ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ДОБРЫЕ СОВЕТЫ

ЛЕГКИЙ СПОСОБ ЗАУЧИВАНИЯ КОРАНА ДЛЯ ЗАНЯТЫХ ЛЮДЕЙ

В области обучения религиозным наукам одну из ключевых ролей играет объем изучаемого материала и, что немаловажно, постоянство в обучении.

Для наиболее успешного и продуктивного овладения исламскими науками человеку, по мнению Имама Аш-Шафии, необходимо выработать в себе следующие качества: адаб, усидчивость, острый ум, упорство и проницательность. А если подогнать эти критерии конкретно под заучивание священного Корана, то сюда следует приплюсовать еще и прекрасную память. Хорошую память, как известно, на распродаже не купишь и в пруду не поймаешь – она или есть или ее нет, совсем как красота. Если вам повезло, и вы счастливый обладатель «рабочей» памяти, практикующийся при этом в области хифза (заучивание Корана наизусть), то остается вас только поздравить, и когда вы станете хафизом, попросить о дуа. Ну, а если с памятью вам не повезло, и вы из тех, кто иногда забывает даже имена своих знакомых, то наткнувшись на эту статью, вы попали по адресу.

Говоря о феномене человеческой памяти, необходимо заметить, что какой бы блестящей памятью вы ни обладали, ее нужно целенаправленно тренировать, и что не менее важно – беречь. Но об этом мы поговорим чуть позже, а сейчас не будем тянуть кота за хвост и рассмотрим один из краеугольных камней хифза – непосредственно методику запоминания.

В качестве примера возьмем суру Аль-Мульк (Табарака):

1.  читаем первый ее аят пятнадцать раз:

تَبَارَكَ الَّذِي بِيَدِهِ الْمُلْكُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

2.  читаем второй ее аят также пятнадцать раз:

الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ

3.  читаем также и третий аят пятнадцать раз:

الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ طِبَاقًا مَّا تَرَى فِي خَلْقِ الرَّحْمَنِ مِن تَفَاوُتٍ فَارْجِعِ الْبَصَرَ هَلْ تَرَى مِن فُطُورٍ

4.  читаем и четвертый аят пятнадцать раз:

ثمَّ ارْجِعِ الْبَصَرَ كَرَّتَيْنِ يَنقَلِبْ إِلَيْكَ الْبَصَرُ خَاسِأً وَهُوَ حَسِيرٌ

Последние два-три повторения каждого аята можно попытаться прочесть наизусть.

5.  далее читаем вышеприведенные четыре аята полностью от начала и до конца двадцать раз для того, чтобы связать их между собой:

تَبَارَكَ الَّذِي بِيَدِهِ الْمُلْكُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ ۝ الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ ۝ الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ طِبَاقًا مَّا تَرَى فِي خَلْقِ الرَّحْمَنِ مِن تَفَاوُتٍ فَارْجِعِ الْبَصَرَ هَلْ تَرَى مِن فُطُورٍ ۝ ثمَّ ارْجِعِ الْبَصَرَ كَرَّتَيْنِ يَنقَلِبْ إِلَيْكَ الْبَصَرُ خَاسِأً وَهُوَ حَسِيرٌ ۝

Придерживаемся данной методики для каждой изучаемой суры, не заучивая при этом в один день слишком большие объемы, в противном случае это может сказаться на качестве усваиваемого материала.

На этом описание самой методики завершается. Далее я приведу некоторые дополнительные «фишки», призванные помочь вам в обучении и не терять лишнего времени на повторение пройденного, оставаясь при этом сфокусированным.

1. Индивидуальный подход

Варьируем (то есть подстраиваем под себя) количество повторений. К примеру, если пятнадцать раз для вас покажется мало, то можете смело увеличить число повторений до двадцати. Или наоборот – если сура знакомая, то можно сократить до десяти повторений. Здесь, как вы заметили, все более индивидуально, нежели в процессе группового обучения, исходя из чего, вы сами должны определить свою «коронную цифру» повторений.

2. Технологии на службе хафиза

Используя современные «примочки», которых на просторах всемирной паутины пруд пруди, мы значительно облегчаем себе жизнь. При помощи специальной программы нарезаем заучиваемый отрезок суры в формате мр3 и при любом удобном случае слушаем. Также можно взять за правило прослушивать их после каждого обязательного намаза по три-пять раз. Поставьте таймер-напоминание, и вы будете приятно удивлены тем, как простое прослушивание изучаемого помогает его закреплению.

3. Мёд как стимулятор памяти

С давних пор именно мёд использовался в качестве так называемой «пищи для ума» благодаря морю полезных свойств, которыми обладают микроэлементы, содержащиеся в нем. Недавнее открытие новозеландских учёных воздвигло это ранее считавшееся гипотезой утверждение практически в ранг аксиомы. Мёд на самом деле очень помогает людям, чья работа связанна с мыслительными процессами, из-за чего он получил прозвище «жидкое золото для мозга». В общем, берем на заметку и эту рекомендацию.

Теперь немного о самой физиологии памяти. Человеческая память с точки зрения психологии подразделяется на множество категорий, которые включают в себя кратковременную, эмоциональную и прочие виды. Разбирать их в рамках одной статьи не представляется целесообразным, так как есть большая вероятность того, что не все читатели доживут до конца их полного описания.

Поэтому мы затронем только те ее группы, которые нам нужны в данный момент.

Долговременная

Один из ее типов – долговременная. Это «буфер», предназначенный для запоминания информации на довольно продолжительный временной отрезок, и периодическое воспроизведение хранящегося в ней материала (а в нашем случае это повторение ранее пройденных аятов) способствует его упрочению в памяти. Отсюда вывод, который напрашивается сам собой – хорошо выученный урок нуждается лишь в немногочисленных спорадических (совершаемых время от времени) повторах.

Слуховая 

Второй полезный к ознакомлению вид памяти – слуховая. Это способность с высокой точностью воспроизводить услышанное. Из чего мы можем понять, что частое прослушивание изучаемого урока положительным образом сказывается на звуковом восприятии мозгом нужной нам информации.

Зрительная

И последний из видов памяти, рассматриваемых в контексте данной статьи – зрительная. Это свойство к устойчивому сохранению на «флешке» нашего мозга образов, картин или определенных сцен. Что нам следует извлечь из этого, так это то, что заучивать Коран необходимо из одного и того же источника на протяжении всего процесса обучения. Именно благодаря этому обстоятельству мы можем подключить к нашей работе зрительную память, которая отвечает на расположение букв, положение текста на полях книги и т. п. Меняя книгу, мы сбиваем с прицела зрительное восприятие текста, тем самым перестраивая его на новый лад.

Думаю, используя вышеприведенную методику, многие смогут вполне неплохо продвинуться в деле заучивания книги Всевышнего Аллаха. Пусть Аллах даст возможность находить хотя бы минимум времени для того, что, возможно, будет на том свете нашим заступником.

Автор: Камал Магомедов
Источник:: islamdag.ru


This post has been viewed 341 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru