ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

АКТУАЛЬНО

как415ДВОЕЖЕНСТВО ИЛИ ЛЖЕДВОЕЖЕНСТВО

Женитьба на 2-х и более женщинах — это не приказ, не повеление, а лишь разрешение, данное Всевышним. Ситуации могут быть разными, например, как война, болезнь, увечье, долгие разлуки, покровительство женщин, чтобы они не остались без опеки со стороны мужчин и т.д. Таким образом снижаются до минимума моральные и материальные потери, могущие возникнуть при распаде семьи. Поистине, в стране, в которой была война, может возникнуть необходимость в поощрении полигамных браков в целях предупреждения распутства   и для увеличения населения.

 Если мужчина женат на женщине, не способной к деторождению, или же женщина не может стать матерью из-за своего физико-биологического состояния, то он, не разводясь с ней, может жениться ещё на одной женщине. Однако, даже когда семьи увеличиваются в силу необходимости, всё же количество браков должно ограничиваться четырьмя.

 Всевышний и Мудрый Аллах сказал: «…Он велит им творить добрые деяния и запрещает предосудительное, разрешает [есть] приятное и не дозволяет неприятное…» (7:157).

В Дагестане, когда речь заходит о двоеженстве, то вторую жену очень часто воспринимают как человека недостойного и презренного. Её считают не женой, а любовницей. Для такого отношения, конечно же, имеются причины, но они кроются не в Исламе, а в исторических событиях, происходивших в Дагестане и в поведении самих людей.

В досоветский период двоеженство и многоженство в Дагестане имело место быть. Так, как мы знаем, Имам Шамиль тоже имел несколько жён, и они были достойными женщинами и жёнами.

Причины для двоежёнства имелись разные. Например, как рассказывала одна почтенная женщина, её отец был женат на двух женщинах. Это было в период Гражданской войны. Отец её пас овец за много километров от села. Однажды холодной и голодной зимой его первая жена пошла помогать ему и заодно принести мяса домой. На обратном пути она шла медленно из-за ноши и сильно замерзла. После этого у бедной женщины отпали пальцы ног, и ещё она не смогла иметь детей. Тогда отец женился во второй раз на матери рассказчицы.  Обе женщины вели одно хозяйство и ладили между собой. Как рассказывала эта женщина: «Моя мама прислушивалась к советам старшей жены и относилась к ней с уважением».

Но после установления Советской власти двоежёнство и многожёнство стало преступлением и одним из показателей «закрепощения» горянки.

Как пишет в книге «Охрана прав женщин» советский ученый Я. М. Кафаров, «Двоежёнство или многожёнство – это явление, корни которого уходят вглубь первобытной истории. После появления частной собственности оно становится достоянием и привилегией эксплуататорских классов. До Великой Октябрьской социалистической революции в Дагестане двоежёнство или многожёнство носило довольно распространённый характер. Мусульманская религия, которая имела влияние в народе, поддерживала   эту   форму закрепощения женщины. Советская власть установила и узаконила принцип единобрачия, являющийся одной из форм гарантий фактического раскрепощения женщины в нашей стране. В результате происшедших коренных изменений в экономической, политической и культурной жизни народов Дагестанской АССР, женщина-горянка становится всё более равноправной и в семейно-брачных отношениях». (Книга Кафарова » Охрана прав женщин»,  изданная в 1970 году, относится к юридической литературе).

Конечно, чтобы так писать тоже имелись причины. Для примера возьмём историю из архивных данных.

«1922 год. Караногайка Телекова обратилась в суд с исковым заявлением о расторжении брака с гр. Аджигайтаровым и о выдаче ей доли из имущества с/х двора. В исковом заявлении и в судебном заседании она объяснила, что жила в супружестве с ответчиком 4 года, но все эти годы она была не как жена, а как батрачка, выполняла все работы по хозяйству, (а хозяйство — это зажиточное, примерно 450 голов овец, 85 голов крупного рогатого скота, 7 верблюдов, 15 лошадей и пр.). Ей приходилось даже пасти овец, а у него была другая жена, которая только делала, что распоряжалась и сама не работала. И вот, прожив 4 года в таких условиях, она отказалась от дальнейшего сожительства, ушла из дома мужа, но последний отказался дать ей развод и задержал даже вещи, личного её пользования (браслет, серьги и пр. всего на сумму 145 р.)

В суде выяснилось, что ей исполнилось только 16 лет к моменту рассмотрения настоящего дела в суде. И суд, отложив дело служанки, назначил через с/совет представителя – опекуна в защиту её интересов, т.к. сама она несовершеннолетняя и не вправе выступать в суде. Затем было дело рассмотрено, и, признав, что это с/х за период 4-летнего проживания истицы в таковом не возрастало и никакого имущества за этот период не приобреталось, суд отказал ей в выделе доли, а присудил только её личные вещи, содержание на 5 месяцев в сумме 50 руб., и одну корову с телёнком. Райпрокурор опротестовал это решение в ГПТ, причем передал материал в нарслед для расследования и привлечения к уголовной ответственности за двоежёнство и выдачу замуж малолетней, т.к. истицу выдали замуж в 12 лет. ГПТ рассматривало дело 19.8.22, решение суда отменило, а судье указало на его политическую и юридическую неграмотность.

Вторично дело рассматривал Кизлярский Нарсуд, иск удовлетворён, истице выделена доля из имущества». (Судебное дело Телековой было возбуждено в 1922 году, а пересмотрено через 10 лет. Материал из ЦГА РД).

И как пишет тот же Кафаров: «Общественная опасность двоежёнства или многожёнства заключается в том, что оно ставит женщину в семейно-брачных отношениях в неравноправное положение с мужчиной. Такое положение представляет серьёзную опасность в деле борьбы за фактическое раскрепощение женщины, в деле воспитания подрастающего поколения в духе морального кодекса строителя коммунизма. Это преступление препятствует фактическому раскрепощению женщины, одним из проявлений которого является установленный в Советском государстве принцип единобрачия».

Но это же преступление совершали в первую очередь сами представители советской власти. Так, в газете «Красный Дагестан» пишут: «Председатель учисполкома, член партии, десять лет не даёт своей первой жене развода, сам же женился и живет отдельно с другой женой.

У бедной горянки проходит молодость, она в зависимости от мужа, который с ней не живет и она не может получить от него развода.

Эта горянка приходит в женотдел и спрашивает, где же свобода для горянки, где её право, о котором вы говорите. Что могут ответить в женотделе?».

Но мы знаем, что такое отношение мужа к своим жёнам никакого отношения к религии Ислам не имеет. В Исламе на мужчинах, имеющих несколько жен, лежит обязанность справедливо-равного отношения ко всем своим жёнам. В противном случае его ожидает гнев Аллаха: «Если вы боитесь, что не будете справедливыми к сиротам, то бойтесь также быть несправедливыми по отношению к своим женщинам. Вы можете жениться на двух, трёх, четырёх одновременно, но не больше, и вы должны быть уверенны, что будете справедливы ко всем. Если же вы боитесь, что не будете справедливы, то женитесь только на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы. Это — ближайший путь, чтобы не уклониться от справедливости, чтобы не было у вас много детей и чтобы вам не было трудно расходовать деньги на них». (Сура «Ан-Ниса», аят 3)

Приведём содержание ещё одной статьи Андреевского «О двоежёнстве», где он пишет: «Вопреки всем мероприятиям по борьбе с двоежёнством, последнее в Хасавюртовском округе не изживается и наблюдается случаи, когда видные ответработники берут по две жены. Так, милиционер Аджиев женился на второй. Председатель сельсовета Баташ-Юрт – то же самое. Недавно женился кандидат РКП Камбулатов на Бабатовой, которая числится кандидаткой РЛКСМ и стоит во главе женотдела. Но Камбулатов имеет ещё одну жену в с. Бата-юрт. Если наши работники подают такой пример, то что можно требовать от тёмных горцев?».

Так, для решительной борьбы с этими «преступлениями» в УК РСФСР была установлена ответственность. «Двоежён­ство или многожёнство, т. е. сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства наказывается лишением свободы на срок до одного го­да или исправительными работами на тот же срок» (статья 235).

Те же действия, совершённые повторно, наказыва­ются лишением свободы на срок от трёх до пяти лет.

Субъектом двоежёнства и многожёнства может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъектом этого вида преступления являлись лица мужского пола. Однако в качестве соучастников этого преступления могли быть привлечены к уголовной ответственности и лица женского пола, содействовавшие мужчинам в двоежёнстве или многожёнстве (например, мать, сестра и т. д., которые своими действиями, сове­тами склоняли или подстрекали сына или брата к со­вершению этого преступления).

Брак, заключённый никахом, но не зарегистрированный в органах ЗАГСа назывался сожительством и не имел юридической силы.

В «Комментарии к Уголовному Кодексу РСФСР 1960 года», в частности, сказано: «Двоежёнство или многожёнство — это одновременное нахождение в брачных отношениях с двумя или более женщинами при совместном проживании с ними на базе ведения общего домашнего хозяйства. При отсутствии хотя бы одного из этих признаков нет состава преступления».

Получается, если одновременно находились в брачных отношениях с двумя или более женщинами при совместном проживании с ними, но при этом не вели общее домашнее хозяйство, то это не являлось преступлением.

Интересно, что же больше беспокоило представителей Советской власти при двоежёнстве: «закрепощённое» положение женщин или же увеличение хозяйства единоличника?

В Дагестане горянки всегда очень много работали. Даже возникает вопрос кто кого обеспечивал? Но замужняя жена считалась счастливой, даже если являлась второй женой, т.к. ей не приходилось покидать своё хозяйство, своё село за поиском пропитания, как это приходилось делать в Советский период, например, работницам колхозов и совхозом, когда их отправляли на путину или выполнять сельхоз работы на плоскость. В досоветский период отходничеством занимались только мужчины.

Ещё, как пишет Кафаров: «В условиях Дагестанской АССР двоежёнству предшествует предварительное оформление брака по шариату. В этих случаях служители религии должны нести ответственность за соучастие в двоежёнстве по ст. 17 и 235 УК РСФСР. Однако судебно-следственные органы республики не придают этому важному вопросу должного значения. Единичны случаи привлечения к уголовной ответственности и осуждения лиц, способствующих совершению двоежёнства путем оформления браков в религиозном порядке. Обычно такие факты не выявляются, что отрицательно сказывается на борьбе с двоежёнством».

В период Советской власти, когда внебрачные отношения считались нормальным явлением, а в начале строительства социализма даже приветствовались, второй брак, заключённый никахом стал сожительством и преступлением. И как мы знаем, до распада СССР двоежёнство почти исчезло в Дагестане.

После распада СССР двоежёнство стало модным явлением среди «новых дагестанцев». Брали вторыми жёнами в основном женщин, работающих в светской сфере деятельности, например, артисток, официанток и т.д., причем информацию о вторых женах скрывали от родственников, а человеку свойственно скрывать обычно то, чего стыдится или же приносит вред окружающим.

Я помню, был такой случай в начале 2000-х годов, когда мы узнали о том, что одна знакомая вышла замуж, только по её растущему животу. Как она рассказывала, отец был против этого брака, и она вышла замуж без его благословения. Женщина была разведённая. Муж ей купил квартиру и обеспечивал всем, что она хотела, но со своими родственниками её не познакомил, только с его друзьями. Можно сказать, брачный союз их носил тайный характер (без причин ведь не скрывают).

Другая история. В нашем дворе часто гуляла молодая мама с ребёнком. Как-то мы разговорились. И она рассказывала, что родители её развелись, когда девочке было 6 лет. Отец женился и жизнью девочки вообще не интересовался. А родственников по отцовской линии вообще не знала. Через пару лет после развода мать её умерла, и до 15 лет её воспитывала бабушка по маме. Когда девочка училась в 9-м классе, умерла и бабушка. Как рассказывала молодая женщина, её жизнь после смерти бабушки превратилась в кошмар, благо, что хоть крыша над головой была. Бабушка ей оставила однокомнатную квартиру. После школы девушка работала в разных местах. В конце устроилась официанткой в кафе. Там и познакомилась с будущим мужем. Долгое время просто встречались, потом он сделал предложение. Девушка только после замужества узнала, что у мужа есть другая семья. Муж сделал ей на квартире ремонт, обеспечивал всем необходимым, не пускал на работу. Но так же, как и в первой истории, даже после рождения ребёнка не познакомил молодую жену даже со своими родителями. 

Общение с родственниками мужа обычно начиналось, когда немного подрастали дети, с их признания родителями мужа.

Возникает вопрос, было ли одинаковым отношение этих мужчин к своим женам? Как рассказывали эти женщины, мужья любили только их, а с первыми жёнами не разводились ради детей. Как говорят в народе: «Первая жена обслуживает мужа, а муж обслуживает свою вторую жену».

Бывают случаи, когда женщины сами подталкивают своих мужей к двоежёнству своим поведением: стремлением быть самостоятельной, несдержанностью языка и непослушанием и т.д.  И бывают случаи, когда мужчины сами избегают ответственности за семью. В связи с этим хочется написать ещё об одной грустной истории, о которой я слышала 3 — 4 года назад.

Отец 5-х детей решил, оставив большое хозяйство (больше га земли, где сажали картошку на продажу, 5-6 голов крупного рогатого скота, два десятка мелкого и т. д.) на плечи жены, поехать на заработки в город. После отъезда мужа, хотя и было тяжело, бедная женщина как-то справлялась с хозяйством. Правда, ей помогали дети: два сына — старшеклассника, и в сезон работы на поле помогать приезжали старшие две дочери, которые учились в городе. Младшая дочка помогала по дому. Кроме работы по хозяйству, эта женщина профессионально занималась шитьём и брала на дом заказы. Пока жена вела хозяйство и воспитывала детей, её муж вместо новой работы нашёл новую жену, не обременённую детьми и хозяйством, молодую и ухоженную. И, конечно, «добрые» соседи это до семьи донесли. Но жена два раза, когда муж приезжал с «заработок» с пустыми карманами ничего не говорила, хотя и заметила перемены в его обращении с ней. А на третий раз не вытерпела и решила узнать, почему муж стал таким раздражительным, что его не устраивает, рассказала о слухах. На что он молча встал, на глазах у младшей дочери ударил жену по лицу, сломав ей нос. После этого, сказав, что он будет жить, с кем захочет и обеспечивать, кого хочет, ушел, хлопнув дверью, заливать своё горе. Когда вернулся, бедная женщина попросила развод, но он отказался, объяснив тем, что не хочет позорить 5-х его детей. А дома же перестал появляться. И таких историй, к сожалению, много.

Рассказывают также о случаях, когда мужчины заключали так называемый «временный махар». До поры до времени своих жен обеспечивали всем необходимым, окружали вниманием и заботой, а потом куда-то исчезали, бросали или разводились.

В наше время встречаются нередко и такие явления, когда заключают «тайные махары» с наивными, беззащитными девушками, особенно с новообращёнными русскими и втягивают их в разные тёмные истории.

Все эти явления, называющиеся двоежёнством, никакого отношения не имеют к Исламу. Многие мужчины, которые берут вторых жен, утверждают, что они следуют сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и рассматривают двоежёнство как единственный способ, чтобы все женщины состояли в браке.

Но наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в течение мекканского периода был женат единожды. Когда Любимец Аллаха женился на госпоже Хадидже, ему было 25 лет, матери же правоверных Хадидже было 40 лет. Она была вдовой, и у нее были дети от её первого брака. До самой её кончины в течение 25-летней супружеской жизни Посланник Аллаха не женился на другой женщине. А между тем, обычаи и традиции того времени позволяли ему жениться ещё и на других женщинах.

Только после смерти Хадиджи он женился снова на немолодой вдове, госпоже Савде, муж которой после хиджры в Эфиопию скончался там, оставив её одинокой и беззащитной вдовой.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) только на Святой Айше женился, на юной, которой еще не была замужем. Смысл брака заключался в том, что благодаря матери правоверных Айше, которая, несмотря на свой юный возраст, славилась умной, толковой женщиной, были изучены законы фикха, касающиеся женщин.  Пророк (мир ему и благословение Аллаха), указывая на эту истину, повелел так: «Одну треть религии изучайте на примере дома Айши!» (Ад-Дайлями). Она передала 2210 хадисов, 194 хадиса из них были переданы вместе с аль-Бухари и Муслимом.

Связав свою жизнь с жизнью дочери Умара (да будет доволен им Аллах) госпожой Хафсой (да будет доволен ею Аллах), наш Господин Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был связан родственными узами с Умаром. Умар, хотевший выдать свою дочь Хафсу вначале за Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), а затем за Усмана (да будет доволен им Аллах), не получив от них подобного предложения, загрустил. И вот на 3-м году по хиджре наш Любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сочетался браком с Хафсой.

Бракосочетание нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с госпожой Зайнаб имеет много сокровенных смыслов. Одним из них является то, что благодаря женитьбе на Зайнаб был упразднён закон периода джахилии, запрещавший сочетаться браком лицу, имеющему приемного сына, с его разведённой женой. Так были разделены понятия «приёмный сын» и «собственный сын».

Бракосочетание с дочерью лидера иудеев госпожой Сафией было призвано улучшить существовавшие в то время отношения с иудеями. То есть, это бракосочетание имело политическое значение.

