ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Читальный зал > «АЛЛАh ВЕЛИТ ВАМ СУДИТЬ ПО СПРАВЕДЛВОСТИ…»

«АЛЛАh ВЕЛИТ ВАМ СУДИТЬ ПО СПРАВЕДЛВОСТИ…»

ИСЛАМ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Есть одно слово, в котором содержится самая суть всех исламских норм и учений. Одно это слово описывает важнейшую ценность, которой пропитаны все исламские ценности. Это слово – справедливость. Коран гласит (смысл) :

Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости.
(Коран, 57:25)


Единственная цель ниспослания пророков заключалась в том, чтобы установить в этом мире справедливость и покончить с несправедливостью. Справедливость в широком смысле подразумевает выдачу каждому того, что ему положено. За столь простой на вид концепцией скрываются все сложности жизни во всем их многообразии и постоянной изменчивости, все искушения, все опасения и тревоги, все проблемы и конфликты. Для наставления людей Аллах ниспослал пророков с ясными знамениями, Писание и Весы. В Писании содержатся слова Бога, подробно разъясняющие, что справедливо, а что несправедливо, что хорошо, а что плохо. А Весы – это наша способность оценки и расчета, благодаря которой мы можем следовать пути, указанному Писанием и разъясненному пророками.

Вместе эти источники знаний обучили нас тому, каковы по отношению к нам права Аллаха, окружающих и собственно нас самих, и как создать нужный баланс между ними.Жизнь, прожитая в послушании Аллаху, и есть непрерывное уравновешивание как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

При обычных обстоятельствах многие люди могут быть справедливыми. Но ислам велит своим последователям быть справедливыми даже при наличии самых противоречивых чувств. Две главных преграды к справедливости по отношению к другим людям являются любовь и ненависть. Посмотрите, как Коран учит нас преодолевать первый барьер по отношению к близким родственникам и даже нам самим (смысл) :

 

О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь от справедливости, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете.
(Коран, 4:135)


В этих строках приведено решение из Корана в отношении вечного конфликта между личными интересами и справедливостью. Будьте справедливы, даже если это противоречит узкому определению личных интересов или интересов близких к вам людей. Невежды думают, что они защищают свои интересы, когда проявляют несправедливость к другим. Их решение о том, быть ли справедливым или нет, основывается на холодных расчетах и личных интересах. Но истинная вера в Аллаха возвышает человека над такой узколобостью. Приведенные строки Корана напоминают нам о том, что истинным защитником интересов всех людей тоже является Аллах, и Он защитит нас, если мы покоримся Его велению и будем справедливы. Требуемая исламом справедливость не допускает никаких исключений.

Другим в равной степени сильным барьером к справедливости является ненависть. И здесь снова мы видим веление Корана (смысл) :

 

О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха. Ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете.
(Коран, 5:8)


Иными словами, нельзя быть несправедливым даже с врагом. Естественное стремление, подкрепленное невежеством и отсутствием должных манер, подталкивает человека к тому, чтобы обращаться с врагом так, словно у того нет никаких прав, и ни о какой справедливости в его отношении нет и речи. Так обстояли дела в доисламские времена невежества, и такими они стали сейчас.

Посмотрите, как ислам усмиряет эти чувства. В приведенных выше строках Корана содержится веление верующим с напоминанием о всевидении Аллаха о том, чтобы ненависть людей не использовалась в качестве оправдания несправедливостям по отношению к ним.

Справедливость подразумевает возмездие, и ислам призывает к «оку за око». Но здесь не подразумевается «невинное око за невинное око». Имеется в виду  «око виновника за око жертвы». Удивительно, что те люди, которые называют этот принцип варварским, сами прибегают к принципу «невинное за око за невинное око», когда дело доходит до настоящего кризиса.

Четырнадцать веков назад эти веления сформировали общество, в котором на равных относились к богатым и бедным, друзьям и врагам, мусульманам и немусульманам, правителям и подчиненным. Все они могли рассчитывать на справедливость в их отношении. Судьи были совершенно независимы, и никто, даже халиф, не стоял выше закона. Когда возникал спор между халифом и обычным человеком, они оба являлись в суд и давали показания. Исламская история насквозь пропитана случаями такой справедливости, наполнившей земли, где мусульмане правили в золотую эру ислама.

Даже во времена упадка мусульман мы обнаруживаем то там, то тут случаи, аналогов которым не сыскать. Достаточно привести один пример из недавней истории. Во времена британского правления в Индии возник спор между индуистами и мусульманами в отношении одного из участков земли. Индуисты утверждали, что эта земля принадлежит их храму, а мусульмане говорили, что участок – собственность мечети. Эмоции были накалены до предела, и возникла угроза физических столкновений. Английский судья не смог найти ничего, что помогло бы установить истину: перед ними были лишь слова одной группы против другой. В конце концов, он спросил обе группы, есть ли человек, свидетельству которого они бы поверили. Они ответили утвердительно. Был один мусульманский теолог, который был известен своей праведностью. Тогда его попросили явиться в суд в качестве свидетеля. В суде была накаленная атмосфера, и вся община взывала к тому, чтобы теолог помог выиграть им это дело. Его свидетельство было кратким:

– Индуисты правы. У мусульман нет оснований для своих претензий.

Этими словами он не предал свою общину. Он лишь в очередной раз подтвердил свою непоколебимую приверженность истине и справедливости.

Это та справедливость, которая нужна современному миру.

Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий.
(Коран, 4:58)
Источник: askimam.ru

 


This post has been viewed 1356 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru