20.04.2024
ДЖАМШУТОВСКИЕ АФОРИЗМЫ

Есть много поговорок, устойчивых словосочетаний, фразеологических оборотов, идиом, которые мусульманину в своей речи надо избегать.

Сознательно или подсознательно большинство из нас следит за своим внешним видом, речью. Кто-то старается быть оригиналом, другие не желают выделяться среди остальных. Одним важно мнение окружающих, иные соизмеряются со своим внутренним пониманием правильного поведения. И можно сказать, что, так или иначе, мы становимся тем, кем желаем быть: наглыми и бессовестными, плохими и порочными или воспитанными и порядочными, хорошими и благодетельными. И речь, слова человека помогают понять, кто перед нами. К сожалению, у большинства из нас лексикон до такой степени загрязнён, что порой такие перлы выдаём…

Тут не о матерщине разговор. Это для разумного и воспитанного человека понятно, и разногласий здесь нет. Про гибат (хула) и бухтан (поклёп) тоже не говорим: это чуть другая тема. Есть слова-паразиты, и они так сильно присосались к нам, что пора бы взяться за них. Мы же слышали о таком предупреждении Корана (смысл): «Человек не молвит ни одного слова, чтобы не записал его ангел, приставленный к нему» (сура «Каф», аят 18). Прежде чем открыть рот, постараемся взять за правило этот аят.
Дело в том, что некоторые слова, сказанные небрежно и без злого умысла, на самом деле могут и к куфру (неверию) привести. Мы настолько привыкли к ним, что даже не обращаем на них внимания и удивляемся, если кто-то поправит и укажет на недопустимость их употребления.

Например, когда затрудняемся найти что-то или не знаем ответа, можем сказать: «А хрен его знает», «Чёрт его знает». Разве не так? Но хрен не может знать вообще ничего. Чёрт может знать и не знать. А знает только Всевышний. Если нельзя удержать эмоции, требуется придать словам экспрессии, то не надо такими сомнительными и опасными выражениями разбрасываться. Не будет ли лучше мусульманину сказать: «Аллаху алим» («Аллах более знающий»)?

Мы и ругаемся как бы за рамками мата, но тоже неблаговидно. Разве трудно вместо «чёрт с тобой» переучиться и говорить «Бог с тобой»? И таких примеров множество. Каждый может сделать ревизию и очиститься от «чертей», «блинов», «шегелме», других джамшутовских афоризмов.

Хуже того, мы часто используем пословицы и поговорки, которые прямиком выводят из веры. Когда подразумеваем, что возможно то или иное, кто из нас не говорил: «Чем чёрт не шутит?» Казалось бы, что тут такого? А пословица-то полностью звучит так: «Чем чёрт не шутит, когда Бог спит» (астахфируллах – да простит меня Аллах )! Комментарии нужны?! Есть много поговорок, устойчивых словосочетаний, фразеологических оборотов, идиом, которые мусульманину в своей речи надо избегать. «Под эгидой» – значит, под чьей-то защитой, патронажем. А эгида – это щит Зевса. Или, как некоторые журналисты неправильно пишут, «вернуться в свои пенаты», имея в виду возвращение домой. Правильно же говорить надо – «вернуться к своим пенатам». А пенатами в римской мифологии назывались боги-хранители (астахфируллах) и покровители домашнего очага.
Подобные слова-паразиты напоминают тосты на пьянках, где с бокалом спиртного упоминается имя Всевышнего Аллаха, а потом за сказанное хором говорят «Амин!» Удивительным образом порок сочетается с добродетелью…

Увы, таких примеров немало. Зная, не зная – лепим всё, что звучит красиво, – наверное, хотим выглядеть умными и эрудированными. Эти слова отпечатываются на мышлении. Это часть культуры Запада. Ничего против не имеем. Но есть же своя, не менее богатая культура. Мы можем вводить в свой обиход крылатые выражения, афоризмы почерпнутые из Ислама. Жизнь Пророка (мир ему и благословение) , его сподвижников полна прекрасных примеров. Скажем, что мешает ввести такое понятие, как свечи халифа Умара (умаровские свечи)? После популярной передачи «Что? Где? Когда?» с вопросом о свечах халифа Умара многие узнали, как Ислам велит разделять своё и общее (и не тратить общее как своё). Свечи Умара могут стать понятием, обозначающим, когда чужое или общественное имущество не смешивается с личным.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Помня это, лучше бы мы говорили меньше, тогда и птичек ловить не придётся. Иными словами, сказано в хадисе: «Тот, кто верует в Аллаха и Судный день, пусть говорит благое или молчит» (Бухари, Муслим).

Материал: Азиз Мичигишев
Источник: assalam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *