29.03.2024

РАДИ АЛЛАhА ИЛИ В УГОДУ НАФСУ?

Человек только тогда может находиться в естественном состоянии счастья и умиротворенности, когда проводит жизнь, соответствующую своему предназначению. И счастье человека зависит от того, насколько он осведомлен о смысле своего существования и причине своего создания, и как он в зависимости от этого знания строит свою жизнь, насколько готов противостоять различного рода опасностям.

И если же человек забыл дорогу к своему сердцу, погрузился в сон безразличия, затоптал сокровище своей души, то вместо полноты жизни его ожидает постоянное страдание и существование, полное разочарования, наполненное горечью и болями, и конец его будет страшен. Какая горькая беспечность жить, не зная своего места в мироздании, смысла рождения и смерти, не зная природы нафса и его истины. Жить в подобном заблуждении значит не уметь использовать пребывание на этой земле как благодатную возможность обретения вечной жизни. О, как горько положение тех, о сердцах которых сказано в Коране: «…Горе тем, чьи сердца черствы к назиданиям Аллаха! Они — в явном заблуждении» (Сура «аз-Зумар», 39/22).

Когда человек засыпает душой, то погружается в сон неведения все его сознание. Он становится бдителен только для земного, только для бессмысленного с точки зрения вечности. Он остается бодрствующим только лишь в отношении земных благ. Чуткость, глубина мысли, сочувствие, проницательность покидают его. Он проявляет слабость в следовании прямому пути. Грехи, как теплый ветерок, начинают приятно нежить его. Человек становится глух и нечувствителен к своим грехам. Люди перестают различать греховное и чистое.

Они не ощущают того, что живут во грехе и что вокруг себя распространяют разрушительные волны греховного. Беспечность их окутала так, что они ведут себя словно глухие и слепые. Всевышний о них говорит: «Глухие, слепые, не сойдут они [с ложного пути» (Сура «аль-Бакара», 2/18).

О, сколько есть людей, которые любое дело совершают не для того, чтобы достичь довольства Всевышнего, а ради удовлетворения своего тщеславия. Так они относятся и к поклонениям, примешивая к ним многое от нафса, но, непременно надеясь заработать саваб, и получить доступ в Рай… А между тем, они совершают ничто иное, как тайный грех и малый ширк: любой вид ибады, совершенной не ради Всевышнего, есть грех. Намаз, совершенный с намерением, чтобы видели другие, если внешне и похож на намаз, то внутреннее его содержание испачкано ширком. Как воду в сосуде портит капля зловонной жидкости, таким же испорченным бывает поклонение, совершенное спящим и беспечным сердцем. Уши человека предназначены слышать звуки, глаза — видеть мир. А в каком состоянии находится бдительность души, в способность которой входит умение слушать тайные смыслы и звуки бытия? В каком состоянии находится у человека зрение сердца, которое одно лишь может увидеть потоки Милости Всевышнего и созерцать Божественные тайны…

Мавляна советовал: «Если сон одолевает тебя, то усни на пути Всевышнего, не сходи с пути Истины. Может быть, когда ты заснешь на пути Всевышнего, попадется тебе добрый спутник – человек чистый и совершенный, и пробудит тебя от сна и иллюзий и приведет тебя к Истине». Когда сердце стучит для того, чтобы достичь довольства не творений Всевышнего, а Его Самого, то и намерения и дела обретают особое значение. В таком случае, чтобы спастись от беспечности и сна души, необходимо очистить сердце от хлама суеты мирского и наполнить чистым содержанием. По преданию, однажды Юнус (алейхиссалям) попросил Ангела Джабраиля (алейхиссалям): «Покажи мне самого искреннего человека на земле». Ангел же указал на больного проказой. И ноги его гнили от этой болезни, и глаза были потеряны. Он же молил: «О, мой Аллах! То, что было мне дано через эти ноги и руки, дал мне Ты. И то, от чего я стал отдален, то отдален Тобой. О, мой Аллах! Ты оставил в моем сердце единственное желание: единение с Тобой!»

 Мудрый говорит: «О, путник на пути Истины! Пока не поменяешь нетерпение на терпение, не заменишь забывчивость на зикр (постоянное поминание Аллаха), неблагодарность на благодарность, бунтарство на покорность, жадность на щедрость, сомнение на доверие, лицемерие и показуху на искренность, ложь на правду, беспечность на бодрое размышление, упорство в грехах на таубу, то тебе будет сложно продвигаться по этому пути».

Однажды благочестивый Джунайд Багдади во время совершения джаназа (погребального) намаза произнес не четыре такбира как положено, а пять. После совершения обряда мусульмане обратились к нему: «О, Джунайд, во время выполнения джаназа намаза чтение пяти такбиров невиданное дело. Почему вы так сделали?» Джунайд Багдади так ответил: «Четыре такбира я произнес за покойного. А пятый такбир произнес за живых, которые еще мертвее, чем этот покойный. Может быть, они придут в себя и проснуться до того, как наступит их смерть».

Абдуллах бин Бушр (радыяллаху анху) рассказывал, что однажды к Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) пришли два бедуина, чтобы задать вопросы. Один из них обратился к Пророку: «О, Пророк Аллаха! Кто самый лучший и благочестивый из людей?» Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Тот у кого длинная жизнь и совершено им много благих деяний». Другой бедуин просил: «Ты мне о таком деянии скажи, чтобы я стал привязан к нему». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть уста твои будут влажны от поминания Аллаха, от зикра» (Ахмад бин Ханбал, IV, 188). В Коране говорится: «Поминай в душе Аллаха в покорности и страхе, поминай про себя, не вслух, и утром и вечером и не будь из тех, кто пренебрегает предписаниями] Аллаха»   (Сура «аль-Араф», 7/ 205).

Да поможет нам Всевышний обрести и не потерять бодрость духа, чистоту сознания и пробужденность сердца. Аминь!

Автор: Осман Нури Топбаш
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *