ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

АДАБ

информационно-методическое МКОУ ДОД Центр внешкольной работы
ВОСПИТАННОСТЬ ИСХОДИТ ИЗНУТРИ
Я уверен, что все хорошее начинается в этом мире с воспитанности. В наше время, к сожалению, понятие воспитанности слишком сильно сузило границы того, что она на самом деле должна в себя включать. Воспитанным человеком сейчас называют того, кто имеет хорошие манеры и знаком с этикетом. Хотя на самом деле это намного более широкий термин.
 
Однако современная воспитанность, не только по моим личным наблюдениям, но и по свидетельству словарей, это всего лишь умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под ней, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека. Что это? Ранняя сдача позиций, заявление, что воспитывать будем, но все, что нужно, точно не привьем? Или, на самом деле, это влияние времени, в котором намного важнее внешнее, чем внутреннее?
 
В Исламе есть термин «адаб», синонимичный «воспитанности». Вот его значение никогда не менялось, и Шариат подробно прописывает, как мы должны делать адаб.
 
Фактически адаб – это то, что отличает человека от животного, выводит его на более высокую ступень. Если человек игнорирует воспитанность, он деградирует. Имам Раббани утверждал: «Тот, кто не будет следовать адабу, не сможет продвинуться по пути Всевышнего, не сможет стать приближенным к Аллаху. Путь верующих и достигших высоты нравственности от начала до конца — адаб».
 
Напоминаю, что речь идет о воспитанности как о внутренней культуре поведения, имеющей внешние проявления, а не об этикете без корней. Путь верующего человека невозможен без адаба. Шайтан оставил адаб, и это стало причиной его изгнания из Рая.
 
Отличным советом для тех, кто хочет научиться адабу или понять, зачем он нужен, является дошедшая до нас мудрость: «Учись адабу у того, кто его лишён». То есть надо посмотреть, как ведут себя невоспитанные люди, потому что отсутствие адаба намного заметнее, чем его наличие. И, посмотрев на них и на результаты, к которым приводит невоспитанность, сделать выводы, которые помогут понять высокую ценность противоположного качества. В первую очередь нужно извлечь урок из падения шайтана. А оглянувшись вокруг, увидеть печальные результаты того, к чему наше якобы прогрессивное общество пришло путем того, что избавилось от глубокого понимания воспитанности, посчитав некоторые качества ее рудиментом.
 
На адабе держится и семейное благополучие, и возможность воспитания праведного потомства, и мир во всем мире в том числе. Последнее особенно важно в рамках уважения к правителям, которое нынче совершенно не в моде, так сказать. Свобода слова стала более высокой ценностью, чем воспитанность как нравственное качество. Сейчас считается, можно говорить, писать и думать все, что угодно и о ком угодно. И это свобода? Свобода оскорблять? Если бы вы видели, как в Америке используется эта свобода слова в адрес собственного президента! Какие ужасные шутки отпускаются в его адрес на разнообразных ток-шоу и пр. Публично и с экранов ТВ. Я рад, что в нашей стране пока еще нет такого разгула этой самой свободы в таком вот ее уродливом проявлении. Но, все-таки, и мы позволяем себе лишнее, раскачивая устои, на которых издревле держится наше общество.
 
Уважение правителя к тем, кем он управляет, тоже важная часть адаба, и она, при правильном практиковании, делает невозможным появление диктаторов, тиранящих своих подданных.
 
Люди, проявляющие друг к другу адаб, не будут сильно конфликтовать и смогут урегулировать любой вопрос, не выходя за рамки. Во дворе, где соседи уважают друг друга, всегда будет чисто, даже если дворник плохо выполняет свои обязанности. Ну и на самом деле, там, где есть хотя бы следование внешним правилам этикета, приятно находиться. Особенно, если это идущее изнутри — от воспитанности как духовного качества.
Автор: Магомед Магомедов,
Источник: assalam.ru

This post has been viewed 843 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2017 — Madrasah2.ru