ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Читальный зал > АКТУАЛЬНО

АКТУАЛЬНО

торг1ЗНАЧИМОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ О ПРАВИЛАХ ТОРГОВЛИ

В благородном хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) сказано:

طَلَبُ الْعِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ (ابن ماجه، أحمد، البيهقي)

Смысл: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина (и каждой мусульманки)» (Ибн Маджа, имам Ахмад, Байхаки).

После приобретения обязательных для каждого мусульманина знаний об основах религии человек, занимающийся тем или иным видом деятельности, помимо вышеназванного должен получить знания о шариатских нормах и правилах, касающихся данного дела, дабы правильно вести себя во взаимоотношениях с людьми и не впасть в грех.

В наше время торговля получила широкое распространение, и, соответственно, увеличилось количество людей, имеющих отношение к торговой деятельности. Поэтому всякому, кто имеет связь с торговлей или занят любым видом бизнеса, необходимо знать обязательные составные части (арканы) и условия (шуруты) торговой деятельности. Он должен прочесть об этом сам в достоверных книгах или спросить у учёного-богослова и таким образом узнать о дозволенном (халяль) и запретном (харам) в торговле. Человек, занимающийся торговлей, не изучив её основы, может впасть в грех, и он, сам того не зная, будет употреблять запретное (харам) и, в частности, будет заниматься ростовщичеством (риба). В хадисе, переданном аль-Байхаки и ат-Табрани, говорится: «Самое достойное для плоти, наращённой на теле человека вследствие употребления им недозволенного, – это огонь Ада».

 

Обязательные составные части торговой сделки

Если торговая сделка действительна, то любой участник этой сделки не может в одностороннем порядке потребовать её расторжения без согласия второй стороны. А если она недействительна, то каждая из сторон – продавец и покупатель – имеет право в любое время потребовать возврата товара или денег. Для того чтобы торговая сделка считалась действительной, необходимо соблюдать её обязательные составные части. Перечислим их ниже.

Первой составной частью торговой сделки является наличие продавца и покупателя. Они оба должны быть совершеннолетними и умственно полноценными. Сделка, совершённая с несовершеннолетним или с психически неполноценным человеком, согласно Шариату, считается недействительной. По богословско-правовой школе (мазхабу) имама Абу Ханифы, торговая сделка, заключённая с проницательными, сообразительными, но несовершеннолетними детьми, является действительной, если на то у них есть разрешение опекуна (вали). В противном случае такая сделка недействительна. Поэтому по мере возможности старайтесь не вести торговлю с детьми серьёзными, ценными товарами. Если насильно заставили кого-либо совершить торговую сделку, то сделка не считается совершённой и вырученные от этого средства являются недозволенными (харам).

Вторая составная часть – это наличие товара. Нельзя продавать то, чего ещё нет у вас в наличии, к примеру, телёнка, который должен родиться и т. п. У этого столпа (рукна) существует шесть условий (шарт):

1. Основа предмета торговли должна быть чистой, дозволенной для использования. Если основа связана, например, с собакой, свиньёй, мертвечиной, кизяком, кровью, спиртными напитками и т. п., то торговой сделки как таковой не получится. Деньги, полученные от продажи, также являются запретными. Сегодня, к большому сожалению, даже среди мусульман распространена торговля колбасой, содержащей в себе свиной жир, спиртными напитками, одеждой и обувью, сшитыми из свиной кожи, наркотиками, сигаретами и прочими одурманивающими разум веществами. Торговля подобными вещами и их употребление является запретным (харам).

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказано: «Поистине, Аллах запретил алкоголь и средства, вырученные за него, мёртвое животное и деньги, полученные за него, свинью и деньги, полученные за неё» (Абу Давуд). Во многих хадисах сказано, что Аллах проклял спиртное и его производителя, продавца и покупателя, заказчика и потребителя, того, кто занимается перевозкой спиртного, а также того, кто предлагает употребить его, то есть всех, кто вносит хоть малейшую лепту в это недозволенное дело.

Если выяснится, что покупатель винограда будет изготавливать из него спиртное, то такому человеку нельзя продавать даже виноград, потому что тем самым продавец способствует совершению греха. В наше время некоторые люди продают кизяк животных в качестве удобрения. Это дозволяется богословско-правовой школой имама Абу Ханифы. Поэтому продающей и приобретающей сторонам необходимо следовать его мазхабу.

2. Предмет купли-продажи должен быть полезным. К примеру, можно продавать приносящих пользу птиц, кошек, зверей, пчёл. Однако нельзя продавать запрещённые музыкальные инструменты, изваяния и памятники животным и т. п. То есть то, что запрещено из них использовать, запретно и для купли-продажи. Но можно делать и продавать куклы для маленьких девочек, чтобы они ещё с детства учились нянчить и воспитывать.

3. Предмет торговли должен продаваться или покупаться его хозяевами или их уполномоченными представителями. Чужое имущество запрещено продавать или покупать без разрешения его хозяина. Необходимо вернуть имущество его хозяину в случае, если оно было продано или куплено без его ведома. А если приобретённое таким образом имущество испортилось или потерялось, то необходимо возместить хозяину соответствующую его стоимости сумму.

4. Продаваемая вещь должна быть дозволенной для покупателя. Например, утерянную или насильно отнятую у кого-то вещь нельзя продавать другому, не вернув её обратно хозяину.

5. Необходимо узнать меру предмета торговли, взвесив на весах, подсчитав, измерив саом (мера сыпучих тел), метром или увидев своими глазами. Если товар, состояние и положение которого не изменяются со временем, видели раньше, то нет необходимости повторно смотреть на него при покупке.

6. При купле-продаже нужно остерегаться впадения в ростовщичество (риба). Люди, занимающиеся обменом валют, торговлей золотыми и серебряными украшениями или пищевыми продуктами, должны досконально изучить всё, что касается ростовщичества, прочитав об этом в соответствующей литературе или спросив у учёных-богословов. В противном случае может оказаться так, что они, сами того не зная, занимались ростовщичеством, а оправданий, что они якобы не знали об этом, Всевышний не приемлет. Ростовщичество является одним из самых тяжких грехов, и Аллах проклял всякого, кто имеет к этому отношение. Создатель и Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объявили в Коране войну тому, кто занимается ростовщичеством. В хадисе даже сказано, что грех за ростовщичество более тяжкий, чем за совершение человеком прелюбодеяния со своей матерью. В ростовщичество, в частности, могут впасть люди, которые дают деньги взаймы, а также те, кто работает в сфере оказания банковских услуг. В последнее время ростовщичество в нашем обществе получило широкое распространение, поэтому более подробно этот вопрос мы рассмотрим ниже.

Также продавцу и покупателю необходимо произнести «я продал» и «я купил» соответственно. Однако при торговле товарами повседневного спроса (хлеб, соль, спички и т. п.), по мнению некоторых учёных-богословов шафиитского мазхаба, а также согласно трём другим богословско-правовым школам Ислама, можно и не произносить этих выражений.

Примечание

Торговая сделка считается свершённой и вступает в силу тогда, когда продавец, договорившись с покупателем, взял в руки деньги, а покупатель получил товар. А если продаётся недвижимость (дом, участок земли и т. п.), то сделка вступает в силу тогда, когда покупатель начнёт пользоваться ею (например, когда переселится в дом, или начнёт там уборку, ремонт, или когда отметит участок земли колышками, огородит его). До этого момента сделка считается незавершённой, и стороны могут отменить ранее достигнутую договорённость.
(Шафиитскому мазхабу)
Автор: Мухаммад Фахрудин
Источник: islamdag.ru


This post has been viewed 981 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru