29.03.2024

гос92ВЕРА И ИСПЫТАНИЕ

Основной целью тасаввуфа является, украсив незрелого человека искренностью, довести его до уровня совершенного человека. Для того чтобы человек, пришедший в этот мир, наполненный божественными тайнами и ведомый в нем божественной силой, готовился к вечному миру, он подвергается испытаниям. Для того чтобы обрести дары вечной жизни, он должен, пройдя эти испытания, обрести кальби-салим.
Поэтому люди на пути Ислама и совершенства проходят тысячи испытаний бедами, страданиями, лишениями и мучениями. Таким образом, Всевышний Аллах отделяет праведных от нечестивцев. Поэтому недостаточно только уверовать, необходимо совершать праведные деяния и преодолевать испытания.

Всевышний Аллах в Коране так говорит, что вера и испытания нераздельны:

 آلم أَحَسِبَ النَّاسُ أَن يُتْرَكُوا أَن يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَايُفْتَنُونَ وَلَقَدْ

 

فَتَنَّا الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ فَلَيَعْلَمَنَّ اللَّهُ الَّذِينصَدَقُوا وَلَيَعْلَمَنَّ الْكَاذِبِينَ

Смысл: «Алиф. Лям. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: “Мы уверовали”?»

Смысл:  «Мы подвергали испытанию и тех, кто жил задолго до них. Ведь Аллах знает [наперечет] тех, которые правдивы, и тех, которые лживы »[1].

Следовательно, вера – это милость, а испытания – плата за нее. От человека требуется терпение и покорность для сохранения веры. Т.е. Всевышний Аллах как бы требует взамен дарованным высотам преодоление испытаний в меру возможностей, тем самым давая осознание ценности имана. Данный аят Корана является подтверждением этой истины:

 

إِنَّ اللّهَ اشْتَرَى مِنَ الْمُؤْمِنِينَ أَنْفُسَهُمْ وَأَمْوَالَهُم بِأَنَّ لَهُمُ الْجَنَّةَ

 

Смысл:  «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай…»[2]

Поэтому, чтобы заслужить довольство Аллаха, необходимо с радостью жертвовать жизнью, имуществом и всем остальным на пути Аллаха, тем самым доводя свою веру до совершенства. Несомненно, эти тяготы и страдания в этом мире будут возмещены в мире будущем.

Как прекрасно сказал Азиз Махмуд Худаи:

Пока не пройдешь через трудности,

Возлюбленный к тебе не придет!

 

Пока не разобьешь оболочку неверия,

Вера к тебе не придет!

 

Пока не станешь пленником мучений,

Избавление к тебе не придет!

 

Пока не расплывешься как вода,

Не растечешься по земле,

 

Не смешаешься с камнями,

Океан к тебе не придет!

 

Ад с его вечными муками является расплатой для тех, кто поглощен мирскими искушениями, посягает на Коран и людей, старающихся жить согласно законам веры. Ведь они заслуживают наказания по двум причинам: по причине неверия и по причине притеснения му’минов.

В наше трудное время не обойтись без искренних поклонений и праведных деяний (‘амаль-салих) и без духовности Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Что же такое праведные деяния? Это умение сделать принципом жизни веру, поклонение и высокую нравственность, которыми будут довольны Аллах и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). В тасаввуфе праведные деяния формулируются двумя правилами: та’зим ли-амриллях (достойное следование приказам Аллаха) и шафкат ли-халкиллях (милость к созданиям Аллаха). В особенности в наше тяжелое время в религии и вере необходимо следование этим правилам, благодаря которым приходит помощь и милость Аллаха. В Коране говорится:

Смысл:  «Если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда»[3].

Если обратиться к истории Ислама, то можно отчетливо увидеть, что благодаря помощи Аллаха правоверные, несмотря на малые силы, добивались больших успехов. Бадр, Мут’а, поход Тарика бин Зияда на Испанию, победа под Малазгиртом и другие являются примерами этой истины. Кроме того, Османское Государство, распространявшее Ислам по всему миру, было основано четырьмястами конниками.

Это говорит о том, что мусульмане побеждают сообразно своей искренности. Т.е. сила и мощь, слившиеся с искренностью, становятся непобедимыми, а тот, кто потеряет искренность, потеряет и силу. По этому поводу Всевышний Аллах говорит:

إِن يَنصُرْكُمُ اللّهُ فَلاَ غَالِبَ لَكُمْ وَإِن يَخْذُلْكُمْ فَمَنْ ذَا الَّذِي

 

يَنصُرُكُمْ مِنْ بَعْدِهِ وَعَلَى اللّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ

 

Смысл:  «Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие»[4].

Всегда, при любых обстоятельствах и трудностях цель правоверного – следовать пути Аллаха и Его Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям). И каждый правоверный должен отплатить Всевышнему Аллаху за благо быть верующим. Отплатившие упоминаются в аяте как «давшие долг Аллаху», и взамен Всевышний Аллах пообещал им намного больше:

 

مَن ذَا الَّذِي يُقْرِضُ اللّه قَرْضاً حَسَناً فَيُضَاعِفَهُ لَهُ أَضْعَافاً كَثِيرَةً

 

Смысл:  «Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его многократно»[5].

Просить что-либо, ничего не дав взамен, невозможно. В Коране говорится:

Смысл:  «Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка»[6].

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из хадисов сказал так:

«Правоверный, будь то мужчина или женщина, подвергнутся испытаниям через себя, детей и имущество, чтобы предстать перед Аллахом чистым и безгрешным…»[7].

Выходит, что испытания, которым подвергается человек, не только для того, чтобы отделить праведников от грешников, но и для того, чтобы очистить раба от грехов.

По этой причине угнетение людей тиранами, хотя и с виду кажется горем, на самом деле для тех, кто сохраняет веру, является милостью. Следующие слова подтверждают эту мудрость:

 «Получишь столько, сколько вытерпишь трудностей!»

У всего есть своя цена. Невозможно что-то получить, не покорившись.

Чародеи фараона пали ниц перед Мусой (алейхиссалям) со словами:

— Мы уверовали в Господа миров, Господа Мусы и Харуна!

В своем безумии фараон впал в гнев и, желая показать свою власть над душами, возопил:

— Ах, вы уверовали в Него без моего разрешения! Клянусь, я четвертую и повешу вас всех!..

Чародеи с глубокой верой ответили:

— Твой гнет не причинят нам вреда! Твое насилие – только в этом мире, а счастье ахирата вечно!

Потом они попросили Аллаха:

رَبَّنَا أَفْرِغْ عَلَيْنَا صَبْراً وَتَوَفَّنَا مُسْلِمِينَ

 

Смысл:  «…Господь наш! Ниспошли нам терпение и упокой нас мусульманами!»[8]

Чародеи не стали упрашивать фараона и не испугались его угроз. Потом они отплатили за свою веру своми отсеченными руками и ногами, удостоившись чести стать шахидами и приближенными к Всевышнему Аллаху.

Тираны, считая веру преступлением, сжигали уверовавших во рвах (Асхабы Ухдуд). Эти праведные му’мины, несмотря ни на что, бесстрашно встретили смерть, не отказались от своей веры, отплатив за нее Всевышнему Аллаху, за что Всевышний Аллах сделал их избранными праведными рабами. За веру и наставничество Хабиб Наджар (Асхаба Кария) был забросан камнями. На последнем вздохе ему были показаны уготованные ему божественные блага, и он, сожалея о неведении своего народа, сказал:

Смысл:  «…О, если бы мой народ знал!..»[9]

Ведь ему за то, что он погиб, забросанный камнями, было даровано вечное счастье. Кроме того, в первые годы распространения христианства, римляне, объединившиеся с греками и идолопоклонниками, отправляли уверовавших на арены для боя с дикими зверями. Но истинно уверовавшие, несмотря на это насилие, выбирали высшую награду Аллаха, оплачивали свою веру, погибая, будучи разорванными дикими львами, и тем самым удостаивались вечной награды.

Первые мусульмане, живя в Мекке до переезда в Медину, тринадцать лет отплачивали за свою веру. Голод, угнетения, переезд в Эфиопию и другие мучения были ценой их веры. И, наконец, в благословенном городе Медине – сердце Ислама они удостоились достойной жизни в Исламе. Муки, которым был подвергнут Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в Таифе, перенесли его в Мирадж[10], которого не удостаивался ни один пророк.

С другой стороны, Всевышний Аллах, обладатель истинной Мощи и Величия, никогда не оставляет без наказания посягательства неверных на жизнь му’мина.

История человечества полна примерами наказания тех нечестивцев, которые шли против веры и нравственности. Тираны и гордецы из племени Нуха, Ад и Самуд, Фараон, боровшийся с пророками и объявивший себя богом, а впоследствии погибший в морской пучине; побежденный комаром Немруд; павший в своей безнравственности ниже животных народ Лута и многие им подобные ушли из этого мира, увязнув в своем насилии и мятежности.

По ним не плакали небеса. На глазах не было слез, и души по ним не страдали. Они ушли на свалку истории под проклятия и стоны угнетаемых ими. На развалинах их дворцов ныне лишь ухают совы и воют шакалы.

История неверия, бунтарства, насилия и бесправия полна потрясающими примерами божественного наказания. Суровое божественное наказание, поражающее тех, кто препятствует пути Аллаха и пророков и их последователям, есть непреложный и неизменный божественный закон. Самые катастрофические стихийные бедствия в жизни: потопы, бури, ураганы, землетрясения, голод, небесный огонь, войны и эпидемии есть проявление божественного гнева.

Подобные  «природные явления», несущие нежелательные последствия, не происходят просто так. В них заложены свои причины и мудрость.

Подобные происшествия происходят по причине грехов людей. И катастрофы возникают согласно божественному установлению.

Без сомнения, Всевышний Аллах, никого не угнетает. Но эти катастрофы есть проявление того, что люди сами заслуживают. Всевышний Аллах выражает эту истину так:

 

وَمَا أَصَابَكُمْ مِنْ مُصِيبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ

 

Смысл:  «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что вершили вы сами…»[11]

Поэтому те, кто выступает против божественного порядка и основ, неизбежно сталкиваются с божественным наказанием.

Во всех физических явлениях скрыто множество тайн. Эти тайны открыты пророкам и праведникам. Вот несколько примеров из Корана:

Смысл:  «Сколько селений, которые были неблагодарны за средства к существованию, Мы погубили! Вот их жилища, в которых никто не проживает после них, за исключением немногих. Мы унаследовали все это»[12].

Смысл:  «…Посмотри же, каким был конец беззаконников!»[13]

Смысл:  «Сколько же Мы истребили до них поколений, которые превосходили их мощью! Они странствовали по земле. Но разве они могли сбежать? Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом»[14].

Смысл:  «Вслед за ними Мы сотворили другие поколения»[15].

Смысл:  «Сколько Мы разрушили селений, которые были несправедливы, сотворив после них другие народы»[16].

Смысл:  «…Воистину, хватка Его мучительна, сурова!»[17]

Смысл:  «Мы уже погубили селения, которые были вокруг вас, и разъяснили знамения, чтобы они могли вернуться на прямой путь!»[18]

Смысл:  «Мы уже погубили подобных вам. Но есть ли, кто задумался?»[19]

Наш Господь – обладатель карающей силы. Он верой Ибрахима (алейхиссалям) превратил огонь Немруда в розовый сад, посохом Мусы (алейхиссалям) развалил царство фараона, стаей маленьких птиц разгромил армию Абрахи, который осмелился посягнуть на Каабу, превратив окрестности Мекки в кладбище слонов, поддержав Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) невидимой армией ангелов, ветра, страха и др., вывел его за горизонты великих побед.

Поэтому каждый, кто восстал против веры и Ислама обречен на гибель в могущественной хватке божественного наказания.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

 

وَلِلَّهِ خَزَائِنُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَلَكِنَّ الْمُنَافِقِينَ لَا يَفْقَهُونَ

 

Смысл:  «…Аллаху принадлежат сокровищницы небес и земли, но лицемеры не понимают этого»[20].

Поэтому му’мины, преодолевая тяготы бесчисленных испытаний, должны быть верными клятве Аллаху, сохранять духовную связь с Господом и высокую нравственность. И напротив, растрачивать жемчужные россыпи веры в поисках мирской выгоды означает подвергать свою веру опасности. По этому поводу предупреждение Всевышнего Аллаха очень сурово:

Смысл:  «Воистину, Аллах не простит и не наставит на путь тех, которые уверовали, затем стали неверующими, затем опять уверовали, затем опять стали неверующими, а затем приумножили свое неверие».

Смысл:  «Обрадуй вестью о мучительных страданиях лицемеров!»

Смысл:  «Они берут своими помощниками и друзьями неверующих вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущество с ними, если могущество целиком присуще Аллаху?»[21]

Необходимо помнить, что человек подчиняется законам жизни и смерти. Какой же глупостью и невежеством будет не знать Аллаха, который дает нам жизнь и смерть, и не сохранить то, чем Он нас наделил.

Глаза, уши, руки, ноги, слова, сознание и совесть – все это даровано Всевышним Аллахом, для того чтобы мы могли достичь божественной истины, т.е. использовали их для достижения божественной истины. Глаза даны для того, чтобы видеть проявления истины, уши – чтобы слышать божественный призыв, руки – для праведных деяний, ноги — чтобы идти к прекрасному и служению, слово – чтобы выразить потоки чувств и, читая Коран, привести сердце к покою в зикруЛлахе, сознание – для восприятия событий окружающего мира, совесть – для сохранения духовных ценностей.

Использовать эти способности на пути греха и распутства будет предательством своей сущности и восстанием против Создателя. Использование же способностей по назначению будет соответствовать природе человека и служить ему духовной пищей.

Несомненно, те, кто совершает попытки посягательства на мусульман и Коран перед Силой и Могуществом Всевышнего Аллаха, который взял под опеку веру, рано или поздно будут обречены на божественное наказание.

Хорошо известно, что враги Ислама временами нападают на мусульман, жаля их своими ядовитыми языками.

Необходимо твердо знать, что невозможно изменить то, что создал Аллах, то, что вложил в природу человека. Как бы ни старалось неверие распространяться через насилие, все равно не сможет препятствовать произрастанию величественных качеств, укоренившихся в духовных глубинах веры. Невозможно препятствовать потребности раба в приближении к Господу. Не остановить эту естественную склонность человека, потому что божественная Воля предписала потребность в вере и приближению к Господу как закон Всевышнего (суннатуллах).

 

رَبَّنَا أَفْرِغْ عَلَيْنَا صَبْراً وَثَبِّتْ أَقْدَامَنَا

 

وَانْصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ

 

Смысл:  «Господь наш! Пролей на нас терпение, укрепи наши стопы и помоги нам одержать победу над неверующими людьми»[22].

 

رَبَّنَا وَآتِنَا مَا وَعَدْتَنَا عَلَى رُسُلِكَ وَلاَ تُخْزِنَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ

 

Смысл:  «Господь наш! Даруй нам то, что Ты обещал нам через Своих посланников, и не позорь нас в День воскресения!..»[23]

Аминь…


[1]              Сура аль-Анкабут, 1-3.

[2]              Сура ат-Тауба, 111.

[3]              Сура Али Имран, 120.

[4]              Сура Али Имран, 160.

[5]              Сура аль-Бакара, 245.

[6]              Сура аль-Бакара, 214.

[7]              Тирмизи, Зухд, 57.

[8]              Сура аль-А‘раф, 126.

[9]              Сура Йасин, 26.

[10]             Мирадж: вознесение Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) на небеса.

[11]             Сура аш-Шура, 30.

[12]             Сура аль-Касас, 58.

[13]             Сура аль-Касас, 40.

[14]             Сура Каф, 36-37.

[15]             Сура аль-Му‘минун, 42.

[16]             Сура аль-Анбия, 11.

[17]             Сура Худ, 102.

[18]             Сура аль-Ахкаф, 27.

[19]             Сура аль-Камар, 51.

[20]             Сура аль-Мунафикун, 7.

[21]             Сура ан-Ниса, 137-139.

[22]             Сура аль-Бакара, 250.

[23]             Сура Али Имран, 194.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *