29.03.2024
ЧАСТО ВСПОМИНАЙТЕ СМЕРТЬ!


Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что смерть для мумина является большим подарком. Великий имам Аль-Газали объяснил это тем, что в этом мире верующий чувствует себя как человек, посаженный в яму. Ему здесь приходится бороться то со своими чувствами, то с шайтаном, то с различными соблазнами. Борьба с ними является постоянным мучением для верующего. Смерть же избавляет его от всего этого. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Для кого смерть не является благом, для того и жизнь не является благом. Для верующего первым благом является смерть, потому что после смерти Всевышний показывает те блага, которые Он ему приготовил». Одного асхаба спросили, что бы он пожелал своему лучшему другу. «Смерти», – ответил он. «А кроме смерти?» – спросили люди. Он ответил, что пожелал бы поменьше детей и имущества (достаточного).

Один человек спросил вали (божьего угодника) по имени Макхул, любит ли он Рай. «Да», – ответил он. «Если ты любишь Рай, то должен желать смерти, ведь только после смерти ты сможешь попасть в Рай», – сказали ему.

Другой человек сказал, что первой степенью любви к Аллаху и жажды встречи с Ним является желание умереть и печаль, если смерть опаздывает.

Частое упоминание о смерти

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вы чаще упоминайте о смерти, которая заставляет человека прощаться со всеми мирскими благами. В то время как вы беззаботны и богаты, упоминание о смерти озаботит вас. А если вы бедны и терпение ваше истощилось, вы будете часто вспоминать о смерти, и вам станет легче». Он также сказал: «Ты подумай о том, за что ты ненавидишь смерть, и оставь это, и тогда тебе не будет значения, когда ты умрёшь». Он также сказал: «Ты всегда представляй себе картину смерти, и тогда не будешь придавать значение мирским прелестям и невзгодам»; «Тому, кто не забывает о смерти, тяжести и радости жизни одинаковы». Один вали сказал: «Тот, кто часто упоминает о смерти, возвышается тремя чертами:

1) не откладывая делает тавбу (раскаяние);

2) довольствуется малым;

3) не ленится в служении Аллаху.

Позабывший о смерти попадает в муки из-за трёх вещей:

1) отложением тавбу;

2) недовольством тем, что ему дано Всевышним;

3) ленью в служении Аллаху».

Айша (да будет доволен ею Аллах) спросила Пророка (мир ему и благословение) о том, бывают ли такие люди, кого в Судный день без опроса отправляют в Рай. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Человек, ежедневно 21 раз произносивший: «Аллахума барик ли филмавти ва фима ба‘далмавти» ( اللهم بارك لي في الموت وفيما بعد الموت ), без опроса войдет в Рай». Когда она спросила: «Встанет ли на Махшар вместе с шахидами еще кто-нибудь?», Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Кто двадцать раз в сутки упомянет о смерти, тот встанет вместе с шахидами в Судный день».

Ещё одна причина, по которой надо вспоминать про смерть

Мы знаем: пока мы наслаждаемся жизнью, познаём её прелести, надеваем красивую одежду, едим вкусную пищу, спим на мягкой постели, смерть настигнет нас, застанет врасплох, нас окутают в саван, положат в тесную, глубокую яму. И когда душа вернётся в тело, если не ответим верно на вопросы Мункара и Накира, могила нас сожмёт и начнутся могильные муки. Чтобы так не случилось, нам велено почаще думать о смерти, говорить о ней, представлять её.

После сотворения Адама (мир ему) ангелы заметили, что его зуррият (потомство) увеличивается, и сказали Всевышнему, что скоро детям Адама (мир ему) на земле не будет хватать места. Всевышний сказал: «Я ниспошлю им смерть, что уменьшит их число». Тогда ангелы сказали: «Если они будут знать о том, что смертны, они не будут радоваться жизни». Всевышний ответил: «Я увеличу их надежду, и этим они забудут о смерти». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если бы животные знали о смерти то, что знают дети Адама (мир ему), дети Адама (мир ему) никогда не ели бы жирное мясо». Знать о том, что ожидает нас после смерти, и не думать о ней – это и есть надежда, в результате которой ослабляется иман. Если иман не совершенный, человек не боится смерти, даже вспоминая о ней. Кто помнит о смерти и сильно боится её, тот не может думать больше ни о чём. Душа всегда занята тем, чего боятся или любят. К примеру, если заключённому, которому в следующий день отрубят голову, предложить вкусную пищу и удобную постель, он не обратит на это внимания, на сердце у него не будет спокойно, он не сможет сомкнуть глаз. Поэтому лучшим способом напоминания о смерти человеку, который не боится и не думает о ней, является запоминание того, что способствует не забывать о смерти. Необходимо представить смерть знакомых умерших людей, их похороны, какими они были в жизни, как они наслаждались мирской красотой, как остались вдовами их жёны, как их красивые лица съедят черви и многое другое. Если человек часто будет ходить на кладбище, думать об умерших, он будет часто думать и о смерти, станет готовиться к ней, и у него погаснет любовь ко всему мирскому. Когда одного человека спросили, почему он так часто ходит на кладбище, он ответил: «Это мои любимые соседи. Они напоминают мне, куда я в конце приду, и не сплетничают обо мне, когда я ухожу».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Я говорил вам, чтобы вы не ходили на кладбище. А теперь знайте: я говорю вам, чтобы вы ходили на кладбище, это утончит ваши чёрствые сердца, напомнит вам о смерти, заставит вас прослезиться».

Перед смертью все равны. Если бы всё заканчивалось смертью, то для каждой души смерть была бы благом. Но забыть о ней заставляют опрос и муки Мункара и Накира.

Взглянув на умершего, Пророк (мир ему и благословение) задумался и сказал: «Ты посмотри на умершего, я надеюсь, что это опечалит твоё сердце. Грустный человек в Судный день будет в тени Престола Всевышнего, и его ожидают все блага».

Если на человека, позабывшего о смерти, действует какое-нибудь наставление, на него также подействуют и раздумья о смерти при виде умершего. Но для людей с чёрствыми сердцами это не будет иметь большого значения. Они думают, что всё время будут хоронить других, а то, что их тоже когда-нибудь похоронят, они и в мыслях не допускают. Видя каждый день умерших и не придавая этому значение, думают об умерших с сожалением, что они покинули этот мир. Но и не думают о том, что их там ждёт, каким бы жестоким умерший ни был. Оплакивая умершего друга, знай, что завтра и ты последуешь за ним; бойся мук, которые ожидают тебя.

Умерший (в вере) человек освободился от трёх больших бед:

1. Страха видеть лицо Малакуль Мавта, который забирает души.

2. Мук смерти.

3. Страха умереть неверующим.

При виде умершего некоторые говорят: «Он был хорошим человеком, мы тоже умрём, как он», – и забывают про смерть сразу же после похорон. Они подобны стаду овец, пасущихся на траве, которое при виде волка убегает, а после того как волк исчезает из виду, продолжает мирно пастись.

По материалам книги «Маватинуль инсан«.

Автор: Мухаммад Хусайнию
Источник: islamdag.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *