ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Мир Мусульманки, Читальный зал > ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

КАКИМ ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ?

Нам часто доводиться слышать о таком общеупотребительном термине, как духовно-нравственное воспитание. Его сверхважность в подготовке подрастающего поколения к взрослой жизни декларируется на различных уровнях. Причём каждый понимает этот термин по-своему – кто-то видит в этом патриотическое воспитание, которое зиждется на любви к Родине, а кто-то вкладывает в него моральные принципы.

Каждый из этих подходов по-своему верен, но, если исходить из самого термина, то речь идёт о воспитании, в котором учитывается духовная сторона человеческого индивида, и это воспитание облагораживает человека нравственностью.

Для более детального раскрытия этого понятия обратимся к отрывку из книги «Исламское воспитание детей» под авторством Халида Мухаммада. Основой основ правильного воспитания, по словам Халида Мухаммада, является мировоззрение человека. Эта фундаментальная составляющая играет тут основополагающую роль:

«Человек не может прожить без какого-либо мировоззрения. Духовное воспитание (оно же и мировоззренческое) учит человека, что вера во Всевышнего освобождает человека от поклонения каким-либо материальным предметам или телесным потребностям. Эта вера и есть основа, на которой держится правильное воспитание.

Отсутствие какого-либо мировоззрения приводит человека к душевным и интеллектуальным расстройствам. И существование такого человека лишается всякого смысла и конечной цели.

Мировоззрение (или, другими словами, религия) – это то, во что верит человек, то с чем соглашается и признаёт его сердце. И эта мировоззренческая предрасположенность человека заложена в самой его природе. В Коране сказано:

فَأَقِمْ وَجْهَكَ لِلدِّينِ حَنِيفًا ۚ فِطْرَتَ اللَّهِ الَّتِي فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْهَا

(смысл): “Обрати свой лик к религии, как истинно верующий. Таково врождённое качество, с которым Аллах сотворил людей”. (сура Ар-Рум: 30)».

Продолжая трактовку этого аята, Халид Мухаммад пишет: «Человек имеет врождённую веру в существование невидимой силы, которая руководит им и его жизнью. К этой силе он (человек) прибегает при возникновении какой-либо нужды, и она придаёт ему душевное равновесие. И в этом (в возможности познать Творца), согласно имаму аль-Газали, достоинство человека и особый почёт: “Превосходство и достоинство человека над остальными творениями заключается в том, что он имеет возможность познать Всевышнего Аллаха”».

Далее Халид Мухаммад переходит непосредственно к плодам духовного воспитания, объясняет, что духовность взращивает и развивает в человеке благородные качества:

«Духовное воспитание имеет большое влияние на человека, оно направляет его к добру, украшает его благородными качествами и благим нравом. Из этого понимается, что духовное воспитание укрепляет в человеке духовную силу и правильную веру.

Такой человек черпает свою веру в шести основах: вере во Всевышнего, Его ангелов, Книг, посланников, Судный день и предопределение. При этом происходит очищение души, интеллект становится светлым, а нрав выправляется.

И это потому, что таких людей не покидает ощущение, что Всевышний всегда наблюдает за ними, и они страшатся (ослушаться) Его, надеются на Его помощь и уповают на Него. Если исходить из всего этого, напрашиваются следующие выводы:

1. в духовном воспитании заключается личностный рост человека и его развитие;

2. духовное воспитание – источник веры во Всевышнего Аллаха;

3. духовное воспитание приводит человека к равновесию и спокойствию;

4. духовное воспитание очищает нрав человека и украшает благородными качествами;

5. духовное воспитание защищает от грехов;

6. духовное воспитание улучшает социальные связи и продвигает в обществе взаимопомощь и любовь.

Из всего вышесказанного следует, что человечность в человеке определяется именно его внутренним миром, духовной стороной. Более того, недостаточно быть Homo Sapiens (человеком разумным), надо быть ещё и человеком духовным.

Интеллект и поведение – вот два параметра, которые делают человека человеком. В противном случае мы можем получить ущербного человека, о котором экс-президент США Теодор Рузвельт говорил: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества«».

Автор: Мурад Гайдарбеков
Источник: islamdag.ru


This post has been viewed 146 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru