Прежде всего, всегда приветствовать наставника
¯ Мало разговаривать в присутствии учителя
¯ Вставать, когда встает наставник
¯ Никогда не говорить следующих слов: «Такой-то ученый говорит совсем по-другому»
¯ Не задавать вопросы рядом сидящему товарищу
¯ Не смеяться при беседе с учителем
¯ Не намекать на мнения, противоречащие взгляду учителя
¯ Не держаться за одежду учителя, когда тот встает
¯ Идя домой после уроков, не задавать вопросы учителю
¯ Когда учитель устает на занятиях, не настаивать на продолжении урока
4. Адабы преподавателя Корана
¯ Садиться с серьезным видом
¯ Слушать чтение учеников
¯ Молчать, чтобы понять
¯ Надеяться на милость Аллаха
¯ Обратить внимание произношение родственных букв
¯ Указывать на места остановок (во время чтения Корана)
¯ Когда останавливают чтение, объяснять приемы продолжения чтения
¯ Обучать числам
¯ Объяснять пользу хатм (полного чтения) Корана и научить тому, что нужно сделать после хатм
¯ Мягко и с пониманием относиться к тем, кто недавно приступил к чтению Корана
¯ Когда ученик не приходит на занятия, всегда спрашивать о причине его отсутствия
¯ Когда этот ученик приходит, поощрять его к чтению
¯ Мало разговаривать
¯ Заставлять учеников заучивать те суры и аяты, которые читают во время совершения намаза или же которые им нужно будет читать, когда они станут имамами
5. Адабы ученика, изучающего Коран
¯ Скромно сидеть перед наставником
¯ Концентрировать свое внимание, чтобы понять объяснения учителя
¯ Склонять голову вперед
¯ Перед чтением Корана спрашивать разрешения наставника
¯ Затем произносить «а’узу-бисмиллях»
¯ Завершив чтение, возносить дуа
[1] Адаб – нормативное поведение ученика по отношению к своему духовному наставнику и братьям по общине; правила, регламентирующие эти отношения, а также совершение религиозных обрядов; этика, предписывающая обращать внимание на то, как обрести милость Аллаха.
Источник: fondihlas.ru
ма ша Аллах,очень интересно и поучительно. БаракаЛлагьу вам.
Ва фики баракаллаh, сестра! )