Бракосочетание с госпожой Джувайрией (да будет доволен ею Аллах), которая также была дочерью вождя одного из племён, послужило поводом для освобождения из плена тысяч людей и обретения ими пути истинной веры — хидайя.

Бракосочетание Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с дочерью Абу Суфьяна Умму Хабибой – вознаграждение этой отважной мусульманке, Ибо Умму Хабиба (да будет доволен им Аллах) оставалась верной Исламу даже в Эфиопии, где она находилась в тяжелейшей ситуации, поскольку муж её, став вероотступником, принял христианство. Из-за своего сильного религиозного чувства и уважения к религии Ислам она не обратилась за помощью к своему отцу, который был тогда вождём в Мекке.

Так бракосочетания Пророка (мир ему и благословение Аллаха) были совершены исключительно из религиозных, социальных и политических соображений.      

А их количество связано с тайными смыслами и особенным положением Любимца Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Некоторые действия и поступки, связанные с личностью нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), не могут служить примером для его уммы. Ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) первый представитель религии, возрождающий её и воплощающий в жизнь, находится в особом положении. Поэтому только ему было предписано вставать ночью для совершения молитвы Тахаджуд. Ему было дано разрешение на соблюдение поста без разговения в течение нескольких дней. Был положен запрет на принятие заката им и его семьей.

Но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) является примером для подражания мусульманам во всех других вопросах, в том числе и касательно отношения к женам. Как говорил наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Относитесь к своим семьям наилучшим образом, я же являюсь для своей семьи наилучшим».

И в заключение, для размышления приведём изречения из Корана и хадисов:

Всевышний Аллах повелевает мужчинам жить с жёнами в добре: «Обходитесь с ними достойно» (сура «Женщины», аят 19).

Также Аллах Всевышний сказал: «Справедливость в любви к женщинам, бескорыстная милость и взаимная постоянная любовь не всегда возможны. Также не всегда возможна одинаковая любовь к жёнам, если у мужчины больше одной жены. Но нужно стараться быть справедливым к каждой и не оказывать предпочтения одной из них, дабы не обидеть ни одну из них и не поставить её в положение нежеланной жены и, в то же время, неразведённой женщины. Вам нужно быть благочестивыми и справедливыми и создавать семью на чистых, добрых основах. Если вы будете благочестивыми и богобоязненными, Аллах простит и пощадит вас. Поистине, Аллах Всепрощающ, Милосерд» (Сура «Ан-Ниса», аят 129).

Умар бин аль-Ахвас рассказывал, что он был вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на прощальном хадже, где он восхвалял и восславлял Аллаха и обратился к людям с проповедью. Во время проповеди Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я заповедаю вам хорошо относиться к жёнам, потому что они как ваши пленницы. Не поступайте плохо с ними, кроме тех случаев, когда будет очевидным их непристойность.  В этом случае ложитесь раздельно и, если наказываете их, то наказывайте не сильно и не больно. Если они подчинились, не издевайтесь над ними. Знайте, что у них есть права перед вами и что у вас есть права перед ними. Ваши права в том, чтобы они не пускали в дом тех, кого вы не любите. Их права состоят в том, чтобы вы хорошо одевали и кормили их» (Передал ат-Тирмизи).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Каждый из вас пастырь и каждый из вас ответственен за свою паству. Правитель является пастырем и несёт ответственность за свою паству (за государство). Муж является пастырем семьи, жена является пастырем для дома мужа и его детей и несёт ответственность за них» (Рассказал Абу Хурайра, передал Бухари).

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Женщину берут в жёны из-за четырёх (вещей): из-за её богатства, из-за её происхождения, из-за её красоты и из-за её религии. Добивайся же той, которая привержена религии, иначе ты проиграешь!» (аль-Бухари).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Свято относитесь к родителям, тогда увидите благодать от своих детей. Будьте чисты к жёнам (т.е., не совершайте прелюбодеяния), тогда и они будут к вам чисты» (Передал Табарани).

Кто-то обратился к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха с вопросом): «О, Посланник Аллаха, какие права женщин нужно соблюдать нам?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если ешь сам, то накорми и её, если покупаешь себе одежду, то купи и ей. Не бей её по лицу, не обзывай и после ссоры не оставляй её одну в доме».
Мадина Сагирова
Источник: iskamdag.ru


This post has been viewed 898 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru